Разработка и использование в учебном процессе ТСО — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Разработка и использование в учебном процессе ТСО

2020-10-20 272
Разработка и использование в учебном процессе ТСО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И компьютерных технологий

В 60-е гг. в институте широко применялись технические средства обучения: эпидиаскопы, магнитофоны, приборы «ЛЭТИ», демонстрацион­ные насадки, машины «Ласточка», «Минчанка». Значительное место в этот период отводится учеб­ным кинофильмам. Например, в 1967–1968 учеб­ном году по различным дисциплинам показано более 20 фильмов. Для этих целей в институте были созданы 4 специально оборудованные киноаудитории.

Даже с позиций технических достижений и их использования на современном этапе уровень оснащения учебного процесса ТСО в 70-е гг. был достаточно высоким. Преподаватели и учебно-вспомогательный персонал проводили очень большую работу по изготовлению, приобре­тению и применению технических новшеств с целью лучшего усвоения студентами учебного материала. В значительной степени стимулировалась такая работа проведением внутриинститутского смотра-конкурса учебных диафильмов и диапозитивов, изготовленных кафедрами. Это привело к значительному росту средств наглядности в учебном процессе. Только за один 1975–1976 учебный год в институте продемонстрированы
451 учебный кинофильм, 449 диафильмов, 82 кинофрагмента, 152 серии диапозитивов. 5 лучших диафильмов, изготовленных кафедрами «Теоре­тическая механика», ТММ, «Сопротив­ление материалов», «Философия», «Химия» были рекомендованы для участия во 2 туре Республиканского смотра-конкурса (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 299, с. 47). Среди авторов кино- и диапособий, методических разработок, удостоенных на Республиканском смотре-конкурсе призовых мест, грамотой Миноб­разования БССР награждена О. А. Стенина.

Такие конкурсы стимулировали проведение ежегодного общеинсти­тутского смотра кафедр по применению в учебном процессе ТСО, технических средств программированного обучения и вычислительной техники. Они помогали определить достижения и недостатки технических средств обучения, активизировать работу кафедр и преподавателей, направленную на интенсификацию учебного процесса и создание учебных кинофильмов и кинофрагментов, диафильмов и диапозитивов.

Новым в использовании ТСО стало внедрение в учебный процесс с 1975–1976 учеб­ного года телевидения.Первой в этом важном начинании являлась кафедра «Физика». В 1983 г. 3 кафедры института использовали учебное телевидение.

Масштабы внедрения ТСО в учебный процесс из года в год росли,
а формы их применения постоянно совершенствовались. В конце 70-х гг. в институте имелись 11 поточных аудиторий, 35 лабораторий и классов, оснащенных ТСО, 2 лингафонных кабинета. В учебном процессе применя­лись 35 кинопроекторов, 84 диапроектора, 19 киносъемных аппаратов,
34 магнитофона, телевизионная установка, 61 стенд для лекционных курсов. В фильмотеках кафедр института насчитывалось 355 учебных фильмов и кинофрагментов, 1200 диафильмов, 453 серий диапозитивов (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 429, с. 10).

В течение 1978–1979 учебного года в институте продемонстриро­ваны 1185 учеб­ных фильмов и кинофрагментов, 2895 учебных диа­фильмов и проведено 1046 показов диапозитивов. За отчетный год на кафедрах института созданы 1 учебный кинофильм, 4 кинофрагмента, 35 диафиль­мов, 20 серий диапозитивов (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 429,
с. 10–11).

В 1979–1980 учебном году продемонстриро­ваны 1476 учебных фильмов и кинофрагментов, 3745 диафильмов и проведено 1980 показов диапозитивов (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 478, с. 9).

На проводимых внутривузовских конференциях и на ученом совете института постоянно обращалось внимание на использование ТСО и указывалось на необходи­мость разработки методических указаний по их применению. На кафедрах были составлены каталоги обеспечения техническими средствами обучения лекционных курсов по всем учебным дисциплинам. Многие кафедры приступили к составлению структурно-логических схем, технологических (учебно-методических) карт, где нашли отражение эти проблемы. В рамках методического совета института была создана секция, которая координировала всю работу по применению ТСО.

С самого начала становления института в учебном процессе исполь­зовалась вычислительная техника и программированное обучение.С этой целью в 1964–1965 учеб­ном году в институте создается кабинет на
15 машин типа «Минчанка». Преподавателями кафедр «Физика» и «Иност­ранные языки» в данном кабинете были изготовлены два контрольно-тренажерных учебных комплекса.

Советом института утверждается методический совет по програм­мированному обучению под руководством А. А. Машкова. Формируется авторский коллектив для подготовки программированного учебного посо­бия по технологии металлов для студентов технических вузов (руково­дитель А. А. Машков). Авторский коллектив под руководством В. В. Юш­кина приступил к работе над учебником по гидравлике. Прове­дена методическая конференция по вопросам программированного обучения.

Для изучения опыта постановки программированного обучения в вузах ГДР направлен в служебную командировку Н. И. Тупальский. Им же был подготовлен программированный учебник по немецкому языку и
в 1968 г. защищена кандидатская диссертация по проблеме программи­рованного обучения.

В 1966–1967 учебном году класс по программированному обучению пополнился 10 машинами «Ласточка», поэтому у преподавателей кафедр появились большие возможности по составлению обучающих программ и апробированию их в учебном процессе. К проведению отдельных занятий с использованием данной методики приступили кафедры «Гидравлика», «Иностранные языки», «Теория механизмов и машин», «Технология маши­ностроения», «Физика». Две кафедры («Технология маши­ностроения», «Физика») использовали машины «Ласточка» при проведении экзаменов.

В 70-е гг. в учебном и научном процессе находит применение компьютерная и вычислительная техника. Поэтому ректоратом, декана­тами и кафедрами проводится интенсивная работа по подготовке специа­листов, приобретению соответствующей техники, переоснащению лабора­торий. Эти процессы происходили весьма динамично. В 1974–1975 учеб­ном году на кафедре «Автоматика и вычислительная техника» были организованы курсы по обучению преподавателей для работы на ЭВМ. Создается постоянно функционирующий кружок по изучению студентами програм­мирования для ЭВМ.

В конце 70-х гг. был достигнут значительный уровень в исполь­зовании вычислительной техники. В институте имелись ЭВМ «Минск-32»,
3 ЭВМ «Наири», 2 ЭВМ «Проминь-2». В учебном процессе применя­лись 325 клавишных счетных машин, 52 аналоговые вычислительные машины, 70 цифровых вычислительных машин. Этот технический потен­циал был задействован преподавателями большинства кафедр при чтении лекций, проведении семинарских, практических и лабораторных занятий, выпол­нении курсовых и дипломных проектов. На кафедрах «Высшая матема­тика», «Физика», «Химия» для контроля знаний студентов приме­нялись планшеты БПИ-2. На ряде кафедр также использовались в учебном процессе контро­лирующие машины типа КИСИ-5 (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 429, с. 11).

В 1977–1978 учебном году 18 кафедр института широко применяли вычисли­тельную технику при выполнении курсовых и дипломных проек­тов и проведении лабораторных работ.

26.12.1979 г. при поддержке и спонсорской помощи комбината «Белшина» институтом была получена ЭВМ ЕС-1022 и уже 15.03.1980 г. введена в эксплуатацию (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 519, с. 29).

Важным событием для института стало открытие в 1980–1981 учеб­ном году информационно-вычислительного центра на базе ЭВМ «ЕС-1022» и «Минск-32». В 1982 г. был организован класс терминальных устройств на базе двух комплексов «ЕС-7906».

В институте в это время начал работать информационно-вычисли­тельный центр (ИВК-3), предназначенный для учебного процесса и научных исследований. В целях дальнейшего совершенствования учебно-мето­дической деятельности, повышения эффективности использования вычис­лительной техники в учебном процессе и научных исследованиях с 1983 г. создан научно-технический совет, занимающийся вопросами внедрения и использования вычислительной техники. До этого в институте работала научно-техническая комиссия, в состав которой входили представители факультетов и кафедр.

С 1983 г. разработаны и внедрены система автоматизированного учета вычис­лительных работ на ЭВМ «ЕС-1022», операционная система
06 6.1.МУТ, автоматизи­рованная обучающая система «Контакт» для изучения алгоритмических языков «ПЛ/1» и «Фортран» на базе класса терминальных устройств. В 1984 г. в соответствии с договором о твор­ческом сотрудничестве с МВТУ им. Н. Э. Баумана внедрена диалоговая система «СУЕ» для учебного процесса.

Принимаются меры по обучению студентов проектированию и эксплуатации микропроцессорных средств управления. С 1983–1984 учеб­ного года по всем специальностям в рабочие программы специальных дисциплин включены вопросы по изучению микропроцессорной техники. По специальностям « Электропривод и автома­тизация промышленных установок» и «Технология машиностроения, металло­режущие станки и инструменты» за счет часов Совета вуза введены спецкурсы в объеме
14 лекционных часов «Применение микропроцессоров и микроЭВМ» и
14 часов прак­тических занятий «Применение микроЭВМ в инженерных расчетах по специальным дисциплинам».

Руководство института принимало действенные меры по повыше­нию квалификации преподавателей вуза в области овладения вычисли­тельной техникой. Только в 1983–1984 учебном году из 236 преподава­телей общеобразовательных, общетехнических и профилирую­щих кафедр, на которых согласно программе непрерывной подготовки студентов по вычислительной технике выполняются задания с использованием ЭВМ,
117 прошли обучение в области использования вычислительной техники со сдачей зачета комиссии, назначенной ректором института. Для обучения всего профессорско-преподавательского состава в области использования вычислительной и микропроцессорной техники, автомати­зации проекти­рования с 1985 г. в институте организована учеба профес­сорско-препода­вательского состава в соответствии с примерными учебно-тематическими планами повышения квалификации преподавателей в области исполь­зования ЭВМ, САПР и микропроцессорной техники, одобренными Колле­гией Министерства высшего и среднего специального образования СССР
10 марта 1983 г.

В связи с возросшим объемом вычислительных работ по учебному процессу приказом ректора от 8.04.1985 г. № 126 ИВЦ переводится
на 3-сменную работу.

В 1985–1986 учебном году на кафедре «Технология машино­строения» создана лаборатория САПР ТП, оснащенная двумя вычисли­тельными комплексами «Искра-1256» и одним ДВК-2М. На кафедре АСУ про­должалась работа по использованию в учебном процессе микроЭВМ «Искра-226», СМ-3, ЕС-1022. Осуществлялось внедрение универсальных программных комплексов «Инфобанк», «Квант-М» (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 777, с. 8–9).

В 1987 г. начали функционировать класс ДВК-2М, графопостроитель ЕС-7051 и 3 дисковода ЕС-5061. Увеличение количества электронной тех­ники потребовало создания лаборатории по ее обслуживанию и ремонту.

К концу 80-х гг. применение ЭВМ в учебном процессе организа­ционно представлено двумя направлениями.

1. Создание компьютерных классов, где преимущественно были сосре­доточены система обучения навыкам программирования и самостоя­тельная работа студентов.

2. Применение ЭВМ в лабораториях, где ЭВМ являлась или инстру­ментом для расчетов и средством автоматизации учебных работ, или базой для разного рода САПР.

В рамках первого направления в конце 80-х гг. для учебного процесса используются:

− 2 дисплейных класса ЭВМ ЕС-1036 в составе 7 и 14 дисплеев;

− дисплейный класс ЭВМ ЕС-1022 в составе 6 дисплеев;

− дисплейный класс ЭВМ СМ-1420 в составе 7 дисплеев;

− класс персональных ЭВМ «Искра-1030» в составе 9 ПЭВМ;

− класс персональных ЭВМ ДВК в составе 14 ПЭВМ.

В рамках второго направления в этот период для учебного процесса используются 3 АРМа на базе мини-ЭВМ и 25 ПЭВМ, размещенных в лабораториях института.

О высокой подготовке студентов по вычислительной технике и программи­рованию свидетельствовала не только хорошая успеваемость в процессе обучения, но и участие студентов ММИ в различных конкурсах и олимпиадах, проводимых на областном, республиканском и всесоюзном уровнях. Например, в 1989–1990 учебном году во 2-м туре Всесоюзной олимпиады по программированию «Студент и научно-технический прогресс» команда автомобильного факультета заняла 1 место (ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 979, с. 9).

Наличие ЭВМ обеспечило для каждого студента института
в 1993–1994 учебном году 89 часов дисплейного времени. Особое место в учебном процессе на всех кафедрах уделялось формированию у будущих молодых специалистов навыков творческого применения вычислительной техники. Основательной компьютерной подготовке студентов способство­вало наличие в учебных планах всех кафедр, и в особенности выпус­кающих, специальных учебных дисциплин, а также применение при проведении лабораторных и практических занятий программ, предпола­гающих работу на ЭВМ в диалоговом режиме с использованием обширной базы данных, имеющейся на кафедрах.

В 1997 г. институт получил доступ к всемирной глобальной компью­терной сети Интернет.

В целях повышения квалификации в области информационных технологий в институте организована работа филиала Республиканского образовательного центра БГПА, в котором проводились курсы повышения квалификации для преподавателей и учебно-вспомогательного персонала. 

В 1999–2000 учебном году в институте 4 аудитории оборудованы видеоаппаратурой, в 3-х аудиториях имелась кинопроекционная аппара­тура, в 15 установлены стационарные экраны для использования в учебном процессе кодоскопов. На кафедре «Белорусский, русский и иностранные языки» одна аудитория использовалась для просмотра программ спутнико­вого телевидения. Институт располагал 352 персо­нальными компью­терами. Из них 201 компьютер установлен в 20 учебных классах, 16 сер­веров и
135 компьютеров использовались структурными подразделениями.
В учебном процессе использовалось 279 учебных и профессиональных учебных программ (заключение комиссии по итогам аттестации и аккредитации на статус высшего учебного заведения университетского типа Могилевского машинострои­тельного института. Минск, 2000. С. 23–30).

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.