Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

2021-01-29 210
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Билет

1. Определение критического мышления. Структура критического мышления.


Критическое мышление
— система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Структура критического мышления - Анализ,синтез,взвешенность,логичность,целенаправленность,навыки рефлексии,умение работать с понятиями и суждениями,продуцирование новых идей.

2. Философский взгляд на критическое мышление.

Значение изучения философии заключается в выявлении способов мышления, которые открывают перспективу и дают нам представление о себе, нашей деятельности и сосуществованию с другими людьми. Изучение философии дает нам одну из лучших возможностей для улучшения наших аналитических способностей -критическое понимание и умение четко выражать, разрабатывать и отвечать на аргументы в письменной форме или в диалоге.

 

3. Этапы критического мышления.

1)Вызов
пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации
2)Осмысление содержания
получение новой информации
3)Рефлексия
осмысление, рождение нового знания

Билет

1. Качества необходимые для развития критического мышления по Д.Халперн

 

Готовность к планированию, гибкость,настойчивость,готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромисных решений.
2. Приемы критического мышления.
Кластер, эссе,фишбон, синквейн,корзина идей,инсерт,мозговой штурм.
3. Дать определение: анализу, синтезу и обобщению.

Анализ - метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Обобщение -логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, переход от частного к общему.

Билет

1. Дать сравнение креативного и творческого мышления.
Разница между креативным и творческим мышлением Креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это создание продукта искусства. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление — это способность к изобретательству и научным открытиям.

Мышление и речь.

 Мышление​ рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга,речь оформляет итоги мышления. кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

3. Критическое мышление: понятие, структура, функции.
Понятие-
система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Структура
- Анализ,синтез,взвешенность,логичность,целенаправленность,навыки рефлексии,умение работать с понятиями и суждениями,продуцирование новых идей.
Функции
мотивационаая -побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.
информационная -вызов на поверхность имеющихся знаний и получение новой информации по теме.
Системазицеонная- классификация полученой информации по категориям.
Оценочная- соотнесение новой информации и полученых знаний,выработка собственной позиции, оценка процесса.

4-билет

1. Аспекты отличающих критическое мышление от других по Д.Клустеру.
Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2.Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4.Критическое мышление есть мышление социальное.
5.Социальное мышление


2. Диалогическое мышление: формы, структура, виды.

3. Гомункулюс его схема

5-билет

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы;

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Тезис-антитезис-синтез по Гегелю. Примеры.

С точки зрения логики тезис — это утверждение, которое нуждается в доказательстве, антитезис — утверждение, противоположное тезису и обычно используемое в доказательстве от противного. в диалектике Г.В.Ф. Гегеля — исходный пункт в процессе диалектического движения, ведущего далее к антитезису и, наконец, к синтезу, составляющим вместе триаду — универсальную, единственно возможную схему всякого развития.
АНТИТЕЗИС— положение, суждение, противопоставляемое тезису. У И. Канта А. есть негативный член антиномии разума. У Г.В.Ф. Гегеля А. — вторая фаза диалектического процесса, отрицающая первую его фазу (тезис) и подготавливающая возникновение третьей фазы развития (синтеза).
СИНТЕЗ (от греч. — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему)
6-билет
1.РЕШЕНИЕ (в психологии) – формирование стратегий и последовательности действий для достижения цели, основанное на избирательных мыслительно-поисковых актах и преобразовании субъективных смыслов.
Виды решений
 
Организационное решение: –запрограммированное; –незапрограммированное. Компромисс. Интуитивное решение. Решение основанное на суждении. Рациональное решение.

 

2.Кластер. Автор этого приема – Гудлат. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее – крупные смысловые единицы темы.

Закона диалектического мышления по Гегелю. Примеры.

Виды иллюзий

Физические иллюзии

Примерами для физических иллюзий, связанных с искажением оптической информации, могут служить миражи или радуга.

Когнитивные иллюзии

Фигура и фон. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот.

Иллюзии восприятия размера.


Парейдолические иллюзии. Рожицы на обоях, фигуры в чернильных кляксах, облачные корабли и другие подобные феномены иллюстрируют динамический характер нашего восприятия. Выдвигаемые гипотезы чудесным образом выходят за пределы доступных данных.
Иллюзии движения. Пожалуй, самыми впечатляющими иллюзиями являются статичные изображения, которые кажутся нам движущимися.

Билет

1. Что такое мышление: его форма, структура, виды

 В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта —ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

3. Использование приемов критического мышления при принятие решения.

  Мыслительный процесс как разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чер­тах по следующей схеме (см. рис.9):

- Осознание проблемной ситуации - первый этап разрешения проблемы.

- На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В резуль­татепроблема превращается в задачу.

- На третьем этапе происхо­дит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе за­дач, исходя из предшествующего опыта).- На четвертом этапе по­являются гипотезы как предположения о способах решения за­дач.

- Пятый этап представляет собойреализацию гипотезы.

- Шестой этап - ее проверка. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

Билет

  1. Что такое знание?

ЗНАНИЕ — результат познавательной деятельности человека. Знание выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов. Знания могут быть эмпирическими, недостаточно обобщенными и теоретическими, отражающими закономерные связи и отношения, существующие в действительности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формально усвоенные. Я. А, Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические; 3) действенно-преобразующие. Всегда оправдывает себя правило: знания освобождают от многих ошибок. Именно глубокие, разносторонние и в то же время конкретные 3. необходимы для развития личности, ее жизнестойкости, увеличения пользы, которую она приносит обществу.

  1. Наука и лженаука: понятие, виды и различия

Наука – важнейшая часть общества, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных данных о действительности. Наука – это также деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Виды наук: гуманитарные, общественные, естественные, технические, прикладные.

Лженаукаэто совокупность идей, основанных на теории выдвинутой в качестве научной, в то время как научной она не является.

Предметная классификация лженаук включает 8 видов: религиозно-мифологические, философо-пророческие, психологические, целительские, физические, исторические, научные фальсификации, бесперспективные концепции.

Вот несколько принципиальных отличий науки и псевдонауки:

· пренебрежение методологическими принципами;

· отсутствие рациональной согласованности с уже обоснованными массивами знаний;

· использование при доказательстве такие формы опыта, как чувства, вера и т.п.;

· нефальсифицируемость, т.е. неопровержимость гипотезы.

· Неопровержимость хорошо демонстрируется на принципе 3 ворон: «Если вы видите трех черных ворон, это не значит, что все вороны — черные», т.к. если мы встретим хотя бы одну белую ворону, то этого достаточно для того для доказательства того, что не все вороны черные. Неопровержимы только ненаучные гипотезы. Если выдвинуть предположение, что «Приведения существуют», то опровергнуть его не представляется возможным.

3. Виды Интуиции.

Интуиция - способность понимать происходящее мгновенно и вне сознательного контроля, не прибегая к осознанным у Современная европейская психология выделяет следующие виды интуиции:

1) физическая, или телесная. Этот вид интуиции основан на физических ощущениях человека;

2) эмоциональная. Она основана на эмоциях;

3) интеллектуальная, о которой так много рассуждали философы и ученые;

4) мистическая. Этот вид интуиции, пожалуй, самый спорный, потому что нельзя четко описать его движущий механизм умозаключениям и рассуждению.

Билет

Билет

  1. Формы знаний

Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

2.  Приемы фишбон (схема использование и автор приема).

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

· организовать работу участников в парах или группах;

· развивать критическое мышление;

· визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

· ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

  1. 4 базовых ситуаций по Д.И.Дубровскому.

Профессор Д.И. Дубровский выделяет четыре базовых ситуации, в которых может находиться человек познающий:
1) знание о знании (когда субъект обладает некоторым знанием и в то же время знает, что оно истинно или оценивает его как вероятное, неточное и т.п.);
2) незнание о знании (когда некоторое присущее субъекту знание не рефлексируется, не осознается, пребывает на протяжении какого-то интервала в скрытой форме);
3) знание о незнании (имеется в виду проблемная ситуация, когда субъект обнаруживает и четко фиксирует свое незнание чего-либо определенного);
4) незнание о незнании (речь идет о предпроблемной ситуации; например, ученые XVIII в. не только ничего не знали о квазарах или молекулах ДНК и генетическом коде, но и совершенно не знали о том, что они этого не знают.

Билет.

Кто такой оратор?

Оратор- Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий  даром красноречия или владеющий ораторским искусством

2) Прием синквейна (схема использование и автор приема).

Ая - два прилагательных,

Я - три глагола,

Ая - крылатая фраза,

Билет.

Дать определение такесике?

невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.

Сценарий сторителинга.

Сторителлинг (от англ. storytelling — рассказывание историй) — достаточно новый маркетинговый инструмент, суть которого заключается в том, чтобы рассказать покупателю интересную, яркую и желательно незабываемую историю
 Сторителлинг решает одновременно много параллельных задач – создание образа, трансляция ценностей, формирование ожиданий, продажа.

1. Монстр приходит

2. Перерождение

3. Квест: решая сложную задачу

4. Переосмысление события

5. Из грязи в князи или синдром Золушки

6. Волшебный помощник

7. Трагедия

8. Комедия

9. Театр абсурда

10. Один день из жизни

 

Виды знаний.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды:

· Знание фактическое (эмпирическое или фактуальное).

· Знание рациональное.

· Знание как умение.

· Знание как мнение.

· Знание как оценка.

· Знание как норма.

· Знание как заявление, претендующее на истину.

· Знание как предположение или гипотеза.

· Знание как просьба или предложение (что-то сделать или не сделать).

· Знание как заблуждение.

· Знание как ложь, т.е. заблуждение, сознательно выдаваемое за истину.

 

·   Знание как корыстный обман и мошенничество, т.е. преднамеренная с корыстной целью сообщаемая ложь.
 Если в первом случае мы имеем дело с различными качествами самого знания, то другим важным классификатором знания является вид опыта, лежащий в его основе. В этом случае мы имеем такие знания, как прежде всего:
 

· Знание научное, основанное на научных методах исследования.
 

· Знание как религиозный, мистический, мифологический или магический опыт, основанный на вере и авторитете сакрального (священного) источника.
 

· Знание обыденное, основанное на повседневном бытовом опыте.
 

· Знание художественное, основанное на опыте эстетического переживания.
 

· Знание этическое, основанное на нравственном опыте.
 

· Знание как практическое умение, основанное на прямой передаче этого умения от человека к человеку по принципу «делай как я».
 

· Знание чувственное или интуитивное.

Виды знаний:
  Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
  Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
  Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
  14 билет.

Дать определение такесике?

невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.

Сценарий сторителинга.

Сторителлинг (от англ. storytelling — рассказывание историй) — достаточно новый маркетинговый инструмент, суть которого заключается в том, чтобы рассказать покупателю интересную, яркую и желательно незабываемую историю
 Сторителлинг решает одновременно много параллельных задач – создание образа, трансляция ценностей, формирование ожиданий, продажа.

11. Монстр приходит

12. Перерождение

13. Квест: решая сложную задачу

14. Переосмысление события

15. Из грязи в князи или синдром Золушки

16. Волшебный помощник

17. Трагедия

18. Комедия

19. Театр абсурда

20. Один день из жизни

 

Виды знаний.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды:

· Знание фактическое (эмпирическое или фактуальное).

· Знание рациональное.

· Знание как умение.

· Знание как мнение.

· Знание как оценка.

· Знание как норма.

· Знание как заявление, претендующее на истину.

· Знание как предположение или гипотеза.

· Знание как просьба или предложение (что-то сделать или не сделать).

· Знание как заблуждение.

· Знание как ложь, т.е. заблуждение, сознательно выдаваемое за истину.

 

·   Знание как корыстный обман и мошенничество, т.е. преднамеренная с корыстной целью сообщаемая ложь.
 Если в первом случае мы имеем дело с различными качествами самого знания, то другим важным классификатором знания является вид опыта, лежащий в его основе. В этом случае мы имеем такие знания, как прежде всего:
 

· Знание научное, основанное на научных методах исследования.
 

· Знание как религиозный, мистический, мифологический или магический опыт, основанный на вере и авторитете сакрального (священного) источника.
 

· Знание обыденное, основанное на повседневном бытовом опыте.
 

· Знание художественное, основанное на опыте эстетического переживания.
 

· Знание этическое, основанное на нравственном опыте.
 

· Знание как практическое умение, основанное на прямой передаче этого умения от человека к человеку по принципу «делай как я».
 

· Знание чувственное или интуитивное.

Виды знаний:
  Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
  Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
  Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
  Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)
  Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
  Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
  Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
16 билет.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ

Этот метод невербального общения помогает демонстрировать заинтересованность в беседе и лучше понимать смысл сказанного. Во время разговора два человека вместе создают и регулируют степень комфорта, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Пристальный взгляд может как сформировать доверие, так и породить дискомфорт.

ИНТОНАЦИЯ И ТЕМБР ГОЛОСА

Правильно понимать интонацию и тембр голоса означает научиться «читать между строк» послание другого человека. К таким особенностям можно отнести частые паузы, незаконченные предложения и их построение, силу и высота голоса, а также скорость речи.

ЖЕСТЫ И ПОЗЫ

Межличностное пространство

Билет

1. Дать определение невербальному общению. Формы, структура и виды.

1.Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Уровни анализа невербального общения [править | править вики-текст]

Типы и виды коммуникаций Области научного знания и группы Приемы и средства
1. Фонационные средства а) экстралингвистика (внеречевая система) б) паралингвистика (околоречевая система) в) просодия · пауза; темп речи; вздох; плач; кашель; гелоскопия · вокальные качества голоса; диапазон; тембр · фразовое ударение, синтагматическое уда- рение, логическое ударение; тон; интонация
2. Оптико–кинетические средства а) выразительные движения б) окулесика или окуломантия · мимика; жесты; позы; осанка; походка · внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология · направление взгляда, длительность и частота
3. Знако–символические средства а) системология б) актоника в) гастика е) стерномантия ж) онихомантия з) нумерология и) молеософия · предметы, окружающие человека в жизни · особенности почерка · поступки человека · пища, напитки · особенности формы рук, флексорных линий и холмов на ладони; дерматоглифика; линии на ступнях ноги · особенности формы и объёма груди женщины · особенности формы и цвета ногтей · дата рождения, фамилия и имя человека · родинки
4. Тактильные средства (обоняние, осязание, слух и вкус) а) гаптика или такесика б) сенсорика в) аускультация г) одорика (ольфакция) · прикосновения · чувственное восприятие человека другой культуры · слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение · запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–времен- ные средства а) проксемика б) хронемика · расположение собеседников и дистанция между ними · способ использования времени: монохронный тип (возможен только один вид деятельности в одно и то же время) и полихронный (несколько дел)

 

 

2. Обман, ложь и заблуждение при принятии решений.

Обман-сознательное введение в заблуждение другого лица с корыстными целями

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ— эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности.

В каждый исторический период те или иные знания считаются либо истинными, либо ложными. Именно с таких позиций логика подходит к оценке знаний при проверке, подтверждении и опровержении научных гипотез, законов и теорий. Когда же знания рассматриваются в процессе их развития, такая их оценка оказывается недостаточной, ибо не учитывает изменения их объективного содержания. В истории науки долгое время существовали теории, считавшиеся истинными, подтвержденные многочисленными фактами наблюдений, но впоследствии оказавшиеся либо полностью, либо частично ошибочными. К числу теорий первого рода относится геоцентрическая система Птолемея, признававшая в качестве центра нашей планетной системы и даже мироздания Землю, а не Солнце.

3.Рациональное познание это...

Рациональное познание — это процесс познания окружающего нас мира посредством исключительно формой мыслительной деятельности. Формы такого рационального познания обладают несколькими общими характеристиками: первая, свойственную всем им направленность на отображение совокупных свойств познаваемых объектов; вторая, связанное с этим отвлечение от их единичных особенностей; третье, опосредованный взгляд к познаваемой субъектом реальности (посредством конфигурации чувственного познавания, а так же познавательные средства, такие как экспериментирование, наблюдение и обработки информации); четвертая, непосредственная связь с языком (выразителем мысли).Основными формами рационального познания являются три логических формы мышления: суждение, понятие и умозаключение. Суждение — это некоторая форма мысли, которая посредством взаимоотношения понятий что-либо отрицается или утверждается о предмете мысли. Понятие — имеет свойство отражения предмета мысли в его некоторых и конкретных признаках. В результате умозаключения, одного или нескольких суждений, при надобности определяется суждение, которое заключает в себе новое знание.Рациональное познание опирается на законы логики (непротиворечия, тождества, достаточного основания, исключенного третьего), и, конечно же, правилами вывода результатов из посылок в умозаключениях. Рациональное познание может быть представлено как процесс дискурсивного рассуждения — движения мысли по правилам и канонам логики от одного понятия к другому понятию. Движение рационального познания происходит сознательно и контролируемо, т. е. познающий субъект представляет себе и обосновывает каждый свой шаг на пути к поставленной цели канонами логического мышления.

Билет

  1. Интуиция: понятие, виды и ее особенности.

 Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность. Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений. Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

2. Дать определение проксемике (дистанция, ориентация а пространстве)

Проксемика- правила соблюдения расстояния между общающимися людьми – это специфическая часть кинесики и в то же время этикета, к которой относятся правила соблюдения необходимого, установленного физического расстояния между людьми во время их общения. То есть, если мы мало знакомы или незнакомы с человеком, следует соблюдать первое правило; то же в разговоре с вышестоящим по отношению к нам: нельзя для общения подходить вплотную к известным писателям, ученым, политикам, а также к начальникам, руководителям. Правило распространяется и по отношению к малознакомым женщинам, старикам. Нарушение его будет говорить об излишней простоте нрава человека или о том, что он не заботится о хорошем впечатлении о себе. По правилам хорошего тона требуется, чтобы расстояние между каждым столовым прибором было 70 см или более.

Искусство спора.

Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе данное А.А. Ивиным в своем учебнике:

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл..

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

Слово "полемика" в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.

Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика носит боевой, решительный характер:

- Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.

- Во-вторых, участвующие и полемике стороны более чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.