Народные игры-упражнения для рук — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Народные игры-упражнения для рук

2021-01-29 67
Народные игры-упражнения для рук 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Утречко

 

«Утро настало, солнышко встало» (ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками»).

«Эй, братец Федя, разбуди соседей!» (кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).

«Вставай, Большак!» (большой и указательный пальцы правой руки щелкают по большому пальцу левой руки).

«Вставай, Указка!» (щелчок по указательному пальцу).

«Вставай, Середка!» (щелчок по среднему пальцу).

«Вставай, Сиротка!» (щелчок по безымянному пальцу).

«И Крошка-Митрошка!» (щелчок по мизинцу).

«Привет, Ладошка!» (щелчок в центр ладони).

«Все потянулись и проснулись» (руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся).

 

Братцы

 

«Засиделись в избушке братцы» (поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты).

«Захотел меньшой прогуляться» (отвести вбок мизинец строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2–3 секунды).

«Да скучно ему гулять одному» (мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию).

«Зовет он братца вдвоем прогуляться» (вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2–3 секунды).

«Да скучно им гулять двоим» (мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию).

«Зовут братца втроем прогуляться» (отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2–3 секунды).

«Грустно старшим сидеть в избе» (большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками).

«Зовут они братцев домой к себе» (все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется).

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

 

Гости

 

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

«Мама, мама!» (мизинцы четыре раза постукивают друг о друга).

«Что, что, что?» (три раза постукивают друг о друга указательные пальцы).

«Гости едут! – Ну и что?» (постукивают мизинцы. Постукивают указательные, средние и безымянные).

«Здрасте, здрасте!» (пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева).

«Чмок, чмок, чмок!» («гости целуются» – средние и безымянные пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки).

Последние слова и движения («Здрасте, здрасте! Чмок, чмок, чмок!» ) повторяются дважды.

 

 

Утренняя гимнастика

 

 

Что увидел я в колхозе?

Видел я, как травы косят.

Раз, два, три, четыре —

Вот как дружно мы косили.

 

(Движения прямыми руками вправо, влево с поворотами туловища.)

 

Видел, как кладут стога,

А стога под облака,

Раз, два, три, четыре —

Наклонились, распрямились.

 

(Наклоны туловища и подъемы на носки.)

 

Вот по полю скачут кони —

Даже ветер не догонит,

Раз-два-три, раз-два-три,

Вот веселые прыжки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Приземляться на носок.

 

(Бег на носках с высоким поднятием колен.)

 

Вот колодец, там вода

И вкусна, и холодна,

Низко кланяется ей

Деревянный журавель.

 

(Наклоны вперед, доставая пол ладошками.)

 

На пригорке мельница

Кружится да вертится,

Раз-два-три-четыре,

Завертелась, закружилась.

 

(Вращающие движения рук вперед, назад.)

 

Вот какая рыба там

Попадала в сети к нам,

Раз, два, три, четыре,

Много рыбы наловили.

 

(И. П. ноги врозь, руки в стороны, поворот влево, вправо.)

 

Хорошо в деревне жить,

За грибами в лес ходить!

Но приехал паровоз

И меня домой увез.

 

(Ходьба на месте с переходом на бег.)

 

 

Народный детский календарь

 

Наши русские праздники дети тоже должны праздновать. И для этого существует детский народный календарь. Мне приходилось не раз убеждаться в том, с каким удовольствием дети празднуют народные праздники.

 

Праздники

 

Новый год

 

Еще заутреня в Новый год не кончится, а ребятишки – вдвоем или втроем – уже бегают по избам – «подсевают».

 

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю —

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, с овсецом.

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок,

Доставай пятачок —

Нам на орешки.

Вам на потешки.

Здравствуйте, хозяин

с хозяюшкой!

 

Ребятам дают денежки, конфеты, пряники; дают любое съестное, что любят дети. Но в основном это всевозможные сладости.

 

Масленица

 

Предвестницей весны можно считать Масленицу, Масленку. Этот праздник любят как взрослые, так и дети. В общем веселье всегда принимают участие дети. Катаются с катушки на лотках, санках, телячьих шкурах, вениках – в общем, на всем, что может съезжать. Дети возят друг друга по очереди. Во времена наших бабушек дети очень любили кататься на лошадях. Все кругом поет – поет и детвора частушечный мотив:

 

Мы на масленке катались

И наделали беды:

Цыганенка задавили,

Нам надели кандалы.

Кандалы забрякали,

Мать с отцом заплакали.

Ты не плачь, мать-отец,

Нас погонят, как овец.

 

Гуляют, обильно угощаются взрослые, усиленно кормят и детей, приговаривая: «Мясоедов ушел, скоро придет Киселев», или «Мясникова заперли, скоро выпустят Киселева», намекая на наступление Великого поста. Песни, пляски, шутки и конечно же объедаловка. Блины в каждом доме. На Масленицу нет дома, где бы не пахло блинчиками. Для детей их делают со сладостями или дают есть с медом и вареньем.

 

Вербное воскресенье

 

С «большими» или одни ребята идут рано утром к церковной службе по вербу. Наиболее интересный момент для них – получение вербы и особенно – возвращение домой, когда они ею «хвошшут» друг друга, приговаривая:

 

Верба крес —

Кверху лезь,

Верба шти —

Кверху расти…

 

 

Великий четверг

 

Для детей этот день тоже очень значим. Он ознаменовывается «стоянием» «на двенадцати Евангелях», после которого несут огонь из церкви домой.

В этот день ребята красят бабки (кости для игры, в различных областях их называют по-разному: бабки, кайданы и пр.), опуская их в горшок с распаренным луковичным пером или веничным (березовым) листом, красят их и синькой.

 

Пасха

 

Великий день. Всюду звон и перезвон колоколов. Все в праздничных одеждах.

При звоне колоколов ребята высыпают на улицу. Одной из любимейших игр в это время является катание пасхальных яиц. Вытаскивают с чердака так называемую «катальницу» (желобок), выбирают полянку, покрытую прошлогодней сухой травой, устанавливают катальницу на подпорках под некоторым углом к земле и начинают катать яйца. Сначала все «раскатывают» по одному яйцу. Вот покатились красные, синие, зеленые, желтые, рябенькие яички – и бесшумно остановились, «легли» по два, по три, поодиночке. Соблюдая очередь, ребята катят затем по второму, по третьему яйцу, стараясь задеть им чье-нибудь яйцо, лежащее на травке. Задеть – значит выиграть чужое яйцо. Счастливый игрок по правилам игры может катать до тех пор, пока не «промахнется». Случается, пусть даже редко, что кто-нибудь выигрывает сразу весь первый «закон». Играют долго, иногда до поздней ночи.

Если же нет «каталки», то «стукают» яйцо об лоб, с таким приговором: если мое яйцо разобьется, то оно твое, а если нет, то ты свое мне отдашь. Хитрые мальчишки стараются ударить «носком» (наиболее острым концом яйца), ну а другие бьют чем попало и чаще всего проигрывают.

Другим любимым занятием на Пасхе является «качеля». Ребятишки побольше сами устраивают качелю. Обыкновенно качели вешают под сараем или на воротах и качаются с утра до вечера, распевая:

 

Раскачайте, раззыбайте —

Покажу вам жениха:

Сане – Кузеньку,

Тане – Витеньку.

 

Если качается одна девочка (в таком случае она стоит на середине доски), то она поет:

 

Я качаюсь, надрываюсь —

Мне не надо жениха.

 

На второй и третий день Пасхи девочки ходят в гости к подругам «на качелю» и, веселые, целый день распевают на ней. Бывают, что поют не одну песню, а каждая свою, стараясь не спутаться и не «подтянуть» своей подружке. Получается громкая разноголосица – и все заливаются хохотом.

Мальчуганы не столько заняты на качелях, сколько играют в бабки.

Ребята постарше стараются держаться подальше от «мелюзги» и поближе к «большим», которые привлекают их к участию в своих играх.

Ребята-«среднюшки», играя сами, стараются привлекать излюбленную компанию «мелюзги», распоряжаясь ими так же, как ими распоряжаются старшие.

Большие ребята и «среднюшки» играют в бегову лапту.

На протяжении всей пасхальной недели крестники ходят христосоваться со своими крестным и крестной, несут им крашеные яйца. Это всегда обязательно исполняется. Крестники не должны забывать своих крестных родителей и в это время чтят их обязательно. Те «отдаривают» крестника деньгами «на орехи» или дают «на рубаху». Тут уже крестник знает – без подарка не уйдет.

 

Ерем

 

Сейчас уже мало кто знает этот праздник. А ведь раньше его не забывали.

Вскоре после Еремея Запрягальника (1 мая) начинается пахота. Ребятишки привлекаются к работе в качестве «шишкарей». «Большие» с пашни привозят домой ребятам выпаханные саранки (луковицы лилии). Впрочем, и сами ребята, как только сойдет снег, бегут на пашню или куда-нибудь поближе с топорами, косарями и капарулями копать саранки.

Пьют березовку (березовый сок), выдалбливая топорами на стволе березы лунки. В этот день считается, что этот сок несет особую силу, которая принесет пьющему хороший рост и здоровье. Если береза сочная и березовка быстро накапливается в лунке, хлебают ее чайными ложками; если притекает медленно, то сосут через соломинку. Набирают ее в котелки или чашки, принесенные из дому, и относят родным…

Когда этим соком угощают, то приговаривают: «На здоровье всему роду».

Ребята делают свистульки из черемуховых и талиновых прутиков, и свист в воздухе стоит целый день.

 

Мать Елена

 

С наступлением Дня матери Елены (21 мая) или немного раньше сеют репу.

Как узнают или увидят ребята, что пошли репу сеять, и зачнут петь «репку»:

 

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мыший хвост,

С тараканий нос…

 

Делается это с целью испортить посев репы. Да, вот и такие детские «забавы» бывают.

К концу месяца березовка «застывает». Ребята обдирают кору ножами, сечками (небольшой обломок фарфоровой посуды) и стеклышками и скоблят «сок». Добывают также листвечный и сосновый сок. Наевшись досыта, ребята не забывают и родных: в бересте приносят наскобленного соку домой.

 

 

Времена года

 

Весна

 

Май

 

В мае, даже раньше, появляются цветы: подснежники, одуванчики, из которых девочки плетут венки и ходят «разряженные» целыми днями…

В это время – разгар купанья. Отважные мальчишки начали купаться уже в конце апреля. Теперь купаются все. Многие проводят целый день в воде. Замерзнув, выбегают греться на песке или около костра; посидят на корточках, накрыв мокрую спину рубашонкой или штанишками, – и снова лезут в воду.

Чтобы избавиться от воды, которая попала в уши, прыгают на одной ноге по берегу и, наклоняя голову то в ту, то в другую сторону и прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:

 

Мышка, мышка,

Вылей воду

Под горячую колоду —

Коням на болтушку,

Свиньям на кормушку.

 

Каждому дождичку рады всегда. Как только пойдет дождь, они громко кричат:

 

Дожжик, дожжик, пущще,

Дам тебе гущщи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка…

Дам и хлеба каравай —

Сколько хошь понужай.

 

Или:

 

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Дам тебе и ложку,

Хлебай понемножку.

 

Дети очень любят божьих коровок, и считается доброй приметой, если божья коровка села на вас. Часто ребята ловят божьих коровок и, положив на руку, распевают:

 

Божья коровка,

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба…

 

Или:

 

Божья коровка,

Ведро иль ненастье?

 

Теперь остается только понаблюдать: если жучок полетит – к ведру; если на месте останется – погода в ближайшие дни не изменится; если коровка поползет, ненастье будет (детская примета). Хотите – проверьте.

 

 

Лето

 

Июнь

 

Вот и наступило долгожданное солнечное лето.

В начале июня ребята бегают в поле и в лес за «свечками» (молодые побеги сосен), полевым луком и чесноком.

Начатая весной рыбная ловля (преимущественно уженье) продолжается.

В приречных поселках можно было наблюдать, как дети, отправляясь рыбачить, составляют артели. Одни челны рыболовной артели загоняют рыбу, другие удят, третьи – собирают рыбу, наживляют червяка или насекомое. Добычу делят поровну.

А с какой радостью дети отправляются рыбачить на ночеву (на всю ночь), заранее накопают червей (при этом считается полезным свистеть – для обеспечения улова) и до начала рыбалки держат их в банке с землей, чтоб не умерли. Уходят на речку до утра; ночью греются у костра. Озорные мальчуганы часто вытаскивают из морды, поставленной поблизости от места их стоянки, рыбу и выдают ее за свою добычу. Попадется такой «рыбак» – получает крепкую «здуфку» от хозяина морды или от своего отца…

Часто, собравшись в кружок на полянке перед домом, девочки-няньки и их подружки рассказывают сказки. Кроме тех сказок, которые они знают от старших, они сами создают сказочные образы и целые сказки. Надо сказать, что дети очень любят по вечерам рассказывать страшилки. Вечера теперь теплые, можно и засидеться.

Играют в клетки, устраивая их около заборов. Клетка отгораживается скамейками – досками, положенными на чурбачки. Устраивается стол из доски, роль посуды играют все те же сечки, кирпичи делаются коровами. Готовят обеды, ходят в гости, делают кушанки – печенье из глины, посыпая их семенами травы, начиняя «мясом» – гнилушками и т. п. Обыкновенное «мясо» покупается в лавке. Оббитые в кружок сечки или «китаянки» (обертки от «фамильного» чая) – деньги, которыми дорожат в особенности. В клетки натаскивается всякая всячина и раскладывается всюду.

Играют в свадьбы, имитируя отдельные моменты обрядности.

Особенно любимы игры в городки, в бабки, в бегову лапту и т. д. Это мальчишеские игры. Девочки играют в них редко и то не самостоятельно, а с парнишками. Охотниц играть бывает немного, потому что подруги за участие в мальчишеских играх дают обидное прозвище: «парняшница», «парнишница»…

 

Июль

 

В конце июня и в начале июля в огородах поспевают овощи. Ох и любят же ребятишки эту пору! Ребят в особенности привлекает горох, но добывать его приходится хитростью, так как, не говоря уж о том, что его охраняют хозяева, по преданию, в горохе живет полудница (или колудница-болудница) – старая, лохматая старуха. Она ловит ребят, берущих овощи, и давит их. Подходя потихоньку к гряде с горохом, ребята зовут ее:

 

Колудница-болудница,

Съешь меня!

 

По представлению ребят, она не все время находится в огороде. Если при зове ее ничего внушающего опасения не заметно, смело идут к гороху. А если покажется полудница или только зашевелятся от ветра листья гороха – стрелой утекают из огорода. Вспоминаю свое детство. Мы тоже с удовольствием таскали горох с чужих грядок. Дети во все времена дети.

Ребята знают, что и подполье не остается без обитателей. Там живут суседушки-братанушки – добрые, ласковые звери с серой пушистой шкуркой; они живут в каждом подполье, являются хозяевами дома и покровителями ребят; там же живут кикиморы – умершие некрещеными или мертворожденные дети, схороненные в подполье, – злые, часто пугающие детей из-под печки или из подполья. Сегодня мало кто из детей знает, кто такая кикимора или полудница. А раньше это были часто упоминаемые персонажи.

Поспели ягоды, которые не могут оставить равнодушным никого из детей. Детвора целые дни проводит или в лесу, или на залежах, собирая клубнику, землянику, смородину, синие ягоды, или голубицу. Едят ягоды по отвалу, несут их домой.

Начинается косьба. Ребята помогают большим на покосе: варят обед, помогают грести сено…

С Ильина дня, 20 июля (по новому стилю 2 августа), рекомендуется бросать купание, но обыкновенно ребята купаются значительно дольше. В течение всего периода купания «едят блины», то есть бросают плитки или камни, стараясь, чтобы брошенная плитка или камень, задевая верхушки волн, «чикали» по ним. Каждый всплеск воды на гребне волны – блин.

Настает дождливый период. Когда дождь зарядит надолго, ребята по избам и шалашам начинают скучать. Выйдут на двор и поют в разноголосье:

 

Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем на расстань.

 

Обращаются к солнцу:

 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко —

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

 

Поспевают грибы. Дети бегают по лесу, выискивая их под листьями. Жарят грибы на кострах, некоторые, например синявки, съедаются сырыми. Помогают взрослым запасать грибы на зиму.

В наше время невозможно порадоваться грибам на костре, а тем более съесть их сырыми – можно отравиться. А вот выехать с семьей за город всегда большое удовольствие. Сбор грибов – это и хороший отдых, и забава для детей.

 

Август

 

Начинается жатва. Дети и здесь помогают чем могут: носят воду жнецам, свозят снопы домой или в клади и т. д.

Поспевает картошка. Урвав свободную минуту, бегут на картовище (поля, засаженные картофелем), отыскивают балаболки (картофелины), из которых делают игрушки. В балаболку втыкают перышко и пускают по воздуху. Забава старинная.

Лету конец, начало осени. Продолжается уборка овощей из огородов, с полей; ребята здесь незаменимые помощники. Здесь без них никак нельзя. Да и они все понимают и стараются изо всех сил.

 

 

Осень

 

Осенью жизнь ребят едва ли не самая бесцветная. Работ становится меньше, шишкари отборонились в конце лета, картошка, капуста убраны. Идет молотьба. Парнишкам да и девчонкам и тут работа находится: они гоняют лошадей, подтаскивают снопы и пр.

В течение всего лета мальчуганы занимались ловлей птиц – главным образом воробьев и голубей. Теперь же это занятие в центре внимания. Способы ловли очень несложны: берется ящик, лукошко, таз, сило, ставится одним краем на подставку, к которой привязана длинная веревочка, проведенная куда-нибудь за угол, чтобы можно было за ним спрятаться наблюдателю. Ловушка «настораживается» дном кверху. Под нее насыпается овес, ячмень и т. п. Птички налетают под ловушку. Подставка выдергивается. Дело остается только за тем, чтобы умело взять пойманных птиц в руки. А тут нужно иметь сноровку и умение.

Устройство клетки: укрепляются четыре колышка, в которые упираются расщепленными концами палочки, образуя четырехстенную клетку. Сверху клетка прикрывается, но неплотно, дощечкой, поставленной на легко вылетающую подставку. На подставку прикрепляют приманки – различные для каждого вида птиц: например, синички «идут» на сало, зяблики – на хлеб и т. д. Влетит птичка под приподнятую доску, дернет приманку, уронит подставку – и готово: доска запрет клетку.

В лес ходят только за бояркой и черемухой – да и то редко и не везде; другие ягоды уже выбраны. Обыкновенно стоит ненастье. Изредка «провертываются» ясные дни; детвора высыпает на улицу – «провожает лето». С Покрова многие идут в школу.

 

Зима

 

Наконец, зима. Зимние игры и забавы заметно отличаются от летних. Далеко от дому ребята не забираются, проводят время на улице и во дворах. Облежится снег, установится зимняя дорога – ребята обзаводятся санками или лотками.

Мальчишки становятся на коньки, употребляя на них все свое умение, и катаются целыми днями. Играют большей частью в игры: ключку, говяш и т. д. Делают катушку. Играют в снежки или просто толкают друг друга в снег, стараясь получше «сняться», то есть получить лучший отпечаток на снегу; закапывают друг друга в снег. Катают в санках друг друга по очереди, возят младших.

Девочки проводят время больше дома. Играют в куклы, в дочки-матери, укачивая их, поют:

 

Вот увидели кота

Два солдата из окна,

Оне хлопнули окном,

Побежали за котом.

Кот-то видит, что беда,

Ему деться некуда,

Он к Маше под кровать,

Маша ходит – уныват

Да котишку закрыват.

 

Поется на мотив колыбельной песни.

Играют в камешки. Рассказывают сказки. Собираются вечерами около «огонька» (около топящейся печки, горящей лучины или лампы) шутки шутить, сказки рассказывать, петь песни…

Ребята делают «балалайки» из доски, натягивая на нее суровые нитки; играют и напевают:

 

Трымка, трымка, балалайка,

Не моя жена Паранька,

Моя – Настенька,

Распузастенька,

По печурке лазила,

Титьки сажей мазала.

 

Или:

 

Тринди, бринди, балалайка,

Не жена моя Паранька,

Моя – Настенька,

Распузастенька.

В трубу лазила,

Титьки мазала,

Выходила за ворота,

Всем показывала.

Побежала за реку,

Показала старику.

 

Ребятишки постарше пляшут «казачка», «русского», кадриль.

Танцам ребята учатся во время гулянок взрослых.

 

Декабрь

 

Замечательная пора. Снег, лед, горки, катки. Чего еще надо?!

Перед наступлением святок дети объединяются в немногочисленные группы «христославов», или славельщиков. Собираются в избе, в зимовье или банке у кого-нибудь из участников артели, спеваются. С наступлением праздника, с раннего утра, как только в церкви на утрени запоют тропарь праздника, ребята бегут «христославить». Придут в избу, спросят, можно ли «Христа прославить», и поют известную рождественскую песнь. Кончают обычно припевом:

 

Не дадите пятака —

Мы корову за рога,

Не дадите гривну —

Мы коня за гриву.

 

Иногда поются такие припевы:

 

Славите, славите,

Сами, люди, знаете —

Я пришел к вам не так,

Дайте мне пятак.

 

Или:

 

Маленький вьюнчик

Сел на стульчик,

В дудочку играет,

Христа прославляет.

 

Или:

 

Я маленький мальчик,

Сел на диванчик,

А диванчик – хруп.

Давай, бабка, руб.

 

Игры на святках отличались от игр остального времени. Куклы, веретешки убираются, потому что во время святок по земле бегают шулюканы. Это – очень веселые чертенята. Они утаскивают у ребят кукол, веретешки и пр., могут задавить ребятишек, особенно если те будут подшибать ногой шевяки, за которыми шулюканы прячутся, или поздно ходить по улице.

Катаются с горок и на коньках. Дома играют в лягушки, бирюльки, поют песни, рассказывают сказки, загадывают загадки, показывают теневые фигуры, завязывают сложные, мудреные, узлы и предлагают их развязать.

Говорят частоговорки:

 

Туп, туп, тупогуб,

У быка губа тупа.

 

Колпак на колпаке,

Полколпака гороху.

 

Рыла свинья тупорыла,

Вырыла из-под рыла,

Вырыла крынку молока,

Поставила возле старика.

 

Русские народные игры

 

В игре детей есть часто смысл глубокий.

Ф. Шиллер

 

Задайте себе вопрос: сколько народных игр вы знаете? Раз-два и обчелся?

В наше время можно услышать, как русские игры называют мужицкими. А ведь эти самые игры забавляли Великих Русских, наших предков, отцов и матерей. На площадях веселились люди всех сословий. Всем было весело, все жили раздольно, по-русски.

С тех пор как чужеземщина отуманила наше сознание, стала навязывать свое мировоззрение, отбила у нас воспитание русское, родное, благочестивое. Но в ком течет русская кровь, в ком бьется русское сердце, тот с гордостью сможет похвалиться русским наследием. К великому счастью, сохранились еще селения в глубинке России, где изменения считаются святотатством, где гордятся тем, что они русские, где блюдут старину, как святыню. Стыдно, что мы позабыли веселые старинные игры. Но не все забыто. По крупицам собираем мы оставшееся наследие. Мы знаем и то, что наши предки записывали только исторические события; все прочее хранилось в семейной жизни по обычаю и преданиям, передавалось из рода в род. Необходимо изучить семейную жизнь, иначе не узнаем русской народности. Самое же изучение должно начинаться с подробного описания обычаев, песен и игр. Без этого все будет ничтожно. И я хочу предложить вам сохранившееся описание некоторых старинных игр. Давайте им дадим новую жизнь. Ведь наши дети любят играть, почему же их не ознакомить с нашими русскими играми?

 

Детские игры

 

 

Чистоту, простоту мы у древних берем,

Саги, сказки – из прошлого тащим,

Потому что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

 

В. Высоцкий

 

В старые добрые времена предание заменяло и школу, и науку… Два крайних поколения человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке: поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку и поучает, малый слушает и поучается. Один с грустью припоминает в сказке прошедшее, другой, не слишком задумываясь, гадает о будущем. Содержание сказки – подвиги богатырей, битвы и страхи, и после всех переживаний – желанный конец тревогам, женитьба на царевне с целым царством в приданое. Идея сказки – та прекрасная середина человеческой жизни, которая для ребенка еще не доступна, это далекое будущее, а для рассказчика, отягощенного возрастом и наделенного мудростью, как безвозвратное прошлое, тот идеал, который во все века уносит человека из действительности к чему-то лучшему и совершеннейшему.

В беде помогает и умный совет, который уже готов в пословицах… А как их много!

Следует отметить, что роль пословицы в этом смысле необычайно велика. Они затрагивают все сферы жизни. В них выразились представления народа о поведении и правилах обращения со словом, проявившиеся в логике, этике, общем мировоззрении народа.

С помощью загадок учили мудрости. Загадывание и разгадывание загадок было своего рода соревнованием. Придавая особый смысл слову, человек загадывал загадки в особо важные моменты жизни. Например, загадка – непременный атрибут свадебного обряда. Мотив испытания мудрости жениха, который должен был проявить свои способности в разгадывании загадок, чтобы быть достойным невесты, встречается в сказках разных народов.

Сказка, загадка, пословица и другие фольклорные жанры учили (и учат) творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием.

Таким образом, загадка, пословица, сказка имели (и имеют) особую роль в культурной жизни народа, роль фольклорного материала.

Мы живем в такое интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности, а обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Знакомство с устным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства – знакомство с важной составной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

 

Голуби

 

«Голуби, любимая игра детей, представляет собою пленительную картину семейной жизни русского народа. Голубь, голубка, дети их – вот существа, оживляющие эту игру. <…>

В игре «Голуби» дети избирают: голубя, голубку, а все прочие остаются под именем детей их. Голубь с голубкою свивают гнездо, живут любовно, на потешение всем. Кругом их бродят дети. Голубь отлетает на промысел, а голубка остается с детьми. С добычею голубь прилетает в семейство и разделяет с ним пищу. Дети-голуби оперились, взросли, летают уже по белому свету. Люди добрые – по народному присловью – имеют врагов. То же самое создала фантазия и в этой игре. Здесь является врагом ястреб. Как он страшит голубиное семейство! Как он живо изображает собою нарушителя семейного благополучия, врага благоденствия добрых людей! Ястреб в этой игре бывает двух видов: вечный, несменяемый до конца игры, или с хвостиком, сменяемым при каждой добыче. Он должен: переловить всех детей-голубков, известь мать-голубку, разбить на лету отца-голубя. Как жалобно тоскует голубка о потере своих детей! Как уныло воркует голубь о расхищении своего семейства! Русское семейное горе выражается здесь в ярких красках. Игра кончается истреблением гнезда. Нередко случается, что отважный ястреб, залетевший в голубиное гнездо, делается добычею голубя. Как ужасно победитель-ястреб развевает голубиные перья – доказывают остатки изорванного платья и побои вечного ястреба». (Здесь и далее заключенные в цитаты игры приведены по книге И. П. Сахарова «Сказания русского народа»).

 

Крыночки

 

«Крыночки – игра сельская, затейливая и чудная, изображает собою детские проказы. Здесь олицетворение высказало полную сельскую жизнь и сохранило занятия отжившего поколения.

Действующие лица в этой игре: кот, котова бабушка, детки; предметы: крыночки с молоком, изба, баня. Котова бабушка, старая доможилка, сидит с котом и караулит молоко. Голодные детки, ее внучата, увиваются вокруг крыночек; но надежда тщетная. Детки прибегают к обману. Одни подходят к бабушке, а другие садятся на полатях.

 

Детки. Бабушка! Где твой кот?

Бабушка. Пошел глодать кости на попов двор.

Детки. Чья это нога?

Бабушка. Натальина жениха, вора-плута.

Детки. Бабушка! Не хочешь ли ты в баньку?

Бабушка. Какая у вас банька?

Детки. Наша баня золотая, каменка кафлинная, топили ребята по семи дней, а пару в ней для семи деревень.

Бабушка. Какой веник?

Детки. Веник шелковый, шелку шамаханского, отбит у татарина в орде, заброшен на боярский двор, с боярского принес земчий.

 

Детки снимают котову бабушку с печки и относят в баню. Бабушка парится; детки выпивают молоко и бьют крыночки. Приходит кот и мяукает. Бабушка почуяла беду и бежит из бани. Детки разбегаются. Бабушка с котом ловят их. Кого первого поймают, тот делается бабушкою; а потом ловят другого, и этот превращается в кота».

 

Ласы

 

«Игра «Ласы» занимает детей зимою, когда кончаются все летние увеселения. <…>

Когда выпадает первый снег, дети выделывают из снегу шары и обливают их водою. Эти шары называются ласами. Соскучившись сидеть дома, дети выходили на улицу и похваляются ласами.

Замысловатые парни продают свои ласы неумехам за бабки, по два и по три тестера за каждую. Потом начинают играть. Избравши место, торгуются: «Продай коровку?» – «Продажна», – отвечает игрок.

Потом бросает каждый из них ногою свою ласу. После этого с дальнею ласою начинают по договору за удар бить в чужие ласы. Если он попадет, то берет за выигрыш условленную плату бабками; если же делал промах, то сам платит вдвое больше. Игра продолжается по желанию, всегда более до чистого проигрыша».

 

Гусек

 

«Гусек составляет отрадное утешение пожилых людей летом и зимою. Охотники до этой игры предпочитают ее всем другим, даже шахматной, наслаждаются гуськом и лучше всех утешений. Для игры «Гусек» охотники покупают готовую доску, на которой красками изображена двойною линиею извилистая дорога, в виде улитки. Между линиею, на условных местах, означены в кружках предметы: числа, гуси, постоялый двор, темница, кружало. Пред началом игры игроки мечут костями: кому сколько достанется очков.

Большинство очков дает право игроку ходить прежде, и, ежели он успеет поставить шашку на гуська, тогда может ходить взад и вперед, сколько есть знаков. Меньшее число очков заставляет часто заходить игрока или на постоялый двор, или в темницу. Если он зайдет на постоялый двор, то обязан платить пеню за постой по условию; если же очутится в темнице, то лишается уже очереди метать костями и обязан оставаться без игры до тех пор, когда то же сделается с другим. Выигрыш всегда остается за тем, кто по определенному числу очков, имея право ходить взад и вперед, дойдет до последнего знака.

Без всякого сомнения, гусек занесен к нам с чужой стороны и, как кажется, подарен нам немцами. Здесь только и есть русского: постоялый двор и кружало, в которых заметно русское удальство».

 

Сорока

 

«Сорока, как игра детская, увеселяет только детей и матерей и свято соблюдается в семейной жизни. Няня берет руку дитяти, водит своим указательным пальцем по его ладони. Нетерпеливое дитя, приученное к этой игре, стоит в радостном томлении, а нежная мать говорит:

 

Сорока, сорока

Кашу варила,

На порог поскакивала,

Гостей посматривала:

Не едут ли гости?

Не везут ли гостинцы?

Приехали гости,

Привезли гостинцы.

 

После того действие игры переносится с ладони на пальцы. Указывая на каждый из них, мать говорит:

 

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому пивца,

Этому винца,

А этому недостало.

Поди, там

Есть колодец,

Напейся водицы.

 

Потом, указывая на ладонь, говорит:

 

Тут пень,

 

Показывая на место кисти:

 

Тут колода,

 

Подвигаясь к локотному сгибу:

 

Тут мох,

 

Приближаясь к подмышке:

 

Тут болото,

 

Щекоча под мышкою:

 

Тут студеная водица.

 

Смех дитяти, ласковые поцелуи нянюшки, нежность маменьки оканчивают игру».

 

Серый волк

 

«Серый волк, игра олицетворенная, носит на себе отпечаток древности. Волк, выражая собою нарушителя увеселений, есть лицо семейное из старой русской жизни. <…>

В игре «Серый волк» участвуют только дети. Кто-нибудь из них, по жеребью, играет волка, а все прочие деток. Волк, поджав руками лицо, сидит сгорбившись на бугорке и молчит. Детки щиплют перед ним траву и, все вместе, скороговоркою причитывают:

 

Щипу, щипу по ягодку,

По черную смородинку;

Батюшке в ставчик,

Матушке в рукавчик,

Серому волку

Травки на лопату.

Дай бог умыться,

Дай бог убраться,

Дай бог бежать!

 

С последним словом детки встают, бросают в волка траву и бегут. Волк, обиженный долею, бросается за детками. Детки разными увертками обманывают волка, а он своею хитростью ловит их. Пойманный играет серого волка».

 

Захарка

 

«Захарка – игра детская, веселит детей и из ума выживших старушек. <…> Кажется, что она родилась в русских селениях, где зимними вечерами хижины поселян освещаются горящими лучинами. <…>

Старушка в семействе, желая потешить детей, берет пук лучины, сажает их около огня и каждому дитяти дает по лучине. Дети зажигают концы лучинок, махают ими по воздуху, приговаривая за старушкою:

 

Гори, гори ж


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.315 с.