Состязание в ласковых обращениях — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состязание в ласковых обращениях

2021-01-29 91
Состязание в ласковых обращениях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы узнать, что из себя представляют молодые, делают следующее: новобрачным дают по яблоку с десятью спичками в нем. Поочередно жених и невеста говорят по ласковому слову друг другу и вытаскивают спичку. Выигрывает тот, кто быстрее вытащит спички. То же самое можно сделать, расставив новобрачных на расстоянии двадцати шагов. С каждым шагом они делают то же самое.

 

Жребий по дому

 

Молодые тянут жребий по распределению обязанностей по дому. Их можно выразить условно – картинкой, фартучком, пеленкой, рисунками или игрушками – машина, пылесос, кастрюля, детская коляска, соска, сумка с продуктами. Это игра, шутка, поэтому допускается для смеха и нелепый выбор.

 

Состязания в названиях блюд

 

Молодые поочередно произносят названия блюд, которые они будут готовить, чтобы порадовать друг друга. Возможно, со временем оно будет их «фирменным семейным блюдом».

 

Игровой аукцион

 

А теперь можно и оказать посильную материальную помощь молодым, а для этого давайте устроим аукцион.

Предлагают аукцион по продаже чего-либо: поцелуя невесты, приглашения на серебряную свадьбу, сувенира.

 

Игровая продажа

 

Предлагают покупать пирожное, назначив какую-нибудь цену.

 

По кругу гостей передается фант-задание в виде картинки, на одной стороне которой нарисован мудрец, на другой – скоморох. Картинку с лентой вешают на шею очереднику. Он должен выкупить этот фант, либо посмешив гостей, либо сказав притчу, стихи, тост, спев песню, либо откупиться деньгами в пользу новобрачных.

 

Игровое пожертвование новобрачным

 

Гости демонстративно укоряют новобрачную, что на полу много сора, требуют мести пол, сами же бросают деньги.

 

 

Юбилейные свадьбы

 

У каждого возраста свои прелести. Вроде бы только свадьбу играли, малышей нянчили, в школу с ними ходили и даже не заметили в жизненной суете, что в этой самой, такой нелегкой, жизни наступил еще один праздник, да такой, который не всякому дается отпраздновать, но тем не менее не так уж редко встречающийся.

Как вы уже, наверное, догадались, речь идет о юбилейных свадьбах. Их отмечают люди, которым посчастливилось прожить вместе 25 или 50 лет, это серебряные   или золотые   свадьбы.

Столь длительный период времени, прожитый вместе, накладывает свой отпечаток на ход торжества. Как правило, это теплый домашний, семейный праздник, который не выносится на всеобщее обозрение, поскольку и возраст, и здоровье уже не те, что в молодости. В одежде и украшениях присутствует серебряный или золотой цвет, дарят соответственные подарки, цифры 25 и 50 так или иначе фигурируют и на подарках, и в поздравлениях. Друзья, дети и внуки, как правило, готовят небольшое, чисто семейное представление, напоминающее юбилярам о светлых страницах их жизни.

Бывает, что юбиляры едут во Дворцы торжеств и расписываются там в юбилейных книгах.

 

Ситцевую   свадьбу празднуют по истечении первого года брака.

Деревянная   свадьба отмечается после 5 лет семейной жизни.

Медная   свадьба – через 7 лет.

Розовая, или день роз, – через 10 лет.

Стеклянная   – через 15 лет.

Фарфоровая   – 20 лет супружества.

Серебряная   – 25 лет.

Жемчужная   – 30 лет.

Полотняная   – 35 лет.

Рубиновая   – 40 лет.

Золотая   – 50 лет.

Бриллиантовая   – 60 лет.

Благодатная   – 70 лет.

Коронная   – 75 лет.

 

Старинная свадьба

 

А как же праздновали свадьбы наши бабушки и прапрапрабабушки? Что интересного можно почерпнуть из их опыта? Ведь жили они вместе подолгу, разводов было намного меньше, чем сейчас. Может быть, в этом есть какой-то секрет?

Для сравнения необходимо знать, как праздновались старинные свадьбы и женитьбы – от выбора невесты до признания ее женой.

 

Русские свадебные традиции

 

Никогда не игрались свадьбы во время поста, в дни больших, двунадесятых православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину осенью, после уборки урожая. Затем наступает Филипповский пост и надо ждать, пока пройдут святки. После крещения и до Масленичной недели снова влюбленные могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией, недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе – обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влек за собой, по представлениям, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.

Так что же такое свадьба в прошлом? Свадьба – это не только пиры в домах невесты и жениха, а весь цикл обрядов начиная со сватовства.

На Руси женить молодых было принято рано, «чтобы не забаловали». Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе совершенно естественным было, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками. Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.

Но иногда первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Как правило, сватовство начиналось при помощи свахи. Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна ли и речью во всем исполнена». Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко. Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, и если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда отделаться ему было уже почти невозможно.

От того, насколько талантливы были сваты, часто зависело быть свадьбе или не быть. Ведь не секрет, что любое дело лучше спорится у профессионала. У настоящих свах были свои секреты: она знала, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, ее обязательно нужно похлопать по левому плечу – тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. После происходил сговор.

Сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесты некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданого.

Удовлетворившись результатами, родители невесты назначали день гласного сватовства – рукобития. (Со временем рукобитие и сговор объединились в одно событие.) «Сговор», «запой», «заручины», «просватанье», «своды» – вот далеко не все обозначения этого обряда, со временем вобравшего в себя некоторые другие. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою нареченную из ряда нарядных девушек, поцеловать ее. Собственно, «били по рукам», скрепляя согласие на брак, сами нареченные и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба – княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами – близкая родня и почетные гости, меньшие – родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка – часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. Он соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. В роли свахи чаще всего выступали крестные матери. Тысяцкий – воевода, начальник свадебного поезда – крестный или дядька жениха. У дружки-шафера всегда был помощник – полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху – подженишник. Их основная роль – держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница, в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену порой выше, чем «стоила» невеста на бранье. Иногда на свадьбу звали вопленницу («вытницу», «подсказуху»), которая выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе.

Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого применялись разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтобы, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

Перед венчанием гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там, сидя рядом, будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали.

Обычно после четырех-пяти перемен кушаний посаженый отец, обращаясь к родному отцу невесты, спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», то есть венчать.

Так коротко выглядят русские свадебные традиции, а сейчас мы более подробно остановимся на выполнявшихся обрядах, приведенных по книге Н. П. Андреева «Русский фольклор».

 

Сватовство и сговор

 

В старину по-разному бывало: замуж выходили и по любви, и по расчету, и по принуждению. Но как бы то ни было, играли свадьбу, как заведено было обычаем. И начиналось все с так называемого сговора, который, как и в более старые времена, совершался при помощи свахи, своего рода «профессионала» в этом деле.

Инициатива, в обязательном порядке, исходила от жениха. Обговорив с родителями жениха все условия предстоящего празднества, сваха отправлялась в дом невесты. Здесь у нее уйма дел: надо уговориться с родными невесты, на каких условиях отдают невесту, с каким приданым и выводом, в какое время приходить в дом невесты для сговора. Как правило, что сговор, или пропивание, или слово дают всегда в доме невесты.

Когда сватающиеся придут в дом невесты, то здесь становится шумно и многолюдно, ведь соседей приходит очень много.

…Вот пришло время молиться Богу. Дверь запирают, все стоящие садятся, отец невесты зажигает свечу перед иконой, и начинают молиться.

Невеста в это время сидит где-нибудь у печки или в куте, под полатями. Когда собираются молиться, то она стонет, плачет или причитает; если умеет, причитает сама, а если же нет – то приглашается к ней женщина – выльница, умеющая выть – причитать, которая садится с невестой рядом.

Вот некоторые причитания в сговор:

 

Не давай, кормилец-батюшка,

Ты своей-то руки правые,

Моему-то злому ворогу,

Свату, к тебе заманному.

Не зажигай-ка, родимая матушка,

Свечи воска ярова,

Не молитеся вы Богу-Господу,

Не сгубляйте красу девичью.

Мало я-то у вас, желанные,

Пожила, покрасовалася,

Со подружками поводилася,

Мало я у вас нагулялася

По темным лесам дремучиим,

По полям, лугам зеленыем;

Мало я-то у вас порядилася

В дорогие платья цветные.

 

Ну, вот и закончилась молитва. Теперь надо приниматься за дело. А решают на Руси все важные дела за столом. Когда сватовья и сватьи усядутся за стол, начинают говорить и пропивать невесту. Разговор ведется приблизительно так:

– Ты, сватьюшка, к нам приходила?

– Приходила.

– Речи наши переводила?

– Переводила.

– Приходится нам ударить по рукам, выпить винцо, да и слово дать крепкое, верное.

 

При этом все целуются и поздравляют друг друга, а невеста причитает:

 

Не давай, кормилец-батюшко,

Ты свово-то слова верного,

Не крепи-ко меня, девицу,

Крепко-накрепко и навеки.

Ты не бей-ко рука об руку,

Не мирися ты с разлучником.

Не пропивай, кормилец-батюшко,

За стаканом зелена вина

Ты мою-то красу девичью:

То вино-то из слез сделано

Да на слезы сватом куплено.

Уж как мне-то, красной девице,

Знать, досыта будет плакаться,

А слезами умываться.

 

Сговор или пропиванье невесты происходит очень недолго: договорившиеся сватовья разопьют чай и вино, закусят, возьмут у невесты платок и кольцо, а затем уходят.

Народ же и подруги девушки остаются.

Невесту приводят и сажают в передний угол, за стол, где она или вместо нее выльница должна плакать и причитать, причем невесту одну или с выльницей, сидящей рядом с нею, прикрывают большим платком, чтобы не было видно лица. За столом невеста причитает:

 

Благослови-ка меня, Господи,

Пресвятая Мать Богородица!

Благослови, кормилец-батюшко

И родимая моя матушка,

Мне садиться-то, красной девице,

Мне во место-то во печальное,

Во печальное, да горе-горькое!

Вы, соколики, братцы милые,

И голубушки невестушки,

Осердилися да прогневались

На меня, красну девицу;

Вы пропили меня, желанные,

За стакан за зелена вина!

Знать, не слуга я была, не работница,

Не посылочка была для вас скорая,

Обносила вас, желанные,

Обносила платьем цветным,

Вас объела куском сахарным.

Вы, голубушки подруженьки,

Вы лебедушки да белые,

Вы соседушки болезные,

Что вы долго снаряжалися,

Иль посылу дожидалися?

Мне послать-то было некого,

Мне самой-то идти не время:

Мне подрезали скоры ноженьки.

Не пришли, знать, вы за спесию,

Да за гордостью великою!

Не за спесью, не за гордостью,

А за делом за домовыем.

Не прогневайтесь, подруженьки

И соседушки болезные,

Что не вышла, вас не встретила

Среди улицы широкие,

Среди мостика калиновова,

Середь лесенки брусовые,

Не становилась я, красна девица,

Супротив креста поклонного,

Что поклонного, да богомольного,

Середи креста дороженьки,

Среди польные, проезжия.

Не смогу стать-приподнятися

Я от лавочки-то от кленовыя, —

Скоры ноженьки-то подогнулися,

Белы рученьки-то опустилися,

Ретиво-то сердце испугалося, —

Испугал кормилец батюшка

И родимая-то моя матушка, —

Испугали меня, девицу,

Что чужой злодейкой стороной,

И злодеям злым чужим людям,

И дородным добрым молодцем.

 

В продолжение всего просватанья невеста сидит за столом, покрытая платком, и лица посторонним людям не показывает.

Во все время, когда «сговоренка» просватана, и до венца, родные ее не заставляют делать никакого дела. После сговора ежедневно невеста садится за стол и плачет, причитая разнообразные причеты. При входе кого-нибудь из подруг или соседей, родных невеста начинает причитать: «Что вы долго так замешкались, мои подруженьки задушевные», или «Ты болезная моя тетушка, не придешь ты, не проведаешь, меня-то ли, горюшу горе-горькую». Подруги почти во все время у «сговоренки» шьют приданое: белье и платья.

Ну вот, сватовство закончилось. Начинается следующий период знакомства с семьей – рукобитье, поверьте мне, не менее интересный, чем сговор.

 

Рукобитье

 

Оно бывает, как правило, за неделю или дня за три-четыре до свадьбы. Это первое веселье – пирование у невесты.

Сват или сватья с отцом и матерью жениха, в сопровождении родственников едут или идут в дом к отцу и матери невесты.

Войдя в дом, молятся Богу, здороваются с хозяевами, иногда говорят: «Пришли мы, гости, хоша и виданные, да незваные, а обычные дела совершати, просим вас принимати – не брезговати».

Пришедшие по приглашению хозяина садятся за стол, покрытый скатертью. На нем стоят на тарелке пирог-сгибень и соль.

Отец невесты зажигает перед образом свечу, и все в избе встают, а двери запирают на крючок: эта примета соблюдается крепко, а делается это для того, чтобы посторонний в это время не пришел и не сглазил худым глазом важного дела.

Все молятся.

После окончания молитвы сват или сватья через стол, а иногда и у стоящих друг против друга сватов, берет их правые руки – рука в руку, взяв со стола пирог, которым обводит вокруг рук сватовей, три раза говорит: «Дело-то сделано, хлебом-солью укреплено, навеки и навеки, аминь». Над руками разламывает пирог, а потом одну половину отдает отцу жениха, а другую – отцу невесты. Существует примета: у кого его часть больше, у того и больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства.

Переломленный пирог должен храниться у жениха и невесты до дня свадьбы, а после венчания новобрачные должны прежде всего съесть его; но есть пирог надо следующим образом: жениху – невестину половину, а невесте – женихову. Сватья присутствует при этом и говорит: «Ешьте, милые, во славу Божию, во любовь вечную, бесконечную, яко же идно тесто в пироге, такожде и ваша плоть воедине до скончания века, неба и земли, аминь».

После переломления пирога сватовья садятся за стол, начинается угощенье. Во время переломления пирога невесту проводят под платком, сажают у печки или у перегородки на лавку, а подруги стоят около нее или сидят. Если сама невеста не очень умеет и желает причитать, в таком случае также зовут выльницу, которая и распевает причитания, а невеста только рыдает или охает.

А причитания-то бывают самые разнообразные!

 

Благослови-ка меня, Господи,

Пресвятая Мать Богородица,

Повыть-то мне поплакати,

Зычну голосу повынести,

Слез горючиех повыронить,

Лицо белое повымочить,

Ретиво сердце повытерзать,

Платье цветное повырудать![1]

Голоса-то у меня, младой младехоньки,

Голоса-то заунывные

Ретиву сердцу докучные,

А причеты все нескладные.

 

Невеста обращается к отцу, матери, братьям и невесткам, пирующим за столом:

 

Ты послушай-ко, кормилец-батюшко,

И родимая ты моя матушка,

И соколы да братцы милые,

И голубушки невестушки!

Я о чем буду рассказывать,

Честью, лестью наказывать,

Понизехонько вам буду кланяться,

Горючими слезами заливаться.

 

Подруги подводят невесту к отцу, матери и родным, она им кланяется в ноги, рыдает. Все, поднимая ее, плачут. Потом невесту опять отводят на прежнее место, и она начинает причитать:

 

Ну, Господь же с тобой, батюшка,

И родимая моя матушка,

И соколики, братцы желанные,

И голубушки невестушки!

Не послушались наказу крепкого:

Запоручили вы красну девицу,

За поруки-то за крепкие,

За письма-то вековечные.

Вы почто так рассердилися,

Рассердились, распрогневались?

Запрошу я, красна девица,

У тебя, родимый батюшко,

Я себе беру приданое:

Города все с пригородками,

Все леса с полями чистыми,

Все ключи с водами чистыми,

Да реченьки-то быстрые.

Ты подумал бы, кормилец-батюшко,

Я слуга-то была тебе и работница,

Я в семье была покорная,

На работушки дотошная,

Имя честное не бесславила,

Красу девичью не кинула.

А ты не дал мне, кормилец-батюшко,

С умом разумом собратися,

С подружками сверстатися,

Я в чужих людях, младешенька,

От работушки замаюся;

За столбом я потихохоньку

От чужих людей наплачуся.

 

Уж как этим ли чужим людям

Мои слезы сладким кажутся.

Мое горе – им весельицо,

Мне кручинушка – им радости.

 

После этого причитания невеста с причетами обращается к подругам:

 

Вы, подруженьки, вы, голубушки,

Задушевные-то вы сударушки,

Что я вам буду наказывать:

Вы пойдете на гуляньецо,

На гулянье, на веселое,

Меня вспомните, голубушки!

Вы пойдете в леса темные,

Во болотечка во мховые

Собирать грибки и ягодки,

Меня вспомните, сердечные!

Вы пойдете в пору праздную

Выводить хороводы веселые

И игры играть затейные,

Меня вспомните, болезные!

Вы пойдете во чисты поля,

В зелены луга весенние,

Работать работы страдные,

Вспомните меня, милые!

На чужой я на сторонушке

Как живу я у чужих людей.

Вспомяните от раденьеца.

Когда я-то растоскуюся,

Я приду к вам, вас проведаю,

Про свою вам жизнь поведаю.

 

В некоторых местах, но очень редко, рукобитье бывает у жениха. При этом порядок обряда соблюдается тот же, с той лишь разницей, что отец жениха угощает отца, мать и родных невесты. Жених также присутствует на рукобитье и угощает гостей. При проводах на рукобитье отца, матери и родных невесты она провожает их со следующими причетами:

 

Вы пойдете, мои родимые,

На злодейку чужу сторону,

На злодейку незнакомую,

Не садитесь, мои желанные,

За столы-то дубовые

И за скатерти-то самобраные,

Не сдавайтеся на слова сладкие,

На поклоны их на низкие,

Их поклоны-то покупленные,

А слова-то все заученные.

Питья, яства в долг понабраны,

Платья цветны в прокат заняты.

Не давайте, кормилец-батюшко

И родимая моя матушка,

Не давайте руки правые

Чрез столы-то, чрез дубовые,

Через скатерти самобраные;

Не запоручайте меня, девицу,

За поруки вы за крепкие,

Что за крепкие-то вековечные;

Чтобы мне, младой, не плакаться,

С вам, желанным, не расстатися.

 

Потом невеста обращается к невестке:

 

Ты послушай-ко, моя невестушка,

Разлюбезная голубушка,

Я о чем тебя просить буду:

Поприметь, моя сударушка,

Ты злодейку чужу сторону

И злодеев всех чужих людей

И дородна добра молодца:

Он не пьет ли пива пьяного,

До увалу зелена вина?

 

Все родные прощаются со сговоренной невестой и уезжают на рукобитье.

После возвращения с рукобитья невеста встречает их следующими причетами:

 

Не послушались, мои желанные,

Моего наказу крепкого

И не сжалилися на мои слезы,

Вы на слезы-то горючие,

Запоручили вы девичью красу

За поруки-то за крепкие

И за письма вековечные.

Знать, не слуга я была, не работница,

Не посылочка была скорая,

Ваше имя я бесчестила?

 

После этого общего причитания невеста обращается к невестке:

 

Ты голубушка, невестушка,

Ты сударушка моя, болезная,

Что заприметила ты, голубушка,

На чужой-то на сторонушке,

Что во этой-то незнакомой мне?

Каковы там чужи люди

И дородный добрый молодец?

Он не пьет ли пива пьяного,

До увалу – зелена вина?

Ты скажи, моя болезная,

Ничего не опасаючи,

Всей правды не утаючи!

 

Затем невестка садится рядом с невестой и в свою очередь начинает отвечать ей следующим причитанием:

 

Ты родимая моя золовушка!

Я скажу-то правду-истину,

Ничего-то не утаючи,

Никого не опасаючи:

Я приметила чужих людей,

И дородна добра молодца.

Что они-то все чужи-люди:

Люди добрые, смиренные

Роду честнова, богатова,

А дородный добрый молодец,

Будто яхонтец катается,

Ходим полом – улыбается,

Будто лебедь – лицо белое,

Очи ясны, как у сокола;

Шлет тебе свои подарочки:

Перстенек с руки золоченый,

Шелковый платок со цветикам.

Пива пьяного и в рот не взял,

В руки белы – зелена вина.

 

Время после рукобитья до девичника проходит в разных местах по-разному: в одних местах жених посещает невесту каждый день, а в других – очень редко.

В одних местах невеста при встрече жениха и во все время его пребывания не показывает лица, сидит под платком и причитает в окружении подруг-девиц, а в других местах невеста встречает жениха, угощает чаем, сидит за столом, жених же приносит подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Девушки после чая поют песни. Такие посещения женихом невесты называются «побывашки», «поцелуи» и «проведки».

Так проходит день за днем. Но вот наступает девичник.

 

Девичник

 

Он бывает в последний день или вечер перед свадьбою. К невесте на девичник сходятся подруги, родные и знакомые даже из других селений.

Раньше жениха и прочих гостей от жениха приезжает сваха с сундуком или коробом, в котором находятся разные подарки невесте, а также гостинцы для невесты и подруг. Гостинцами она оделяет девушек, детей и других гостей, которые пришли посмотреть на девичник.

Невеста во все время своих причитаний должна сидеть за столом под платком, с закрытым лицом. Она может быть с открытым лицом и не причитать, тогда она встречает жениха, одетая в лучшее платье.

Как в первом, так и во втором случае девушки поют песни.

Веселье бывает и во время причитания невесты.

Прежде всего невеста обращается с причетами к подругам:

 

Не в саду я загулялася,

Не на вишни засмотрелася,

Засмотрелася я, девица,

Загляделася я, красная,

Что на вас, мои подруженьки,

Что на вас, мои голубушки,

Вы сидите все веселые,

На своих местах на радостных,

Вы срядилися сряднехонько,

Платье цветно на вас новое,

И голубушки причесаны,

В косах ленточки вплетенные.

А вот я-то, красна девица,

Сижу в месте во печальноем;

У меня платье измятое,

У меня буйна головушка

Порастрепана, нечесана,

В косу лента не вплетенная,

С красотой на стол положена;

Вы сидите, распеваете,

А я плачу горе-горькая.

 

Потом плачущая невеста обращается к «красоте», которая положена перед ней на столе. Красотою называется повязка из парчи, с позументами и лентами: эту повязку носят (носили прежде) девушки в праздничное время на гуляньях и хороводах.

Как много свадебных причитаний, как все они разнообразны! Вот одно из них, обращенное к красоте:

 

Ты прости-ко, краса девичья!

Я навек с тобой расстануся.

Молодехонька наплачуся.

Отпущу я тебя, красота,

Отпущу я тебя со ленточкам,

Во поля, луга широкие,

Во леса, в боры дремучие,

На быстрые реки текучие.

Погляжу я, красная девица,

Погляжу на свою красоту,

Вкруг чего она обвилася:

Вкруг осинушки ли горькия,

Вкруг березоньки ли белыя

Аль вкруг яблоньки кудрявыя?

Если ты обвилась, красота,

Вкруг осинушки горькия,

Мне житье-то будет горькое,

Мне замужье, красной девице,

Не хорошее, печальное.

Если ты обвилась, красота,

Вкруг березоньки-то белыя,

Мне житье-то будет ровное,

Житье будет долговечное.

Если ты обвилась, красота,

Вокруг яблоньки кудрявыя,

Мне житье будет хорошее,

Развеселое, богатое (счастливое).

Я возьму ли тебя, красота,

Во луга наши зеленые,

Положу я тебя, красота,

На шелковую на травушку,

На высокую, зеленую;

Как придут-то люди добрые,

В лето теплое и красное,

Во луга с косами вострыми,

Что найдут-то тебя, красота,

И возьмут на руки белые,

Вот как скажут: чья-то красота,

Не на местечке положена,

Хоть и бережно поношена,

Тут не место тебе, красота.

Тут не место красоватися!

Я отдам же тебя, красота,

Что голубушке, милой сестре,

Поклонюся ей низехонько:

«Ты возьми, возьми, мила сестра,

Покрасуйся в моей красоте».

Ты прости-ко, моя красота,

Я в тебе покрасовалася,

Берегла тебя, лелеяла,

И от солнышка от красного,

И от вихря-ветру буйного,

И от дождичка от частого;

Ты дороже мне казалася

Золотой казны рассыпчатой,

Светлей ясного ты месяца,

Ярче солнышка красного.

 

Сестра или одна из подруг невесты берет со стола «красоту» и уносит. Девушки после причитания поют следующие песни:

 

При вечере было, вечере,

При последнем было вечере.

 

(Каждый стих повторяется.)

 

У Авдотьи на девичнике

Чечевичку девки варили,

На окошко студить ставили.

Прилетал тут млад-ясен сокол.

То Иван-то свет Иванович!

Он садился на окошечко,

На узорчату подзоринку.

Что никто-то ясна сокола

На окошке не усматривал:

Увидала ясна сокола

Авдотьина матушка;

«Дорогое мое дитятко,

Ты Авдотьюшка Васильевна!

Приласкай-ка ясна сокола».

«Ты, родимая моя матушка!

Я бы рада, приголубила:

Он разлука мне великая,

Разлучает с тобой, матушка,

Разлучает с родом-племенем,

И с голубками подружками».

 

Цветы мои цветики,

Голубые, васильковые!

Я немного вас посеяла,

Очень много уродилося.

Много было подруг девушек,

Да одна у нас изменщица,

Авдотья лицемерщица,

Говорила, что замуж не пойду:

«Не иду, не иду, не подумаю!

В монастырь пойду, в монашенки,

Вас, подруженьки, с собою возьму,

А сама буду игуменьей».

А теперя-то замуж идешь,

Не сдержала слово крепкое.

Авдотьюшка всплакала,

Васильевна всплакала,

По-низехоньку кланялась,

Своему-то брату милому,

Ивану Васильевичу.

«Ты сокол мой, братец миленькой,

Ты запри крепко воротечки,

Тремя замками немецкими,

Да запорами дубовыми,

Моему чтобы разлучнику, Ивану Иванычу,

Чтоб за мной сюда не въехати,

На широкий двор на батюшкин».

 

Как возговорит Иван-то молодец,

Как возговорит Иванович:

«Ты не плачь, не плачь, Авдотьюшка,

Ты не плачь, душа Васильевна!

Привезу я с собой слесаря

Из немецкой земли мастера:

Отопрет замки немецкие

Все запоры ваши крепкие».

Авдотьюшка всплакала,

Васильевна всплакала,

По-низехоньку кланялась,

Говорила речь милой сестре:

«Ты голубушка, милая сестра,

Заплети мне русу косыньку,

И увей меня крепче золотом,

Моему чтобы разлучнику

Не расплесть было русой косы».

 

«Ты не плачь, не плачь, Авдотьюшка,

Ты не плачь, душа Васильевна!

Привезу я с собой свахоньку,

Расплетать твою русу косу,

Разовьет все с косы золото».

 

Авдотьюшка всплакала,

Васильевна всплакала,

По-низехоньку кланялась

Подружкам голубушкам:

«Вы, голубушки подруженьки,

Вы улейте-ка круту гору,

Чтоб нельзя было разлучнику

За мной въехать на круту гору».

 

«Ты не плачь, не плачь, Авдотьюшка,

Ты не плачь, душа Васильевна!

Я оставлю коней под горой:

А пешком взойду на круту гору

Со друзьями, со товарищами,

И возьму за руки белые,

Поведу тебя под злат венец».

 

Возле реченьки на бережке,

Тут стояла нова светлица,

А во этой новой светлице.

Сидит девица покрытая,

Печальная да сговоренная.

Собирались к ней подруженьки.

На девичник на девический.

«Ты подруженька голубушка,

Свет Васильевна Авдотьюшка!

Нам с тобой больше не гуливать,

Хороводов не вываживать,

Речей тайных не говаривать.

Во леса пойдем во темные,

Собирать грибки да ягодки,

Вспомянем тебя, голубушку».

 

Когда сваха отдает подарки и гостинцы невесте и подругам, оделяет и присутствующих соседок и детей, девушки поют следующую песню:

 

Вечером поздно-позднехонько

К Авдотьину отцу, матери,

Приходила сваха-сводница,

Постучалась под окошечком,

Выкликала мать Авдотьину,

Ей хвалила чужу сторону:

«На чужой дальней сторонушке,

Поля сахаром засеяны,

Виноградом огорожены,

Медом-сытою поливаны,

Середь поля стоит горница,

Ровно светлая-то светлица,

Три окошечка косясчаты

И карнизики узорчаты».

«Соврала ты, сваха-сводница!

На чужой дальней сторонушке

Кто живал, там все изведывал:

Там поля горем засеяны,

Да кручиной огорожены,

Горючим слезам поливаны, —

 

Середь поля стоит келейка,

Как конура развалилася;

В ней одно окно разбитое.

Околеть бы тебе, свахонька,

Без родной семьи, без сродников,

На тот свет идти без савана,

И без гроба бы валятися!

Повезли бы сваху-своднииу,

Во леса-то дремучие,

А во грязи во топучие,

Посвалили б сваху-сводницу,

Не в могилу – поверх матушки

Сырой земли валятися».

 

Сваха, разделивши гостинцы, размахивая руками и качая головой, говорит: «Ну-у, девоньки! За такую песенку не стоило бы вам гостинцев давать».

По окончании девичника жених уезжает со своими гостями, а народ расходится. Невеста, окруженная подругами, выходит из избы, идет по селению, ревет «толстым голосом» и, остановясь под окнами, где живут ее родные, причитает:

 

Чьи это хоромы,

Чьи это высокие?

В них живет-то

Родной дядюшка

Со болезною со тетушкой,

Вы простите молодехоньку,

В чем сгрубила, вас прогневала.

 

Из дома выходят дядя и тетка с плачем навзрыд и, обхватив невесту, дают ей денег, кто сколько при себе имеет: рубль, пятачок и даже копейку.

Таким образом невеста обходит всех родственников, повторяя тот же причет, затем возвращается домой, но если невеста из села, то она отправляется на кладбище прощаться с умершими родными и там, припадая к могиле, причитает.

 

День брака

 

В доме все готовятся к пиру, потому что после венчания все присутствовавшие при этом вместе с новобрачными приезжают в дом невесты для пирования, а отпировав, уезжают ночевать первую ночь к жениху. На другой же день у жениха бывает «княжий стол».

Если же от венца привозят новобрачных в дом жениха, то у невесты стола не бывает, и свадьба ограничивается одним «княжьим столом».

В день свадьбы жених приглашал к себе в дом священника, который читал над ним молитву: «Боже вечный расточенныя собравый…», называемую «молитва жениху по невесту ехать». Из своего дома жених с провожатыми отправлялся за невестою в дом ее отца. Впереди ехал священник с крестом в руках.

…Рано утром к невесте приходят девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу.

Предохраняют от лихих людей, от «порчи», болезни и прочих напастей самыми разнооразными способами: натирают ноги или всыпают в чулки «колотина», в платье втыкают безголовые булавки, безухие иглы, осыпают хмелем, обвертывают тело мережками.

Жениха, едущего к венцу, также охраняют – ему даже кладут в карман ножик, а невесте – ножницы.

Платье как у жениха, так и у невесты должно быть новое и лучшее.

Собравши невесту, они усаживают ее на лавку, на которую постилается шуба кверху волосом, что по примете означает: сидеть на волосе шубы – жить богато, а также чтоб не могли злые люди испортить молодых.

Невеста, покрытая платком, сидит за столом, покрытым белой скатертью, с поставленными на нем пирогами, и вместе с девушками и родными ожидает приезда дружки, жениха и прочих поезжан – «новой родни», которые должны приехать взять невесту и увезти к венцу. В избе в это врем


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.621 с.