Взаимозависимость богослужения и жизни — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Взаимозависимость богослужения и жизни

2021-01-29 62
Взаимозависимость богослужения и жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можно легко заметить, насколько важный вклад вносит в квакерское молитвенное собрание основанное на данном идеале сообщество. Во-первых, это достигается на практике тем, что члены собрания ходят на богослужение регулярно и, таким образом, формируют ядро молитвенного собрания, что обеспечивает начальную и значимую общую основу для отправной точки и растущей жизни собрания. Но квакеры ходят на свои собрания, прежде всего, не из чувства долга, а потому что им этого хочется. Ведь на собрании они, тем особым образом, который я уже описал, втягиваются в глубокое общение друг с другом, интерпретируемое ими в религиозном смысле как единение с жизнью, любовью, истиной и Богом. Поэтому молитвенное собрание и квакерское сообщество взаимосвязаны друг с другом – нельзя отделить одно от другого. Это не значит, что никто не может извлекать огромную пользу из квакерского богослужения, если только он одновременно не включится в жизнь квакерского сообщества в целом. Тем не менее, если человек действительно намерен обрести свой духовный дом в Обществе Друзей, тогда, как я полагаю, в дополнение к участию в собрании, он также захочет быть вовлеченным в жизнь местного квакерского сообщества до определенной степени, которая варьируется от человека к человеку,.

Но в чем же состоит местное сообщество? В разных собраниях обстоятельства сильно отличаются. На них определенно оказывает влияние окружающая реальность: например, собрания в больших городах и их пригородах или собрания в провинциальных городах и сельской местности, где члены могут жить на очень большом расстоянии друг от друга. Время от времени, на всем протяжении истории Общества, а так же и в наши дни, некоторые группы Друзей селятся в маленьких коммунах, но это исключение из правил. Большинство Друзей обитает со своими семьями в отдельных домах, а одинокие люди находят самые разные варианты проживания. Относясь, в большинстве своем, к среднему классу, Друзья ничем не отличаются от других в выборе места для своей жизни. Существует мнение, что квакерская жизнь и богослужение особенно подходят людям интеллектуального склада. Мне не кажется, что это верно, ведь, хотя квакерство, по общему признанию, действительно привлекает таких людей, оно также интересно и многим другим людям, в особенности, тем, кому нравится религиозная свобода и самостоятельное мышление. Благодаря тому, что Друзья подчеркивают свое видение религии, как образа жизни, квакерство привлекает людей, которым нужна практическая вера. И оно по праву называется религией «сделай сам».

 

Дружба

Как же, тогда, можно называть сообществом подобную слабосвязанную группу людей? По моему убеждению, ключ к квакерскому сообществу содержится в двух словах: дружба и общение. Одна из очевидных черт для каждого собрания – пропитывающая его жизнь всеобщая атмосфера тепла и дружбы. Многие члены собрания устанавливают между собой хорошие и, в частности, близкие личные отношения, получая удовольствие от компании друг друга в обычном человеческом общении и повседневных радостях. На собрании эти дружбы обычно переплетаются с другими дружбами. Ясно, что людей будут особенно привлекать друг к другу общие интересы, хотя группам следует сознавать опасность обособления и замкнутости. Но такая дружба не носит исключительного характера, и всякий, пожелавший этого, новичок, быстро включится в группу, с которой, в первую очередь, почувствует свою близость, и мало помалу он будет узнавать все больше и больше людей в собрании.

Подобно тому, как Друзья не считают достаточным ограничивать поверхностным уровнем дружбу в своей среде, они также не захотят останавливаться на поверхностной дружбе с заинтересованными новичками. Ведь они убеждены в том, что подлинные личные отношения способны освободить и действительно выводят людей из узкого и ограниченного образа жизни в полноценный и радостный образ, где они могут быть по-настоящему живыми. В этом смысле, новичок может дать Друзьям не меньше, чем они дают ему, и неудивительно, что они так радостно его приветствуют. Избегать поверхностности, вовсе не означает впадать в помпезность. Напротив, это ведет к подлинной жизни, где можно найти истинное счастье, радость и удовольствие, поскольку люди обретают уверенность в том, чтобы быть полностью самим собой через свою взаимосвязь с другими. По какой-то странной причине квакеры часто воспринимаются общественным мнением как люди хорошие и добрые, даже излишне, но, в то же самое время, по сути своей безрадостные и лишенные чувства юмора. Некоторые квакеры, конечно, слегка таковы, но в общем-то они обычно скорее радостные, отзывчивые, последовательные и любят людей.

Нам следует бережно поддерживать квакерскую традицию использовать свои дома в качестве мест дружбы и гостеприимства. Современные условия, со многими людьми, живущими поодиночке в маленьких квартирках, или когда только один из членов семьи квакер, не согласуются с прежней традицией открытого гостеприимства, но каждый Друг, у которого есть условия, чтобы пригласить членов собрания или новичков к себе домой, может оказать невероятную помощь квакерскому сообществу. И еще одна современная проблема – опасение того, что, отправившись навестить Друга, можешь найти хозяина полностью поглощенным его любимой телепрограммой. Собрание, время от времени, организует социальные мероприятия в разного рода домах собраний или дома у местного Друга. На всех подобных встречах новичку будут очень рады.

 

Общение

Общение – мое второе ключевое слово, раскрывающее характер квакерского сообщества. Друзья убеждены, что один из самых важных путей к открытию Бога лежит через их взаимоотношения друг с другом. Общество Друзей это сознает, как показывает часть тринадцатого Вопроса, которая спрашивает: «Признаете ли вы присутствие Бога в каждом, принимая, что это может проявляться необычным или труднопонятным образом» (93) [в современном издании «Советов и вопросов» номер 17, - прим. перев.] Один из способов искать Бога в людях – быть внимательным и чутким к их потребностям. К сожалению, так легко бывает ошибочно принять посылаемые другими сигналы за знаки доверия, в то время как, на самом деле, это знаки отчаяния.

Я осознал важность способности правильно определять подаваемые другими людьми сигналы, когда прочитал стихотворение Стива Смита «Не машущий, а тонущий». Оно описывает человека, который заплыл на глубину. Люди, которые это наблюдали, думали, что он забавляется и машет руками из бравады. Осознав свою ошибку, они винили холодную воду, поразившую его сердце.

О, нет, нет, нет она всегда была холодной,

(А мертвец все лежит, жалуясь)

Был я так далеко всю свою жизнь

И не просто махал руками, а тонул. (94)

Одна из причин проводить квакерское собрание всем вместе в настоящей дружбе – то особое значение, которое придается Обществом личным взаимоотношениям. Эта общая забота делает реальной идею квакерского сообщества, где можно увидеть подлинность и практическое приложение наших идеалов. Это также означает, что сообщество, которое через своих членов пересекается с не-квакерскими группами, взаимопроникая с ними, служит продолжающейся в повседневной жизни подготовкой к молитвенному собранию, где яснее всего фокусируются и интерпретируются сигналы трансцендентности. Квакеры серьезно воспринимают Новозаветный призыв к ранним христианским общинам: «Дети, любите друг друга», а также и тот факт, что языческий мир, в котором они находились, свидетельствовал: «Посмотрите, как эти христиане любят друг друга». Определенно, если богослужение значимо, оно должно, как минимум, находить отражение в любящих проявлениях жизни практикующего его сообщества.

 

Квакерские группы

При всей своей свободе и гибкости, квакерское сообщество не лишено простых структур, которые добровольно принимаются членами собрания для укрепления его жизни. Несколько раз в этой книге я отмечал, что обсуждение, разногласия и споры, а также, до определенной степени, даже и наставление, неуместны на богослужении, но для них находится другое время. Согласно своему размеру и потребностям членов, местное собрание организует разнообразные группы для удовлетворения собственных нужд. Большинство собраний, время от времени, проводят группы обучения и обсуждения. Такие группы могут сильно различаться по своей тематике, которая охватывает любые вопросы, начиная с изучения Библии, квакерской веры, жизни и истории, вплоть до текущих вопросов социальной и политической заботы: местной, национальной и международной. В этих группах будет приветствоваться свежий взгляд новичка, а он, в свою очередь, приобретет ценное понимание квакерского подхода к жизни.

Кроме этого, многие собрания организуют маленькие группы в частных домах, что может оказаться в практическом смысле особенно полезным для новичка. Благодаря неформальной обстановке этих групп, он может почувствовать себя в них лучше, чем в большом собрании. Тот факт, что они предоставляют возможность встретиться с людьми в расслабленной социальной атмосфере, также дает новичкам шанс задать интересующие их вопросы о квакерской вере, практике и богослужении.

Кстати, там, где это только возможно, новичка следует поощрять посетить близлежащие собрания, где ему будут рады, а он расширит свое понимание квакерского богослужения, наблюдая, как оно практикуется еще одной группой Друзей. Я часто ощущаю, что новичку может потребоваться практическая помощь после посещения первых нескольких собраний, когда новизна такого рода богослужения для него исчерпается. Ему не следует бояться говорить о своих трудностях, а Друзьям не нужно стесняться проявить инициативу и спросить его с участием и ненавязчиво о том, как идет его встраивание в наш способ богослужения. Наилучшую помощь новичку можно оказать, отвечая на его вопросы откровенно и честно, а не стараясь ответить правильно, как это может показаться подобающим кому-то из Друзей.

Некоторые полезные эксперименты проводятся с группами общения, которые обычно называются группами общения в молитвенном духе, где, под руководством опытного Друга, участники могут откровенно и свободно рассказать о своем опыте; это происходит в атмосфере богослужения, без каких-либо обсуждений. Такого рода группы, определенно, не для всех, но некоторые люди находят их по-настоящему полезными для себя и высоко оценивают значимость этих групп для помощи в решении личных проблем, обеспечения чувства поддержки, а также как способа интеграции в более широкое Общество, и особенно, в качестве возможности для лучшего использования молитвенного собрания.

В Обществе есть Друзья, которые воспринимают, как свое особое назначение, молитву за тех, кто болен; в любом конкретном собрании или местности, где находится достаточное количество таких Друзей, они собираются все вместе, как молитвенная группа, ставящая перед собой эту особую задачу.

Хотя я желаю Обществу быть особенно осторожным с радикальными изменениями квакерского способа богослужения, мне, тем не менее, представляются необходимыми эксперименты по изменениям. Маленькие группы, подобные только что описанным мной, кажутся мне идеальной средой для опробования новых подходов к квакерскому богослужению, их можно организовывать в дополнение к обычному молитвенному собранию, но не в качестве его замены. В такие эксперименты может быть включено использование музыки и театра, а также элементы других видов христианского и даже нехристианского богослужения.

Углубление духовной жизни

То и дело слышно, как кто-то из Друзей говорит о своем желании углубить духовную жизнь Общества. Среди практических способов достижения этой цели – маленькие группы, подобные тем, которые я только что описал, плюс более широкие региональные конференции, где выходные дни целиком могут быть посвящены размышлению об одном конкретном вопросе. Одним из признаков возрождения квакерства служит развитие практики совместного выезда на выходные Друзей и других людей (с обеспечением заботы и о детях) из крупного региона.

Должно быть, уже стало ясно, что я, в общем, разделяю заботу о большей глубине духовной жизни, иначе бы я не написал книгу с двойной целью, а именно: рекомендация квакерского способа богослужения, как значимого для современных людей, а также поиск путей к лучшему использованию молчаливого богослужения. И все же, способ, которым выражается это желание более глубоких качеств духовной жизни, часто наводит меня на мысли о том, не стремится ли, призывающий к этому Друг, возможно, и неосознанно, найти своего рода «духовную формулу», которая, будучи однажды открытой, быстро приведет все Общество к большей глубине. Здесь таится опасность, ведь я склонен думать, что подобное отношение к жизни часто бывает неосознанной попыткой избежать естественного, хотя и крайне трудного, пути поиска глубины через повседневную жизнь и восприятия своего опыта, как подлежащего толкованию в терминах трансцендентности. Следование этому пути, разумеется, должно сопровождаться обязательством проживать наши повседневные жизни в свете видения трансцендентности.

Когда меня охватывает жажда духовности, которую я позже определяю как ложную, это всегда происходит из-за того, что я пытаюсь уклониться от предъявляемых ко мне требований оставить свою гордыню и принять необходимость примирения с конкретным человеком. Учитывая это, я не могу удержаться от замечания о том, что некоторых Друзей, сильнее всего настаивающих на углублении духовной жизни, часто подводит в их собственном поведении такое отношение к людям, которое мешает им жить в любви, сочувствии, восприимчивости и понимании других. В подобных обстоятельствах, моей и их обязанностью будет откликнуться на уже имеющиеся возможности практики любящих взаимоотношений, которые предоставляются самим существованием квакерского сообщества.

Друг, серьезно воспринимающий свое участие в Обществе, будет, насколько это возможно, использовать все те многие доступные ему возможности чтения и изучения квакерской, христианской и другой религиозной литературы. Такие материалы он найдет в библиотеке дома собраний или в библиотеке Дома Друзей и Вудбрука. В дополнение к этому, он может пользоваться публичной библиотекой и огромным числом брошюр на религиозную, философскую и связанные с ними темы, а также получать новое видение из художественной литературы и современных романов. Он может продолжить расширять свое мировоззрение, разумно используя телевидение и радио. Подобным образом, он может делать свои чувства более тонкими через просмотры фильмов и театральных постановок, слушая музыку. Для друзей и новичков одинаково важно использование всего этого для расширения своего кругозора, а не для концентрации лишь на тех аспектах, которые подкрепляют наши предубеждения. Многие группы обучения основаны на разделяемых участниками предубеждениях! Но, в конечном счете, именно трансцендентное качество жизни человека, достигнутое отчасти и через эти занятия, убедит окружающих Друзей в подлинности его призыва к более глубокой духовности, побуждая их добиваться этого для самих себя.

 

Старейшины и наблюдатели

Обществом признается, что некоторые из его членов обладают особенной чувствительностью к качествам жизни собрания и его членов, способствующим развитию его глубочайшей духовной силы. Друзья, по общему признанию обладающие такой чувствительностью, назначаются Старейшинами, которые в наше время исполняют свое служение на протяжении трехгодичных периодов. На них возложена особая ответственность за религиозную и духовную жизнь членов собрания, и старейшины делают все возможное для обеспечения ее развития. У них есть похожая ответственность (разделяемая всеми Друзьями) и за собственно молитвенное собрание. Именно к старейшинам Друзья и новички могут обращаться за советом и консультацией, не только по религиозным вопросам в общем, но и в частности – за руководством и одобрением по поводу таких предметов, как высказывания на богослужении. Общество благодарно за любящую заботу и преданность, с которыми многие из этих Друзей выполняют свои обязанности.

Непредвиденным и несчастливым последствием прекращения практики записи служителей стала растущая тенденция назначения Друзей старейшинами из-за их полезных высказываний на собрании. Другие, назначенные на это же служение, стали чувствовать себя обязанными регулярно говорить на богослужении. Следует обязательно помнить, что на старейшинах лежит ни чуть не больше ответственности за высказывания на молитвенном собрании, чем на всех остальных Друзьях. Вторая связанная со старейшинами негативная тенденция – слишком сильный акцент на отрицательной стороне их обязанностей. Можно слышать, как кого-то призывают к порядку старейшины, что, попросту говоря, означает замечания, пусть даже очень тактичные, по поводу высказываний на собрании. Третий негативный фактор (обнаруженный анкетой по богослужению, разосланной членам Комитетом Домашнего Служения Друзей) состоит в том, что нередко сами старейшины и оказываются теми Друзьями, которые говорят на собрании слишком часто и слишком подолгу.

Также существует идея, хотя она и абсолютно неправильна, о том, что назначение в качестве старейшины является признанием долгого и преданного служения собранию; и, как следствие, если назначение не возобновляется, это наносит ужасный удар по самооценке перестающего быть старейшиной Друга. По завершении периода служения многие мудрые старейшины просят освободить их от исполнения этой обязанности хотя бы на какой-то период времени, чтобы сделать перерыв в служении. Старейшины не обязательно должны быть пожилыми. Требуемые дары чувствительности, мудрости и понимания можно обнаружить в Друзьях самого разного возраста.

Другие Друзья назначаются наблюдателями, которые заботятся о практической жизни квакерского сообщества и играют в нем очень важную роль. Обе эти группы Друзей ощущают свою особую ответственность за потребности маленьких собраний своего региона, которым мы сейчас должны посвятить внимание.

 

Маленькие собрания

Многое из того, что я сказал в этом разделе, легко применимо к большим собраниям, но не так уж легко – к маленьким собраниям, чьи несколько членов настолько сильно заняты поддержанием выполнения минимальных требований квакерской организации, что у них не остается времени участвовать в дополнительных группах. И здесь им могут оказать помощь более широкие структуры Общества, и особенно – регулярными посещениями таких собраний чуткими к их трудностям Друзьями, посещениями в духе заботы. Я был в восторге от рассказа Томаса Грина о его посещении крошечного провинциального собрания (это не вошло в запись его Суортмурской лекции). Поднимаясь по дорожке к дому собраний, он заметил двоих других «весомых» Друзей из соседних собраний, которые тоже были преисполнены заботой о посещении. Как сказал Том: «Я знал, что начнется соревнование за то, кому из нас троих говорить первым». После самого короткого, из всех возможных, промежутка времени, Друг А поднялся и произнес длинное и, очевидно, заранее подготовленное обращение. Не смотря на всю ораторскую мощь, Другу А все-таки пришлось перевести дыхание, и пока он это делал, Друг Б вскочил на ноги со словами: «Друг А, ты использовал свою возможность, а теперь моя очередь». Затем, обращаясь к присутствующим троим местным Друзьям, он добавил: «А если будет говорить Томас Грин, не обращайте на него внимания – он унитарий!».

Эта не лишенная юмора история наглядно демонстрирует квакерские человеческие слабости, и показывает, как не надо посещать маленькие собрания. Рассказав о трудностях, с которыми они сталкиваются, я должен признать тот факт, что одним из лучших собраний, в котором я когда-либо участвовал, было маленькое собрание, и я постоянно поражаюсь той жизнеспособности, которую можно обнаружить во многих из них. Члены маленьких собраний больше стараются навещать друг друга дома, и часто они в своей деревне или городке вовлекаются в более здоровые отношения с другими не-квакерскими группами, нежели члены больших собраний, которые склонны быть самодостаточными.

Один из самых трудных вопросов, на который сложно ответить, относится к идеальному числу участников квакерского молитвенного собрания. Мнения на этот счет бывают очень разными, и это было подтверждено ответами на анкету, о которой я ранее упоминал. Хотя, по общему признанию, двое Друзей, встретившись вместе, могут провести подлинное квакерское собрание, было также отмечено, что для регулярной группы, состоящей из менее, чем восьми, Друзей, квакерское богослужение будет несколько трудным; но подобная точка зрения всегда сопровождалась замечаниями о том, что все зависит от того, станут ли эти Друзья действительно сплоченными, будут ли они любить друг друга и заботиться друг о друге. Идеальным количеством кажется что-то между 20 и 50, но Друзьям явно не хочется догматизировать эти цифры.

Число, превышающее 50, считается слишком большим, хотя один Друг сказал: «Чем больше, тем лучше». В общем, почти все согласились с тем мнением, что размер идеальной группы должен быть таким, чтобы все участники знали друг друга; один из Друзей добавил, что идеальной группой будет та, в которой каждого участника видно и слышно.

Значение дома собраний

Кажется, наступил момент, когда правильно снова поднимать вопрос о том, следует ли квакерам тратить деньги на строительство новых домов собраний или приспосабливать для нужд квакерского собрания другие помещения. И здесь опять существуют разные мнения, некоторые Друзья чувствуют, что правильное решение – развивать идею «домашней церкви», собрания которой проводятся дома у Друзей. Другие находятся в замешательстве, поскольку, хотя они чувствуют, что тратить деньги на строительство домов собраний, и особенно – изысканных, это не по-квакерски, тем не менее, им понятна значимость для собрания собственного пространства. Такой позиции придерживаются члены собраний, которые арендуют помещение для своих встреч.

Исходя из своего собственного опыта популяризаторской деятельности, я не сомневаюсь в том, что, если мы хотим, чтобы к Обществу присоединялись новые люди, нам не следует делать общим правилом их приглашение на собрания в частные дома. Это указывает на необходимость каких-то публичных помещений. Мои наблюдения за превалирующей позицией Друзей показали мне, что Друзья считают возможным тратить деньги на строительство новых домов собраний или приспособление для нужд квакерского собрания других помещений, поскольку это – вложение в духовное будущее Общества. Они сознают, что учитывая современные расценки на строительство, никакой тип здания не будет дешевым. Поэтому, им хочется получить, по возможности – более экономичные, варианты домой собраний, которые могут использоваться на неделе для самых разных социальных и общественных целей, как квакерских, так и не-квакерских, а по воскресеньям – для молитвенных собраний. Существует растущий интерес к помещениям, в которых есть место для постоянного проживания смотрителей домов собраний. Идея о том, что квакеры могут на экуменической основе использовать помещения совместно с другими религиозными организациями, вызывает некоторый интерес, но, в настоящее время, ее вряд ли можно назвать общей заботой, разделяемой всеми Друзьями.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.