Мотивы выбора педагогической профессии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мотивы выбора педагогической профессии

2020-10-20 141
Мотивы выбора педагогической профессии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогической профессии в частности? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие с одной стороны, подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны – специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Е.А.Климов указывает следующие восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших в семье;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информационность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.

Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

- ее общественная и личная значимость;

- удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

- возможность общения, руководства другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешние мотивы:

- заработок;

- стремление е престижу;

- боязнь осуждения и т.д.

Внешние мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера. Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.

Одним из важнейших факторов, определяющих предпочтение педагогической профессии, является любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта.

Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педвуза такими предметами могут быть, как указывает В.А. Сластенин, «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности, занять престижное место в коллективе, желание заслужить похвалу и т.п.

Изучение мотивов выбора педагогической профессии позволяло выделить четыре типа студентов:

1) студенты, имеющие одноплановый мотив выбора профессии учителя (любовь к предмету);

2) студенты, которые не имели мотивов поступления в педагогической институт, т.е. поступили без осознанного мотивирования;

3) испытуемые, проявившие яркие способности к организаторской работе;

4)  студенты, отличающиеся ярко выраженными сопутствующими довузовскими умениями.

По данным исследований американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10-15% увеличивает производительность труда.

Таким образом, подготовка к профессии должна начинаться задолго до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжается уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном заведении.

Культура учебного труда студента

Педагогическая культура рассматривается как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура труда студента, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование.

Компоненты педагогической культуры:

- гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

-образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

-культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения;

- опыт творческой деятельности.

Культура умственного труда – это совокупность общих учебных умений, полагающих овладение знаниями и навыками самостоятельной работы, умение анализировать режим умственной работы, выработать определенную систему способность все делать точно и актуально содержать в порядке рабочее место и материалы.

Основные принципы формирования культуры умственного труда:

1. Чередование периодов умственной работы с отдыхом или другими, в том числе физической работы.

2. выбор удобного для работы времени с учетом предшествующей деятельности и той, что будет следовать за данной работой.

3. составление и использование определенной системы в работе, организации рабочего места, системы расположения учебных материалов и пособий.

4. знание общих правил умственной деятельности и умение следовать им в своей работе.

Особое место в воспитании культуры умственного труда занимает самостоятельная работа, которая предполагает выработку ряда особых качеств, таких как умение сосредоточенно и внимательно работать, настойчивость в преодолении трудностей, развитие памяти и использование различных ее форм, умение контролировать себя.

Таким образом, овладение культурой умственного труда поможет легче включаться и дольше заниматься напряженной интеллектуальной деятельностью.

Профессиональное самовоспитание студента

Отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, студент педагогического учебного заведения должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств.

Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально-значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие – самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности.

Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной равнозначимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученики, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.

В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития.

Все это ставит перед студентом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогического применения их в ходе педагогической практики.

Профессиональное самовоспитание – целенаправленно осуществляемая познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками необходимыми для совершенства педагогического процесса.

Движущая сила и источник самовоспитания – потребность в совершенствовании.

В процессе самовоспитания выделяют три взаимных этапа:

1. самовоспитание

2. самопрограммирование

3. самовоздействие.

Самообразование – основа роста учителя как специалиста. Учитель, по словам А.Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которая предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:

а) адаптирование индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;

б) постоянное повышение профессиональной компетентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, т.е. познать себя.

Средства и способы самовоздействия:

- релаксация – общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний и физических усилий;

- саморегуляция – управление своим психическим состоянием;

- аутотренинг – целенаправленное самовнушение с помощью специальных словесных формул.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.