Упражнения, направленные на расслабление — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Упражнения, направленные на расслабление

2021-01-29 81
Упражнения, направленные на расслабление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

Чем более ты расслаблен – тем лучше во всех своих делах. В работе, в отношениях с друзьями, с врагами и с самим собой.

Билл Мюррей

 

Эти упражнения можно выполнять в любое время, как днём, так и вечером, когда чувствуете, что ребёнку необходимо расслабиться и успокоиться.

Иногда детки очень сильно разыгрываются, и их порой бывает практически невозможно остановить. Кричать в данном случае бесполезно, а шлёпать тем более не надо. Попробуйте поиграть с малышом в игры, направленные на расслабление. И ребёнку будет интересно, ведь это игра, и успокоиться в процессе такой маленькой маминой хитрости будет проще. Приведу несколько примеров таких расслабляющих игр, и вы на этих примерах сможете придумать свои игры.

Схема расслабления:

• приглушённый свет;

• расслабляющая тихая музыка.

Кстати, хорошо подходят звуки флейты, музыка для йоги, шум моря и т. д.

 

«Пляж»

 

Представьте, что вы лежите на тёплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет лёгкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за волнами и танцами чаек над водой. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаём.

 

«Ковёр‑самолёт»

 

Лягте на волшебный ковёр‑самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несёт вас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра. Постепенно ковёр‑самолёт начинает снижение и приземляется в комнате. Пауза. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза, медленно сядьте и аккуратно встаньте на ноги.

Если вы долго расслаблялись, валяясь на «пляже», то вам следует вернуться в состояние «здесь и сейчас», чтобы не заснуть на ковре. Выполните простые упражнения:

1. Сидя на ковре, потрите стопу о стопу.

2. Потрите ладонь о ладонь.

3. Подтяните колени к груди и обхватите их руками. Прокатитесь несколько раз на спине вперёд‑назад, раскачиваясь, как лодочка (качалка), или перекатываясь, как брёвнышко. Упражнение «брёвнышко» само по себе – одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

4. Сделайте вдох‑выдох и медленно вставайте на ноги.

 

 

 

Был у меня такой случай – до сих пор хихикаю, когда вспоминаю его. Наверное, это неправильно с профессиональной точки зрения – рассказывать такие истории… Но невтерпёж мне:).  

Занятие с ребёнком. Девочка Асенька. 6,5 лет.  

– Асенька, давай ты будешь читать мне рассказик, а я даже подсматривать за тобой не буду, – предлагаю я.  

Ася с удовольствием согласилась, в глазах у ребёнка загорелись искорки, стало интересно. Я закрыла глазки и…  

– Юля Владимировна, Юля Владимировна! Я всё прочитала! Открывайте глазки!  

И так минуты две подряд…  

Я, значит, просыпаюсь (отрубилась на семь минут). И не понимаю, что происходит, где я и почему Ася кричит: «Юля Владимировна, просыпайтесь, я дочитала»!  

Конечно, я сделала вид, будто это игра такая. Но когда возвращалась домой с работы, долго хихикала.  

 

Теперь, друзья мои, перейдём к артикуляционной гимнастике. Выполнять её просто, задания лёгкие. Их можно выполнять и сидя в машине, и на прогулке, и даже в ванной комнате в процессе умывания.

 

Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

Гиппократ

 

Ох уж эта артикуляционная гимнастика! Ну правда, без улыбки невозможно. Помню, как мы, специалисты, выполняли её на лекциях. Особенно запомнилось несколько моментов. На курсе «афазия» в Центре патологии речи и нейрореабилитации разбирали, как помочь разговориться взрослым, перенёсшим инсульт.

Лектор – замечательный педагог Уржумцева И. В. – говорит: «Вытяните губы вперёд трубочкой, а потом откройте рот, сделайте окно. Потом улыбочку, заборчиком зубки. Потом сделайте конфетку, упритесь языком в щёку, при этом губы сомкнуты, а теперь в другую щёку. И закончим опять заборчиком!» В аудитории сидят 42 женщины, все педагоги, взрослые тётки. А есть и молоденькие девчушки, лет до 30. Время уже около 16:30, занятия начинались рано, с 10 утра. У всех уже мозг переполнен информацией.

И тут в моей идейной голове картинки поплыли: будто еду я в метро и поочерёдно выполняю артикуляционную гимнастику. Попробуйте проделать её прямо сейчас – сразу поймёте, как мне стало смешно. Поехали: трубочка, окно, заборчик, конфетки, заборчик. Весна, красивая женщина и артикуляционная гимнастика…

Короче говоря, через 10 минут в аудитории смеялись все. Не могла же я не порадовать своих однокурсниц.

Малыши не очень‑то любят выполнять артикуляционную гимнастику в чистом виде, хотя по правилам её надо делать перед зеркалом. По возможности проконсультируйтесь со специалистом. Спросите, нет ли у ребёнка противопоказаний к выполнению данного вида гимнастики. Если вы увидите, что ребёнок не готов выполнять упражнения перед зеркалом, не заставляйте.

Выполнять её легко, можно даже в ванной комнате, пока ребёнок умывается и чистит зубки. Так несколько раз в день, по два‑три упражнения – и артикуляционная гимнастика будет сделана. Самое главное, не напрягайте малыша, не заставляйте! Делайте всё с любовью. Ребёнок без вас не справится, вы ему очень нужны.

Учим по следующей схеме:

1. Показываете ребёнку на собственном примере, что и как нужно делать.

2. Перед зеркалом ребёнок повторяет за вами. Если перед зеркалом не получается, пусть пробует без него. Дальше будете ребёнка приучать к самоконтролю перед зеркалом.

3. Ребёнок выполняет вместе с вами.

4. Ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

 

Щёки

 

Это упражнение можно выполнять в ванной комнате (в процессе умывания):

• Полоскать рот, перегоняя воду от одной щеки к другой. Если ваш ребёнок не умеет перегонять воду от щеки к щеке, то выполняйте упражнение без воды.

• Надуть щёки и представить, что вы полощете рот.

• Пошлёпать легонько по щекам мокрыми ладошками.

• Красим щёки изнутри круговыми движениями. Правая щека: нарисуйте языком во рту на щеке «румяна», получится большой круг. Затем на левой щеке.

• Во рту, по кругу, начиная с правой щеки, передвигайте языком в сторону левой щеки над верхними зубами так, чтобы было видно, как язык перемещается между верхней губой и верхней десной. Двигайте языком, рисуя круг от правой щеки к левой. От правой щеки по верхней десне (под верхней губой) к левой щеке и спускаетесь вниз. Двигаете языком по нижней десне (под губой) к правой щеке. У вас должен получиться круг. Губы при выполнении этого упражнения сомкнуты.

 

Губы

 

• Почешите нижнюю губу о верхние зубы.

• Почешите нижними зубами верхнюю губу.

• Размазываем помаду. Делайте губами движения, как будто накрасили губы помадой и распределяете её по губам. Верхней губой захватываете нижнюю, обтёрли верхнюю губу и сразу же захватываете нижней губой верхнюю. И так несколько раз.

• Вытяните губы трубочкой и сделайте поцелуйчик. Без звука. Вытянули, поцелуйчик.

• Делаем два упражнения: вытяните губы трубочкой, сделайте поцелуйчик и сразу же подуйте через губы так, будто хотите погасить свечу. Поцелуйчик – подули, поцелуйчик – подули.

• Теперь вспомните, какой создаётся шлепок, когда открывается бутылка с шампанским. Воспроизведите этот звук: крепко сомкните губы и резко разомкните. Получится громкий шлепок.

• Теперь сделайте улыбку и сразу же шлепок. Улыбка – шлепок. И так несколько раз.

 

Язык

 

• Покусайте немного кончик языка.

• Покусайте края языка.

• Кончиком языка погладьте нёбо, до зевка. Если вы гладите нёбо в сторону от зубов к шее (к мягкому нёбу, нёбной занавеске) и вам хочется зевнуть, значит, упражнение выполнено правильно.

После выполнения упражнений надо расслабить мышцы:

1. Выдувайте воздух так, чтобы губы были расслаблены и вибрировали: б‑б‑б‑б‑б. Расслабьте при этом щёки и губы.

2. Потрясите головой из стороны в сторону так, чтобы лицо было полностью расслаблено и щёки с губами мотались из стороны в сторону.

Я привела лишь те упражнения, которые можно легко выполнять в игровой форме. Если малыш ещё мал, вы можете выбирать несколько упражнений и играть в обезьянок. Как будто корчите рожицы, но при этом выполняя артикуляционную гимнастику.

 

Волшебная сумка

 

 

 

 

Если мы хотим достичь настоящего мира во всём мире, то начинать надо с детей.

Махатма Ганди

 

У меня есть особая сумка – моя помощница на протяжении долгих лет работы с детьми. В ней хранятся все мои интересные «говорящие» игрушки. Я пришла на занятие к Платону, а тот смотрит на меня и не понимает, чего же я от него хочу и что надо делать.

Мы заходим вдвоём в детскую комнату, и тут… Я прошу мальчика присесть на стульчик, сама усаживаюсь рядом. Перед нами пустой детский стол и моя сумка. Смотрю на ребёнка, улыбаюсь и задаю вопрос: «Ты играть любишь?» Платон кивает головой – мол, да, люблю. Но сказать‑то не всегда может. Я объясняю, что пришла не одна, а с друзьями. Это мои игрушки, но они волшебные (все говорящие). Они играют только тогда, когда с ними говорят.

– Хочешь на них взглянуть? – предлагаю я Платону.

Он опять кивает, мол, да, давай глянем. Тогда я предлагаю ребёнку самому посмотреть, что же есть в сумке. Это всегда интересно, ведь мама запрещает ковыряться в сумке, а тут Юля сама предложила.

Платон схватился за большой язычок замка‑молнии и с усилием тянет, открывая. Добрался‑таки до добычи. Игрушки!

– Ура‑а‑а! – радуюсь я. – Ты нашёл игрушки! Теперь доставай игрушку, которая тебе нравится, и будем играть.

Первым, что заинтересовало Платона, была маленькая коробочка с печатями.

– Потряси коробочку, – сказала я. – Там точно что‑то есть.

Платоша с удовольствием начал трясти коробочку и, заглядывая мне в глаза, ждал дальнейших указаний.

– Откроем? Да?

Малыш кивнул, и мы вместе принялись стучать кулачками по коробочке: «Тук‑тук‑тук, кто там живёт?»

Коробочка открылась, и из неё посыпались печати с разными изображениями. Платоша сразу сообразил, что с этими печатями что‑то не так. Маленькие кубики с резиновыми наконечниками, и что с ними делать? В глазках ребёнка был виден ещё больший вопрос.

– Теперь давай будем топать кубиками в чернила, – говорю я.

Топнули разочек в чернила и сразу же принялись шлёпать печатью по бумаге. Топали мы долго, до тех пор, пока я не сказала: «Игрушки спать хотят», на что услышала совершенно неожиданный для меня ответ Платона:

– А даяй ещё? А даяй ещё?

Я, мягко говоря, обалдела, ведь ребёнок до этого всё время молчал, вернее, мычал в ответ на все мои вопросы. Наше первое занятие прошло на ура! После него ребёнок всё время ждал наших встреч и совместных игр.

Сейчас Платоша уже ходит во второй класс общеобразовательной школы, учится хорошо. Мы даже иногда звоним друг другу.

 

 

Серия уроков для стимуляции речевого развития у детей возрастом от двух лет: «Говори!»

 

Прежде чем вы начнёте заниматься с ребёнком, я хочу рассказать несколько правил, которые могут здорово облегчить ваше общение во время совместных игр.

Постарайтесь не произносить таких слов, как: «говори!», «ну скажи!», «повтори!». Не заставляйте ребёнка повторять. Вы можете самостоятельно проговаривать нужное слово по 10–30 раз во время занятий, и тогда ребёнок рано или поздно повторит его.

Во время занятий переключайтесь с одного вида деятельности на другой. Например, если сначала вы выполняете задание за столом, то следующий этап может проводиться на ковре. Кроме того, всегда ориентируйтесь на желание ребёнка или сами мотивируйте его на определённый вид деятельности.

Не стоит принуждать ребёнка делать то, что вам надо. Попробуйте найти к нему подход. Воспитательная часть, без сомнений, должна присутствовать. Но имейте в виду, что воспитание – не есть «ломание ребёнка».

Говорите спокойным ровным голосом. Пользуйтесь правилами общения, которые я подробно описала ранее. На первых порах, если ребёнок не повторяет за вами слово, самостоятельно повторите его несколько раз. Задавая вопрос, отвечайте на него самостоятельно.

Следите за тем, устал ребёнок или нет. Как только заметите, что он начал сильно отвлекаться и не слушает вас, заканчивайте урок.

Выполнять занятие можно не за один раз. Можно растянуть его на весь день: утром поиграть в одну игру, днем – в другую, вечером собрать пазл. Если ребёнок быстро устал, вы можете прекратить занятие. Не обязательно выполнять все задания за один раз. Например, утром вы поиграли с матрёшкой и ребёнок устал. Тогда вечером можно собрать пазл и заняться творчеством. Вы самостоятельно определяете, какое из заданий выбрать для игры, но только соблюдайте последовательность и не перепрыгивайте с одного урока на другой. Вводить новые слова в активную речь нужно последовательно.

В течение дня по возможности закрепляйте новые слова. Вводить новое слово в активный словарь и добиваться его повторения нужно после того, как предыдущие слова, которые вы учили, уже вошли в него (малыш их уже говорит).

Пусть пассивный словарь малыша всё время наполняется новой лексикой. Гуляя или делая что‑нибудь, рассказывайте, что вы делаете в данный момент или что видите, слышите.

Чтобы составить комплексный план ваших с ребёнком занятий, можно обратиться к специалисту, который занимается развитием речи или дефектологией. На мой взгляд, деткам до 3 лет нужны индивидуальные занятия. Я делаю именно так. Вы сами выбираете, что, на ваш взгляд, будет наиболее полезным для малыша – групповые занятия или индивидуальные. Ещё раз повторюсь: эксперты в области дефектологии и развития речи имеют большой опыт работы с детьми, обратившись к ним, вы сможете точно узнать, какие именно занятия будут самыми эффективными в вашем случае.

Если вас интересует более подробная информация о занятиях с ребёнком, алгоритм правильного введения новых слов в активный и пассивный словарь, с удовольствием поделюсь своими знаниями. Также вы можете пройти тренинги для родителей, где получите много полезной и нужной вам информации о том, как создать речевую среду для ребёнка, какие игрушки будут развивать его, и многое другое. Пишите письма, с радостью отвечу на ваши вопросы: [email protected].

Первое, что вы делаете, это придумываете ритуал начала и конца занятия. Например, в начале каждого занятия вы звените колокольчиком и радостно говорите: «Малыш, занятие началось, идём играть». Ставите сумку с игрушками рядом со своим стулом и усаживаетесь за столик с малышом. В конце каждого занятия вы зажигаете свечу и проговариваете, как хорошо сегодня позанимались, хвалите малыша и проговариваете: «Наше занятие закончено». Задуваете свечу.

Это примерные ритуалы, вы можете придумать свои. Что вам понравится, то и используйте. А теперь приступаем к занятиям с вашим малышом. Я описала только конкретные действия, облегчив вам понимание и сэкономив ваше время.

 

Занятие 1

 

Для занятий вам потребуется сумка среднего размера, куда можно поместить всё необходимое для урока. Хорошо, если в сумке есть несколько отделений – это уже для вашего удобства.

Понадобятся: сумка, кукла‑пупс, бутылочка с водой, кусочек хлеба (еда для ляли), игрушечная коляска, коробка с манной крупой (любая – пластиковая, железная), бусы‑шнуровка (бусы могут быть в виде геометрических фигур, овощей, фруктов и ягод – подбирайте для себя то, что вам больше понравится), клей и бумажный трафарет в виде куклы, кусочки ткани, картон.

Поставьте сумку перед ребёнком и начинайте её открывать. Акцентируйте внимание на «собачке», скажите: «Это сумка. Надо её открыть. Посмотрим, что в ней?»

Выньте из сумки коробку с крупой.

Предложите ребёнку взять коробку с крупой (внутри уже лежат бусы‑шнуровка): «Открой коробку. Не открывается? Надо сказать волшебное слово и постучать 3 раза: ТУК‑ТУК‑ТУК. Открылась коробка! Ура! Посмотри, что в ней лежит? Давай поищем, поковыряемся в крупе?» (рис. 1).

Ребёнок находит бусины. Выкладывайте бусины на крышку коробки или на стол по одной и проговаривайте: «БАХ, БАХ, БАХ».

Затем найдите шнурок от бус в коробке и спросите: «Зачем шнурок? Не знаю». Отвечайте сами за ребёнка. Неожиданно опрокиньте крышку, на которой лежат бусины, сделайте удивлённое лицо и скажите: «А‑А‑А, упали бусины!»

Пусть ребёнок собирает бусины (рис. 2). На конце шнурка завяжите узел, чтобы бусины не спадали с верёвочки. Пусть ребёнок надевает бусины на шнурок, а вы говорите: «ТАК, ТАК, ТАК». До тех пор, пока не соберёте все бусины на шнурок. Надел одну бусину на шнурок – говорите: «ТАК», как бы обозначая правильность выполненного действия (мол, правильно надел).

 

 

В конце скажите: «УРА! Собрали бусины».

Уберите бусы в коробку, ударьте по крышке ладонью: «ТУК» (произнесите 1 раз), скажите игрушке: «ПОКА».

Достаньте куклу‑пупса из сумки, дайте ребёнку рассмотреть игрушку. Пока ребёнок занят пупсом, быстро уберите коробку с бусами в сумку.

«О! Смотри, какая ЛЯЛЯ к тебе пришла. ЛЯЛЯ красивая», – говорите вы. Вдруг ЛЯЛЯ начинает плакать: «А‑А‑А‑А‑А, А‑А‑А‑А‑А, А‑А‑А‑А‑А. ЛЯЛЯ голодна, давай кормить!»

Дайте кукле кусочек хлеба, проговаривайте: «НА». Дайте ляле попить, проговаривайте: «НА». Ляля кушает и говорит: «АМ, АМ, АМ». Теперь ЛЯЛЯ поела, надо уложить её спать: «ЛЯЛЕ пора БАЙ‑БАЙ». Пусть ребёнок уложит куклу в коляску и катает по комнате: «А‑А‑А‑А, А‑А‑А‑А» (поёт песенку вместе с вами, колыбельная «А‑А‑А‑А, А‑А‑А‑А»).

Встаньте со стула, ребёнок тоже пусть встанет. Выполните упражнение «джунгли» из «умной гимнастики» и переходите к следующему этапу занятия. Если, по вашему мнению, ребёнок ещё может продолжать заниматься, предложите ему сделать аппликацию. Подготовьте заранее трафарет с изображением ляли в платье. Также вам понадобится основа для аппликации (картон) и маленькие кусочки ткани. Нанесите на картон клей и приклейте трафарет ляли. Скажите: «Платья у ЛЯЛИ нет, голенькая, холодно ей». Наклейте на платье ляли кусочки ткани. Скажите: «УРА! УРА! ЛЯЛЕ теперь тепло и хорошо».

Похвалите малыша и заканчивайте занятие.

 

Занятие 2

 

Понадобятся: сумка, матрёшка – лубяная избушка (в ней: мишка, лиса, собака, петух, мышь), грибочки на полянке (деревянные), пустая коробка или крышка от коробки (пластиковая или жестяная), пластиковое яйцо от киндер‑сюрприза и восковой пластилин.

Грибочки на подставке и пустая коробочка уже стоят на маленьком детском столике (рис. 3). Пусть ребёнок снимает грибочки с полянки и бросает их в пустую коробку. Покажите, как это делать. Первый грибочек снимаете сами, бросаете в коробочку и говорите: «БАХ!» Пусть ребёнок повторяет за вами, проговаривая то же самое: «БАХ!»

 

 

«Полянка теперь пустая», – говорите вы, когда ребёнок собрал все грибы. Как будто нечаянно опрокидываете коробочку, и грибы рассыпаются по полу. «АЙ‑АЙ‑АЙ, я грибочки уронила… Давай собирать грибочки и на полянку сажать!» Соберите все грибочки и поставьте на стол, рядом с полянкой.

Пусть ребёнок собирает по одному грибочку и насаживает гриб на штырёк.

«Так или нет?» – спрашиваете вы и отвечаете: «ТАК! Молодец!» Хвалите ребёнка. Затем опять повторяете те же самые действия, проговаривайте слово «ТАК» вместо ребёнка, если он не может.

«Все грибочки на полянке. УРА! УРА!» – хлопайте в ладоши и проговаривайте: «УРА! ПОКА, грибочки, ПОКА‑ПОКА». Повторите ещё несколько раз.

Быстро достаньте из сумки матрёшку и переключите внимание ребёнка на неё.

Скажите: «Смотри – домик! – погремите избушкой‑матрёшкой. – Там кто‑то есть! Давай посмотрим, кто там?» Пусть ребёнок возьмёт в руки матрёшку и постучит, чтобы та открылась. ТУК‑ТУК‑ТУК. Не открывается… Спросите: у ребёнка: «Тебе помочь?» И ответьте за него: «ПОМОГИ!» Ещё раз постучите (ТУК‑ТУК‑ТУК) и откройте матрёшку. «ОЙ, тут мишка!» МИША говорит низким голосом: «О‑О‑О». Там ещё кто‑то есть – в мишке спрятался. Стучите опять (ТУК‑ТУК), открыли, в мишке спряталась корова: «МУ‑У‑У» (средним голосом). Опять стучите (уже по корове), там собака: «АВ‑АВ» (обычный голос). Опять стучите (уже по собаке). Там ПЕТЯ: «КО‑КО» (обычный голос). Опять стучите (уже по петушку) – там мышь: «ПИ‑ПИ» (высоким голосом) (рис. 4).

Теперь вставайте с ребёнком и начинайте играть в прятки. Предложите ребёночку закрыть глаза, а сами быстро расставьте игрушки из матрёшки – медведя, корову, собаку, лису, петушка, мышку – по комнате.

Пусть малыш откроет глазки. Начинайте искать игрушки: «Где игрушки? АУ!» Давай искать игрушки. Ищите вместе с ребёнком и «зовите» игрушки: «АУ, АУ». Нашли игрушку и говорите: «ВОТ она (лиса), ВОТ он (мишка)» и т. д., пока не отыщете все игрушки.

Теперь садитесь за стол и кормите животных грибами: «НА, лиса!» – «АМ‑АМ», – ест лиса. «НА, КО‑КО!» – петух ест: «АМ‑АМ», и так, пока все не поедят.

Теперь плачут игрушки: «А‑А‑А‑А», спать хотят. Складывайте игрушки одну за другой, собирая по порядку матрёшку (рис. 5). Говорите: «ПОКА, мышь» (она отвечает: «ПИ‑ПИ»), «ПОКА, петух» (петух отвечает: «КО‑КО»), «ПОКА, лиса», «ПОКА, собака» (собака отвечает: «АВ‑АВ»), «ПОКА, корова» (корова отвечает: «МУ») и идёт в домик (в мишку), «ПОКА, миша» (мишка отвечает: «О‑О‑О»).

 

 

Убрали всех в домик, покачали домик, сказали: «БАЙ‑БАЙ, игрушки, засыпайте».

Быстро уберите матрёшку в сумку и предложите поиграть на ковре в «умную гимнастику». Выполняйте упражнение 2 из гимнастики «Травинка».

После гимнастики усаживайтесь на стульчики за стол или, оставаясь на ковре, займитесь творчеством.

Возьмите коричневый пластилин. Сделайте лепёшку и налепите её на яичко. Облепите всё яичко пластилином (растягивая его пальцами). Пластилин мягкий, поэтому его удобно «тянуть» пальцами. Делайте голову: «ВОТ голова. ВОТ уши, ВОТ носик, ВОТ глаза, ВОТ лапы. Ура!!! Ура!!! О‑О‑О, какой Миша красивый получился». Закончив занятие, похвалите ребёнка.

 

Занятие 3

 

Понадобятся: сумка, кукла‑перчатка Петя‑петушок, семечки или фасоль, мозаика, следки массажные (ортопедические), гуашь или пальчиковые краски, кукла‑пупс, влажные салфетки, лист для рисования, кисть.

Кукла‑перчатка Петя‑петушок с открывающимся клювом (рис. 6, рис. 7).

 

 

У петушка есть крылья, гребешок, бородка. Как обычно, открываем сумку: «ТУК‑ТУК‑ТУК». Пусть ребёнок попробует сам потянуть за «собачку» и открыть молнию на сумке.

Быстро наденьте себе на руку куклу‑перчатку: «КО‑КО‑КО, Петя пришёл с нами поиграть. Смотри, какой Петька у нас симпатичный. Он умеет говорить». Открывайте рот игрушке и говорите: «А‑А‑А‑А». Спросите у ребёнка: «А у тебя есть рот? ДА!» Пусть ребёнок открывает рот и произносит: «А‑А‑А‑А». Далее начинайте показывать, где у петушка клюв, бородка и т. д. «ВОТ клюв. ВОТ глаза. ВОТ бородка. ВОТ гребешок. ВОТ крылья. ВОТ хвостик». Спросите у ребёнка: «Где клюв (рот) у Пети? Где бородка? И т. д. Отвечайте за ребёнка или вместе с ним, показывая на все части тела игрушки: «ВОТ. ВОТ. ВОТ».

Сразу же задавайте вопросы ребёнку: «А у тебя где глазки? А ротик? Может быть, клюв у тебя есть? Или нет? (По идее ребёнок будет махать головой в разные стороны или скажет слово НЕТ).

Покажите, как играть с петушком. Дерните петушка за язычок: «АЙ!» – громко возмущается ПЕТЯ. Дёрните Петьку за бородку. «ОЙ!» – опять возмущается Петька. Дёрните за хвостик. «ЭХ!» – уже строго возмущается петушок. Затем пусть ребёнок дёргает петушка и проговаривает: «АЙ! ОЙ! ЭХ!» Петя голодный, рот открыл и говорит: «АМ‑АМ ХОЧУ! ДАЙ АМ‑АМ!»

Кормите петушка фасолью: «НА, ПЕТЯ». Петушок открывает рот и кушает: «АМ‑АМ, спасибо». Вы держите Петю у себя на руке и говорите от лица игрушки: «ДАЙ ещё!» Ребёнок пусть кормит петушка самостоятельно, проговаривая при этом: «НА! НА!»

Теперь ПЕТЯ из сумки вынимает коробочку с мозаикой и подставку (для мозаики с дырочками, куда мозаика втыкается). Ребёнок уже переключился на мозаику, так что вы в это время уберите петушка в сумку.

«О‑О‑О! Смотри, что тут есть», – гремите коробкой. Пусть ребёнок возьмёт коробку в руки и тоже погремит ею. ТУК‑ТУК‑ТУК – стучите по коробке. «Хочешь посмотреть, что там, или не хочешь?» – спрашиваете вы. «ДА! ХОЧУ!» – отвечайте за ребёнка, если он не понял, что надо ответить. И повторите то же самое ещё раз: погреметь коробкой и спросить: «Хочешь посмотреть или не хочешь?» – «ДА! ХОЧУ». Или можно просто ответить: «ХОЧУ!» Так будет даже проще. Открыли коробку, удивились: «А‑А‑АХ! Какие тут штучки красивые!» (рис. 8).

 

 

«Надо бы нам полянку сделать с цветочками. Ты мне поможешь? Да или нет?» – «Да!» – отвечает ребёнок. Начинайте втыкать мозаики одну за другой. ТЫК – воткнулась одна, ТЫК – вторая воткнулась, ТЫК – третья. Втыкайте детали, пока не надоест (рис. 9).

Если у ребёнка самостоятельно не получается удержать мозаику и воткнуть деталь в дырочку, помогите ему. Пользуйтесь методом «рука в руку» (рис. 10).

 

 

Затем вынимайте детали из основы – собирайте цветы с полянки – и бросайте в коробку. БАХ! Упала. Ещё БАХ! Упала и т. д. Крышку от коробки закрыли, постучали, сказали «ПОКА» игрушке. Хвалите ребёнка, погладьте по головке, улыбнитесь, радуйтесь его успехам. Ведь для него это хоть и интересно, но трудно. Ребёнок долго не говорил, поэтому это серьёзная нагрузка для него.

Переходите к занятиям на ковре. Вырабатываем навыки ориентации в собственном теле. Спросите у ребёнка: «Где твои ножки?» Дрыгайте своими ногами и отвечайте на свой вопрос: «Вот! Вот!» Ещё раз задайте вопрос: «Где твои ножки?» Ребёнок начинает дрыгать ножками и показывать, что у него они тоже есть. Продолжайте задавать вопросы: «Где ручки, голова, шея, плечи, спина, животик?..» Задайте вопрос ребёнку. Ответьте на вопрос самостоятельно, показывая часть тела, о которой спросили. Задайте ребёнку ещё раз вопрос. Пусть ребёнок ответит: «Вот!» – и покажет ту часть тела, о которой был задан вопрос.

Выньте из сумки массажные следки. Раскладывайте массажные следки по ковру. Разложили, начинаем ходить по ним (сначала вы, затем ребёнок). Наступили на один следок и говорите: «ТОП», ещё на один – «ТОП». ТОПайте по следкам, играя в игру «путешествие в сказочную страну». Теперь пусть ребёнок попрыгает, побегает, поднимет ручки вверх и вниз. Возьмите пупса из сумки, обозначьте, что это ЛЯЛЯ. «Кто это – ЛЯЛЯ или МИША?» – «ЛЯЛЯ», – отвечает ребёнок. «Пусть ЛЯЛЯ топает по полу, по столу, по следкам. ТОП, ТОП. ЛЯЛЯ, ТОП. ЛЯЛЯ, ТОП. ЛЯЛЯ устала и хочет спать». Убирайте её в сумку и вынимайте гуашь, влажные салфетки и кисть для рисования.

Открываем коробку с гуашью, стучим ТУК‑ТУК. Открываем баночку с гуашью – ТУК‑ТУК. Возьмите кисть, макните в гуашь. Намажьте ладошку ребёнка жёлтым цветом и «шлёпните» на чистый лист. Получился раскрытый хвост петушка и тело. Теперь быстро вытрите влажной салфеткой руку ребёнка и макните его палец в другую краску. Рисуйте гребешок. «ВОТ гребешок, ВОТ крыло, ВОТ ножки, ВОТ глазки». Добавьте в хвост разноцветных перьев. Вытирайте пальцы ребёнка, перед тем как макнуть в другой цвет. «Нарисовали ПЕТЮ! Это ПЕТЯ получился или волк? ПЕТЯ, правильно». Теперь макните пальчик ребёнка в зелёную краску. Рисуйте травку, цветочки. Затем в жёлтую краску или чёрную и рисуйте зёрна на земле. Топайте пальчиком. ТОП – одно зёрнышко, ТОП – второе зёрнышко. И всё время без остановки повторяйте: ТОП, ТОП, ТОП. У нас на занятии с Платоном получился вот такой петушок с птенчиком (рис. 11). Платон отказался рисовать зёрна, и мы нарисовали цветочек и цыплёнка, и всё время топали пальчиком.

 

 

Рисунок готов, вытирайте пальчики. Хлопайте в ладоши. «Ура! Ура! У нас получился чудный ПЕТЯ».

 

Занятие 4

 

Понадобятся: сумка, крупа манная, пшено, фасоль, вода, поднос, игрушечная посудка (две кастрюльки, ложка, вилка, стаканчики, чайник, блюдце, тарелочка, солонка, нож, перечница), несколько сухих салфеток, тряпочки, полотенце, таз с тёплой водой, красная и жёлтая гуашь, мягкий пазл «цифры», матрёшка – лубяная избушка.

Сумка перед ребёнком, всё как всегда. Стучим: ТУК‑ТУК‑ТУК. Открываем. Достаём мягкий пазл «цифры». Перед ребёнком на столе лежит собранный мягкий пазл «цифры». Начинайте тыкать на каждую цифру.

ТЫК (рис. 12) на одну цифру – и она выпала. ТЫК на вторую – и та выпала. И так ТЫКаем до конца. Осталась основа с дырочками, цифры лежат на столе. Скажите: «Цифры погулять, поиграть хотят. Они гуляют и поют песенку: «ЛЯ‑ЛЯ‑ЛЯ». Пойте песню «ЛЯ‑ЛЯ‑ЛЯ» и перебирайте цифрами, как бы гуляя по столу. «Теперь они устали и хотят в домик». Вставляйте цифры каждую в свой домик. Ищите домики цифр и задавайте вопрос: «ОН (домик) или не ОН? ОН» (нашли).

 

 

Теперь вставляйте в дырочку цифру. Вставили, спросили: «ТАК или НЕ ТАК?» Ребёнок отвечает: «ТАК». Вставили все цифры в домики. «УРА!» – хлопаем в ладоши. Убрали пазл, доставайте из сумки посудку. Играть в посудку и готовить суп можно прямо на полу. Заранее позаботьтесь о том, чтобы для игры у вас была вода, крупа в разных маленьких баночках, в солонке и перечнице тоже было чем посыпать. Вместо перца можно использовать ржаную муку, вместо соли – манку. Положите на пол поднос, на него посудку и водичку. «Что готовить будем? КАШУ ИЛИ СУП?». Выбор делает ребёнок. «СУП!» Пусть ребёнок действует самостоятельно, вы только следите и направляйте его: «ВОТ ВОДА. Лей ВОДУ в кастрюлю», – показывайте пальцем на кастрюлю. Ребёнок переливает водичку. Затем говорите: «Давай, суп будет красным или жёлтым». Открываем гуашь – ТУК‑ТУК по крышке. Пусть маленькой ложечкой зачерпнёт немного гуаши и булькнет в кастрюльку с водой. «БУЛЬ!» – говорите вы. А ребёнок ещё гуаши взял и сам говорит: «БУЛЬ!» Гуашь‑приправа в суп пошла. Закидывайте вместе с ребёнком ингредиенты, которые ему хочется. «БУЛЬ! Закинули фасоль в СУП. БУЛЬ! Закинули макароны» и т. д. Теперь посолите и поперчите суп. «Наш СУП надо солить, – говорите вы. – НА СОЛЬ», – передаёте ребёнку солонку. Соль сыплется, и вы начинаете изображать, как она сыплется: «Ш‑Ш‑Ш». Поперчите так же: «Ш‑Ш‑Ш». Теперь пусть ребёнок ещё разок перемешает суп ложкой и проговаривает при этом: «БУЛЬ, БУЛЬ, БУЛЬ».

Теперь варим КАШУ. Пусть ребёнок засыпает манную крупу в кастрюльку. Ш‑Ш‑Ш – сыплется крупа. Повторяйте ещё и ещё раз, проговаривая звук «Ш». Добавляем водичку в кашу – БУЛЬ! Перемешали ещё разок. БУЛЬ, БУЛЬ.

Теперь делайте чай. В чайник налейте водички – БУЛЬ. Насыпьте туда заварки. Чай готов. «ВОТ ЧАЙ. ЭТО ЧАЙ». Пока наша каша и суп готовятся, достаём из сумки матрёшку‑избушку. Можно использовать так же отдельные игрушки, собачку, лису, петушка, мишку, лялю, мышь, корову. Накрывайте на стол (на полу): постелите салфеточки, скатерть. Расставьте тарелочки, ложки, вилки, чашечки. Предложите ребёнку позвать друзей на обед: «Пригласим? ДА!»

Достаньте из сумки «лубяную избушку». Стучим «ТУК‑ТУК». Открыли дом. Достали мишу («О‑О‑О»), корову («МУ‑У‑У»), собачку Тяпу («АВ‑АВ»), лису («ТЯФ‑ТЯФ»), петушка Петю («КО‑КО»), мышь («ПИ‑ПИ‑ПИ»). Кормим друзей! Вы говорите: «СУП и КАША готовы, друзья пришли на обед. Миша, кашу будешь или не будешь?» Миша отвечает: «БУДУ КАШУ». Дайте кашу мише: «НА КАШУ!» – «АМ‑АМ вкусно». Спросите у лисы: «Лиса, суп будешь или не будешь?» – «БУДУ СУП», – говорит лиса. «НА СУП, ЛИСА». И так продолжаете кормить всех друзей. Теперь пьём ЧАЙ. Всё так же проговариваем: «Буду ЧАЙ». – «НА ЧАЙ». Ребёнок сам разливает чай в чашки – БУЛЬ, налил чай. «НА ЧАЙ, МИША» и т. д.

Все сыты. Собирайте матрёшку. Не забывайте всем зверятам говорить «ПОКА». Пусть ребёнок убирает игрушки с вами (моет посудку). Моем посудку в тазу с чистой водой. Вы моете с ребёнком, играйте вместе (это общая игра). Затем вытирайте посудку салфеточками. Если ребёнок устал, быстро соберите игрушки сами.

 

Занятие 5

 

Понадобятся: сумка, коробка с манной крупой, поднос, волшебный мешочек с фруктами, разрезные картинки, разноцветный пластилин. Используйте коробку, как на рисунке 1. Фрукты в мешочке деревянные, разноцветные.

Открываем сумку. Стучим: «ТУК‑ТУК». Вытаскиваем коробку с крупой и мешочек с фруктами. Теперь делаем акцент на слово «ПОМОГИ». ПОМОГИ мне (открыть коробку, сумку).

Стучим по коробке. Коробка не открывается, говорим: «ТУК‑ТУК‑ТУК». Всё равно не открывается. Тогда надо попросить о помощи: «ПА‑МА‑ГИ» (пишу слово так, как оно произносится), можно добавить слово «МНЕ». Открыли. В коробке уже спрятаны фрукты и отдельно мешочек. Ищем фрукты, запуская руки в крупу, насыпанную в коробку. «Давай искать, что там есть». Один фрукт нашли, говорим: «КУ‑КУ». Ищем следующий фрукт, говорим: «ЕЩЁ ищи». Называем фрукт (яблоко, груша, арбуз, банан, лимон). Игрушки хотят домой (в мешочек). Убираем фрукт в пустой мешочек и говорим: «ИДИ ДОМОЙ, лимон!» (банан, яблоко и т. д.). Убрали мешочек. Спрятали в сумку.

Продолжаем играть с крупой. Достаньте поднос. Насыпьте на него немного крупы, струйкой медленно, сквозь пальцы сыплется крупа, произносим: «Ш‑Ш‑Ш‑Ш». И так пару раз. Затем пальчиками рисуем на подносе с крупой ёжика. Сначала рисуете тело ёжика (полукруг) и иголки. «ЭТО ЁЖИК». Рисуем солнце (можно пальчиком ребёнка, методом «рука в руку»). Получился круг. Ребёнок рисует лучики. Проговариваем: «И ЕЩЁ луч, И ЕЩЁ луч». Рисуем кошечку – КИ‑СА. Круг, уши, нос, рот. Проговариваем: «КИ‑СА, НОС, РОТ, УШИ». Пересыпаем крупу обратно в коробку. «Ш‑Ш‑Ш‑Ш» – сыплется крупа. В конце говорим: «ПОКА, игрушка». Убираем игрушки в сумку. Лепим фруктовую корзинку. Если ребёнок маленький, работайте методом «рука в руку». Обратите внимание: делать лепёшку надо в руках, а катать шарик или колбаску обязательно на столе, не в руках! «Рука в руку» – что это? Это такой способ действия, когда вы берёте ручку ребёнка в свою руку и вместе выполняете манипуляции. Сначала лепим корзинку. Сделайте лепёшку из пластилина. Скажите ребёнку, что надо нажимать двумя пальчиками, чтобы получилась лепёшка. Пусть нажимает на вашу (уже готовую лепёшку) своими пальчиками. Сформируйте корзинку. Далее скатайте шарик (будет яблоко). Ребёнок катает сам, или вы ему помогаете. Катаете и говорите: «КАТЬ‑КАТЬ. Шарик КАТЬ‑КАТЬ». Затем лепите банан. Колбаску катаем на столе: «КАТЬ‑КАТЬ». Лепим грушу. Опять катаем. Овал. «КАТЬ‑КАТЬ». Из овала сделайте в руках грушу.

Корзинка готова. Хлопаем в ладоши: «УРА! УРА!»

 

Занятие 6

 

Понадобятся: сумка, коробка с кинетическим песком, формочки для песка, машинки, матрёшка «курочка с цыплятами», геометрик (деревянн


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.173 с.