Участие в экуменическом движении — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Участие в экуменическом движении

2021-01-29 70
Участие в экуменическом движении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это упоминание экуменической основы побуждает меня сделать несколько комментариев об отношении Общества Друзей к другим ветвям христианской церкви, в том что касается богослужения. Во-первых, Общество Друзей несет ответственность и перед церковью в частности, и перед человечеством в целом, за сохранение своей конкретной и уникальной формы богослужения, основанной на живом растущем молчании. Некоторые Друзья склонны считать, что квакерское богослужение может быть обогащено сдвигом в христианском направлении, благодаря принятию практики причастия хлебом и вином в символическом повторении Господней Вечери. На мой взгляд, это полностью изменило бы природу квакерского богослужения, которое в своей существующей простой форме по-настоящему священно и жертвенно; ведь оно всегда подразумевает священную и жертвенную природу любви, воплотившейся в том, как Иисус встретил собственную смерть в качестве высшего сигнала трансцендентности. Одна из важных причин, по которым Друзья не практикуют внешние ритуалы, и в частности – Вечерю Господню, состоит в том, что достигнув глубокого единство на своих молитвенных собраниях, они всегда ощущали присутствие живого духа Иисуса Христа рядом с собой и не видели причин для внешних знаков его присутствия.  

Это тихое, неструктурированное присутствие позволяет людям, для которых были бы препятствием формализованные ритуалы, найти свой путь в значимое для них богослужение. Учитывая сильный акцент на экуменическом движении, присутствующий во всех ветвях церкви, я ощущаю призыв к двоякому изменению в традиционном квакерском подходе к внешним ритуалам. Во-первых, мы, квакеры, должны перестать довольствоваться своим суждением о них, как о необязательных «подпорках», которые, если принять приписываемый Фоксу совет Уильяму Пену о его мече, практикующий ритуал христианин должен «носить, пока он только может носить»! Вместо этого неясного квакерского мнения, нам следует признать, что использование внешних ритуалов нашими собратьями-христианами – это значимый акт богослужения, столь же реальный и эффективный, как и любое квакерское собрание, и мы должны относиться к ним с уважением и почтением. В то же самое время, мы должны строго соблюдать наш традиционный отказ от использования ритуалов в собственных собраниях. Второе требуемое изменение в квакерской позиции, по моему ощущению, касается следующего момента: когда Друг или новичок высказывают пожелание принимать какую-то форму Святого Причастия в дополнение к своему регулярному участию в квакерском богослужении, они вольны делать это, и не нужно заставлять их чувствовать себя виноватыми или своего рода второсортными квакерами. Я полагаю, что эти два изменения квакерских взглядов могут представлять собой трудность для наших собратьев-христиан, поскольку я, во-первых, прошу их признать, что квакерское богослужение – это значимый ритуальный акт, духовно исполняющий то, что интерпретируется как желание Иисуса и его последователей. Во-вторых, я прошу, чтобы не крещеный в воде квакер был допущен к принятию Святого Причастия, если только он этого пожелает. Многие церкви уже согласны на такое, другие – нет. Пока эти изменения у квакеров и наших собратьев-христиан еще не произошли, не может быть, на мой взгляд, полного включения Друзей в экуменическое движение.

Я понимаю, что изменения отношения, о которых я прошу, также представляют значительное затруднение для Общества Друзей, которое всегда считало, что дар Божьей благодати не зависит от внешних и видимых знаков, применяемых получившим особый религиозный статус священством, которое до сих пор включает, в основном, лишь мужчин. Но и квакеры в своем богослужении не полностью лишены внешних и видимых знаков: таковы, например, их подчеркивание равенства вкладов в молитвенное собрание мужчин и женщин, необходимая простота их домов собраний, а также использование молчания. Изменения позиции многих из наших собратьев-христиан в отношении природы ритуалов имеет большое значение для помощи квакерам в принятии ими взглядов, которые я предложил.

 

Типы богослужения

Я верю, что церковь в целом должна обеспечивать, по меньшей мере, четыре типа богослужения, которые, для соответствия потребностям и темпераментам современных людей, следует открыть для всех пытающихся жить в духе Иисуса. Кратко говоря, это: 1) католическая традиция богослужения, что должно включать и Высокую англиканскую церковь; 2) свободная церковная традиция, что включает Среднюю и Нижнюю англиканскую церковь; 3) богослужение с духовными проявлениями пятидесятнических и евангелических групп; и 4) молчаливое не-литургическое или непрограммированное богослужение. Что было бы абсолютно гибельным, так это – двигаться в сторону слияния христианских богослужений, пытаясь удовлетворить все вкусы за счет смешивания всех этих традиций.

Данная книга, как я уже сказал, была написана в Америке, и нельзя не признать, что в этой стране многие квакеры (на самом деле – большинство из них) не практикуют описанную мной форму молчаливого молитвенного собрания. Вследствие исторических, географических и социальных причин, которые мне не хочется сейчас подробно описывать, среди американских квакеров в девятнадцатом веке развилась проводимая пасторами программированная форма богослужения. Она расцвела и распространилась по многим частям мира, благодаря миссионерскому рвению этих Друзей, так что количественно существует намного больше Друзей, которые, вместо традиционного молчания, используют программированное богослужение с музыкой, гимнами, чтением, молитвами и подготовленным посланием или проповедью.

Я всецело восхищаюсь христианской преданностью этих квакеров, а также тем, как они осуществляют на практике многое из традиционного квакерского свидетельства. Я также признаю их собрания-службы как значимые акты поклонения Богу; но, в то же самое время, мне трудно избавиться от ощущения, что они могли бы еще больше отвечать потребностям своей паствы, если бы, наряду с программированным богослужением, вновь приняли бы традиционную для Друзей молчаливую молитву.

Дети на собрании

Одно из самых замечательных качеств программированного вида квакерства – это забота о детях. В любом сообществе Друзей дети занимают важное место, и всякое квакерское собрание сильно выигрывает от их присутствия. Но как они откликаются на молчаливое богослужение? Было время, когда квакерских детей брали на собрание, и они должны были сидеть там от начала и до конца. В возрасте 13 лет Риченда Гарни не сомневалась в своих ощущениях. В своем дневнике за воскресенье 24 декабря 1797 года она пишет: «Мне нечего сказать об этом дне, поскольку нет ничего, что стоит упоминания. День прошел плоско, тупо, без какой-либо пользы и абсолютно по-воскресному. Я провела на собрании четыре часа! Мне никогда не захочется снова увидеть эту гадкую дыру». (95)

Современные Друзья намного более разумны в отношении детей и богослужения. В наше время обычным бывает (как я уже ранее упоминал) участие детей в начальном и заключительном периодах собрания, а время их присутствия, как правило, составляет от десяти до пятнадцати минут. Я строго придерживаюсь мнения о том, что детям следует приходить в конце, а не в начале богослужения. Ближе к своему завершению, собрание бывает наиболее глубоким и сплоченным, поэтому дети ощутят воздействие молчаливого богослужения в его лучшем проявлении. Они, ни в коем случае, не бесчувственны к его невидимой власти и с готовностью откликнутся на нее. Обычным доводом против моей позиции бывает то, что появление на собрании группы маленьких, подвижных детишек вызывает ненужное волнение. На это я могу ответить, что, если собрание глубоко сплочено, оно бывает способно быстро растворить любую помеху в своем глубоком молчании.

Причина, по которой мне не так нравится присутствие детей в начальный период собрания, состоит в том, что оно еще не достигает своей глубины, и дети ощутят лишь процесс встраивания. Кроме того, у некоторых Друзей бывает сильное искушение заговорить с детьми, что я считаю, в любом случае, нежелательным, поскольку тогда высказывание будет предложено в начале богослужения, когда это обычно не бывает полезным, и вряд ли оно будет связано с растущей жизнью собрания. Дети обладают странной способностью распознавать отличие живого служения от слов, искусственно вводимых в собрание для их пользы. Вот почему мне кажется, что Друзьям следует избегать намеренного обращения к детям на собрании, ведь это обычно означает – говорить с детьми сверху вниз. На самом деле, для каждого, кто высказывается на собраниях, бывает превосходной дисциплиной стараться использовать понятные детям слова, но все-таки обращаться к состоянию всех присутствующих, потому что приходящие из глубины слова по-настоящему просты.

Важно включать детей и подростков в жизнь собрания, устанавливая с ними дружеские отношения. Единственное замечание, которое я хочу здесь сделать касается полноты их участия в богослужении. Старшие Друзья всегда бывают рады, если молодые люди, которые выросли на собрании, постепенно становятся его частью в качестве уже взрослых членов. И бывает грустно, если происходит обратное, и молодежь редко появляется на собрании или вообще не приходит. Я уверен, что нам не стоит об этом беспокоиться, и определенно не стоит, скрыто или открыто, заставлять их приходить. Когда они, как и всякий Друг или аттендер, вновь появляется после долгого периода отсутствия, многие благонамеренные Друзья зачастую приветствуют их шутливыми словами, типа «Как приятно тебя видеть – уже почти не помню, как ты выглядишь!». Тем, к кому так обращаются, становится понятно, что они попали в категорию отсутствующих и посторонних, и они, возможно, почувствуют себя виноватыми. Поэтому не придирайтесь, но ограничьтесь простым дружеским приветствием. Такого же рода неудачные замечания часто высказываются в адрес молодого человека, который впервые заговорил на молитвенном собрании. Обрадованные старшие Друзья часто бывают склонны ошарашить молодого человека похвалой или благодарностью, которые его смущают. Если то, что он сказал, было полезным, просто отметьте это и больше ничего не добавляйте.

Один последний комментарий о молодежи и Обществе: когда я был членом Центрального Комитета Молодых Друзей, мы обсуждали вопрос, постоянно появляющийся в повестке дня этого комитета: «Почему к Обществу не присоединяется большее число квакерских детей?». Эдгар Кастл, в то время директор школы Литон Парк, мудро заметил, что нам следует ждать, пока человек не достигнет, по меньшей мере, 30 лет, прежде чем прийти к заключению о том, что он или она будут бесполезными для Общества. Мое наблюдение за происходящим полностью подтверждает его комментарий.

Квакерские свадьбы

Существуют три особые формы, которые может принять квакерское богослужение, и которые имеют отношение к собранию как к сообществу. Здесь я хочу ограничить свои комментарии ролью молчания в них. Первая форма – это квакерские свадьбы. Специальное молитвенное собрание назначается для заключения брака, который «… всегда расценивался Друзьями, как религиозное, а не просто светское, соглашение». (96) Это – единственный случай, когда на квакерском богослужении требуется произнесение установленного набора слов. Вступающие в брак дают друг другу следующие обещания: «Друзья, я беру в жены такую-то, обещая, с божьей помощью, быть ей любящим и верным мужем, на всю нашу жизнь на земле». (97) Женщина дает подобные обещания. Квакерские браки признаются законом. Исходя из нашей задачи, важно заметить тот факт, что они, в отличие от имеющих обобщенное направление обычных молитвенных собраний, преследуют определенную цель. И, хотя свадебные богослужения открываются таким же периодом погружения всех присутствующих в молчание; их путешествие во внутреннюю сторону жизни бывает окрашено знанием того, что во время собрания двое людей официально станут мужем и женой. Квакеры всегда признавали, что пара вступает в брак в присутствии Бога. Собравшиеся Друзья не венчают жениха и невесту, а встречаются для молитвенного свидетельства этого счастливого, но также и торжественного события. В самой глубине существа вступающих в брак – в тихом и неподвижном центре – происходит это объединяющее действие. И в том же самом месте Друзья соединяются с ними в молитвенном сочувственном мышлении и благодарности за их радость и будущее счастье и свершения. Мне всегда казалось, что те, кто стали свидетелями такого важного события, должны ощущать свою ответственность не только за конкретную пару, но также и за все остальные знакомые им семейные пары, обещая сделать все возможное, чтобы откликнуться на их просьбу о поддержке, в какой бы то ни было форме.

Естественно, квакерские бракосочетания – это такие события, когда многие из присутствующих, возможно, никогда раньше не бывали ни на каком собрании Друзей. Конечно же, очень интересно бывает узнать их впечатления от этого мероприятия. Снова и снова эти посетители, в основном – молодежь, говорят о своем восхищении естественной красотой, достоинством и простотой церемонии квакерского бракосочетания, а также о своем ощущении его значимости.

 

Квакерские похороны

Квакерские похороны – это еще одно событие, многие из участников которого никогда не были на молитвенном собрании, и их отзывы бывают примерно такими же, как отзывы о свадьбах. Квакеры никогда не считали похороны только лишь периодом скорби, хотя они будут чуткими к чувствам близких умершего, понесших невосполнимую потерю. Друзья воспринимают похороны как время, когда может быть выражена благодарность за проявление Божьей милости в жизни покойного. Такое отношение может быть усилено квакерским убеждением в том, что подлинные жизненные ценности выходят за рамки времени и пространства и имеют качества вечности.

Широко распространившееся использование кремации внесло изменение в модель квакерских похорон. В прежние времена гроб вносили в дом собраний и короткое молитвенное собрание проводилось перед погребением, которое часто производилось на территории кладбища рядом с домом собраний.

В наше время обычно семья и несколько Друзей соединяются на квакерском богослужении в крематории. Позже может быть проведено поминальное собрание в доме собраний. Особое назначение собрания влияет на характер богослужения, хотя, как это обычно бывает на квакерском собрании, происходит спокойное погружение в тишину. В произносимом служении важно избегать восхваления умершего, следует пытаться искать в его жизни сигналы трансцендентности, которые указывают на вечные ценности, дающие жизни ее смысл и значение. И снова здесь на всех присутствующих лежит ответственность продолжать свои молитвы об утешении и поддержке в осмысленные, доброжелательные и обоснованные действия, которые продолжат помогать потерявшим близких отважно встретить свою новую жизнь и приспособиться к новым обстоятельствам.

 

Квакерское деловое собрание

Третья и последняя форма квакерского богослужения, в которой молитвенное собрание тесно связано с жизнью квакерского сообщества, - это богослужение, как важнейшая часть деловых встреч. Такие встречи могут проходить на местном, региональном или общенациональном уровне. Снова нашей единственной заботой будет рассмотрение реальной роли богослужения на этих собраниях. Они все будут открываться периодом тихого ожидания, во время которого может быть предпринято корпоративное путешествие к спокойному центру, где только и возможны принятие правильных решений. И вновь назначение данных собраний влияет на проводимое ими богослужение, поскольку они обусловлены практическими вопросами, требующими выработки единого решения. Квакеры принимают свои решения без голосования, поскольку квакерские деловые собрания скорее теократичны, нежели демократичны, что достигается за счет предоставления всем присутствующим свободы выразить свою точку зрения, если они чувствуют к этому побуждение. То, как они выражают свою точку зрения, будет похоже на то, как возникает служение на обычном молитвенном собрании. Мы стараемся высказываться не на поверхностном уровне ума, но из глубокого центра жизни. Конечно, следует соблюдать разумные пропорции в делах, поскольку существуют решения, которые могут быть приняты быстро и легко, без глубокого рассмотрения на собрании. Но будут и другие решения, настолько важные, что они потребуют самого тщательного исследования всей глубины вопроса, и даже когда это бывает предпринято, собрание может оказаться не в состоянии достичь единства. В подобных случаях мудрость и опыт Общества советуют не принимать решение – бывает лучше отложить действие, нежели идти на компромисс, принимая положение, которое не отражает осознанного и прочувствованного всеми в глубине жизни собрания единства. По долгому опыту, мне стало понятно, что крайне неразумно делать догматические заявления о квакерском поведении; тем не менее, я готов быть догматичным в том, что, если решение попирает чувства и строгие убеждения большого числа присутствующих, тогда рано или поздно окажется, что оно ошибочно.

Невзирая на тот факт, что квакерские деловые собрания проводятся на основе продолжающегося богослужения, Друзьям не чуждо ничто человеческое, и время от времени у них происходит то, что американцы выразительно именуют «стычками». В такие периоды может возникнуть дух противоречия, который быстро разрушает атмосферу богослужения. В подобных случаях клерк обычно призывает к периоду молитвенного молчания. Учитывая то, что уже было сказано мной о природе квакерского богослужения, бывает интересно и даже удивительно наблюдать, как тихая, спокойная пауза может порождать истинное стремление к единству, часто приводящее к достижению реального единства. Затем обязанностью клерка будет записать найденное решение в форме протокола, оно может быть улучшено и окончательно принято, так что решение по данному вопросу признается Друзьями за волю Божью. И это удается чаще, чем не удается. Но деловые собрания Друзей, подобно их богослужениям, порой не дотягивают до идеала. Я уже говорил, что самое худшее состояние, в которое может впасть молитвенное собрание – это деградация до уровня бедного спорящего общества. Наихудшее состояние, в которое может впасть квакерское деловое собрание – это принятие решения по спорному вопросу, выродившееся в ситуацию крикливого большинства. Под этим я подразумеваю, что, прочитав запись протокола, которая явно не принимается несколькими серьезно обеспокоенными присутствующими Друзьями, клерк позволяет большинству собравшихся выкрикивать что-нибудь одобрительное. В таких обстоятельствах собрание теряет свой глубокий центр, и по-моему будет честнее отложить решение, нежели использовать голоса большинства, как при голосовании, что неприемлемо для Общества, поскольку это – метод, с помощью которого большинство может грубо попирать мнение меньшинства. В любом случае, я уверен в том, что такие методы не нужны; ведь благодаря своему терпеливому, спокойному и продолжительному поиску в глубине, всякий квакерский опыт указывает на возможность достижения поистине единого решения. И я согласен с тем, что это самым серьезным образом проверяется в поразительном факте квакерского богослужения. 

Всякая подлинная квакерская деятельность берет начало в молчаливом поиске и жизни квакерского богослужения, и Общество всегда терпело неудачу в тех редких случаях, когда деятельность не рождалась из этой глубокой жизни, а бывала вызвана давлением какой-то группы. Случается так, что истинная квакерская деятельность зарождается вне нормальной деловой структуры Общества и, в конечном счете, становится общепринятой, поскольку ее истоки были явно укоренены в жизни глубокого центра. Такое, тем не менее, следует считать скорее исключением, и Общество поступает мудро, стремясь проводить свои решения через механизм, установленный им на местном и региональном уровнях – в Подготовительных, Месячных и Общих Собраниях, а также через Собрание в Поддержку Страждущих и Годовое Собрание – на общенациональном уровне. 

 

7


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.