Три подхода к моделированию имиджа — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Три подхода к моделированию имиджа

2021-01-29 296
Три подхода к моделированию имиджа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Имидж – это обобщенная метафора, которая из одномерного восприятия человека выходит на многомерное его толкование и задает многие смыслы. Механизмы ассоциативных связей достраивают образ персоны в зависимости от контекста.

Имидж как стремление к идеальному «Я» имеет место при наличии естественной тенденции к росту, развитию и самосовершенствованию; форсажный имидж, как кардинальная перестройка образа, избирается, когда необходим прорыв в новую социально‑экономическую страту, на новую ступень собственной эволюции; промежуточный имидж, как прообраз, необходим в ситуации экзистенционального вакуума, кризиса, дезадаптации, постстрессового состояния.

 

Цели имиджа

 

Мотивация к созданию имиджа может быть психологическая (ориентация на себя, на желаемые самоощущения – внутренняя цель), избираемая интерналами, либо прагматическая (на получение роли, позиции – внешняя цель), свойственная экстерналам. В первом случае необходима дополнительная работа над самооценкой и гармонизацией внутреннего состояния, во втором – важной составляющей является тренинг волевых усилий и убеждение респондента.

Первая тенденция предполагает удовлетворение сенсорного голода, актуальных интересов и потребностей личности, разнообразие социального опыта, экспериментирование с социальными ролями, встречи/взаимодействия с людьми, получившими социальное признание. Второй подход приемлем при кардинальной смене образа жизни и прорыве на новую ступень эволюции личности, переходе в новую социально‑экономическую страту. Третий подход осуществляется при застойных, кризисных, дезадаптационных и постстрессовых состояниях, в ситуации экзистенционального вакуума, при потере индивидуальной линии поведения. Здесь требуется промежуточный образец, в котором прописываются копируемые индивидуальные черты личности. Прототип определяет такой аспект поведения человека, который не является для него органичным, но определяет дальнейшее движение в направлении своего идеального «Я».

 

Проектирование имиджа

 

Процесс проектирования имиджа начинается с выявления социального потенциала, потребностей и интересов персоны, определения базовых установок и ведущих социальных ролей личности. При помощи психоаналитических методик извлекается образ, носящий характер установки, из глубин бессознательного и соотносится с социальной миссией человека. Образ должен быть известным, узнаваемым, соответствовать национальности и вызывать необходимые ассоциации. Затем осуществляется корректировка, достраивание, преобразование образа на основе более зрелых интенций. Например, детский образ, берущий начало из любимых детских сказок, Царевна‑Лягушка. Образ противоречивый с точки зрения пробуждаемых чувств. Он может быть преобразован зрелой психикой в имидж «Королевы‑Луны», например, та же двойственность, недоступность, холодность, таинственность, но при этом подчеркивание статуса, внутренняя сила, независимость и возвышенность.

Необходима также диагностика индивидуальной личностной модели персоны, на которую можно опираться при имидж‑проектировании. Она проводится на основе методики А. Адлера – анализе самых ранних детских воспоминаний. Полученные данные составят имиджевые характеристики персоны, позволят сформулировать слоган в соответствии с ее миссией или личностным предназначением.

Затем осуществляется стимулирование креативной идеи с использованием технологии мозгового штурма, поиск слогана персоны и программирующих сообщений. Уже после осуществляется проектирование имиджа персоны по японской технологии качества (JIS): выделение основных компонентов имиджа, определение знаковых характеристик персоны, выявление дополнительных составляющих имиджа.

Имидж‑дизайн начинается с обыгрывания ключевой детали или важного системообразующего свойства личности персоны, ее сверхзадачи. Проектирование имиджа возвращает человеку самого себя, только в более симпатичном виде. Осуществляется корректировка, достраивание, гармонизация внутреннего образа, его энергетическое обеспечение за счет снятия барьеров и высвобождения психических ресурсов. Ключами к кладовым этой энергии являются сильные человеческие эмоции. Новый, обогащенный имидж должен вызвать яркие чувства, которые единственно и определяют наши действия и поступки. Следующим этапом будет приведение в соответствие внутреннего и внешнего имиджа, написание мифа, личностной легенды персоны как сценария развертывания имиджа. Легенда должна иметь реальную основу и пробуждать необычные чувства (волнение, смешанное со страхом, например – удобный фон для эмоциональных влияний, узнавания, теплоты или щемящее чувство участия, любви, желания защитить, поддержать).

Важным моментом имидж‑проектирования является формирование внешнего имиджа в соответствии с цветотипом, телосложением, стилем жизни. Работа по габитарному имиджу – это стилизация образа, построение индивидуального цветового портрета, планирование и создание рационального гардероба, подбор аксессуаров как барометров имиджа. В целях эстетической нейтрализации и концентрации позитивного образа производится акцентирование сильных сторон личности и нивелирование слабых. Далее осуществляется перевод выбранных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, семейный), коррекция самоподачи (превосходство, подчинение, уверенность в себе) и планирование социального окружения (общество, хобби, участие в профессиональных и творческих организациях).

 

Имиджевые предписания

 

Необходимым элементом работы над имиджем являются поведенческие предписания (пластика, мелодика голоса, полезные привычки, направления самосовершенствования) и рекомендации по продвижению персоны в средствах массовой информации, по созданию благоприятного контекста для работы: атмосферы, репутации и престижа. Важны также определение целевой группы, на которую лучше всего «транслировать образ», и имидж‑сопровождение персоны в средствах массовой информации. Этому послужит пакет информации для продвижения персоны в прессе и знаковые названия имиджевых статей.

Если имидж есть вариант свернутого текста, то работа над имиджем – развертывание образа. К этой работе мы относимся как к системе, требующей полной перестройки стиля жизни, внешности, одежды, особенностей поведения и образа действий. Начиная проектирование имиджа, необходимо предложить человеку совершить мысленную экскурсию в его собственное детство. В результате полуторачасовой беседы бессознательная установка индивида будет более‑менее очевидна. Именно она приводит в движение мысли, эмоции, тело и в какой‑то степени предопределяет судьбу, а значит, и результаты всех начинаний.

Искусственно спроектированный имидж, без учета внутренних интенций, психологически далеко не безопасен для человека и грозит потерей индивидуальности. Признаком деиндивидуализации является психологическое одиночество. Качественный имидж‑дизайн органично вписывается в структуру личности персоны, поскольку основан на элементах индивидуального опыта, соотносится с архетипами коллективного бессознательного и опирается на особенности российской ментальности. Продуманная методика имидж‑проектирования должна быть личностно развивающей. Гармонизируя психику клиента, она содержит психотерапевтический эффект и обеспечивает улучшение социализации персоны.

Для продвижения «образа», популяризации персоны необходимо построение трех видов сообщений: вербального (выступления, статьи), событийного (доверие к событию выше, чем к словам), визуального (с экрана телевизора 69 % информации считывается визуально и лишь оставшаяся часть вербально). Доверие – основной параметр признания общественного, государственного деятеля, бизнесмена, политика. Мы верим живому человеку, вот почему так важны психологические характеристики персоны. Авторитетность, значимость лидера прежде всего передается невербально.

 

Имидж и гендер

 

Профессиональное становление мужчины и женщины имеет свою специфику, и ее надо учитывать при имидж‑проектировании. Ролевые модели для женщин включают, например, тех, кто умеет заботиться о других, и красавиц. Сегодня дамы пришли в бизнес, однако многие из них так и остались капризными, непредсказуемыми, непоследовательными, зацикленными на отношениях «принцессами» (это глубинный образ, носящий характер установки у многих женщин). И только успешные бизнес‑леди становятся «королевами», когда появляется харизма, адекватность, хороший вкус, уравновешенность, обязательность, истинная деловитость, а с ней и избирательность в контактах, ориентация на непреходящие ценности. Все это является результатом их личностного, социального и профессионального роста.

Профессиональная деятельность носит инструментальный характер (в отличие от экспрессивного, ориентированного на отношения, стиля жизни женщины) и является маскулинной по своей природе (приоритет знаниям, умениям и достижениям). Чтобы женщине стать профессионалом, ей нужно быть «немного мужчиной», а это задает внутреннее противоречие между женственностью и мужественностью в ней самой, что преодолеть благоприятным образом удается далеко не всем. В данном случае полезно расти как личности и соединять в себе несоединимое, а это возможно только на уровне зрелой психики. Обаяние компетентности, уверенности в себе придает женщине особый шарм, гармония разума и сердца обеспечивает необходимую конструктивность, проникновенность, глубину постижения профессиональных истин. Развить в себе лучшие мужские качества, такие, скажем, как решительность, рациональность, активность, оставаясь психологически женщиной (эмоциональной), – это высший уровень социализации женщины в современном мире.

 

Имидж и личность

 

Новый имидж и личностный рост взаимосвязаны. Личность – это наличие собственного лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. В их числе исключительная продуктивность, феерическая способность к созиданию, конструктивная активность и рафинированная самостоятельность как опора только на собственные силы. Кроме всего прочего, это сумма индивидуальных характеристик человека, делающих его неповторимым.

Каждая сколько‑нибудь выдающаяся личность имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств. «Личностью в специфическом смысле этого слова, – отмечает С.Л. Рубинштейн, – является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, небанальность чувства, силу воли, какую‑то собранность и внутреннюю страстность». При этом, отмечает ученый, «во всякой сколько‑нибудь значительной личности всегда есть какой‑то отлет от действительности, но такой, который ведет к более глубокому проникновению в нее». К человеку, в котором чувствуется личность, «редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья, внутренне в нем всегда есть что‑то активное, наступательно‑утверждающее».

Высокоразвитые личности характеризуются способностью к многоступенчатой рефлексии, опережающему прогнозированию событий собственной жизни и окружающей социальной реальности. «Чем лучше развита у человека способность предвосхищающего, опережающего переживания… тем более ответственно он может делать свои жизненные выборы». Яркую личность характеризует и способность жертвовать, которая, по мнению Ф.Е. Василюка, «на глубинных экзистенциональных уровнях связана с даром свободы и творчества личности… Не случайно даже в шахматах умение жертвовать сопряжено с ярким творческим стилем игры».

Важнейшим регулятором поведения личности является представление о себе, самопринятие и самооценка. Высокая самооценка отождествляется с чувством собственного достоинства и является фактором адаптации. Когда мы верим в свои позитивные возможности, мы менее уязвимы для депрессий и увеличиваем свои шансы на успех.

Личность и творчество знаменуют собой появление принципиально нового, не существующего в природе явления. Креативность состоит в усилении интеллектуальных возможностей, преодолении комплекса неполноценности и других психологических барьеров и достижении уверенности в себе. Общепринятыми критериями креативности являются новизна, эффективность и аутентичность реакции, которые понимаются как ее соответствие потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Творческие личности чужды конформизму, верят в свои силы и имеют независимое мышление. Им свойственна любознательность, эклектичность, способность объединять данные из различных областей знаний. Их характеризует открытость ума, готовность поверить своим и чужим фантазиям, высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в них), развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Особенности «Я»‑концепции творческих личностей характеризуются уверенностью в своих способностях и силой характера, смешанностью в поведении черт женственности и мужественности.

Став личностью, вы можете стать всем, кем хотите быть, и сделать то, что желаете. Другое дело, что ключом, дающим неограниченный доступ к энергетическим ресурсам, обеспечивающим фантастическую способность к осуществлению и самоосуществлению идей, проектов и себя самого, овладеть очень непросто. Подлинная жизнь личности совершается «в точке несовпадения человека с самим собой», и личность начинается с неограниченного выхода за пределы наличного, за пределы приспособления. Она рождается в муках преодоления, в осуществлении невозможного, в надситуативной активности, в борьбе за самого себя.

Личность становится хозяином не только своей жизни, она способна к адекватному и эффективному управлению окружающей социальной реальностью, что, собственно, и является задачей имиджа. Поскольку впечатление у значительного числа людей может быть материальной силой, сверхзадача любого имиджа – это желание личного успеха. Существует несколько механизмов личностного роста: выявление потребностей, осознание препятствий, новая роль, преодоление. Грамотное проектирование имиджа позволяет задействовать каждый из них, обеспечивая тем самым выход на качественно новый уровень развития.

 

Имидж и лидерство

 

Имидж имеет прямое отношение к лидерству, поскольку является одним из его инструментов. Лидерская, или социальная, одаренность – это способность к управлению и самоуправлению, обладание какой‑либо ценностью, важной для общества, и исключительная способность устанавливать конструктивные взаимоотношения как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Имидж лидера – сила, уверенность, независимость, эмпатия, открытость, заинтересованность в других.

Лидерство характеризуется, прежде всего, обращенностью к человеку и имеет самое непосредственное отношение к механизмам взаимоотношений людей. Оно заключается в умении видеть и использовать особенности индивидуальности другого человека, его личностные и интеллектуальные ресурсы. Проявляется данный вид одаренности в том, что индивид, ею обладающий, способен сделать процесс межличностного взаимодействия более целенаправленным, эффективным и, что не менее важно, вызывающим у участников чувство осмысленности происходящего. Лидерским ресурсом как таковым обладают многие, однако диапазон лидерства может быть разным – от влияния на небольшую группу людей до управления государством. Все зависит от того, насколько большое количество людей вы смогли увлечь своими идеями.

Чтобы хорошо общаться с людьми, необходимо развитое воображение. «Воображение в этом случае, – отмечает А.А. Бодалев, – проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека, видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами». В некоторых случаях «человек с неразвитым воображением приписывает свои собственные состояния, намерения, мысли другим людям». В то же время встречаются лидеры, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место. И здесь большое значение имеет интуиция – постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без осознавания с помощью доказательств. Человек обладает потенциально доступной ему потрясающе огромной областью интуитивных сил: существует много доказательств того, что мы гораздо мудрее, чем наш интеллект.

 

Имидж и статус

 

Если вы профессионал, это и есть ваш основной имидж. Главным условием достижения вершины профессионального развития является постоянная активность внутреннего мира человека, ее духовная направленность и положительная продуктивность. Имидж профессионала подразумевает компетентность, уверенность, постоянство, способность контролировать ситуацию. Наряду с экономическим успехом профессионализм обеспечивает человеку высокий социальный статус.

Социальный статус – это сложное понятие, определяемое возрастом, образованием, профессией, должностью, престижностью, материальным положением, личной деловой свободой или несвободой субъекта, уровнем его правовой и моральной защищенности, его социальными и служебными перспективами. Научные исследования показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы и профессиональной карьеры, пользуется богатством языка как неограниченным способом влияния.

В числе качеств, препятствующих профессиональному росту, отмечаются неадекватная самооценка, размытость целей, отсутствие идеалов, стремлений, равнодушие к социуму.

Талант, как выдающееся дарование, основанное на высоких природных способностях, ассоциируется в фольклоре со счастьем, удачей и успехом. Счастливого человека от несчастного, по мнению Л.Я. Гозмана, отличают: самоуважение – как высокая самооценка, самопринятие и любовь к себе; оптимизм – как постоянная надежда на улучшение дел и способность недолго горевать о потерях; экстраверсия – как направленность к внешнему миру, внешнему объекту, уверенность в себе, открытость, объективность, общительность, активность; умение контролировать время – организованность, самоконтроль.

Таким образом, «профессионал», «личность», «художник», «лидер» и являются сегодня универсальными, устойчивыми и самими популярными имиджами, к обретению которых естественным образом ведет нас сама природа. Творческое психологическое конструирование имиджа также способствует достижению личных, социальных либо профессиональных целей, носит гармонизирующий и развивающий характер и способствует росту популярности.

Имидж является механизмом успешной профессиональной социализации личности в современном мире, выполняя адаптационную, социализирующую и развивающую функции. Он позволяет наиболее эффективно организовать коммуникативное пространство субъекта деятельности и придать целостность, устремленность и динамику развитию самой личности.

Имидж делает собственные информационные послания адресными, а взаимодействие с социальной средой – более адекватным, сокращая тем самым путь к успеху.

 

Имиджевые технологии

 

Настоящая технология отличается от эклектического набора приемов и идей, носящих фрагментарный характер и не дающих ожидаемого целостного эффекта. Она опирается на теорию, то есть имеет признанную или оригинальную авторскую идею – это во‑первых. Во‑вторых, выверенный понятийный материал. Выявленные механизмы формирования имиджа представлены в схематичной и доступной для потребителя форме. Имеется блок методик сканирования элементов бессознательного, способов проникновения в индивидуальную личностную модель персоналий; тесты для диагностики уровня развития, резервов и проблемных зон клиента; экспресс‑методики выявления диапазона социального, профессионального и личностного потенциала личности. Без оценки исходного материала успеха в социальном конструировании вряд ли можно достичь.

Имидж‑технология обеспечена словарем символов и архетипов коллективного бессознательного. Владение этим особенным «образным» языком необходимо имиджмейкеру, поскольку наше подсознание говорит на языке образов, оперирует картинками. Для понимания этого языка необходим талант психолога.

 

Имидж‑система

 

Построение имиджа начинается с постановки цели. Зачем вы в этом деле (профессии, бизнесе, политике)? Что хотите сделать, для чего вам это? Далее, восходя к смыслу, необходимо определить сверхзадачу проектирования имиджа. Что вам это даст? Здесь же следует сформулировать миссию персоны.

Миссия – это обобщенное представление индивида о своем предназначении (например, миротворец, волшебник, спаситель, просветитель, борец за справедливость, обличитель, творец прекрасного, мудрец). Миссия отражает призвание человека, его функцию в социальном пространстве.

Цель находит свое выражение в девизе персоны, призывающем к действию. Сверхзадача (миссия) воплощена в слогане – кратком, ярком и запоминающемся выражении. Миссия, как личностное предназначение, побуждает к деятельности целевую группу.

Энергетическая емкость и конструктивная сила имиджа проявляются в креативной идее, которая объединяет обозначенные выше устремления творческим сценарием ее воплощения. Отыскание продуктивной идеи является ключевым моментом в имидж‑проектировании. Здесь потребуется экстраполяция в будущее и понимание потребностей и интересов целевой группы.

Формирование нового имиджа – это выявление зоны ближайшего развития, определение «образа на вырост». К имиджу необходимо относиться как к системе, требующей полной перестройки стиля жизни, внешности, одежды, особенностей поведения и рода деятельности.

Собственно работа над имиджем состоит из семи шагов и соответствует семи составляющим имидж‑проектирования.

1. Выявление установок бессознательного. Выявление ведущего инстинкта, индивидуальной личностной модели, ярких детских впечатлений, экспрессивных юношеских ролей, жизненных правил, личностной истории, мировоззрения индивида.

Любимая сказка когда‑то легла в основу жизненного сценария индивида, ее персонажи составляют базовый образ, имеющий характер установки. Другие герои любимых сказок, историй, кинофильмов, литературных произведений – аналоги внутренних субличностей, которые действуют в реальном мире человеческих отношений индивида, работая на цель либо препятствуя ее достижению.

Основным приемом здесь может быть стимулирование спонтанного рассказа респондента, глубинное интервью. Необходимо сделать аудио– и видеоанализ и определить соответствие того, что персона говорит, как говорит, какие эмоции пробуждает, что делает и что при этом чувствует, т. е. есть ли гармония внутреннего мира и внешних проявлений индивида.

2. Определение личностного потенциала. Выявление уровня интеллекта, ведущего инстинкта, конституции, темперамента, характера, комплексной профессиональной ориентации личности (реалистической, интеллектуальной, социальной, конвенциональной, предпринимательской, ориентации на искусство), локуса контроля (внутреннего/внешнего), уровня личностного развития.

Здесь же выявляем гендер, сильные и слабые стороны персоны, социальный потенциал (навыки общения и взаимодействия), способности влияния, харизматические характеристики.

Приемы: тестирование, наблюдение, структурированное интервью.

3. Описание общества, а затем и общественной группы, на которую имидж будет транслироваться, в параметрах его/ее ментальности, идеалов, интересов, стереотипов, потребностей, героев.

Определяются интересы, возраст целевой группы, места дислокации, приверженность средствам массовой информации, участие в мероприятиях/акциях, предпочитаемые способы проведения досуга, нарождающиеся потребности.

Приемы: контент‑анализ прессы, фокус‑группы.

4. Ревизия ресурсов – психологических, социальных, материальных. Выявление и активизация психологических ресурсов. Высвобождение энергии комплексов, неотреагированных проблем. Проработка эмоциональных проблем, барьеров, внутренних и внешних ограничений. Работа со страхами, сомнениями, ограничивающими убеждениями, внутренним критиком. Привлечение системы социальных связей. Определение имиджевого бюджета, сроков исполнения проекта, времени подведения промежуточных итогов.

5. Определение нового символа, вбирающего и частично снимающего предыдущий. Для нового образа важна узнаваемость (известность), национальный характер (соответствие ментальности целевой группы и героям народного фольклора), энергетика (пробуждение сильных чувств), артистическая выразительность.

Необходима проверка нового образа на целесообразность через активизации ассоциативных связей методом фокус‑группы, полевого опроса.

6. Формулировка предписаний по отдельным составляющим имиджа персоны. Оформляются рекомендации по изменению: характера окружения, материального и социального (средовый имидж); внешности персоны, прически, одежды, аксессуаров (габитарный имидж); характерных движений, поз, мимики, пластики, самоподачи (кинестетический имидж); характера и содержания речи, письменных текстов (вербальный имидж); особенностей исходящих материалов, того, что персона создает, делает своими руками (овеществленный имидж).

7. Продвижение имиджа в информационном пространстве социальных отношений. Определяется целевая группа, на которую рассчитан и будет транслироваться имидж, сообщения для прессы, миф, личная легенда, основанная на реальных фактах. Планируются подходящие средства массовой информации, форма продвижения персоны, события, акции, мероприятия, выразительные приемы самоидентификации. Выделяется индивидуальное своеобразие респондента («изюминка», индивидуальный стиль), «крючок», на который нанизывается вся информация, формат – периодичность вбрасывания информации, особенности появления персоны на публике.

Лейтмотив имидж‑проектирования: что я хочу? Чем могу быть полезным, интересным? Каким образом поразить, удивить? Как привлечь внимание?

 

Имиджевый прогноз

 

Взгляд на картину имиджа в целом позволяет прогнозировать масштаб личности, диапазон ее лидерства – универсального, локального, специализированного. Определяется траектория развития образа – этапов его осуществления, намечается график предъявления персоны обществу.

В зависимости от того, хочет ли данный индивид сделать, получить, осуществить что‑либо (инструментальная цель) либо произвести впечатление, наладить отношения, повлиять на определенную группу людей (экспрессивная цель), осуществляется так называемое гендерное регулирование имиджа. Образ нужно усилить, маскулинизировать для бизнеса; феминизировать для искусства, личной жизни; придать ему амбивалентность для политики, дипломатии, обеспечения функционирования организации. Соответственно, имидж может быть деловым или профессиональным, личностным или творческим, социальным или политическим. В образе политика необходимо соединить мужское и женское. Здесь применяется прием «примирение субличностей».

Далее по законам интериоризации или эксториаризации определяется подход к проектированию нового образа. Интерналам, тем, кто считает, что все зависит от них, в подсознание внедряется обновленный образ персоны, запечатлевается новое представление о себе. С таким человеком ведется постоянный диалог, обнаруживаются новые возможности, неиспользованные устремления, укрепляется вера в себя, придается социальное мужество. Экстерналам, которые апеллируют к внешним силам, судьбе и правительству, оказывается помощь в организации внешнего пространства, даются рекомендации по оформлению внешности, ближайшего окружения, жилища, которое будет влиять на внутреннее состояние респондента. Особенное внимание уделяется аксессуарам как барометрам имиджа.

Важно выделить ключевой фактор, который придаст динамику всему процессу. Движение начинается с принятия ответственности на себя и осуществления первого шага. Для экстерналов это изменение внешности – прически, стиля, для интерналов – осознание актуальных потребностей. Определение направления, цели и желания идти до конца также важны.

 

Этапы работы над образом

 

Весь процесс формирования нового имиджа можно подразделить на четыре этапа: имидж‑анализ, имидж‑креатив, имидж‑дизайн, имидж‑промоушн. Вначале делается анализ наличного состояния персоны, ее фактуры, потенциала, возможностей, затем находится идея перевоплощения. Уже потом выстраивается новая картина, которая в последующем предъявляется сообществу, целевой группе, партнерам и коллегам.

Основной механизм изменений – преодоление инертности при выходе на новый уровень развития и профессиональной социализации личности. В соответствии с более зрелыми установками, решениями и ресурсами «переписывается» жизненный сценарий, перестраивается жизнь по своему образцу.

Система имидж‑проектирования работает на основе:

– сфокусированности на цели, миссии и отбрасывания всего того, что к теме не относится (максимальная сосредоточенность на цели);

– снятия барьеров и ограничений, поглощающих энергию респондента (высвобождение психической энергии);

– наращивания, активизации и подтягивания ресурсов (мотивация);

– личностного роста за счет активации всех механизмов развития индивида: осознание целей, выявление препятствий, преодоление внутренних и внешних ограничений, новая роль, сверхнормативная активность как совокупный механизм роста;

– ускорения за счет эмоций достижений (активизация ресурсов, включение силы инстинктов);

– гендерного регулирования за счет обогащения собственных генедных механизмов достижений интенциями другого пола (естественное самоусиление).

Показания к необходимости работы над имиджем таковы:

– сегодняшнее положение дел индивида не устраивает;

– человек не знает, что будет с ним завтра, через год, через 5 лет;

– человек не знает, в каком направлении движения он будет более успешным;

– имеются противоречия между желаемым и действительным положением дел;

– человек испытывает затруднения при общении;

– человек хочет увеличить количество своих сторонников;

– человек намерен стать известным в своей сфере деятельности человеком.

Затем осуществляется проектирование имиджа по японской технологии качества (JIS), выделение основных его компонентов, определение знаковых характеристик персоны, выявление дополнительных составляющих имиджа, реализация креативной имиджевой идеи.

При определении базовых установок и ведущих социальных ролей личности с помощью психоаналитических методик происходит извлечение образа, носящего характер установки, из глубин бессознательного. Далее осуществляется его соотнесение с социальной миссией человека. Затем осуществляется корректировка, достраивание образа на основе более зрелых интенций.

Необходимы также диагностика индивидуальной личностной модели персоны, на которую можно опираться при имидж‑проектировании, тестирование личностных особенностей и формулировка имиджевых характеристик. Все это позволит сформулировать слоган в соответствии с миссией как личностным предназначением персоны.

 

Примеры из практики

 

Бессознательная установка одного из наших клиентов определялась образом Гладиатора, а это, как известно, «Победа или смерть!», т. е. человек невольно разрушал себя после даже незначительных неудач. Реконструкция имиджа может пойти в несколько этапов: осознание – определение зоны ближайшего развития – перевоплощение. Последнее предполагает нахождение конструктивного и психологически более зрелого аналога внутреннему образу. В данном случае это может быть образ Победителя (при неудаче: «В следующий раз не промахнусь!»), Непобедимого («Проигрывая в мелочах, я выигрываю в главном!»). Если вы личность, вам всегда придется себя, свое мнение, свое понимание ситуации, свои интересы в бизнесе отстаивать.

С проникновением в сферу бессознательного одной из потенциальных звезд спорта были обнаружены образы самоопределения, опора на которые позволила создать уникальный и наиболее соответствующий личности имидж. В символике российского сознания – это Пионерка. В архетипах коллективного бессознательного – Жанна д’Арк. Имидж, образ, в котором персона будет чувствовать себя наиболее органично, естественно, поскольку он соответствует ее подлинной сути, – Стюардесса. Это более притягательный и статусный образ. Стюардесса – «девушка, которая летает высоко и может взлететь еще выше».

Кроме психоаналитической беседы, понадобится полуторачасовое тестирование по 3–4 психологическим методикам на выявление уровня личностного развития, лидерского потенциала, креативности и профессионализма персоны – потенциальной звезды бизнес‑проекта.

Учитывается ментальность, уровень образования, интересы, ценности, стереотипы и идеалы аудитории, на которую транслируется образ.

 

Гармонизация образа

 

Следующим этапом будет приведение в соответствие внутреннего и внешнего имиджа, написание мифа, личностной легенды персоны как сценария развертывания имиджа. Главным эффектом создания уникального образа является искренность, которая вызывает доверие.

Важным моментом имидж‑проектирования является формирование внешнего имиджа в соответствии с цветотипом и телосложением. Рекомендации по габитарному имиджу: стилизация образа, построение индивидуального цветового портрета, планирование и создание рационального гардероба, подбор аксессуаров как стилеобразующих компонентов имиджа. После эстетической коррекции и концентрации образа осуществляется акцентирование сильных сторон персоны. Далее осуществляется перевод намеченных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, семейный), выбор самоподачи и планирование социального окружения.

Необходимым элементом работы над имиджем являются поведенческие предписания и рекомендации по продвижению персоны в СМИ, по созданию благоприятного контекста для работы: атмосферы, репутации и престижа. Важны также определение целевой группы, на которую лучше всего «транслировать образ», и имидж‑сопровождение персоны в средствах массовой информации. Этому послужит пакет информации для продвижения персоны в прессе и названия имиджевых статей.

Далее устанавливаются приоритеты для продвижения имиджа в средствах массовой информации, выделяются для использования социальные эффекты, корректируется жизненное кредо и находится личный слоган персоны, определяются идеи, лейтмотивы, названия имиджевых статей, даются рекомендации по личностному росту и советы по достраиванию внешности.

 

Продвижение образа

 

Для популяризации персоны, как уже отмечалось, необходимо построение трех видов сообщений: вербального, событийного и визуального.

Общественному, государственному деятелю, б<


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.