Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-10-20 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Я не сочиняю гипотез. Ньютон
В одной из своих наиболее ранних, но опубликованных посмертно работ («Проект научной психологии», 1895)
Фрейд обсуждает, каким образом в диаде возникает коммуникация. Я уже ссылался на его высказывание в другом месте (Spitz, 1957) и изложу его здесь еще раз.
Говоря об усилии разрядить импульс, проходящий по моторным путям, Фрейд обсуждает процесс разрядки, который становится необходимым из-за стимулов, возникающих внутри тела. В качестве иллюстрации своего тезиса он приводит потребность в пище. Фрейд поясняет: для того чтобы избавиться от напряжения, вызванного голодом, необходимо совершить изменение во внешнем мире, однако новорожденный беспомощен и добиться этого не способен. Младенец может разрядить напряжение, вызванное потребностью, лишь с помощью диффузных и случайных проявле-
1 Что такое коммуникация? Любое ощутимое изменение поведения, намеренное или ненамеренное, направленное либо ненаправленное, с помощью которого один человек или несколько людей могут воздействовать на восприятие, чувства, мысли или поступки одного человека или нескольких людей, независимо оттого, предполагается подобное влияние или нет (Зриг, 1954).
121
нии эмоции — криком, иннервацией кровеносных сосудов и т. д. Подобная разрядка не может полностью ослабить напряжение. Стимул можно устранить лишь специфическим вмешательством извне, то есть предоставлением младенцу пищи. Помощь извне необходима, и младенец получит ее, если с помощью неспецифических и случайных проявлений разрядки в виде крика, диффузной мышечной активности и т. д. привлечет внимание человека из своего окружения.
Это рассуждение Фрейд завершает фразой, которая в концентрированной форме раскрывает целую область психоаналитического мышления: «Таким образом, этот способ разрядки приобретает чрезвычайно важную вторичную функцию, а именно — установление взаимопонимания1 с другими людьми; тем самым изначальная беспомощность человеческого существа становится первоисточником всех моральных побуждений» (курсив мой. — Р. Ш.).
|
И с теоретической, и с терапевтической, и с профилактической точки зрения представляется крайне важным проникнуть в природу коммуникации между матерью и ребенком на довербальной стадии. В психоаналитической литературе эта тема еще не привлекла того внимания, которого она заслуживает. Философы, психологи и даже некоторые психоаналитики периодически высказывают неподтвержденные гипотезы о том, что коммуникация между матерью и ребенком основывается на экстрасенсорном восприятии или на телепатии. Я недостаточно компетентен, чтобы высказать свое мнение по поводу экстрасенсорного восприятия; мое исследование ограничивается рамками эксперимента и наблюдения. Соответственно, и к феномену коммуникации между матерью и ребенком я подходил с точки зрения экспериментатора-наблюдателя. В будущем должно быть проведено еще множество подобных исследований. Вполне возможно и даже вероятно, что в дальнейшем изучении этого феномена огромную пользу принесут современные достижения теории коммуникации. Все больше исследователей, как правило, математики и физики, а с недавних пор также неврологи и психиатры, начинают обращаться к кибернетике и теории коммуникации. Мой же способ исследования более прост, он едва соприкасается с границами этих крайне сложных методов.
1 В немецком оригинале Фрейд (1895) использовал термин «Verstondigung», который в данном контексте в первую очередь относится к коммуникации.
В моих попытках достичь некоторого понимания способов и каналов коммуникации между матерью и ребенком я мог опереться на исследования в области коммуникации животных. Эксперименты с животными предоставляют ученому свободу, которой мы не можем, да и не желаем обладать при исследовании человека. Поэтому этологам и зоопсихологам удалось сделать весьма важные открытия, позволившие вывести определенные общие постулаты, которые в той или иной степени могут оказаться полезными и при изучении коммуникации в диаде.
|
Животные общаются на уровне психологической интеграции, который приблизительно можно назвать аффективно-конативным: он фундаментально отличается от когнитивных и абстрактных функций вербальной коммуникации. Общение между матерью и ребенком в первые шесть месяцев жизни и даже до конца первого года также протекает на невербальном уровне с использованием средств, аналогичных тем, что преобладают в животном мире1.
Животные, в зависимости от их вида, располагают различными средствами коммуникации. Как показал фон Фриш (1931), пчелы общаются с помощью того, что он именует «танцами». Этологи Конрад Лоренц (1935) и Тинберген (1951) продемонстрировали на рыбах, птицах и ряде млекопитающих, каким образом определенные формы поведения становятся способом общения. Это поведение состоит из сигнальных поз, а также из определенных звуков; те и другие имеют свойства гештальта. Подобные паттерны поведения не содержат сообщения, адресованного одним субъектом непосредственно другому. Сообщения относятся к наиболее элементарным формам проявлений, которые Карл Бюлер (1934) назвал экспрессивными. Паттерны поведения выражают то, что я, за неимением лучшего термина, назову состоянием духа, настроением, аффективной установкой, связанной с непосредственным переживанием субъекта. Это неконтролируемая и ненаправленная реакция на стимул, воспринятый субъектом.
Реакция со стороны второго животного при демонстрации подобного паттерна поведения выглядит так, словно он воспринимает это поведение в качестве сообщения, адре-
1Подробный разбор этой проблемы см. в: Spitz, 1963а, b, с; 1964.
123
сованного лично ему, однако эта видимость обманчива. На самом деле второе животное также реагирует лишь на воспринятый им стимул, а не на сообщение. Восприятие стимула вызывает у второго субъекта поведение, являюцееся копированием, гомологом или дополнением воспринятого стимула.
|
Биренс де Хаан (1929) провел разграничение между подобной коммуникацией и человеческой речью, назвав язык животных эгоцентрическим, а человеческий — аллоцентри-ческим. Термин Биренса де Хаана «эгоцентрический» не имеет ничего общего с психоаналитической концепцией Я. Этот автор, как и Пиаже, именует «эгоцентрическим» все, что «сосредоточено на субъекте»; поэтому, называя язык животных эгоцентрическим, он подразумевает, что тот не обращен к другому животному, а остается лишь выражением внутренних процессов. Ту же позицию занимает и новорожденный, еще не обладающий собственным Я. Издаваемые им звуки являются выражением внутренних процессов и никому не адресованы.
Джордж Мид (1934) проиллюстрировал особенности этой формы коммуникации (хотя уже на более высоком уровне) следующим примером: когда собака А лает, а издали ему откликается собака Б, то собака Б не может знать, имеет ли ее лай какое-либо значение для собаки А, не говоря уж о том, какое это могло бы иметь значение. Нам, наблюдателям, известно, что лай собаки Б окажется стимулом для А и что собака А в свою очередь ответит лаем, выражая свои чувства по поводу того, что она получила такой стимул. Однако собака Б не может этого знать, поскольку ее лай является эгоцентрическим, а не аллоцентрическим, как язык человека.
В развитии человеческой речи эта примитивная форма общения представляет собой филогенетически обусловленное наследие, которым мы уже с рождения обладаем в виде предрасположенности. Позднее на эту филогенетическую предрасположенность належится специфически человеческое онтогенетическое развитие. Этот онтогенетический привой будет состоять из аллоцентрической (направленной) и произвольной коммуникаций, происходящих посредством семантических сигналов и знаков. Высшей ее стадией станет развитие символической функции1.
1 Роль символической функции не сводится к аллоцентрической коммуникации. Она также осуществляется у индивида, например в процессе мышления, в виде интракоммуникации (Cobliner, 1955).
Элементы коммуникации
Формы коммуникации в диаде мать—дитя, устанавливающиеся в первые месяцы жизни до формирования объектных отношений, основаны, однако, на вышеописанной филогенетической предрасположенности. Как уже отмечалось, эти формы коммуникации имеют экспрессивный характер, то есть порождаются аффектами и не являются направленными. Они используют то, что именуется «языком органов» (Kris, 1953 Jacobso п, 1964; см. также Abraham, 1916).
|
Каковы экспрессивные характеристики, аффективные и ненаправленные аспекты этих форм коммуникации? Признавая силы, формирующие пластичную личность младенца, мы также признали, что эти силы сообщаются через некую систему коммуникации. Коммуникация происходит внутри диады и состоит из циклических, повторяющихся процессов. Очевидно, что этот способ коммуникации радикально отличается от общепринятого среди взрослых. В последующих главах я попытаюсь описать, как можно визуализировать ее осуществление. Но сначала необходимо дать краткое определение терминов, используемых здесь при обсуждении коммуникации.
Знак — это перцепт, эмпирически связанный с пере- _ живанием объекта или ситуации. Он может замещать воеприятие самого объекта или ситуации. Лучшие примеры для иллюстрации того, что я имею в виду, можно найти в медицинской литературе. Например, знак Коплика состоит из красных пятен на слизистой щек с белым центром в продромальный период кори, а знак Макберни, болевое ощущение между пупком и передне-верхней остью, информирует нас о воспалении аппендикса.
Знак и сигнал иерархически связаны: знак — общий термин, сигнал — подчиненный, подразумевающий специфическое использование знака. Таким образом, термин «сиг нал» означает общепринятую связь между знаком и событием, будь эта связь случайной, произвольной или объективно данной. Сигналы на железной дороге и знаки для автомобилистов (например, обозначение сужения дороги двумя сближающимися линиями или главной дороги четырехугольником) вполне годятся в качестве примеров такого рода.
Символ — это знак, который представляет объект, действие, ситуацию или идею; значение символа выходит
125
за пределы его чисто формальных аспектов. Жесты и слова являются наиболее элементарными символами. Поэтому в данном исследовании мы не станем подробно обсуждать символические атрибуты.
Коммуникация между матерью и ребенком фундаментально отличается от коммуникации между взрослыми, причем в нескольких отношениях. Наиболее важное отличие заключается в том, что средства, используемые в общении между двумя или несколькими взрослыми партнерами, в целом принадлежат к одной категории, а именно к категории вербальных символов или символов-жестов. Совсем иначе обстоит дело в ситуации матери и ребенка. Здесь бросается в глаза их неравенство по отношению к средствам коммуникации, ибо если сообщение, исходящее от младенца (по крайней мере, в первые месяцы его жизни), сводится исключительно к знакам, то сообщения, исходящие от взрослого партнера, являются сознательно направляемыми сигналами и в качестве таковых воспринимаются ребенком.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!