Дни особого поминовения всех умерших православных христиан — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан

2021-01-29 68
Дни особого поминовения всех умерших православных христиан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В русском народе есть обычай называть покойников, своих и чужих, старых и малых, родителями. Старинное выражение «идти на родителей» означает: идти на могилы умерших.

Представление покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к ряду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни – особенно в субботы – совершается вселенское поминовение умерших. Эти дни получили название родительских суббот  .

Именно в субботу, а не в другие дни полагается моление об умерших, потому что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, поминать своих умерших родных и близких.

Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв, есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Исследования по исходе души от тела».

Днями особого поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

Мясопустная родительская вселенская суббота   бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т. д.

Троицкая вселенская родительская суббота   бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братии наших.

Родительские вторая, третья и четвертая субботы   Великого поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной Литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Частные родительские дни:

а) вторник Фоминой недели.   Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день русским народом назван Радоницею, или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище – приветствовать умерших родителей радостною вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собою на могилы окрашенные яйца. Это – девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели);

б) 11 сентября (нового стиля),   в день Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено в русской Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 года), во время войны с турками и поляками;

в) Димитриевская родительская суббота   совершается за неделю перед 8 ноября (нового стиля) – днем великомученика Димитрия Солунского. Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал ее Димитриевской, по имени победителя.

Впоследствии в день Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но – вместе с ними – и всех усопших братий своих.

В эти дни закажите о своих близких, родных обедни или проскомидию. Проскомидия (греч.) – это приношение.

Подается листок с заголовком: «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством), и немного денег.

В эти дни посетите могилы умерших, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении; дома читайте 17-ю кафизму; помяните умерших во время трапезы.

Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

Как живому человеку мы желаем здоровья, так умершему – спасения его души. И сам обряд поминовения – не только заупокойные литургии, панихиды и литии, но и поминальная трапеза – это выражение любви к тому, кого уж нет с нами, но кого мы помним. Не зря при погребении и поминовении вкушается именно кутья – разваренная пшеница (или рис) со сладкими плодами: ведь зерна символизируют воскрешение, а сладкие плоды – сладость райской жизни.

Нередко «на помин души» раздают сладости в церкви и прямо на улице. На праздники, особенно на Пасху и Троицу, приходят на кладбище, чтобы совместно трапезничать, а уходя, оставляют на могильных холмах фрукты, печенье, конфеты, воду в стакане или спиртное. Душа умершего должна чувствовать поддержку живущих. В народе живет немало историй о том, как души умерших напоминали родственникам, забывшим вовремя помянуть их, что это надо сделать.

Естественно, при посещении церкви необходимо подать записку «за упокой души» – чтобы священник назвал имена поминаемых в молитве. И главное, самим регулярно поминать их в личных молитвах. Существует немало подтверждений пользы частных молитв, которые помогали душам почивших.

Первые сорок дней по исходе из тела душа проводит в мытарствах. И поминовение души именно в третий, девятый и сороковой дни связано с тем, что в эти дни Ангелы возносят ее на поклонение Богу.

Что такое мытарства? Это судилища, в которых злые силы задерживают душу и обличают грехи, содеянные усопшим при жизни. Каждое мытарство обличает свой род греха – от сквернословия до бессердечия.

Наиболее полезным для души считается поминовение на Божественной Литургии. Такое поминовение способно принести избавление от мучений на том свете.

Молитва за усопших, их поминовение помогает не только им, но и самим поминающим. Иоанн Златоуст говорил об этом так: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».

Кроме молитв, полезно для души усопшего и посильное жертвование – подать милостыню нищему, пожертвовать на храм, оставить пищу (кроме мясной) на панихидном столе в церкви, поставить свечу за упокоение.

Как проводится и из чего состоит поминальная трапеза? Это не только повод для родственников собраться вместе и посидеть за одним столом. Это – особый обряд, что подтверждается и особым набором обязательных блюд.

Перед началом поминальной трапезы желательно совершить литию (так называется краткий чин панихиды). Если нет священника, то это вполне может сделать мирянин.

Если нет возможности совершить литию, то необходимо прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш».

Поминки начинаются и завершаются кутьей и блинами (или оладьями). При этом кутья во время панихиды должна быть освящена или хотя бы окроплена святой водой. Кутью обычно готовят из зерен пшеницы или риса с медом и изюмом.

В некоторых местах поминальный обед начинается с подачи первого блюда – щей, супа и т. д. Но это принято не везде (так же как и употребление спиртных напитков).

Блины на поминках обязательны, так как это обрядовое блюдо связано с представлением о потустороннем мире, о Солнце, свете. Первый блин обычно кладут на окно – для покойника. Блин должен быть горячим – чтобы паром смогла питаться душа. Говорят: кто печет поминальные блины, тот печется об умершем.

 

Обычаи поминок

 

Вот как они описаны в церковной книге «У Бога все живы. Православный обряд погребения»:

«1. Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья: только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоан на Златоуста (в воскресенье).

2. Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Православная Церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи): с этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон.

3. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

4. За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

5. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

6. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженными лампадой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.

Между подачей очередных блюд читают такую молитву: “Зряща мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный. Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не ктому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животны” (на русском языке: “Братья, друзья и знакомые, видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! Подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, перед Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий, – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был за свои грехи ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни”).

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой дни поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

В любые дни поминовения читаются такие молитвы: “Слава, и ныне”; “Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой”; “Богородице Дево”.

В конце поминальной трапезы попросите у Бога за всех усопших: “Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память”; “Вечная память” (трижды). Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.

7. Непосредственно перед началом поминальной трапезы читают молитву “Отче наш”. Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родственники и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если пшеницы и меда нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед или изюм – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: “Благодарим Тя, Христе Боже наш”, “Достойно есть”.

8. Самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Неужели поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то читайте те молитвы, которые знаете по памяти, обратитесь к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание ваше за души умерших шло от сердца. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как приведено выше.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 22).

9. Во время похорон существует обычай закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах к Богу».

Еще раз обратим внимание на чин литии, совершаемой мирянином, и иные молитвы, совершаемые на кладбище и заупокой.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.