Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
На учебный процесс оказывали влияние многие факторы, в т. ч. и организация работы с абитуриентами. При соответствующих профильных кафедрах института в 60–80-е гг. работали кружки юных математиков, физиков, химиков. Например, кружок юных физиков в 1983–1984 учебном году посещали учащиеся 11 школ г. Могилева. После окончания школы многие ребята этих кружков становились студентами «машинки».
В институте постоянно проводились День открытых дверей, Вечера встречи школьников и студентов. На всех выпускающих кафедрах организовывались экскурсии для выпускников средних школ, учащихся ПТУ, молодых рабочих предприятий и организаций. Налаживались тесные связи с воинскими частями и заводами Могилева и Могилевской области.
С целью привлечения в институт работников производства по направлению предприятий устанавливались отношения с заводами и строительными трестами Беларуси и близлежащих городов Украины и РСФСР. Руководителям предприятий рассылались письма, в которых предлагалось направить на учебу в институт передовиков производства за счет средств этих предприятий. Значительная профориентационная работа проводилась в ходе непосредственных встреч преподавателей с абитуриентами. Только в 1985−1986 учебном году сотрудниками института было проведено
380 лекций и бесед, на которых присутствовало свыше 10 тысяч выпускников средних школ и около 1000 молодых рабочих с промышленных предприятий (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 777, с. 3).
Значительную помощь в этом направлении оказывали созданные при комитете комсомола института штаб «Абитуриент», лекторская группа. Студенты, выезжающие на практику, бойцы ССО и сельскохозяйственных отрядов проводили огромную профориентационную работу среди населения конкретных регионов. Например, в 1984–1985 учебном году членами штаба «Абитуриент» и лекторской группой было прочитано 79 лекций о Могилевском машиностроительном институте. В 15 студенческих строительных отрядах были созданы учебно-консультативные пункты, где студенты института ознакомляли учащихся средних школ и молодых рабочих с правилами приема, имеющимися специальностями и особенностями учебы (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 726, с. 4).
В 1964 г. в институте начали успешно работать 9-месячные, 4-месячные и 1-месячные подготовительные курсы, основанные на самоокупаемости. Всеми видами этих курсов ежегодно в среднем охватывалось от тысячи до полутора тысяч абитуриентов. Они были организованы с целью повышения уровня общеобразовательной подготовки абитуриентов, их адаптации к условиям высшей школы, оказания практической помощи молодежи в подготовке к вступительным экзаменам в вуз. Их слушателями являлись ученики средних учебных заведений и рабочая молодежь Могилева, Могилевской (Бобруйск, Орша, Быхов) и прилегающих областей. Практика проведения подготовительных курсов показала их высокую эффективность. Например, из 867 студентов, зачисленных в институт на дневную форму обучения в 1971–1972 учебном году, 522 абитуриента обучались на подготовительных курсах (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 136, с. 14).
Занятия проводили опытные преподаватели, а также учителя средних школ, рекомендованные органами народного образования. Многие годы на подготовительных курсах работали: Р. А. Колосова, Т. А. Кулешова,
Р. Т. Макушева, В. Ф. Холомеев, О. П. Филиппова, Г. А. Щемелева,
В. В. Панежа, С. Е. Макарова.
Значительную помощь молодежи для поступления в институт оказывала работа дневного подготовительного отделения. В ММИ оно организовано согласно приказу Министерства высшего и среднего специального образования БССР от 23.04.1970 г. № 234 с планом приема слушателей в количестве 100 человек. Слушатели зачислялись на основе собеседования из числа передовых рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Советской армии.
Впервые учебные занятия на подготовительном отделении института начались 1.12.1970 г. Из 86 слушателей, окончивших подготовительное отделение, по результатам экзаменов было зачислено 75 человек по
7 специальностям (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 119, с. 32−35). Однако к концу 70-х гг. наметилась тенденция к снижению интереса среди поступающих к обучению на подготовительном отделении. Так, в 1980 г. на подготовительное отделение были зачислены 94 человека при плане 125.
К выпускным экзаменам были допущены 83 слушателя, из которых успешно выдержали экзамен − 71 (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 523, с. 31−32). Для того чтобы расширить возможности обучения для некоторых категорий работающей молодежи, в 1982 г. открывается вечернее отделение, на которое зачисляется 50 человек.
В последующие годы продолжает уменьшаться количество слушателей. В 1992−1993 учебном году при плане приема на подготовительное отделение по дневной форме обучения 50 человек было зачислено
19 слушателей, а к выпускным экзаменам было допущено только 12
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 1105, с. 15).
В планах ректората был предусмотрен широкий круг мероприятий по расширению профориентации и привлечению для поступления в вуз рабочей и сельской молодежи, проведению разъяснительной работы на промышленных предприятиях, стройках, в совхозах и колхозах.
Значительную роль по подготовке и отбору абитуриентов для поступления в институт сыграл открывшийся в 1989 г. факультет довузовской подготовки и профориентации.У истоков становления факультета стояли ректор института В. И. Ходырев, проректор по учебной работе
Е. И. Чижик, декан факультета А. А. Катькало. С 1990 г. работу факультета непрерывно курировал проректор по учебной работе А. А. Жолобов. Значительную помощь в развитии факультета оказывал Могилевский облисполком и лично заместитель председателя облисполкома
Е. В. Костюкович.
Свою лепту в становление и развитие факультета внесли директор Могилевского строительного колледжа В. К. Рабцевич, директор лицея при ММИ К. М. Григорович, директор технологического лицея Г. В. Бурченко,
директор гимназии № 1 А. Ф. Цвилик, директора СШ № 31 Н. Н. Стрельцов,
Р. А. Платонова, директор МПТ А. Н. Шапчиц, директор СШ № 2 г. Орши
И. И. Маковецкий, директор СШ № 5 г. Рогачева Е. В. Астапова, директор Кричевского лицея М. И. Михайлова и др.
Факультет установил тесные контакты по совместной подготовке и отбору абитуриентов с перечисленными выше учебными заведениями. Число обучающихся в этих средних учебных заведениях, проходящих довузовскую подготовку и профориентацию (10 и 11 классах), ежегодно превышало 600 человек. Довузовскую подготовку в них осуществляли преподаватели кафедр «Высшая математика», «Физика», «Начертательная геометрия и черчение». Большую работу проводили доценты В. М. Гуров,
А. И. Ляпин, И. В. Терешко, З. М. Ловшенко, А. А. Корнеев, В. В. Пугин,
старшие преподаватели Г. М. Камбалов, В. Г. Замураев, Н. И. Мильянова,
Р. Т. Макушева, М. Н. Зубова, О. П. Филиппова, И. Н. Егорова,
В. Ф. Холомеев, Ю. Т. Юденков, Т. И. Червякова.
Ежегодно по результатам институтских олимпиад и совмещенных экзаменов в ММИ зачислялось в среднем около 55 студентов. За 10 лет работы факультета, с 1989 г. по 1999 г., в ММИ был зачислен 551 абитуриент. Студенты, зачисленные по итогам институтских олимпиад и совмещенных экзаменов, являлись одними из лучших студентов института. Успеваемость была близка к 100 %.
Факультет большое внимание уделял организации непрерывной подготовки специалистов. С 1991 г. руководство факультета организовало и курировало учебный процесс в рамках учебно-научно-методического объединения среднеспециальное учебное заведение Могилевский строительный колледж – высшее учебное заведение Могилевский машиностроительный институт. Оно открывало большие возможности для наиболее способных учеников колледжа в получении высшего образования. Такая совместная работа учебных заведений высшего и среднего уровней, по сути, проводилась впервые в республике. Аналогов подобных объединений не было. Создавалась сквозная учебно-программная документация, происходила стыковка учебных планов, находились и апробировались новые организационные решения, в связи с чем была сформирована рабочая группа в составе проректора по учебной работе
А. А. Жолобова, декана факультета довузовской подготовки А. А. Катькало, директора колледжа В. К. Рабцевича, заместителя директора колледжа по учебной работе В. С. Крука.
Одним из результатов работы группы стал интегративный учебный план, в соответствии с которым в строительном колледже подготовка специалистов строительной отрасли осуществлялась по двухуровневой системе. Учащиеся первого уровня обучались по стандартному учебному плану. Учебный план высшего уровня МСК включал дисциплины учебного плана колледжа и учебные дисциплины первых двух курсов высшей школы. При этом некоторые дисциплины были интегрированы, а другие дифференцированы. В процессе обучения использовалась материальная база института и колледжа. Преподавание учебных дисциплин высшей школы осуществлялось профессорско-преподавательским составом вуза.
За время обучения учащиеся колледжа осваивали в полном объеме программу двух первых лет института по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Это обстоятельство служило основой для зачисления их в ММИ сразу на старшие курсы для продолжения учебы и получения высшего образования.
Лучшие выпускники колледжа по рекомендации ГЭК и совета УНМО зачислялись в общие группы третьего курса строительного факультета или на четвертый курс заочного факультета вуза. Результаты первого выпуска показали, что, имея одинаковое качество теоретических знаний, эти выпускники обладали более высокой практической подготовкой, что позволяло им лучше адаптироваться в условиях современного рынка.
Большой вклад в работу УНМО внес профессорско-преподавательский состав института: Р. М. Игнатищев, Р. А. Томбу, А. С. Васильев,
А. А. Корнеев, И. С. Сазонов, В. В. Пугин, В. Т. Парахневич, Д. М. Макаревич, О. А. Стенина, И. М. Кузменко, Ю. А. Катькало, Н. И. Мильянова,
Н. С. Костин, Э. Е. Добровольская, Ю. Т. Юденков, И. А. Гонорова и др.
В институте работало УНМО ММИ–Могилевский политехнический техникум. Начало этой форме обучения и своеобразному эксперименту было положено приказом от 2.03.1994 г. № 60 Министерства образования Республики Беларусь «О создании учебно-научно-методического объединения ММИ – МПТ».
Основной целью создания объединения являлось улучшение качества подготовки специалистов в ММИ и МПТ на основе развития принципов непрерывного образования, более рационального использования учебно-лабораторной базы и педагогических кадров, повышения уровня методической и воспитательной работы.
Организация непрерывного образования строилась по иной схеме, чем в ММИ – МСК. Обучение в техникуме происходило по планам техникума, а в ММИ учащиеся техникума обучались по сокращенной программе. Срок обучения в институте составлял 4 года. Лучшие выпускники техникума зачислялись на 2 курс по результатам собеседования на специальности машиностроительного факультета. Такая форма обучения позволила сократить срок обучения в вузе, сэкономить бюджетные средства и подготовить специалистов с высшим образованием, отвечающим требованиям машиностроения. Следует также отметить, что такой подход к организации продолжения обучения стал стимулом для учащихся техникума. Существенно повысилась их заинтересованность в результатах учебы, значительно вырос конкурс при поступлении в техникум по данным специальностям. Серьезную работу по функционированию в УНМО ММИ – МПТ проводил декан машиностроительного факультета Р. Н. Шадуро.
1.11.1991 г. на базе УПК Ленинского района г. Могилева открыта специализированная школа 3-й ступени (лицей) и организован первый набор учащихся.
2.03.1993 г. исполнительный комитет Могилевского областного Совета народных депутатов в целях качественного улучшения общеобразовательной подготовки в системе непрерывного образования наиболее способной молодежи, создания благоприятных условий для развития творческого, интеллектуального потенциала учащихся г. Могилева и области с 1.04.1993 г. своим решением преобразовал Могилевскую среднюю специализированную школу 3-й ступени в Могилевский технический лицей при ММИ.
Началось сотрудничество двух учебных заведений по созданию нормативно-правовой базы лицея, разработке учебных планов и программ, организации и проведению вступительных экзаменов в лицей и совмещенных экзаменов для поступления в институт. Около 98 % выпускников лицея продолжали обучение в различных вузах Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Областной технический лицей при ММИ признан в 1998 г. Инспекцией Министерства образования Республики Беларусь одним из лучших лицеев страны. Эти высокие показатели достигнуты благодаря повседневному кропотливому труду деканата факультета довузовской подготовки, возглавляемого А. А. Катькало, директора лицея К. М. Григоровича, многих преподавателей института и лицея.
Решением Могилевского облисполкома от 7.11.1994 г. № 13 по инициативе ректората машиностроительного института был создан экспериментальный образовательный комплекс в составе центра детского творчества – гимназии № 3 – лицея при ММИ – машиностроительного института. Однако этот пилотный образовательный проект по некоторым экономическим и другим причинам не был полностью реализован.
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!