Вся самсара и нирвана – это только ум. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вся самсара и нирвана – это только ум.

2020-10-20 88
Вся самсара и нирвана – это только ум. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ввиду всех этих доводов, приведенных выше, Всеведующий Победитель во всех сутрах Великой колесницы и, в частности, в «Общей сутре» (mDo sde spyi)  говорил:

 

Ум подобен художнику,

Ум создает психофизические скопления.

Сколько бы и чего ни было в мирах самсары,

Все это нарисовал ум.

 

Поскольку все дхармы-явления самсары – это естественная форма (rang gzugs)  заблуждающегося ума, и все дхармы-явления нирваны – это проявление характера пребывания реальности (gshas lugs), – то  есть ума, свободного от загрязнений двойственного восприятия (gzimg 'dzirí),  все сутры, тантры и шастры говорят, что дхармы-явления – это только ум (sems tsam,  cittamātra). Так, Великий Брамин [Сараха] говорит:

 

Один лишь ум – семя всего;

Он, словно волшебная драгоценность,

Дарует желанные плоды как самсары, так и нирваны.

И этому уму я выражаю почтение.

 

На стадии Пути этапы постижения реальности (don de nyid)  следующие: вначале, на основании наблюдения [внешнего объекта] как простого узнавания образов-аспектов, а также постигается отсутствие внешнего объекта, отличного от ума, в результате чего возникает не-наблюдение объекта (don mi dmigs pa).

Если нет воспринимаемого, то нет и воспринимающего, поэтому на основании не-наблюдения объекта [не наблюдается субъект, и] возникает не-наблюдение воспринимающего [аспекта] в простом узнавании образов-аспектов (mam par rig pa tsam).  [86]B «Трактате о различении центра и середины»[65] сказано:

 

На о сновании наблюдения [наблюдаемого]

Подлинно рождается не-наблюдение [наблюдаемого],

На основании же ненаблюдаемости

Не-наблюдение устанавливается как истинная сущность [ума].[66]

 

Таким образом, если точно, как есть, осознать способ пребывания [ума], не существующего как двойственное восприятие, постигнешь пространство реальности Дхармадхату (chos dbymgs).

В «Украшении [сутр Махаяны]»[67] сказано:

 

Осознавая благодаря мудрости, что нет ничего отличного от ума,

Затем постигаешь, что и ум настолько же не существует.

[Бодхисаттвы, ] обладающие мудростью, осознав отсутствие обоих,

Пребывают в Пространстве Реальности, не принадлежащем этой [двойственности].

 

2.1.4. Объяснение восьми видов [сознаний] – собрания причин и условий заблуждения

 

Объяснение восьми сознаний – собрания причин и условий заблуждения, включает в себя две части:

2.1.4.1. Краткое объяснение,

2.1.4.2. Развернутое объяснение.

 

Краткое объяснение

 

[Кармапа] говорит:

 

Сказано, что взаимозависимыми причинами и условиями этого

Являются [сознания] шести групп, ум и сознание-основа.

 

[Вопрос: ] «Если же вы говорите, что вся самсара и нирвана являются умом (sems),  то как именно они им являются?» [Ответ: ] Поскольку сперва важно понять причины и условия, а также то, каким образом из их взаимозависимости возникают [явления] самсары, и [87] этот процесс описывается в безупречных сутрах, тантрах и шастрах, где сказано: «[Таковыми причинами и условиями] являются шесть групп сознаний, омраченный ум (nyon mongs pa canyid,  klistamanas) и сознание-основа (kun gzhi,  ālaya).[68] «Причем сознание-основа действует как причинное условие, поэтому семь [остальных] групп оказываются результатами, благодаря которым индивидуально вызревает вся карма и всё страдание трех миров. С другой стороны, впечатления от них откладываются в сознании-основе, что порождает ее способность [функционировать], и поэтому сознание-основа также называется еще и результатом семи групп [сознаний]. В «Йогатантре ваджрной вершины»[69] сказано:

 

Утверждаю, что сознание-основа – [поле] для непрерывного вызревания семян,

Это сущность как внешнего, так и внутреннего.

 

 

Дополнительное замечание

 

Отдельный [от текста] предмет рассмотрения – это зависимое возникновение нирваны:[70] Благодаря Элементу безупречной Дхармакаи, потенциалу, имеющемуся уже сейчас, и благодаря кажущемуся внешним условию, слушанию Учения Будды, возникает различающая мудрость, распознающая то, что [ты] сам имеешь Элемент Дхармакаи (khams)  y себя, и сам способен его обрести, а также то, что [ты] сам обладаешь великими качествами; и тогда появляется вера (dadpa,  śraddha) в это состояние. На основании веры появляется преданность (mos pa,  adhimoksa). А из преданности возникает усердие (brtson 'grus,  vīrya) уверенного вовлечения [в практику]. На основании этого собираются два накопления (tshogs gnyiś),  благодаря чему и освобождаешься от загрязнений (изъянов), затем возникает совершенно чистая Дхармакая. В «Высшей непрерывности»[71] сказано:

 

Благодаря вере, что этот невообразимый

объект имею, И такой как я способен [его] обрести,

А также обладать благами и достоинствами

От подобного обретения, – [возникает] преданность, [88]

Благодаря которой [становишься] сосудом для таких качеств, как

Стремление, усердие, внимательность, сосредоточение, различающая мудрость и т. д.

Бодхисаттвы всегда

Придерживаются этого.

И благодаря тому, что придерживаются [этого],

Сыновья Победителя движутся необратимо,

А их заслуга и запредельные добродетели полностью

И всецело становятся чистыми.

 

 

Развернутое объяснение

 

Развернутое объяснение включает в себя рассмотрение трех тем:

2.1.4.2.1. Объяснение сознаний шести групп,

2.1.4.2.2. Объяснение немедленного ума вместе с омраченным умом,

2.1.4.2.3. Объяснение причинного условия – сознания-основы.

2.1.4.2.1. Объяснение сознаний шести групп

В этом объяснении еще четыре пункта:

2.1.4.2.1.1. Определение шести групп,

2.1.4.2.1.2. Определение объектного условия,

2.1.4.2.1.3. Определение главного условия,

2.1.4.2.1.4. Объяснение того, откуда они берутся.

 

Определение шести групп

 

[Кармапа] говорит:

 

Шесть групп сознания…

 

Итак, во-первых, что же это за сознания шести групп – непосредственно те, что принимают [форму] двойственного восприятия? Это – (1) сознание глаза, воспринимающее зрительные формы-образы, (2) сознание уха, воспринимающее звуки, (3) сознание носа, воспринимающее запахи, (4) сознание языка, воспринимающее вкусы, (5) сознание тела, воспринимающее что-либо осязаемое, (6) сознание ментальное (yid kyi rnam shes,  manovijňāna), воспринимающее дхармы-явления. Таковы шесть групп сознаний.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.