Совершение бракосочетания в русской церкви — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Совершение бракосочетания в русской церкви

2021-01-29 119
Совершение бракосочетания в русской церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По приезде в храм жених с невестою входили в притвор, где священник читал молитву: «Боже, глаголавый пророки…», окуривал их кадилом, очищая тем самым от завистливых взглядов, которые они могли встретить по пути следования в церковь, и затем уже вводил их в самый храм.

В храме жених с невестою становились против царских врат на камче и соболях. Впереди и по бокам их становились участвовавшие в свадебном поезде: перед невестою стояли с караваем и со свечою, а перед женихом только со свечою. Священник брал кольца у жениха золотое, а у невесты железное (хотя оно могло быть и золотым) и нес их в алтарь на престол, где они полагались «на десной стране святой трапезы, обращену убо железному ко десной стране, златому же ко левой и близ един другого».

После венчания все слезы и причитанья кончались.

Новобрачных везли в дом жениха, отец и мать которого встречали их с хлебом-солью и с образами и благословляли: отец иконою, а мать – хлебом-солью и иконою; затем новобрачных благословляли крестный и крестная жениха и вводили в особую избу или горницу, где наскоро кормили, а гостей в это время усаживали за столы.

Входя в горницу, жених должен был перенести невесту через порог на руках для того, чтобы обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Этот обряд был распространен повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрировал им свою силу и любовь к молодой жене.

Новобрачных усаживали на шубу – шерстью кверху – среди стола, и начиналось гулянье: пили, ели, веселлись; одни новобрачные не должны ни пить, ни есть, а сидеть за столом рядом, прижавшись руг к другу, рука с рукой, нога с ногой, чтобы кошка не пробежала. По окончании гулянья гости били тарелки и рюмки, а затем молодых отводили спать в особую горницу или холодную избу, у порога которой также били горшки и прочую посуду.

Перед тем как покинуть свадебный пир, муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного «хозяина» к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженую в сенник. При этом молодых сопровождали все гости, и если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог и угодить под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Сваха провожала молодых в спальню, делая разные наставления и приговорки: «На первую ночку паренька и девочку».

И вот молодые остаются одни. Жена должна подать плеть и разуть мужа, у которого в сапоге спрятаны деньги. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это означало, что ей будет счастье, в противном случае означало, что ей придется угождать мужу и разувать. Эти деньги жена брала себе, благодарила мужа. А муж, взяв плеть, трижды слегка ударял жену – чтобы в семейной жизни больше никогда не бить. Раздевшись, он укладывался на постель, а женушка-молодушка, также раздевшись, вскакивала через мужа на постель и ложилась к стене.

Как видите, и здесь свой особый расчет: новобрачных укладывают в холодную спальню для того, чтобы дети у них были здоровыми и не боялись холода, а жена скачет через мужа на брачную постель для того, чтобы детей родить легко и благополучно.

Деньги муж кладет в сапог для того, чтобы они водились у жены всю жизнь.

 

Княжий стол

 

«Княжий стол» приготовлялся у новобрачного на второй день после свадьбы.

Утром подгулявшие еще с вечера гости идут «поднимать молодых», но в спальню будить молодых входит одна только сваха. Она шла за простыней или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда могли сделать бесплодной, поэтому свахи относились к своим обязанностям со всей серьезностью. Если невеста «честная» – о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать. В противном же случае лошадям привязывали вместо цветов старые веники, рваные тряпки; родителей невесты в этом случае величали так, что они частенько загодя прятались. Им подавали «на угощение» рюмку без дна.

Прочие же родные стоят у дверей горницы, бьют горшки, кринки, тарелки. При выходе молодых их поздравляют и стучат, разбивая посуду. Если молодая доказала свою невинность, все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу.

Молодоженов усаживают за «княжий стол», рядом рассаживаются все родные, а затем начинается угощение – завтрак, после которого молодых снаряжают в путь к тестю и теще и прочим родным новобрачной, приглашать их на «княжий стол». В этот путь молодые отправляются одни.

У тестя их угощают чаем и закусками, а они приглашают родителей и всю родню на «княжий стол». Молодые возвращаются домой, а за ними тотчас же приезжают и званые гости.

И вот все в сборе, все усаживаются за столы, и начинается «княжий стол».

Новобрачные усаживаются посреди стола, а новая родня садится около новобрачных, занимая первое место в переднем углу.

Отец и мать новобрачной должны сидеть в переднем углу, если на свадьбе нет священника с матушкой, но при их присутствии они не занимают первое место, которое называется «попово место» или «для попов и дураков».

Отец и мать новобрачного не сидят за столом, а ходят у столов и кланяются, угощая гостей, а другие родные новобрачного подают за столы кушанья и напитки. При каждом кушанье, поданном на стол, отец и мать новобрачных, а также и подающие говорят: «Покушайте, гости хорошие, дорогие!»

За «княжьим столом» новобрачные также ничего не пьют и не едят, а только, если им подносят вино и пиво, пригубливают. Новобрачных, как перед первым столом после брака, так и «княжьим», кормят отдельно в другой избе, что и называется «покормить молодых на особинку».

Подгулявшие гости за «княжьим столом» очень часто обращаются к новобрачным со словами: «Горько, очень горько!»; называя новобрачных по имени и отчеству, просят: «Нельзя ли подсластить?» При этом новобрачные должны встать, поклониться поцеловаться «крест-накрест», сказать: «Покушайте, теперь сладко!» Гость допивает из стакана или рюмки и говорит: «Вот теперь очень сладко», а потом подходит к новобрачным и целует их. Таким образом, за «княжьим столом» только и слышится «горько», и поцелуям нет конца. В старину бытовало поверье, что во время поцелуя души любящих друг друга мужчины и женщины сливаются в единое целое. Наши предки высоко ценили духовность и целомудрие молодых, поэтому прилюдный поцелуй жениха и невесты рассматривался как законное долговое обязательство.

Гости-супруги, не довольствуясь «подслащиванием» новобрачных, обращаются за словом «горько» муж к жене, жена к мужу и тоже «подслащивают» – целуются.

Затем по окончании стола, когда подадут жаркое, то каждый из гостей встает из-за стола и с кусочком почки на вилке идет к новобрачным, целуется, а затем подходит к своей жене или сватье, с которыми тоже целуется. Этот довольно продолжительный процесс целования приходится весьма по сердцу подгулявшим гостям.

В обязанности дружки входит: солить, резать кушанье и разрезать помельче почку и начинать церемонию с «почкой» и «горько». Посмотреть на «княжий стол» приходит очень много любопытных.

В этот день молодоженов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами потчевать, и дары принимать. Свадебный каравай, испеченный в доме невесты еще до воскресенья, украшенный «шишками» из теста или фигурками птичек, наконец разрезали и угощали гостей.

Не всегда и не у всех бывал «княжий стол». В иных местах или у небогатых хозяев бывал один стол после венчания, но все церемонии и обычаи происходили за первым столом после венчания, как и за «княжьим».

Подгулявшие гости поют и пляшут до полуночи. Некоторые уезжают по домам ночью, а некоторые остаются ночевать у новобрачных.

 

Третий день

 

Из гостей и новой родни на третий день остаются лишь немногие. Этот день – своеобразный семейный праздник.

Утром молодушку заставляют что-либо поделать около печки и смотрят: умеет ли она приниматься за стряпню, но, как правило, ей приходится стряпать и печь блины, которые она и подает от печки на стол, кланяясь и прося покушать ее печения.

После обеда, к вечеру, к новобрачным собираются на посиделки девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут.

В этот вечер молодая жена знакомится с соседями и потчует их блинами, пирогами, пряниками и орехами.

 

Отводины

 

Так называемые отводины бывают через неделю после свадьбы. Иногда этот срок уменьшается либо увеличивается в зависимости от обстоятельств.

Отводины делает отец молодушки и все прочие ее родные, бывшие на свадебном пиру.

В назначенный для отводин день тесть едет звать к себе зятя и дочь, а также и всех родных зятя.

После того как приедут молодые к отцу и отпируют сват у свата, зять у тестя, родственников жениха должны пригласить к себе по старшинству и другие родные невесты.

На отводинах молодые ходят из дому в дом родных, у каждого угощаются закусками, чаем и водкой.

С окончанием отводин свадьбу считают оконченной.

После свадьбы для молодой семьи начиналась нередко трудная жизнь. Молодушка должна была привыкать к чужим людям, к покорности, готовиться к материнству.

Вот видите, как все долго и по правилам. И так традиции сохранялись из поколения в поколение. Менялся образ жизни, кое-что изменялось и в традициях. Но все равно свадебная церемония в основном оставалась свято чтимой.

А вы заметили, как окружающие беспокоились о здоровье молодой семьи, как прислушивались к приметам? Я напомню вам о них еще раз, посколько в наше время эта сторона жизни по-прежнему остается больной стороной, требующей соответствующего внимания.

 

Свадебные суеверия

 

По народным приметам, когда сватья (сваха) придет сватать невесту в ее дом, то во время разговора она не должна садиться. Она будет говорить много и долго, хвалить жениха и договариваться обо всем, но все стоя на ногах. Если же сватья присядет, не будет пути! Опытная сватья никогда не изменяет этому правилу, сколько ее ни уговаривают, чтобы она присела, – не присядет. Даже если ей предлагают чай пить или угощают сладостями, она все равно отказывается, потому что если она нарушит эти традиции, то у новобрачных дети будут «седуны», то есть не будут долго ходить, а если будет пить, то дети будут охотники до питья, а если будет есть, то дети будут много есть (многоежки).

Сговоренку-невесту закрывают платком для того, чтобы не сглазили, и по этой же причине она до венца и не должна показывать лица. Тем более должна она скрывать свой «облик» – лицо и во время свадьбы, потому что во время свадьбы бывает очень много народу как из своего селения, так и из других, а известно, что в любой деревне есть человек, имеющий дурной глаз, и эти люди, как правило, стараются сделать свое грязное дело. Так было раньше, так есть и сейчас.

Чтобы уберечь парня от сглаза, крестная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос и подпаливала места срезов.

Во избежание порчи невесте и жениху, едущим в церковь венчаться, втыкают в платье, в рубашку, в ворот и подол безухие иглы, безголовые булавки, на тело навертывают обрывки мережек. Знахарю очень трудно испортить человека, у которого есть безухие и безголовые иглы и булавки, а тем более если у него на теле находится пелерина, на которой бесчисленное множество узелков.

Когда невесту и жениха собирают венчаться в церковь, им в обувь насыпают хлебных зерен и денег: первые для того, чтобы не нуждались в хлебе и имели хороший урожай на полях, а вторые – чтобы они водились и легко добывались. Чаще жениха и невесту осыпают зерном и хмелем, когда они возвращаются после венчания. При этом поют следующую песню:

 

Дружка идет

И князя ведет,

Князь идет

И княгиню ведет,

Позади княгини

Посыпальная сестра,

Сыплет она,

Посыпает она

И житом, и хмелем:

Пусть от жита —

Житье доброе,

А от хмеля – весела голова.

 

Новобрачных перед венцом и после венца за столом сажают на шубу, вывороченную вверх шерстью, чтобы их не испортили, чтобы жили они богато и у них в изобилии водился скот.

Во время празднества, как за первым столом, так и за «княжьим», новобрачные должны переплести свои ноги или поставить нога на ногу – для того чтобы между ними не пробежала черная кошка. Для этой же цели они должны сидеть поплотнее друг к другу. Если же пробежит между ними кошка, то молодые будут жить недружно, как кошка с собакой.

Когда жениха и невесту приведут на церковную паперть, то они должны взяться за скобу и сказать: «Пусть все наши скорби и болезни не пойдут с нами под венец, а останутся на тебе, железной скобе». Существует поверье, и народ верит в него, что железо принимает к себе всякую болезнь, как от человека, так и с «ветра», а в особенности ржавое железо, которое многие носят на кресте, особенно во время повальных болезней. У дверей многих домов, у порогов вбиваются в половицы скобы и подковы, для того, чтобы болезни повальные не входили в дом, а оставались на скобе или подкове у дверей порога.

Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: «Венчается раб Божий такой-то», то последний должен креститься и говорить тихонько: «Я, раб Божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются». По старинному поверью, если у брачующихся есть какие-то болезни и с ними венчают, тогда их никогда не вылечить.

Во время венчания, когда под ноги подстилается ширинка – полотно или платок, – то тот из новобрачных, который на нее вперед ступит ногой, и будет в семейной жизни главным.

Во время венчания замечают также, у которого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит. Считается, что тому суждено прежде и умереть.

Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, так как если они это сделают, тем более посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-либо изменит в супружеской жизни.

Если брачующиеся оба или один из них венчаются невинными (не познали блуда), по преданию, венцы у обоих или у одного из них сияют от света-огня.

Когда от венца молодушку вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки, свекор сует ей в руки склянку с вином или с пивом, а свекровь кладет потихоньку в пазуху пирог и под ноги кидает хмелю. Пирог молодые должны съесть пополам перед свадебным столом, на «особинке», вино или пиво тоже выпить пополам. Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сытно, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы век жили весело и в согласии.

Сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Когда молодая входит в избу, то, ступая ногой через порог, должна сказать: «Я из меньших – большуха, буду мама, стряпуха».

Когда приехавших от венца новобрачных будут благословлять, невеста после благословения, кланяясь отцу с матерью в ноги, говорит потихоньку: «Я-то пришла, меня-то привели, не овечку, волчиху».

Перед обрядом на «особинке» невеста должна сказать тихонько: «Пить бы да есть досыта, а детей рожать по любви – легко».

Тот платок, под которым, будучи еще сговоренною, невеста плакала, оставляется навсегда в доме родителей; его не берут в приданое в новый дом, чтобы жить замужем – не плакаться.

 

Как мы видим, определенные традиции свадебных приготовлений и торжества существуют в народе не один век. Сегодня мы с радостью отмечаем, как у городской и сельской молодежи возрос интерес к традиционному свадебному обряду. Неудивительно, что, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом. В наше время делались попытки разработать сценарии современных свадеб, но они как-то не прижились, так как искусственно созданные, они настолько отталкивали своей казенной формой, что молодые и их гости стремились поскорее пережить и сам обряд регистрации, и действия, следующие за ним, как неприятную, но общепринятую часть современной свадьбы, и поэтому сами по себе свадьбы сейчас празднуют каждый по-своему, исходя из возможностей, способностей присутствующих, а не из предписаний.

На наше счастье, устойчивость народных традиций, и особенно свадебных, просто поразительная, и почти в каждой семье есть свой знаток, умеющий «порядочек повести». Не умерла у наших современников и потребность самим попеть на свадебном пиру, – пусть не свадебные, но живые песни, согретые душой поющих. Недаром по городу так много объявлений: «Профессиональный баянист, тамада поможет весело провести свадьбу…»

Вот вы и ознакомились с обрядом свадьбы. Возможно, вы и не знали, сколько родни она собирает вместе. Сейчас я попытаюсь разъяснить вам, кто есть кто.

 

Родня

 

Шли муж с женой, брат с сестрой, да шурин с зятем. Сколько всего?

(Три.)

Загадка

 

Родню считай – денег не поминай, деньги считай – родни не поминай.

Пословица

 

В русской семье имеется очень большая степень родства. Хотите познакомиться?

Давайте постараемся разобраться в степенях родства. Вы, наверное, часто слышали: они единокровные, единоутробные. А знаете, что это не одно и то же?

Единокровные – это дети, которые родились от одного отца, но не от одной матери, то есть родство по крови.

Единоутробные – дети от одной матери, но от разных отцов. Родство по утробе.

Тесть – это отец жены.

Теща – мать жены.

Свекор – это отец мужа. Жена его сына ему сноха.

Свекровь – мать мужа. О свекрови говорят: «Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит». Или: «Свекор – гроза, а свекровь выест глаза».

Зять – муж дочери. Родители жены – мужу (зятю) тесть и теща. Брат жены мужу (своему зятю) – шурин. Сестра жены – свояченица. Поэтому один и тот же человек приходится зятем – тестю, теще, шурину и свояченице.

Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына. Сноха – от слова «сын», «сыновья».

Невестка – также жена брата.

Тетя – сестра отца или матери.

Дядя – брат отца или матери.

Мачеха – неродная мать детям, жена отца.

Отчим – неродной отец, муж матери.

Шурин – родной брат жены.

Деверь – брат мужа.

Золовка – сестра мужа.

Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах.

Ятровь – жена деверя.

Жены братьев между собой – тоже ятрови.

Кум, кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. Есть поговорка: «Кумовство да свойство – все свое родство».

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.