Воспитательный процесс студенческой молодежи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Воспитательный процесс студенческой молодежи

2020-10-20 270
Воспитательный процесс студенческой молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На протяжении многих лет, начиная со дня основания института, благодаря совместной работе преподавателей и студентов складывалась и эффективно функционировала система воспитания обучающейся моло­дежи. Направлял и коорди­нировал эту работу ректорат совместно с парткомом, партийными бюро факультетов, деканатами, кафедрами, комитетом комсомола. Начиная с 90-х гг. в это важнейшее направление включился Совет по воспитательной работе, возглавляемый проректором. Текущее руководство и координацию этой работы осуществлял отдел по воспи­тательной работе, воспитатели общежитий, кураторы. Вопросы ее организации регулярно обсуждались на Совете института, в ректорате и во всех других структурных подразделениях вуза.

Сложились разнообразные формы и направления проведения воспитательной работы. Значительное внимание на протяжении всего обучения всегда уделялось формированию у студентов любви к избранной специальности, з начительное место отводилось распространению знаний о достижениях советской науки и техники. В студенческих аудиториях выступали руководители предприятий и новаторы производства, про­водились экскурсии на машиностроительные заводы. Например, в отчете института за 1965–1966 учебный год отмечается, что кафедрой ОиТСП организована экскурсия студентов в НИИ электросварки им. Е. О. Патона (г. Киев), оставившая неизгладимое впечатление у студентов и расши­рившая их кругозор относительно своей специальности. Кафедра «Строительные и дорожные машины» организовала экскурсию студентов на Международную выставку строительной и сельскохозяйственной техники (г. Москва). По завершении экскурсии была оформлена красочная фотовыставка, что позволило информировать многих студентов и преподавателей о технических достижениях в машиностроении.

По общественно-политическим вопросам со студентами и препо­давателями постоянно встречались представители лекторской группы обкома, горкома и райкомов. Достаточно часто в институте с интересными беседами и лекциями выступала в 60-е гг. секретарь обкома КПБ
Н. Л. Снежкова. Еженедельно проводились политинформации в учебных группах и на потоках, демонстрировалось большое количество кинофиль­мов (до 40 фильмов в год). На 1–3 курсах эта работа была поручена общественным кафедрам и кураторам, а на старших курсах – профи­лирующим кафедрам.

Большую воспитательную работу проводила группа преподавателей, являющихся членами общества «Знание», которая в институте была создана в 1961 г. Ее возглавлял А. А. Карпенко, а с 1980 г. по 1991 г. –
В. Д. Подошевко. В 1966 г. группа общества «Знание» при ММИ насчи­тывала 44 человека, а в 1971–1972 учебном году в ее состав входил
81 преподаватель.

Частыми гостями в студенческих аудиториях были ветераны-коммунисты, участники Великой Отечественной войны. В 60–70-е гг. перед студентами выступали: Герой Советского Союза, почетный граж­данин
г. Могилева Н. Ф. Королев, генерал-майор в отставке С. М. Тарасов,
участник Гражданской и Великой Отечественной войн М. В. Елиневский.
В разные годы со студентами проводили беседы командир партизанского отряда Г. К. Павлов, прославленная летчица А. И. Мишина, секретарь под­польного райкома комсомола Е. П. Заховаева. В студенческих аудиториях с беседами выступали преподаватели института – ветераны войны и вооруженных сил: П. А. Батраков, В. Я. Белозор, И. К. Волошин, Г. П. Жит­ников, А. И. Икусов, Е. Ф. Пилипак, В. М. Стрельцов и др. Они были активными пропа­гандистами славных боевых традиций народа, непосредст­венными органи­зато­рами и участниками многих военно-патриотических мероприятий.

Большое внимание воспитательной работе уделялось в студен­ческих общежитиях. На кафедрах составлялись графики посещения общежитий преподавателями и их выступлений с лекциями и беседами по инте­ресующим студентов проблемам.

Каждое общежитие получало ежегодно за счет средств института такие газеты и журналы, как «Известия», «Правда», «Знамя юности», «Комсомольская правда», «Техника молодежи», «Смена» и др. Благодаря этому все студенты, проживающие в общежитии, имели возможность постоянно повышать свою информационную и политическую культуру. Проявляя большой интерес к периодическим изданиям, многие студенты их выписывали за свои средства. Например, на 1970 г. студентами была произведена подписка на 11 наименований газет в количестве 664 экземп­ляра и на 24 наименования журналов в количестве 1554 экземпляра
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 104, с. 124–125).

Силами студентов в общежитиях и на факультетах выпускались стенгазеты, в которых отражались злободневные проблемы студенческой жизни. Большой популяр­ностью у студентов и преподавателей пользо­валась стенная общеинститутская газета «Фотоэкран». В ней помещалась информация о проводимых в институте мероприятиях: научных конфе­ренциях, встречах с выдающимися людьми, субботниках, вечерах отдыха.

Большую роль в воспитательной работе играл такой печатный орган, как «Комсомольский прожектор». В его выпусках помещали материалы о рассматриваемых персональных делах в комитете комсомола, результатах рейдов и проверок быта и отдыха студентов в общежитиях. Эти выпуски отличались глубиной материала, тщательностью его подбора и проработки.

Ежегодно проводились смотры-конкурсы на лучшее общежитие института.

Воспитательная работа эффективно проводилась через участие студентов в народной дружине, насчитывающей в 1965–1966 учебном году 483 студента. Дружинники выходили на дежурство по городу, несли дежурство в общежитии, институте и на территории, к ним прилегающей.

В институте с 1965–1966 учебного года работала школа молодого лектора. Общее руководство осуществлял совет этой школы, утверж­даемый приказом ректора. В состав совета входили высококвали­фицированные преподаватели. В процессе обучения в ШМЛ студенты выступали с лекциями в студенческих аудиториях, а наиболее подго­товленные – перед школьни­ками старших классов и в трудовых коллек­тивах. Например, только в 1970–1971 учеб­ном году перед учащимися старших классов средних школ г. Могилева и Могилевской области с лекциями выступило 66 слушателей школы молодого лектора. В общей сложности в рамках этой акции были прочитаны 153 лекции, которые прослушало 7130 человек. Студенты-лекторы побывали в 50 средних шко­лах города и области (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 119, с. 116).

В институте с 1966 г. был организован и эффективно проводил воспитательную работу факультет общественных профессий. Осуществ­лялась подготовка лекторов-общественников, руководителей самодеятель­ных танцевальных и хоровых коллек­тивов, руководителей любительских фотостудий, общественных спортивных судей и тренеров. На эти отде­ления отбирались студенты, проявившие себя по данным направ­лениям деятельности. Такими формами работы было охвачено достаточно большое количество студентов.

В соответствии с постановлением института от 18.04.1969 г. было открыто в рамках факультета общественных профессий (ФОП) отделение переводчиков иностранной технической литературы. Студенты зачисля­лись на 2-годичное обучение приказом ректора. В данный период 93 сту­дента изъявили желание повысить свои знания и приобрести необходимые навыки в переводе технической литературы.

У студентов института проявлялся большой интерес к ФОП, и это отражалось на росте количества слушателей. За 20 лет существования факультета общественных профессий (1966–1986) сделано 17 выпусков и обучено 6158 слушателей (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 777, с. 49).

Многие студенты были охвачены кружковой работой. В институте были созданы вокальный ансамбль, мужской хор, литературно-драма­тическая группа, эстрадный оркестр, духовой оркестр, танцевальный ансамбль, вокально-инстру­ментальный ансамбль, ансамбль баянистов. Участники художественной самодеятель­ности выступали с концертами перед тружениками промышленных предприятий и сельского хозяйства Могилевской области, участвовали в районных, городских и областных смотрах-конкурсах, становясь их победителями. Неоднократно награды различного достоинства на этих конкурсах присуждались студентам, впоследствии преподавателям вуза, Н. Ф. Кравцу, И. М. Кузменко и др.

Хорошо была поставлена военно-патриотическая работа. Только в 1969–1970 учебном году преподавателями военной кафедры изготовлены
13 стендов, например, таких как «Герои Советского Союза – уроженцы Могилевской области», «Сотрудники института – участники Великой Оте­чественной войны», «Памятники героям войны на территории Могилев­щины». Для студентов 3–5 курсов, проходящих подготовку на военной кафедре, были созданы кружки для получения военно-технических спе­циальностей: стрелковый кружок – 225 человек, автомобильный кружок – 57 человек, парашютный кружок – 40 человек, радиокружок – 15 человек, кружок сандружины – 70 человек, кружок трактористов – 79 человек, кру­жок мотоциклистов – 20 человек. В 1969 г. 181 студент сдал экзамен на права шофера-любителя, а в 1970 г. – 189 студентов успешно сдали экза­мены на право вождения мотоцикла. В 1969–1970 учебном году подго­товлено 128 трактористов. Систематически занимались военно-техни­ческими видами спорта 31 % студентов института. Материально-техни­ческая база института позволяла проводить на высоком уровне занятия по военно-техническому и спортивно-массовому обучению.

По результатам смотра-конкурса оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания институт в 1974–1975 учебном году занял 2-е место в БССР и был награжден денежной премией
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 257, с. 115).

Одной из форм воспитательной работы являлось привлечение студентов к общественно-полезному труду. Этой работой занимался штаб трудовых дел института через организацию студенческих строительных отрядов (ССО) на период III трудового семестра, которые стали одним из самых массовых студенческих движений в республике.Студенты инсти­тута в составе ССО работали не только в Беларуси, но и за ее пределами.
В 1963–1964 учебном году студенческий строительный отряд ММИ трудился на целинных землях Западного Казахстана. Отряд завоевал Красное знамя ЦК ЛКСМБ, удостоился почетной грамоты ЦК ЛКСМБ.

За высокие показатели в организации стройотрядовского движения комсомольская организация института занесена решением секретариата ЦК ВЛКСМ в книгу «Летопись трудовых дел комсомола семилетки»
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 64, с. 90).

За хорошую работу по формированию и подготовке строительных отрядов к трудовому семестру комсомольская организация института в 1970–1971 учебном году награждена грамотой ЦК ЛКСМБ и денежной премией, а в 1972 г. она признана одной из лучших в БССР за качественное формиро­вание, подготовку и организацию работы строительных отрядов в 1972 г. (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 175, с. 88).

За 15 лет (19631978) в стройотрядовском движении приняло участие 7000 студентов машиностроительного института (ГА общест­венных объединений Могилевской обл., ф. 5864, о. 1, д. 47, с. 86).

В последующие годы участие студентов в III трудовом семестре начинает снижаться. Если в 1983 г. 2300 студентов дневного отделения работали в студенческих отрядах, то в 1989 г. лишь 388 человек.

В 80-е гг. в институте активно работал студенческий оперативный отряд. Работа велась по нескольким направлениям совместно с уголовным розыском, ОБХСС, инспекцией по делам несовершеннолетних, линейным отделом милиции на железной дороге, патрульно-постовой службой.
Из органов внутренних дел в институт постоянно направлялись благо­дарст­венные письма, студентов награждали ценными подарками. За активное участие студентов в работе оперативного отряда институт награжден Почетным знаменем (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 878, с. 40).

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О мерах по преодо­лению пьянства и алкоголизма» с середины 80-х гг. в институте развер­нулась массовая работа по пропаганде здорового образа жизни. Было создано общество борьбы за трезвость. В 1986 г. членами общества стали 340 человек, из них – 286 студенты. Начала работать комиссия по борьбе с пьянством. Значительный акцент был сделан на усовершенст­вовании работы по организации досуга студентов. В целях улучшения оздоро­вительной работы, создания условий для отдыха и укрепления здоровья студентов в конце 70-х гг. начал строиться, а уже с начала 80-х гг. ежегодно открывался и функционировал оздоровительно-спортивный лагерь
в д. Павловка Чаусского р-на.

В институте, согласно письму Министерства высшего и среднего спе­циального образования БССР от 22.04.1986 г. № 02-51 «Об участии высших учебных заведений в организации борьбы с наркоманией», проводилась профи­лактическая работа. Во всех студенческих общежитиях и учебных корпусах были оформлены «Уголки здоровья», на стендах размещалась информация о вреде курения и употребления спиртных напитков. Регулярно перед студентами выступали меди­цинские работники здравпункта института и наркологического диспансера, расска­зывающие студентам о пагубности для здоровья употребления наркотических средств. Ежегодно в институте проводились месячники демонстраций кинофильмов по профи­лактике правонарушений, перед студентами периодически выступали работники милиции, суда и прокуратуры.

Согласно приказу Минвуза БССР от 4.11.1985 г. № 674 «Об улуч­шении подготовки студентов допризывного возраста к службе в Воору­женных силах», все студенты-призывники взяты на учет и с ними систематически проводилась работа по физической и военной подготовке (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 821, с. 90).

В соответствии с Постановлением Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 17.06.1987 г. № 435 «О перво­очередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями»ректорам вузов предлагалось ввести в течение 1987 г. в состав ученых советов вузов и советов факультетов представителей студенческих коллективов учебных заведений. Тем самым студенты получили возмож­ность через своих предста­вителей влиять на принимаемые решения. Студенческому активу было разрешено присутст­вовать на экзаменах. При составлении расписаний занятий и экзаменов учитывались пожелания студентов. Было введено анкетирование студентов «Преподаватель глазами студента».

Изменилось содержание и формы воспитательной работы со сту­дентами в условиях становления и развития государственного сувере­нитета Республики Беларусь. Повышенное внимание уделялось нравст­венному воспитанию студентов, воспитанию у студентов культуры пове­дения, бережного отношения к индивидуальной и общественной собствен­ности, чувства общественной ответственности за свои права и обязан­ности, развитию индивидуальных качеств и способностей, формированию необхо­димых для жизни умений и навыков. Составной частью этого процесса стала воспитательная работа с молодежью, проживающей в общежитиях.

Эффективность такой работы во многом зависела от воспитателей, укомплекто­ванности штатов этой категории работников, определения их функций и места в структуре управления учебными заведениями. Введение в начале 90-х гг. в штатное расписание должности воспитателей позволяло последовательно и целенаправленно оказывать влияние на молодежь с государст­венных позиций и национальных интересов белорусского народа. Предполагалось довести штатную численность воспитателей из расчета
1 воспитатель на 200 студентов, проживающих в общежитии. Непосредст­венным руководством и координацией деятельности воспитателей должны были заниматься деканы факультетов и их заместители.

Значительное внимание в воспитательном процессе уделялось выпол­нению «Закона аб мовах у Беларускай ССР». Советом института утверждена программа по реализации этого закона. В процессе препо­давания гума­нитарных дисциплин студенты имели возможность изучить его основные положения. В институте проходил перевод наглядной инфор­мации на белорусский язык. Организовывалась работа постоянно действу­ющих курсов по изучению родного языка. Белорусский язык начал чаще исполь­зоваться при проведении заседаний Совета института, ректората, советов факультетов и заседаний кафедр. Делопроизводство частично переводится на белорусский язык, на котором, кроме того, издавалась определенная учебная и методическая литература (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 1097, с. 108–109).

Коллектив института в 1992 г. принял активное участие в обсуждении и внесении предложений в проект Конституции Республики Беларусь, о чем свидетельст­вует благодарственное письмо, адресованное коллективу института Отделом по вопросам законодательства и право­порядка Секре­тариата Верховного Совета Беларуси за подписью заведую­щего отделом
Г. А. Василевича. (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 1097, с. 32).

В 90-е гг. значительный вклад в организацию воспитательной рабо­ты, создание условий для быта и отдыха студентов вносили действующие в институте 6 общест­венных организаций (БПСМ, БСМ, Белорусский КВН, Белорусская лига интеллек­туальных команд (БЛИК), Лига добровольного труда, профсоюзная организация). С целью приобщения к управлению институтом представители этих студенческих общественных организаций были включены в органы управления и самоуправления. В Совете инсти­тута 25 % его количественного состава приходилось на предста­вителей студенческой молодежи.

Студенческие организации института и творческие коллективы осуществляли деловые и культурные контакты со студенческими органи­зациями других вузов города, области, с вузами России и Украины.

Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию студентов, развитию их художественного творчества. Во второй половине 90-х гг. при студенческом клубе работало 11 самодеятельных коллективов. Два танце­вальных коллектива стали лауреатами областного фестиваля «Студен­ческая весна». Команда КВН ММИ «Кома» в 1998–1999 гг. стала победи­телем областного турнира команд КВН, лауреатом Международного фестиваля КВН (г. Чернигов), победителем Республиканского финала первой лиги Белорусского КВН, финалистом Евролиги команд КВН, была участником фестивалей (г. Сочи и г. Рязань).

Студенты активно участвовали в движении «Милосердие», в волон­терском движении, оказывали помощь ветеранам института, а также были участниками Респуб­ликанского фестиваля бардовской песни «Менестрель», национального фестиваля «Беларусь – моя песня», Республиканского фестиваля «Зорная ростань».

Спортивным клубом проводились ежегодные круглого­дичные спартакиады по 11 видам спорта, спартакиада общежитий по 6 видам спорта. Сборные команды института принимали участие в первенствах города, области, республики. Только в 1999 г. подготовлены 6 мастеров спорта, 6 кандидатов в мастера спорта, 269 студентов получили массовые разряды. 5 студентов-спортсменов входили в состав национальных сборных Республики Беларусь.

Продолжало развиваться стройотрядовское движение. В 1999 г. в отрядах участвовало 490 студентов.

В целом в институте сформировались достаточная материальная база и соответствующая инфраструктура для проведения эффективного воспитательного процесса, обеспечения благоприятных условий для учебы, досуга, отдыха, физического и духовного развития и активного участия студентов в жизни института.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.