Умение быть внимательным к чужому слову и чужой мысли, слушать и слышать — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Умение быть внимательным к чужому слову и чужой мысли, слушать и слышать

2020-10-20 138
Умение быть внимательным к чужому слову и чужой мысли, слушать и слышать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внимание – один из основополагающих элементов человеческого общения. Это справедливо для всех аспектов нашей жизни. Однако, для формирования этого навыка возможностей явно недостаточно.

Мероприятия фестиваля, как правило, собирают достаточно большое количество ребят. Атмосфера же праздника и приподнятого настроения повышает их активность. А если учесть элемент естественного волнения перед собственным выступлением и реакцию после него, можно представить себе тот сумбур, который творится в зале между спектаклями. И это – отличная среда для развития навыка зрительского и человеческого внимания. Для начала одним из условий обсуждения декларируется отсутствие повторения ответов. Это заставляет ребят прислушиваться к тому, что говорят другие зрители. Можно превратить отслеживание повторений в своеобразную игру, в которой участвует весь зал. Эффект усиливают просьбы ведущих дополнить или развить предыдущий ответ. Однако ответы могут быть неверными или неграмотно сформулированными. Ни в коем случае нельзя допускать насмешливой или пренебрежительной реакции зала на такие высказывания. Любой ответ, если он по существу, имеет право на озвучивание. Другое дело, что ведущий имеет право доброжелательно перефразировать неуклюжий ответ. Более того – он даже обязан это сделать. Перифраз обычно выгладит как совершенно необходимый в такой работе уточняющий вопрос. Например, ребёнок говорит: «Гусёнка заклюнули потому что он был не общипанным, а вообще… Совсем… Не как эти…» Тогда ведущий спрашивает: «Верно ли я тебе поняла, что Гадкого утёнка клевали и дразнили не только потому что, он внешне был не похож на утят и других обитателей птичьего двора, но главное – потому что он отличался от них по характеру?» Собеседник благодарно закивает головой, и, может быть, даже продолжит свою мысль более уверенно и связно. А все окружающие сообразят, что каждый из них оказывается в положении «гадкого утёнка», чаще всего именно тогда, когда хочет сказать и сделать что-то по-настоящему важное и содержательное. Именно в такие моменты мы часто выгладим нелепо, но больше всего нуждаемся в поддержке. Очень важный урок – не бояться выглядеть нелепо и верить, что тебя поймут. Но не менее важный урок – увидеть себя в другом «гадком утёнке» и помочь ему реализовать свой «лебединый замысел». Но для начала важно, чтобы юные зрители просто слушали друг друга. Поэтому ответы во время игры принимаются строго по одному, выкрики с мест игнорируются.

Внимательное отношение друг к другу предполагает также и деликатность. Одним из правил, декларируемых в самом начале встречи, является: «Не мешай другому!». Ведь разнузданное поведение может помешать кому-то смотреть спектакль или участвовать в обсуждении, а неосторожное слово – больно ранить.

Научившись слушать и уважать собеседника, нужно теперь научиться его слышать. То есть, понимать истинный смысл сказанного.

Для этого ведущие встречи строго следят за тем, чтобы ребята отвечали именно на тот вопрос, который был задан. Заметив же несоответствие ответа, ведущий должен подробно пояснить вопрос, чтобы избежать дальнейших ошибок. Это не значит, что, ответив на вопрос ведущего, нельзя дополнить его своими соображениями на другую тему. Но каждому говорящему важно научиться разграничивать ответ и его развитие. Например: «Птицы клевали Гадкого утёнка, потому что они боялись чужаков, а он казался им чужим. Но ещё я хотел сказать, что мне не очень понравилось, что все птицы были показаны такими противными. Ведь не бывает же, чтобы все-все были одинаковыми и все плохими».

Важно, чтобы дети научились точно слышать не только вопросы и реплики ведущего, но и высказывания своих товарищей. Для этого ведущий может тактично вмешиваться в беседу, уточняя: «Уверены ли Вы, что верно поняли предыдущего говорившего? Вам показалось, что он имел в виду то-то и то-то, а мне показалось, что вот это и вот это. Давайте спросим у него, кто из нас услышал более точно?»

На первый взгляд кажется, что всё это легко. Но на самом деле учителю самому нужно довольно долго упражняться во внимательном и изобретательном ведении подобных дискуссий, чтобы не делать грубых ошибок и адекватно слышать каждого по отдельности и всех вместе.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.