Восприятия художественного произведения — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Восприятия художественного произведения

2020-10-20 130
Восприятия художественного произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом материале собраны различные методики, способствующие воспитанию компетенции восприятия художественного произведения. Среди них классические, неоднократно публиковавшиеся педагогические и психологические методики, которые успешно используются сотрудниками кафедры эстетического образования и культурологии именно в этих целях, а так же методики, сложившиеся в практической деятельности сотрудников кафедры.

Мы предлагаем здесь алгоритм работы без методического комментария, а подробный анализ некоторых из этих форм сделаем ниже в следующих материалах.

Безоценочное интервью

Автор методики – О.И. Троицкая

1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза (по честному), какая картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «………» (название произведения)?

2. Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций. Например: Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?

3. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: Где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

4. Вопросы на глубинное переживание. Например: А где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?

5. Вопросы на личностную идентификацию. Например: За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы Вы могли с ним познакомиться, кем бы Вы хотели его иметь: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тётей или дядей, кем-то ещё? О чём бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время (разговаривали, молчали, гуляли, играли в футбол и т.д.)?

6. Вопросы на осознание художественного образа. Например: Если бы произведение не имело названия – как бы Вы его назвали? Если бы в произведении не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что? Если бы там была не такая, а другая музыка, (цветовая гамма, декорации и т. д.) что-то изменилось бы для вас – что?

7. Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Например: Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть (прочитать, послушать) это произведение? Почему? И что бы Вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это читать (смотреть, слушать) и почему? Хотите ли вы сами прочитать (посмотреть, послушать) это ещё раз? Или что-то другое этого же автора? С этими же исполнителями? Какого рода вы хотели бы увидеть произведение?

 

Применяя методику на практике важно помнить, что приведённая выше структура – только схема. В каждом конкретном случае нужно понять:

· Какие вопросы будут оптимальны для данной конкретной аудитории (возраст, характер, зрительский опыт), и сколько их должно быть?

· Какие вопросы уместны для данных конкретных обстоятельств (общались с произведением только что, недавно, давно; утро, день, вечер, мера усталости; комфортная или не комфортная аудитория и т.д.)?

· Какие вопросы наиболее точно вскроют образный строй данного конкретного произведения?

 

Шапка вопросов

Автор методики – к.п.н. А.П. Ершова

Типы вопросов

ü Правильно ли я понимаю, что …?

ü Я и вправду не понял, почему …?

ü А вы заметили (кто? когда? где? что?) …? Я-то заметил, и хочу Вас проверить!

ü Мне показалось, что …, а что ты думаешь об этом?

 

Написали каждый вопрос на отдельной бумажке, и сложили всё в шляпу.

Из шапки достают чужие вопросы, выбирают из них самые интересные, и отвечают на них, как считают нужным.

· К выступлению основного «ответчика» можно добавлять свои версии всем участникам разговора.

· Можно отвечать на доставшиеся вопросы по кругу.

· Можно по принципу сходных тем.

· Можно по принципу очерёдности типологии вопросов.

 

Погружение

Творческое занятие, построенное на погружении группы зрителей в культурный контекст спектакля.

Возможны варианты:

ü Эпоха, о которой идёт речь в пьесе;

ü Природа жанра, избранного театром;

ü Театральная традиция, в которой создан спектакль;

ü Диалоги культур, в которые вступают авторы постановки и т.д.

 

Алгоритм построения занятия:

• Пробуждение эмоциональной памяти от просмотренного;

• Актуализация знаний в избранной области погружения;

• Получение новых знаний в избранной области погружения;

• Осмысление увиденного в контексте избранной области погружения;

• Создание творческого продукта, содержащего «вторичный образ».

Сравнение

Осознание полученного впечатления на фоне сравнения с другим или другими произведениями искусства.

Важно, чтобы были как можно более точно и понятно сформулированы параметры сравнения. Например:

1. Какие главы романа выбрал для сценического воплощения режиссёр А, и какие режиссёр Б? Как Вам кажется, чем объясняется их выбор?

2. Что мы увидели на сцене, войдя в зал театра А и театра Б? Как Вам кажется, чем отличались наши чувства, когда мы это увидели?

3. Как Вам кажется, чем отличаются творческие индивидуальности актёров А и Б, игравших роли главного героя в разных театрах? И почему каждый из режиссёров выбрал именно этих актёров на главную роль?

4. Какая музыка звучала в спектакле А и Б? Как это влияло на наше восприятие?

 

Блиц-диалог


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.