Формирование умения удерживать голову — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Формирование умения удерживать голову

2020-10-20 123
Формирование умения удерживать голову 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(программно-методический материал)

Пояснительная записка.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У многих детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Цель обучения - обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

Перечень возможных задач.

13.1.Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Формирование умения удерживать голову

Формирование умения выполнять движения головой

Формирование умения выполнять движения руками

Формирование умения выполнять движения пальцами рук

Формирование умения выполнять круговые движения кистью

Формирование умения выполнять одновременные и поочередные движения руками

Формирование умения выполнять круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

Формирование умения выполнять движения плечами

Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук

Формирование умения выполнять наклоны туловища

Формирование умения выполнять повороты туловища

Формирование умения изменять позу в положении лежа

Формирование умения переходить из положения «лежа» в положение «сидя» и наоборот

Формирование умения изменять позу в положении сидя

Формирование умения изменять позу в положении стоя

Формирование умения вставать на четвереньки

Формирование умения ползать

Формирование умения сидеть

Формирование умения вставать на колени из положения «сидя на пятках»

Формирование умения приседать

Формирование умения стоять на коленях

Формирование умения ходить на коленях

Формирование умения вставать из положения «стоя на коленях»

Формирование умения стоять

Формирование умения стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке

Формирование умения выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости

Формирование умения отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку

Формирование умения ходить, держа руки за спиной, на поясе, на голове, в стороны

Формирование умения выполнять движения ногами

Формирование умения выполнять движения стопами

Формирование умения ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице

Формирование умения ходить по доске, лежащей на полу

Формирование умения ходить по гимнастической скамейке

Формирование умения ходить в умеренном, медленном и быстром темпе

Формирование умения ходить с изменением темпа и направления движения

Формирование умения бегать в умеренном, медленном и быстром темпе

Формирование умения бегать с изменением темпа и направления движения

Формирование умения преодолевать препятствия при ходьбе и беге

Формирование умения прыгать на двух ногах

Формирование умения прыгать в длину

Формирование умения прыгать в высоту

Формирование умения прыгать в глубину

Формирование умения ползать

Формирование умения подлезать под препятствия

Формирование умения лазать

Формирование умения перелезать через препятствия

Формирование умения бросать мяч

Формирование умения ловить мяч

Формирование умения бросать мяч на дальность

Формирование умения метать в цель

Формирование умения отбивать мяч от пола

Формирование умения ударять по мячу ногой

Формирование умения переносить груз

13.2. Езда на трехколесном велосипеде

Формирование умения управлять трехколесным велосипедом без вращения педалей

Формирование умения вращать педали

Формирование умения ездить на трехколесном велосипеде

13.3. Ходьба на лыжах.

Формирование умения транспортировать лыжи

Формирование умения крепить ботинки к лыжам

Формирование умения чистить лыжи от снега

Формирование умения стоять на параллельно лежащих лыжах

Формирование умения выполнять ступающий шаг

Формирование умения выполнять скользящий шаг

 

Содержание.

Формирование умения ползать

Ожидаемый результат:

13.1.17. Ползание на животе (на четвереньках)

Методические рекомендации:

Ребенка учат ползать на животе следующим образом: сначала ребенок протягивает вперед согнутую в локте левую руку и приводит правую ногу к себе, сгибая в колене. Под правую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед. Затем ребенок протягивает вперед согнутую в локте правую руку и приводит левую ногу к себе, сгибая в колене. Под левую стопу учитель устанавливает опору. Рефлекторно происходит отталкивание согнутой ноги от опоры с последующим продвижением ребенка вперед.

Для обучения ползанию на четвереньках рекомендуем использовать матерчатые носилочки (полотенце, простыня). Ребенок лежит на животе. Учитель подсовывает под грудь ребенка полотенце,  выравнивает концы полотенца над спиной ребенка, приподнимает ребенка таким образом, чтобы он опирался на колени и выпрямленные руки. Приподняв ребенка, учитель раскачивает его вперед и назад, побуждая к движению. Затем он передвигает носилочки вперед, побуждая ребенка выполнять шаговые движения руками и ногами. Для того чтобы уменьшить нагрузку на руки и на ноги и облегчить ребенку выполнение шаговых движений, учитель наклоняет носилочки  (вправо-влево). Для тренировки по отдельности шаговых движений рук и ног рекомендуем использовать доску на колесиках. Если ребенок выполняет шаговые движения ногами (на коленях), то кистями рук или предплечьями опирается на доску. Если выполняет движения руками, то стоит на коленях на доске.

 

Формирование умения сидеть

Ожидаемый результат:

13.1.18. Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине»

Методические рекомендации:

Сначала ребенка высаживают на пол спиной к опоре (стене, щиту и т.д.) с согнутыми или вытянутыми вперед ногами. Опираясь руками о пол и удерживая голову в приподнятом положении, ребенок учится сохранять равновесие. Затем ребенок учится сидеть на полу без опоры. Учитель сажает ребенка (удобная для сидения поза) и помогает ему сохранять равновесие, удерживая за руки. Ребенок учится садиться из положения «лежа на спине» через поворот туловища и опору на предплечья. Учитель фиксирует бедра ребенка, берет его за руку, поворачивает на бок и тянет по направлению к себе. Начинать учить ребенка сидеть на стуле рекомендуем с использования стульев с подлокотники, при необходимости фиксаторами.

 

Формирование умения стоять

Ожидаемый результат:

13.1.24. Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры

Методические рекомендации:

Ребенка, имеющего нарушениями опорно-двигательного аппарата, учат стоять. Работа начинается с использования технического средства реабилитации «Вертикализатор». На первых занятиях ребенка на несколько минут ставят под углом 15-20 градусов, ноги разводят под углом 30 градусов. Время нахождения в вертикализаторе определяется индивидуально. В процессе стояния ребенок выполняет предлагаемые задания. По мере укрепления опорно-двигательного аппарата время вертикализации увеличивается до 30 минут и более, наклон вертикализатора уменьшают до 3-4 градусов.  Не рекомендуем ставить ребенка строго вертикально, поскольку такое положение приводит к увеличению мышечного тонуса.

Затем ребенок учится стоять с опорой на костыли, трость и др., а также держась руками о стол, подоконник и т.д.  

 

Формирование умения ползать

Ожидаемый результат:

13.1.43. Ползание на животе, на четвереньках

Методические рекомендации:

Ребенок учится ползать по полу, гимнастической скамейке, через туннель. Сначала ребенок учится ползать на четвереньках, переставляя поочередно руки и ноги. При ползании на животе ребенок учится поочередно выносить руки вперед и подтягивать ноги. Внимание обращается на то, чтобы живот ребенка касался поверхности, по которой он ползет.

 

Формирование умения лазать

Ожидаемый результат:

13.1.45.  Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), по гимнастической сетке вправо (влево), по канату

Методические рекомендации:

Ребенок учится лазать по гимнастической стенке, не пропуская перекладин, не наступая на одну перекладину двумя ногами. Сначала ребенок учится ставить обе руки и обе ноги на перекладины, затем учится переставлять руки и ноги поочередно.

Лазание по наклонной плоскости вверх и вниз выполняется в положении «лежа», когда один край гимнастической скамейки устанавливается на высоту до 40 см, другой — на полу. Ребенок учится подтягиваться вперед, держась обеими руками за края скамейки. Выполнив однократное подтягивание, он переставляет руки выше и подтягивает туловище. Лазать по канату ребенок учится с помощью рук и ног любым способом. Лазать по гимнастической сетке ребенок учится также как по гимнастической лестнице.

 

Ходьба на лыжах.

Список литературы по коррекционному курсу.

Используемая литература

Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.

Обучениеи воспитание детей в условиях центра коррекционно-

развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич.

2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. - 144 с.: ил.

 

Методикаучебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод.пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276 с., ил.

 

Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.

 

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. – 464 с., ил.

 

Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых

Развитие специального образования в современной России (к 90-летию профессора Е.С. Иванова), 2 часть. – НОУ Институт специальной педагогики и психологии, С-Пб, 2008

 

Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. – 152 с.: ил.

 

Детский церебральный паралич / В.А.Бронников, А.В. Одинцова, Н.А.Абрамова, А.А.Наумов, О.К.Малышева. – Пермь: Здравствуй, 2000. -256 с. (В семье больной ребенок)

 

Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н. А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.; ил.

Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.

Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии/ Э.Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256 с.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(программно-методический материал)

Пояснительная записка.

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У многих детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Цель обучения - обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.

Перечень возможных задач.

13.1.Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Формирование умения удерживать голову

Формирование умения выполнять движения головой

Формирование умения выполнять движения руками

Формирование умения выполнять движения пальцами рук

Формирование умения выполнять круговые движения кистью

Формирование умения выполнять одновременные и поочередные движения руками

Формирование умения выполнять круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»

Формирование умения выполнять движения плечами

Формирование умения опираться на предплечья и кисти рук

Формирование умения выполнять наклоны туловища

Формирование умения выполнять повороты туловища

Формирование умения изменять позу в положении лежа

Формирование умения переходить из положения «лежа» в положение «сидя» и наоборот

Формирование умения изменять позу в положении сидя

Формирование умения изменять позу в положении стоя

Формирование умения вставать на четвереньки

Формирование умения ползать

Формирование умения сидеть

Формирование умения вставать на колени из положения «сидя на пятках»

Формирование умения приседать

Формирование умения стоять на коленях

Формирование умения ходить на коленях

Формирование умения вставать из положения «стоя на коленях»

Формирование умения стоять

Формирование умения стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке

Формирование умения выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости

Формирование умения отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку

Формирование умения ходить, держа руки за спиной, на поясе, на голове, в стороны

Формирование умения выполнять движения ногами

Формирование умения выполнять движения стопами

Формирование умения ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице

Формирование умения ходить по доске, лежащей на полу

Формирование умения ходить по гимнастической скамейке

Формирование умения ходить в умеренном, медленном и быстром темпе

Формирование умения ходить с изменением темпа и направления движения

Формирование умения бегать в умеренном, медленном и быстром темпе

Формирование умения бегать с изменением темпа и направления движения

Формирование умения преодолевать препятствия при ходьбе и беге

Формирование умения прыгать на двух ногах

Формирование умения прыгать в длину

Формирование умения прыгать в высоту

Формирование умения прыгать в глубину

Формирование умения ползать

Формирование умения подлезать под препятствия

Формирование умения лазать

Формирование умения перелезать через препятствия

Формирование умения бросать мяч

Формирование умения ловить мяч

Формирование умения бросать мяч на дальность

Формирование умения метать в цель

Формирование умения отбивать мяч от пола

Формирование умения ударять по мячу ногой

Формирование умения переносить груз

13.2. Езда на трехколесном велосипеде

Формирование умения управлять трехколесным велосипедом без вращения педалей

Формирование умения вращать педали

Формирование умения ездить на трехколесном велосипеде

13.3. Ходьба на лыжах.

Формирование умения транспортировать лыжи

Формирование умения крепить ботинки к лыжам

Формирование умения чистить лыжи от снега

Формирование умения стоять на параллельно лежащих лыжах

Формирование умения выполнять ступающий шаг

Формирование умения выполнять скользящий шаг

 

Содержание.

Формирование умения удерживать голову

Ожидаемый результат:

13.1. 1.Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя

Методические рекомендации:

При обучении удержанию головы в положении сидя (цель обучения) рекомендуем выкладывать ребенка на спину или на живот на горизонтальную поверхность или на большой гимнастический мяч. В положении лежа на животе на горизонтальной плоскости для облегчения удержания головы под голову и плечи ребенка подкладывают валик или согнутые в локтевых суставах руки.

При выполнении упражнения на большом гимнастическом мяче для облегчения удержания головы учитель раскачивает мяч вперед/назад.

Для того чтобы ребенок приподнял и удерживал голову, учитель привлекает его внимание ярким по цвету, звучащим или светящимся (мигающим или меняющим цвет) предметом, собственным отражением в зеркале.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.