Организация студенческой научно-исследовательской работы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация студенческой научно-исследовательской работы

2020-10-20 245
Организация студенческой научно-исследовательской работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе становления и развития института происходило форми­рование системы привлечения студентов к научно-исследова­тельской работе. Это направление всегда являлось одним из важнейших в подго­товке высоко­квалифицированных специалистов, способных на высоком теоре­тическом и техни­ческом уровне решать производственные задачи.

Постановлением Совета института от 6.12.1962 г. создано студен­ческое научное общество. Его руководителем назначен П. С. Елистратов, а с 1963 г. – В. И. Холзаков. Главная задача этого общества состояла в создании различных форм организации студенческой научно-исследо­вательской работы. Из года в год рос количественный состав СНО.
В 1965–1966 учебном году членами общества являлись 102 студента. Работа по данной форме организации была сосредо­точена на 8 кафедрах,
19 преподавателей осуществляли руководство СНИР в рамках СНО.
В целях поощрения наиболее активных участников СНО организовыва­лись различные экскур­сии на предприятия и в научно-исследовательские лаборатории, поездки на ВДНХ.

С первых лет становления института большое внимание уделялось налаживанию работы студенческого конструкторского бюро. Уже в первой половине 60-х гг. СКБ выполняло интересные конструкторские работы, оказывая реальную техническую помощь промышленным предприятиям Могилева и Могилевской области. Разработаны проекты по механизации технологи­ческих процессов для Могилевской мебельной фабрики
(8 проектов), ПТО им. С. М. Киро­ва (5 проектов), Бобруйского дерево­обрабаты­вающего комбината (2 проекта), лабо­ратории сварки института
(12 проектов). В 1966–1967 учебном году были разработаны проекты по нестандартному оборудованию для завода «Строммашина», такие как «Колокол для цинкования деталей», «Станок для очистки поверхности труб от окалины», «Станок для полировки деталей лифта (камуфляжа)», «Стеллаж механизированный с программным управ­лением», а также ряд интересных проектов для Барановичского стройтреста № 25.

Новым в работе СКБ в 70-е гг. стало применение материального стимула. Многие студенты получали оплату в размере 0,5 ставки лабо­ранта, ряд студентов-дипломников в период преддипломной практики работали на ставку инженера. Студенты выполняли проектно-конструк­торские работы по созданию нестандартных устройств по заданию предприятий.
За 1975–1976 учебный год СКБ заключило с предприятиями республики хозяйственных договоров на 95 тыс. р.

Значительных успехов в работе СКБ достигло в начале 80-х гг.
В 1980–1981 учеб­ном году в СКБ работало 359 студентов на 9 кафедрах института, с ними – 61 научный руководитель из числа преподавателей и научных сотрудников института. По хоздоговорным темам, выполняемым СКБ, на кафедрах в 80-е гг. был получен значительный экономический эффект. Например, на кафедре «Электропривод» на 1 р. затрат годовой фактический экономический эффект составил более 4 р.

Работа в СКБ позволяла углубить и расширить знания студентов по специальным дисциплинам, овладеть приемами и методами самостоя­тельного научного исследования. Кроме того, оказывалась реальная помощь институту в изготовлении ТСО для учебного процесса, для предприятий выполнялись заказы в виде проектно-конструкторских и технологических разработок, опытные образцы.

В развитии студенческой научно-исследовательской работы важное место отводилось студенческим научным кружкам при кафедрах. Этот вопрос в 60-е гг. неоднократно рассматривался на Совете института. Было принято постановление об обязательном создании при каждой кафедре научных и предметных кружков с целью активизации исследовательской работы студентов.

С каждым годом увеличивалось количество кафедр, на которых работали научные кружки. В 1975–1976 учеб­ном году такие кружки рабо­тали при 20 кафедрах и в них занималось более 600 студентов. Научными руководителями по всем кафедрам являлись высококвалифици­рованные преподаватели, такие как В. П. Березиенко, В. М. Бла­годарный,
Л. Л. Бори­сов, В. П. Вешняков, В. М. Гуров, Р. М. Игнатищев, В. С. Жари­ков, С. С. Журавлев, Г. И. Мамити, П. И. Марков, И. Е. Матюнин,
А. В. Молочков, М. Ф. Пашкевич, В. В. Пугин, И. В. Терешко,
А. М. Щемелев, Ю. Г. Яловой и др. (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1,
д. 299, с. 79–80).

В апреле 1965 г. в институте проводилась первая студенческая науч­но-техническая конференция (СНТК) ММИ. Она явилась своеобразным подведением итогов студенческой научной работы. Конференция вызвала большой интерес у студентов всех курсов. Заслушан 31 доклад, 9 лучших работ были представлены на Респуб­ликанский конкурс, по результатам которого 7 работ были отнесены ко II кате­гории и 2 получили III категорию.

Хорошие результаты по СНИР были достигнуты студентами на смотре научных работ вузов БССР в 1966 г. Из представленных 13 работ решением конкурсной комиссии 2 отнесены к I категории, 7 – ко II кате­гории и 2 – к III категории.

Многие студенты, ставшие впоследствии учеными, активно зани­мались научными исследованиями и достигали хороших результатов.
В одном из отчетов ММИ за 1969–1970 учебный год отмечалось, что среди представленных на Республиканский конкурс работ «Исследование про­цесса накаты­вания винтовых канавок и пазов на внутренних цилинд­рических поверхностях», выполненное студентом А. А. Жолобовым под руководством канд. техн. наук, доц. П. С. Чистосердова, и «Исследование выбора способа и режимов аргоно-дуговой сварки алюминиево-магниевых сплавов средней толщины», выполненное студентом В. Г. Лупачевым под руководством канд. техн. наук, доц. С. К. Павлюка и ст. препо­давателя
В. М. Белоконя, имеют большое практическое  значение  (ГА Могилев­ской обл., ф. 2793, о. 1, д. 104, с. 104).

Работа студента В. П. Куликова «Исследование и разработка мето­дики магни­тографического способа контроля сварных соединений электро­мостовых кранов» (научный руководитель – ст. преподаватель А. М. Шарова) в 1970–1971 учебном году по результатам конкурса студен­ческих работ по техническим дисциплинам награждена грамотой Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Для приобщения к НИР студентов и повышения эффективности этой работы в 1971–1972 учебном году была создана школа начинающего иссле­дователя. 42 преподавателя поделились опытом проведения НИР, выступив перед слушателями школы в течение учебного года с докладами и беседами.

За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, сту­денты награж­дались грамотами вуза, почетными дипломами активиста НИРС. Хорошо проявившим себя в проведении исследований выпускаю­щие кафедры и советы факультетов давали рекомендации для поступления в аспирантуру, поощряли денежными премиями. Приказами по институту студентам и научным руководителям объявлялась благо­дарность, участие в НИРС учитывалось при определении рейтинга для составления списков по распределению.

Все это значительно интенсифицировало студенческую науку. За годы 9-й пятилетки 1719, а за годы 10-й пятилетки 2949 студентов представили результаты своих исследований для обсуждения на СНТК института
(ГА Моги­левской обл., ф. 2793, о. 1, д. 562, с. 101). Данные свидетельствуют о росте масштабности студенческой НИР, что положи­тельно отразилось на результатах республиканского конкурса.

Уровень выполняемых студенческих научных работ давал возмож­ность принимать участие во всесоюзных конкурсах и получать высокие награды.

Результаты участия студентов ММИ во Всесоюзном конкурсе на луч­шую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам представлены следующим образом (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 562, с. 103).

Студенты более активно начали принимать участие в изобрета­тельской деятельности. Например, только в 1979 г. студентами получено
8 положительных решений на выдачу авторских свидетельств. Среди этих студентов – будущий преподаватель института А. И. Якимов, получивший положительное решение на устройство для дистанционной передачи показаний стрелки измерительного прибора (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 514, с. 99). В 1984–1985 учебном году студентами совместно с преподавателями и науч­ными сотрудниками института подано 40 заявок на предполагаемые изобретения и получено 26 положительных решений.

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В НИР

 

Год Всего научных работ I категория II категория III категория
1972–1973 72 15 32 16
1973–1974 82 26 43 11
1974–1975 85 32 27 22
1975–1976 117 42 43 28

 

 

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВСЕСОЮЗНОМ КОНКУРСЕ

 

Год Всего представлено работ Количество медалей Диплом Грамота
1971–1975 100 4 4 3
1976–1980 225 3 15 2

 

Повышению эффективности студенческой НИР способствовали общественные смотры кафедр по СНИР. В ходе их проведения вскры­вались положительные и отрица­тельные моменты в развитии СНИР. Вопросы НИРС включены в индивидуальные планы преподавателей, в планы кафедр, советов факультетов. В учебные планы включен курс «Основы научных исследований». Участие в СНИР учитывалось при распределении выпуск­ников на работу, при назначении стипендий (они могли быть повышены
на 15–25 %).

В 1985 г. проведен смотр-конкурс факультетов на лучшую органи­зацию НИРС в 1984 г. Результаты смотра-конкурса показали, что лучших результатов доби­лись следующие факультеты: автотракторный
(декан А. А. Жолобов), машинострои­тельный (декан А. Н. Максименко), электро­механический (декан В. М. Белоконь) (ГА Могилевской обл.,
ф. 2793, о. 1, д. 726, с. 19).

В 80-е гг. оригинальной формой при определении результатов проводимых научных исследований являлись смотры-конкурсы и пред­метные олимпиады внутри вуза и в рамках республиканского тура.
В 1982–1983 учебном году в республиканском туре по предметным олимпиадам студенты заняли по теоретической механике 3 место среди технических вузов республики, по сопротивлению материалов – 4 место, по математике – 6 место (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 623, с. 19).

В 1985 г. научная работа студента В. Н. Усика заняла 1 место на Междуна­родном конкурсе студенческих научных работ (г. Прага).

В соответствии с приказом ректора от 4.08.1986 г. № 165 в институте проведена большая организационная работа по составлению Комплексного плана развития НИР студентов ММИ. Эта комплексная система направ­лена на непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. На 1 и 2 курсах студенты занимались в научных и предметных кружках, школе молодого лектора. На 3 курсе по всем специальностям в соответствии с учебным планом студентам читались лекции по дисциплине «Основы научных исследований». На 4 и 5 курсах проводились лабораторные работы по УИРС, студенты выполняли кур­совые и дипломные работы с элементами научных исследований. Начиная со 2–3 курсов студенты привлекались к выполнению госбюд­жетных, хоздоговорных работ и договоров о научно-техническом содру­жестве с предприятиями и организациями.

Например, только в 1985 г. в выполнении госбюд­жетных, хоздо­говорных работ и договоров о научно-техническом содружестве с пред­приятиями и организациями участвовали 934 студента (38 %), а всего различными формами НИРС было охвачено 2438 студентов, или 94 % от всех студентов дневной формы обучения (ГА Могилевской обл., ф. 2793,
о. 1, д. 777, с. 16–17). В 1985 г. по реальной тематике выполнено
447 дипломных и курсовых проектов. 85 студентов доложили результаты исследований на межвузовских и республиканских конфе­ренциях, совместно со студентами подано 35 заявок на предполагаемые изобре­тения, получено 32 авторских свидетельства и положительных решения
(ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 822, с. 70).

В первой половине 90-х гг. заметно снизилась динамика научной работы студентов института. Фактически в 2 раза уменьшилось количество студентов, участвующих в НИР во внеучебное время, значительно умень­шилось число хоздоговорных работ и финансируемых госбюджетных тем, в которых участвовали студенты. Это означало, что политическая и экономическая нестабильность в стране в целом негативным образом отражалась и на научно-исследовательской работе студентов.

Определенные положительные изменения начали прослеживаться с середины 90-х гг. Увеличивалось число хоздоговорных работ и финан­сируемых госбюджетных тем, в которых участвуют студенты. На оплачи­ваемых местах в 1995–1996 учебном году работало 69 студентов, ранее –
31 (ГА Могилевской обл., ф. 2793, о. 1, д. 1226, с. 9).

В 1998–1999 учебном году студенты Д. Виноградов и В. Кончаленко под руководством В. И. Ходырева и И. В. Терешко создали программный комплекс модели­рования взаимодействия низкоэнергетических ионов с поверхностями твердых тел. Результаты исследования опубликованы в США, Японии и Франции.

На кафедрах института сформировалась и функционировала система индиви­дуальной работы студентов. Система учитывала специфику изучаемых дисциплин на разных курсах, а также сложившиеся научные и научно-педагогические направления кафедр и интересы самих студентов.

Результаты работы в кафедральных кружках и по индивидуальным планам оформлялись в виде реферативных и научных докладов на внутри- и межвузовских конференциях, республиканских конкурсах студенческих НИР, научных публикаций и изобретений. Высокий уровень полученных студентами знаний и практических навыков подтверждался результатами олимпиад, дипломами конкурсов и публи­кациями. Например, в 1998 г. студентами опубликованы 23 научные работы, получено 12 дипломов Минобразования Республики Беларусь. Научные результаты студенческих НИР применялись в учебном процессе, при выполнении курсовых и дип­ломных работ, внедрялись в производство. В 1998 г. на 34-й институтской конференции было сделано 349 докладов с участием 578 студентов.
На Республиканский конкурс 1997–1998 учебного года по естественным, техническим и гуманитарным наукам были представлены 22 студенческие научные работы, из них 1 работа удостоена диплома Министерства обра­зования Республики Беларусь II степени, 6 – III степени, 11 работ рекомендовано поощрить в институте. На Республиканский конкурс 1999 г. по естественным, техническим и гуманитарным наукам направлено 39 сту­денческих работ, 12 из них отмечены дипломами Министерства образо­вания Республики Беларусь.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.