Урок № 2. Зёрнышко Трезвости — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Урок № 2. Зёрнышко Трезвости

2020-10-20 89
Урок № 2. Зёрнышко Трезвости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Благодарности.. 4

Введение. 7

Предисловие для учителя. 10

Первоклассникам о Трезвости.. 11

Урок № 1. С Трезвостью счастливую жизнь проживёшь! 11

Урок № 2. Зёрнышко Трезвости. 15

Трезвость – великая ценность (2-4 класс) 19

Урок № 1. Различение Добра и зла. Трезвость – основа Добра. 19

Урок № 2. Добрые привычки. Кто такие ломехузы?. 25

Урок № 3. С Трезвостью по дороге Добра. 28

Урок № 4. Зарядка для ума. 32

Урок № 5. Прежде думай о Родине, а потом о себе. 33

Урок № 6. Мечтать, надо мечтать! 40

Урок № 7. Практическое занятие. Различение и применение языка утверждения и сохранения Трезвости 47

Урок № 8. Напутствие. 48

Трезвость – воля народа (5-9 класс) 53

Урок № 1. Трезвый мир – это будет! Кукольное представление «Петрушка, Фавт и дети» 53

Урок № 2. Трезвость – основа РАЗЛИЧЕНИЯ. Игра «Солнце – болото». 58

Урок № 3. Программа поведения. 63

Урок № 4. Сохраним Трезвость! 67

Урок № 5. Механизм отнимания Трезвости и ответ на него: Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». 75

Урок № 6. Мораль Трезвости. Гражданин. Соратник. 80

Урок № 7. Геннадий Андреевич Шичко – гражданин России. 85

Урок № 8. Трезвый человек, семья, общество – есть, чем гордиться! 89

Уроки № 9-10. «Трезвость – воля народа!». Трезвое движение в России. Исторические факты 94

Урок № 11. Трезвость – воля народов других стран. 113

Студентам о Трезвости.. 123

Лекция «Трезвость – воля народа!» (2 часа) 123

Список использованной литературы.. 137

Приложение. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» 138

Благодарности

Второе издание учебных пособий «С Трезвостью по дороге добра» И. П. Огородниковой и «Уроки Трезвости» В. А. Загуменного стало возможным, благодаря народному сбору средств через Интернет, который показал, что в России есть множество добровольцев, соратников и просто заинтересованных граждан, которые поддерживают дело утверждения и сохранения Трезвости и с нетерпением ждут самых современных знаний в этой области.

Благодарим за участие в финансировании изданий всех меценатов Трезвости:

Центр развития интеллекта «Пифагорка», pifagorka.com (Череповец);

Анцифиров Александр Александрович (Магнитогорск);

Артюхович Дмитрий Андреевич;

Бабайлова Екатерина Владимировна (Ростовская обл. Мясниковский р-н, х. Калинин);

Бабуркин Сергей Игоревич (Екатеринбург);

Баженов Анатолий (Тюмень);

Барашков Дмитрий Игоревич (Химки);

Безбородов Алексей Евгеньевич;

Беляк Алексей Сергеевич (Волгоградская область, р.п. Светлый Яр);

Боцманов Денис Михайлович (Казань);

Вишнев Юрий Олегович;

Воронина Елена Владимировна (Самара);

Гасанов Араз Салагин оглы (Москва);

Голиков Алексей Васильевич (Печенга);

Голубев Александр (Екатеринбург);

Горский Евгений Константинович;

Гребенщиков Дмитрий Владимирович;

Дабылов Ерсен;

Дмитренко Дмитрий Константинович (Геленджик, с. Кабардинка);

Егоров Владимир;

Жуков Василий Юрьевич (Кохма);

Зайцев Сергей Михайлович (Владимирская область, г. Киржач);

Иванов Артур Владимирович (Новгородская обл., Хвойнинский р-он., с. Песь);

Иванов Павел Иванович (Екатеринбург);

Иванова Ольга Владимировна (Новгородская обл., Хвойнинский р-он., с. Песь);

Канакова Оксана Васильевна;

Карасева Лариса Анатольевна (Санкт-Петербург);

Каширская Ольга Александровна (Липецк);

Клементьев Леонид Ильич;

Князева Ольга Константиновна;

Кобелев Василий Олегович;

Ковалёв Антон Владимирович (Красноярск);

Корицкий Кирилл Константинович (Екатеринбург);

Королева Олеся Владимировна;

Королева Ольга Валерьевна;

Костюк Алексей Иванович;

Латыпова Татьяна (Амурская обл., п. Серышево);

Левитская Анна Викторовна;

Лезина Александра Олеговна (Орск);

Леонов Сергей Алексеевич (Брянская область, г. Брянск);

Лешнёв Павел Борисович (Свердловская обл., г. Асбест);

Листвин Владимир Александрович (Мурманск);

Лощинин Дмитрий Борисович (Новосибирск);

Любарская Светлана Александровна;

Малышева Алена Сергеевна (Вологда);

Малышева Юлия Александровна;

Мамедов Давид Микаил оглы (Костанай);

Маркина Ирина;

Маслаков Максим (Сургут);

Матвеев Денис;

Матюшичев Александр Николаевич (Череповец);

Минигалеев Радик Рифатович (Республика Саха Якутия, Мирнинский район, г. Удачный);

Мисько Юлия Степановна (Амурск);

Мищанинец Татьяна Витальевна;

Моисеев Вадим;

Назаров Павел Валерьевич;

Непомнящих Сергей Александрович (Калининград);

Носков Владимир Иванович;

Нуриманов Александр Уралович;

Одинцов Владимир Сергеевич;

Пархоменко Алексей Николаевич (Ростов-на-Дону);

Петухов М.В.;

Подольский С.В. (Тюмень);

Поздняков Николай Анатольевич (Москва);

Попов Евгений Константинович (Нижний Тагил);

Попова Надежда Валентиновна (Сургут);

Преображенский Олег Олегович (Челябинск);

Прокопенков Андрей (Тюмень);

Пуделко Александр Викторович;

Пушкарь Андрей Сергеевич;

Роговская Кира Юрьевна (Тюмень);

Родионов П.Н.;

Рябков К.С. (Москва);

Савельева Виктория Олеговна;

Салеев Максим Сергеевич;

Саньков Евгений Николаевич (Ханты-Мансийск);

Селезнев Никита Валерьевич (Санкт-Петербург);

Селиверстов Дмитрий Александрович;

Сенькин Александр Александрович (Сургут);

Смагин Сергей Александрович;

Соколов Александр Анатольевич (Екатеринбург);

Старкова Елена Михайловна (Пермский край, Верещагинский р-он, п.Зюкайка);

Султанбаев Дмитрий Харметуллаевич;

Сурков Сергей Владимирович;

Сухов Ярослав Николаевич (Москва);

Тараканов Андрей Юрьевич;

Тарасов Роман Сергеевич;

Токарев Антон Николаевич (Кушва);

Тринько Светлана Александровна;

Улыбина Ольга Юрьевна;

Ушинская Мария Владимировна;

Федотов Алексей;

Фидунова Юлия Бориосвна;

Халолов Ринат Маратович (Сысерть);

Чаусов Ю.Д. (Кривой Рог);

Черепанов И.В. (Алма-Ата);

Чернов Вадим Сергеевич;

Четвергова Евгения (Рязань);

Шабаев Степан Николаевич (Коммунар);

Шаламов Сергей Павлович (Ижевск);

Шатский Виталий Дмитриевич (Ростов-на-Дону);

Швырев Дмитрий Геннадьевич (Лыткарино);

Штейнмардер Евгений Сергеевич (Москва);

Эльхюсейни Мария Юрьевна;

Эпштейн Михаил Евгеньевич;

Юлия Д.;

Юмагужина Л.М.;

Юртаев Александр Владимирович (Мытищи);

Ярцев Артем Викторович;

Ястребов Сергей (Сыктывкар);

arman-sochi;

belostok94;

cdizain;

cva59;

ii-vas;

M;

mmm0130;

mypart;

olgavoronina4;

reysport;

stavroma;

uksalez;

valentinzhlobich;

Volshebnik;

wais77as;

www.anita13311;

yuliajulia;

и другие.

 

Введение

Данное методическое пособие представляет собой курс уроков Трезвости для начальных, средних и старших классов общеобразовательной средней школы. Как дополнение оно также включает лекцию для студентов.

Практической базой для написания пособия послужило проведение автором уроков Трезвости в школах города Тюмени (в 2010-2016 годах).

«Господа народные учителя! Трезвость – неотделимый спутник прогресса. Вы любите Родину! Вы работаете для неё… Обучайте детей основам трезвости. Не сочтите это делом второстепенным. Ведь трезвость несёт счастье народу и приближает нацию к общечеловеческому идеалу», – это выдержки из обращения к учителям, которое приводит С. Е. Успенский в своём учебнике Трезвости в 1912 году.

В то время, более 100 лет назад, издавалось большое количество трезвеннической литературы, в том числе и переводной, основы Трезвости преподавались в школах. Но на той ступени развития (и следующее столетие) трезвое движение во многом было стихийным, находилось на позициях «борьбы с алкоголизмом», «антиалкогольной пропаганды», «профилактики злоупотреблений» и т. п. В силу этих причин успехи, достигнутые трезвым движением тех лет, не удалось закрепить в обществе. Корыстные интересы смогли взять реванш, что привело к новой эскалации отравления населения табачными и алкогольными ядами. А в новейшее время к этим традиционным ядам добавились и другие. Россия последние два десятилетия устойчиво занимает одно из первых мест в мире по уровню отравления своего населения и алкоголем, и табаком. Значительное место занимают и другие интоксиканты. Положение сложилось настолько тяжёлое, что высшее руководство страной его определило следующим образом: «Алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия» (из выступления президента Д. А. Медведева, 12.08.2009 г.). Кроме признания серьёзности положения принят ряд государственных документов, способствующих оздоровлению обстановки.

Например, в 2009 году принята «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р).

Ограничивается реклама, принимаются меры по ограничению доступности (сокращение времени продаж, создание специализированных магазинов по продаже алкогольных и табачных ядов).

Государством уделяется большое внимание поддержанию инициатив «снизу», направленных на оздоровление обстановки. Например, в «Концепции …» сказано:

«Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным … организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

В социальной сфере на основе инициатив общественных … организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями».

На местах даются возможности для полного прекращения продажи алкогольных ядов. Например, федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статья 16 предусматривает: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции».

Государство по праву видит в общественности свою опору в оздоровлении ситуации.

Сегодня трезвое движение, развиваясь, вышло на информационный и идейный уровень, на котором задача утверждения и сохранения Трезвости в России стала решаемой и на практическом уровне. Появилась стройная научная основа – опора для практической деятельности. В числе её достижений:

- Создан и постоянно совершенствуется понятийный аппарат – язык утверждения и сохранения Трезвости (язык УСТ);

- дано научное определение Трезвости;

- чётко определена цель – утверждение и сохранение Трезвости;

- полностью раскрыт механизм отнимания Трезвости у людей.

В соответствии с перечисленным, общественным движением «Трезвый Урал» обществу предложена Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», по которой в настоящее время работают не только общественные организации, но и официальные структуры государства, так как дух программы во многом совпадет с принятыми государственными документами. Одним из пунктов программы являются уроки Трезвости.

Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Каждый человек рождается в этом естественном состоянии. В течение жизни естественная Трезвость у человека отнимается. И сегодня хорошо изучены механизмы этого процесса, а на основе понимания этого процесса относительно легко выстраивается система защиты Трезвости.

Такой защитой является правда о Трезвости (не путать с борьбой с пьянством, алкоголизмом). Такой защитой является мораль Трезвости – правила трезвой жизни, выработанные на основе понимания механизмов отнимания Трезвости и механизмов её возвращения.

Утверждение морали Трезвости в обществе – задача комплексная и предусматривает целевую работу на все слои населения.

Задачу защиты Трезвости детей решают уроки Трезвости, которые позволяют детям перейти от Трезвости естественной к Трезвости сознательной.

 

Предисловие для учителя

Главная задача данного пособия состоит именно в том, чтобы помочь детям от Трезвости естественной перейти к Трезвости сознательной. Нужно отметить, что эта задача полностью соответствует содержанию и духу Программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!».

Предлагаемое методическое пособие построено с учётом возрастных особенностей детей. Оно включает уроки – беседы, игровые занятия, урок – кукольное представление, частью некоторых уроков являются авторские сказки о Трезвости. Слайд-шоу к этим сказкам и видеозапись спектакля по «Сказке про Ивана-богатыря, Трезвость и волшебный луч», поставленного курганскими школьниками, можно найти на сайте ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень».

Предлагаемый курс уроков Трезвости каждый преподаватель Трезвости может расширить тематически или, наоборот, сократить, дополнить межпредметными связями, проводить уроки Трезвости в рамках классных часов. В уроках имеются практические задания для закрепления пройденного материала, поэтому для уроков Трезвости рекомендуется иметь рабочие тетради для учащихся.

Тема Трезвости, тема созидания может включаться в преподавание различных предметов из школьной программы. Предложенный тематический план уроков Трезвости является примерным. Он может быть расширен и дополнен другими темами, круглыми столами, школьными конференциями, мероприятиями, акциями по утверждению и сохранению Трезвости.

Старшеклассники и студенты в рамках добровольческого (волонтёрского) движения, имея достаточную подготовку, могут участвовать в различных акциях, посвященных утверждению и сохранению Трезвости, таких как «трезвые пробежки», агитационные велопробеги с лекциями о Трезвости. Приветствуется шефство старшеклассников над младшими классами, создание ученических и студенческих обществ Трезвости и т. д.

В качестве приложения или основного содержания уроков можно использовать материалы газет «Трезвая Россия», электронные копии которых представлены на сайте ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» (http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/gazeta-trezvaya-rossiya.html).

 

 

Первоклассникам о Трезвости

Урок № 1. С Трезвостью счастливую жизнь проживёшь!

Цели урока: На этих первых уроках Трезвости дети должны запечатлеть положительное отношение к Трезвости. Важно прийти к осознанию детьми того, что Трезвость – ценность, которая даётся каждому от рождения.

План урока:

1. Знакомство с общественной организацией, представляющей трезвое движение. Например, Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень».

2. Что такое Трезвость?

3. Чтение сказки «Щит Ратибора, Трезвость и чистые помыслы».

4. Вопросы по сказке.

5. Выводы.

Материальное обеспечение: плакаты «Солнышко Трезвости», «Определение Трезвости», текст сказки «Щит Ратибора». На доске заранее делается рисунок щита Ратибора (его описание есть в сказке).

Ход урока. Здравствуйте, ребята. Я представляю городскую общественную организацию утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень». Ей уже больше 25 лет. Во многих других городах есть такие же организации. Все они поставили перед собой такую цель: утвердить и сохранить Трезвость в каждом человеке, семье, в обществе. Мы издаём свою газету «Трезвая Россия», проводим научные конференции, курсы по формированию трезвых убеждений. Летом на озере Пахомово (около г. Южноуральска) проходит наша школа-слёт. Живём мы в дни слёта в палатках, около 300 человек со всей России, проводим занятия, семинары. Успеваем и отдыхать активно, молодёжь дотемна водит хороводы.

Как представители «Трезвой Тюмени» мы встречаемся со взрослыми, а со школьниками проводим уроки Трезвости.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Трезвость?

Примечание для учителя. Радует то, что первоклассники обычно без колебаний отвечают так: «Трезвость – это хорошо!», «Трезвость – это Добро!», «Трезвость – это всё хорошее!». При этом взгляды их выражают недоумение: «Это ведь само собой понятно, разве можно что-нибудь добавить!»

Вы, конечно правы. А вот на доске, ребята, определение Трезвости, строго научное, принятое в трезвом движении: «Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества».

Ведь все рождаются трезвыми, это состояние для человека естественное, данное природой. Так же от природы человек получает здоровье. Скажите, своё здоровье человек бережёт? Да. А если какой-то злодей повредит другому человеку здоровье – будет отвечать за это? Да. Закон охраняет здоровье? Да. А вот состояние Трезвости, состояние исправности тела, ясности ума – оно естественно как дыхание, и люди его обычно не замечают. И поэтому иногда не берегут сами, и, к сожалению, так сложилось, что пока законы нашей страны не охраняют Трезвость. Хотя есть страны, где приняты писаные законы, охраняющие Трезвость.

Скажите, пожалуйста, а что нам мешает принять личный неписаный закон Трезвости? Он очень просто звучит: «Я берегу свою Трезвость!». Принимаем? Да. Трудно ли её беречь? Легко. Не давай ее отнять и всё!

А теперь, ребята, сказка. «Сказка про щит Ратибора, Трезвость и чистые помыслы»

Слушайте внимательно, по ней будут вопросы.

Примечание для учителя. Обычно ещё во время чтения сказки ребята разгадывают знаки щита Ратибора. После чтения сказки задаются вопросы. Вопросы «Что? Где? Когда?» проверят и разовьют внимание и память детей, а вопросы «Как? Зачем? Почему?» – абстрактно-логическое мышление

1. Назовите добрых героев сказки. Объясните, почему они добрые.

2. Почему матушка одновременно с тревогой и любовью говорит сыну о том, что с Трезвостью он счастливую жизнь проживёт, и в голове его будут чистые помыслы? (С любовью говорит, ведь матери всегда желают добра детям. С тревогой, потому что не всё хорошо вокруг, рядом с Добром есть зло, которое у людей отнимает Трезвость).

3. В какой ещё русской народной сказке говорится о том, что и небольшой вклад в общее доброе дело бывает очень важен, даже может иметь решающее значение? (Репка).

4. Почему Щиту вернулась несокрушимая сила? (Потому, что к людям вернулась Трезвость, вернулись чистые помыслы, вернулось понимание того, что Добро нужно сообща создавать и охранять).

Заключение. Ребята, слышали такое выражение: «Дети – наше будущее»? Когда я на вас смотрю – я как будто смотрю в будущее и вижу: трезвое счастливое будущее у нашей Родины есть!

Сказка о щите Ратибора, Трезвости и чистых помыслах

Некоторым царством, некоторым государством царь лёжа на печи правил, и потому ни ума, ни добра никому не прибавил. Люди простые трудились от зари до зари, да сыты не каждый день бывали. А царь и тому рад был, что соседи на такую бедность войной не идут.

У царского кузнеца сын подрастал – Ванька семилетка. Как-то раз уважил Ваня царских мудрецов (не то учёных?) загадкой. Нашёл он у подножия заброшенной дозорной башни серебряную круглую вещицу стопудовую. Песком она была присыпана, да Ване-то на глаза краешек и покажись после ливня. Ваньке такое колесо неподъёмное зачем? А царь, как положено, к себе диковину затребовал.

Только не нашлось ни телеги, ни лошадки подходящей, чтобы вещицу к нему доставить. Мудрецы (недоученные?) находку поразительную на месте осмотрели, три дня лбы морщили, царю доложили:

 

«Явление это науке неизвестное,

Круглое и плоское, каменьями облепленное,

С узорами особого назначения –

Требует многолетнего нашего изучения».

 

Царь долго ждать не стал, сына кузнеца к себе позвал: «Сумел диковину найти, сумей и знаки на ней прочитать, найди и того, кто её к башне положил! А не то, сам знаешь, мой меч – твоя голова с плеч».

Малец бегом в кузницу, к бате. Крепкий был мужик его батя, только тяжёлая работа его раньше времени согнула. Бровь черна, а голова уж с проседью. Как сыну помочь, не знает. День, ночь думал, наутро сказал: «За Гром-горой, за Туман-рекой, за Шатун-лесом живёт твой дед, мой отец. Может, он что слыхал про диковину эту стопудовую».

Извилистой дорогой долго шли отец с сыном. Ваня ни на шаг от отца не отставал. Полем, лесом, вдоль реки, да поперёк горы – вот на открытом месте и дедовы хоромы. Удивился Ваня, какой дом просторный, высокий, как сработан ладно! Наличники резные, на них птицы да кони сказочные! А невдалеке богатырь балуется: руками деревья из земли тащит, рядочками укладывает.

Это Ванин дед место под пашню готовит. Вот ухватил он крепкую сосну – только крона у могучего дерева дрогнула. Тогда Ванин отец навалился – покачнулась сосна. Ваня-семилетка упёрся ногами в землю покрепче, плечом, что есть силы, на ствол надавил, – пошла сосна. Аккуратно бросил её дед в сторонку.

Обнялись родные, в дом пошли. А в доме новое для Вани удивление: вся утварь у деда цветами, узорами изумительными глаз радует!

За чаем с пирогами рассказал Ванин отец о царской задачке. Дед недолго думал, сказал твёрдо: «За Свет-горой, за Лазурь-рекой, за Синь-лесом живёт мой отец, надо вам к нему за советом идти».

Без дорог, нехожеными тропами долго шли Ваня с отцом, котомки их совсем опустели. Наконец расступился густой лес, открылась поляна широкая. На краю её дом стоит, и выше, и краше первого. А невдалеке богатырь, играючи, сплеча камни на другой край леса отбрасывает. Это Ваниного отца дед место под пашню готовит. А как ближе подошли путники, разглядели, что камни-то не меньше Вани!

Вот примерился богатырь к необхватному камню, плечом на него надавил, а камень только дрогнул. Тут Ванин отец плечо подставил, все силы напряг – покачнулся камень. Ваня-семилетка упёрся покрепче в землю, поднатужился, как только мог, – тронулся камень. Вместе они откатили его с борозды.

Богатырь, косая сажень в плечах, как кедр крепкий, только седой весь, обнял дорогих гостей, ясно, лучисто, внимательно им в глаза посмотрел, в дом повёл. А там и утварь, и даже стены дивными птицами, цветами, травами, да конями тонко расписаны!

Тут повёл Ванин прадед такую речь: «Знаю, милые, зачем пожаловали. Ждал я вас, чтобы слова былинные о Ратиборе-богатыре передать. Ждал я того, кто его щит волшебный найдёт и тому щиту несокрушимую силу вернёт. Тебя, Ваня, ждал, ведь находка твоя – чудесный щит Ратибора и есть!»

Гусельцы зазвенели, запел старик: «Как соколик высоко взлетал, как заря ярко загоралась, так Ратибор-богатырь Русь беречь поднимался. Богатырский острый меч всегда в ножнах был, щит серебряный узорами самоцветными как огонь сиял. От любой беды этот щит людей закрывал, а по знакам на нём люди жили правильно, в радости и согласии. Невесть откуда беда подкралась, стали люди вместе редко песни петь. Прочным было полотно, из тонких нитей сотканное, да рассыпалось... Корысть людей разделила. Забыли люди, как знаки на щите Ратибора читать – непобедимый щит волшебную силу потерял. Где соколик наземь упал, как заря погасла, где голову сложил Ратибор-богатырь, – никто не знает».

Опять ясно, приветливо взглянул прадед на Ваню: «Кто щит Ратибора найдёт, тот и знаки на нём прочитает, а ключ к разгадке при нём и будет, да не в руках...»

Смолкли гусельцы.

Ваня-семилетка в дороге много удивительного повидал, о многом уже призадумался. Да и чудные картинки, знаки, на щите увиденные, у него в памяти перед глазами стояли.

Вдруг просиял Ваня, звонко голос его зазвучал: «В середине щита солнце – всего светлого, доброго знак, солнце ведь всем светит и каждому! Ближе к солнцу знаки на деревья похожие, с кроной и корнями – это мы с вами, род людской, жизнь сама! По всему краю щита, по кругу – будто воины за руки взялись, это того знак, что люди вместе родную землю берегут, за дела добрые сообща берутся! Ведь как просто всё!»

Тут Ванин отец плечи развернул, заговорил радостно: «Живёт, зеленеет дерево, пока корни ветви питают, пока старики мудрость внукам передают. Выходит, в самих людях волшебная сила щита: чем больше людей понимают его знаки, тем сильнее щит Ратибора. Только что же помешало людям знаки читать, хорошо, по совести жить? Что им головы затуманило? Почему от солнца, от Добра отвернулись?»

Тут вспомнил Ваня дом родной, матушку, уют, лад семейный. Вспомнил вдруг, как иногда у соседей в доме слёзы лились, и тогда матушка родная говорила ему с тревогой и любовью: «Смотри, сынок, береги Трезвость свою. С ней ты счастливую жизнь проживёшь, а в трезвой головушке твоей всегда чистые помыслы будут!»

И только Ваня вслух об этом сказал, как прадед его взволнованно продолжил: «Вот какой ключ к разгадке у Вани не в руках был, а в его светлой головушке – Трезвость его, чистые помыслы! Сила щита Трезвость и есть, от всех бед защита!»

С гордостью на сына глядя, отец произнёс: «А ведь только трезвые люди могут рука об руку, вместе вокруг Добра встать! Ведь по краю щита знаки – люди трезвые!»

Пока шли Ваня с отцом знакомыми местами домой, они всем о Трезвости, о волшебном щите Ратибора богатыря рассказывали, а щит несокрушимую силу набирал.

А до царя людская молва раньше них долетела. Куда он и его мудрецы недоученные сбежали, никто не знает, да и незачем.

Советно, сообща люди решили: быть Трезвости, быть Добру, быть жизни!

Дорога добра

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

 

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра,

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

 

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

 

Посмотрите, ребята, ещё раз внимательно на наш список Добра, добрых качеств человека. Скажите, Добро направлено на себя или делается для других? (Для других).

Например, любознательность. Ребёнок растёт любознательным, изучает окружающий мир, заканчивает учебное заведение, становится специалистом, например нефтяником или врачом, начинает работать, т.е. приносить пользу другим людям. Значит, это добро другим людям.

Возьмём такое качество: «любить Родину». Всем ведь хорошо, когда Родина процветает, когда всё доброе в ней защищено! В Великую Отечественную войну весь наш народ встал на защиту Родины, солдаты не жалели жизней. Благодаря им, родились новые поколения, родились мы с вами. Люди растят хлеб, строят новые города. Значит, когда человек любит Родину, от этого всем хорошо, и каждому отдельному человеку тоже. Один за всех, и все за одного.

Родился человек. Различает тепло – холодно, мокро – сухо, голодно – сытно, светло – темно? И очень хорошо различает мама – не мама, потому, что мама для него – это жизнь. А потом постепенно ребёнок учится различать Добро – зло, начинает действовать в соответствии с этим различением.

Ребята, зачем нужны сказки? (Сказки учат различать Добро и зло, учат в жизни давать отпор злу и быть твёрдо уверенными, что Добро всегда побеждает! Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)

Скажите, какое добро побеждает, например, в сказке про Репку? (Побеждает дружба, взаимопомощь, трудолюбие, побеждает общее дело. И даже очень небольшой, посильный мышке, вклад в это общее дело важен, может даже иметь решающее значение для его исхода).

(Рассматриваем книжку). А в сказке про избушку ледяную и лубяную кто добрый герой, выгнавший лису из заячьей избушки? Вы уверены, что петух – добрый герой сказки? (Да). Почему? (Он справедливый, сильный, смелый, умный…) Вы уверены, что действительно сказка учит чётко различать Добро и зло? (Да).

А теперь давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Зайчик» Ю. Норштейна. Ох, не зря в песне есть и такие слова: «Не забывай, что жизнь не детская игра».

Вопросы после просмотра мультика:

1. Зачем автор мультика исказил сказку, вставил петуху в клюв отравляющее приспособление, трубку? Даже трудно вообразить, как можно в клюве трубку-то удержать.

Зачем режиссёр придумал, что петух ещё и зайчику даёт отравляющую вонючую табачную соску? (Чтобы обмануть, сломать защиту Трезвости ребёнка, который смотрит этот мультик, чтобы заложить спокойное, положительное отношение к отравлению).

 

Автор мультика мешает ребёнку встать на дорогу Добра, мешает чёткому различению Добра и зла. Автор мультика – друг? (Враг). Он все добрые качества петуха связал с отравлением табаком.

Кстати, вот ещё одна история про петуха и… сковородку.

Примечание для учителя. На доске во время рассказа делаются два ряда картинок, про отдрессированного петуха и про обманутого человека.

Как дрессируют петуха плясать под музыку? Его закрывают корзиной, лишают света и возможности бежать. Под лапы ему кладут горячую сковородку и играют на балалайке. Он прыгает – танцует. А вскоре не нужна ни корзина, ни сковородка. Петух пляшет, как только слышит балалайку. Он отдрессирован на звуки балалайки.

Так и с человеком поступают злые силы, «ломехузы». От света правды о Трезвости человека закрывают обманом, лживой рекламой самоотравления алкогольными и другими ядами. Вместо горячей сковороды навязывают этот яд. «Музыкой» служит всё, что сопровождает самоотравление (семейный праздник, встреча с друзьями, получение зарплаты, простуда и т. д.). Это все ситуации, в которых человек отдрессирован самоотравляться. И делает он это как петух, не задумываясь, по привычке, на самом деле выполняя чужую волю.

А что сделать-то надо? Да выглянуть нужно из-под корзины и узнать свет правды о Трезвости! (Здесь снова кто-то из ребят зачитывает определение Трезвости).

Ребята, Добро всегда побеждает! Давайте помечтаем, посмотрим, что вернётся нашему обществу, семье, человеку, когда победит Трезвость, когда мы вместе утвердим в жизни во всём Трезвость.

Примечание для учителя. Здесь можно с опорой на список добрых качеств человека пофантазировать, как изменится город, подъезды, улицы, семьи…

Общество. Не будет ежегодных потерь: 1 млн. от алкоголя, 400 тыс. от табака. Закроются тюрьмы, они будут не нужны, Это не фантастика. Есть исторический опыт. Когда в России в 1914 году была установлена Трезвость, уже через год в Петербурге из 3 тюрем закрыли две!

Семьи будут полные, крепкие, счастливые, будут рождаться здоровые дети. Отцы семейств будут трезвыми, естественно, как и матери, как все члены семьи. Человек. Увеличится в среднем на 20 лет продолжительность жизни. Раскроются творческие возможности человека. Человек будет делать только добрые дела.

Выводы. Ребята, мы сегодня говорили о том, что человек рождается со способностью к различению. Человек всю жизнь совершенствуется в различении Добра и зла, делая добрые дела, идёт дорогой Добра.

Задание. На обороте листочка с текстом песни нарисовать (описать) свое доброе дело, либо уже сделанное сегодня, либо, которое обязательно будет сделано. Помните, что Добро направлено на других.

Урок № 4. Зарядка для ума

Цели урока:

Развитие абстрактно-логического мышления, умения в команде искать решение задач на смекалку, развитие творческих способностей.

Закрепление как созидательной ценности понятия «Трезвость» (в пословицах).

План урока:

1. Деление на команды. Выбор названий команд.

2. Разминка. Загадки.

3. Ребусы простые, для разминки (плакат 1, 2).

4. Загадки на смекалку.

5. Пословицы о Трезвости в ребусах (плакат 3).

6. Подведение итогов. (Если время есть, дети сами могут загадать ещё задачки на смекалку).

Материальное обеспечение: плакат № 1 с примерами ребусов (для объяснения правил) и простыми ребусами (по 3 в ряду), плакат № 2 с зашифрованными названиями сказок, плакат №3 с зашифрованными пословицами о Трезвости, призы (например, календарики с трезвой символикой).

Ход занятия:

После деления на команды, участники игры придумывают названия своим командам, но с условием, оно должно быть связано с Трезвостью. Как корабль назовёшь, так корабль и поплывёт!

Загадки. Баллы командам записываются на доске. Загадка оценивается в 1 балл (7-8 загадок).

Загадки для разминки:

1) Бежит Ивашка в деревянной рубашке, где пробегает, там след оставляет (карандаш).

2) Сам худ, а голова с пуд (молоток).

3) Быстро грызет, много жует, а ничего не глотает (пила).

4) Листья есть, а не дерево, не рубаха, а сшита, не репа, а с корешком, не человек, а рассказывает (книга).

5) Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен – поднимают (якорь).

6) Шевелились у цветка все четыре лепестка, я поймать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

7) Днем обручем, вечером змеей (пояс).

8) Не люди, не звери, не часы, а ходят (шахматные фигуры).

 

Объяснение правил разгадывания ребусов (говорят сами дети) на примерах (верхняя строка плаката 1):

1) Запятые до (после) изображения убавляют буквы в начале (конце) слова.

2) Перечеркнутая буква или цифра удаляет указанную букву из слова.

3) Перевёрнутый рисунок – слово читается наоборот.

4) Учитывается взаимное расположение элементов.

На плакате № 1 цветные ребусы по 3 в ряд, открываются рядами. Команде засчитывается 3 балла, если она даёт 3 верных ответа сразу.

На плакате № 2 «Прочтите названия русских народных сказок» – два названия по 3 балла. «Прочтите название сказки и назовите её автора» – два задания по 4 балла.

Задачи на смекалку (устно) – по 3 балла:

1) Летела стая уток. Одна впереди и две позади, 2 впереди и одна позади, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3).

2) Арбузное семечко весит 2 г и еще полсемечка. Сколько весит 1 семечко? (4 г).

3) Дед купил орехов внукам. Но попросил поделить орехи на 2 части, чтоб меньшая часть, увеличенная в 4 раза, была бы равна большей части, уменьшенной в 3 раза. Что за части? Во сколько раз одна часть больше другой? (В 12 раз).

Плакат № 3 содержит зашифрованные в ребусы пословицы о Трезвости: «С Трезвостью жить – добру служить», «Слово – на совет, руки – на труд, а Трезвость – на всю жизнь».

Подведение итогов. Возможно награждение календариками с трезвой символикой. Если осталось время, еще от ребят загадки и задачки на смекалку.

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники –

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено:

Сначала

         мы

                берем бревно

И пилим доски

Длинные и плоские.

Эти доски

                   вот так

Зажимает

              стол-верстак.

От работы

                   пила

Раскалилась добела.

Из-под пилки

              сыплются опилки.

Рубанок

              в руки –

работа другая:


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.