Лекция 11. Педагогическое общение — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Лекция 11. Педагогическое общение

2020-10-20 141
Лекция 11. Педагогическое общение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: рассмотреть природу и сущность общения, требования и стили педагогического общения.

План.

1. Природа и сущность человеческого общения.

2. Требования к педагогическому общению.

3. Общительность как профессионально – личностное качество педагога.

 

С самого рождения ребенок нуждается в другом человеке. Уже 2-3 мес. Ребенок начинает капризничать без видимых объективных причин и успокаивается, когда с ним заговорят, потому что общаются. Психологами установлено, что общение со взрослыми уже в этом возрасте является одним из важнейших условий психологического развития ребенка. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека.

Общение – это сообщение, передача. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит передача опыта, трудовых и бытовых навыков, усвоение тех культурных, нравственных и социальных ценностей, которые выработаны человечеством в ходе его исторического развития. Проявляется не только интеллектуальная сторона общения, но и эмоциональная (обмен чувствами). Через общение происходит обмен ЗУН, интересами, мыслями, чувствами. Существуют варианты общения:

- непосредственное общение («лицом к лицу»),

- общение по телефону,

- общение в письмах.

- отношения человека – это особые эмоциональные состояния. Отношения и общение – неразрывные явления. Эмоциональное состояние проявляется в поведении человека, его мимике, жестах. Не всегда внешнее поведение соответствует внутреннему отношению.

Межличностные отношения, т.е. процесс непосредственного общения человека с человеком, складываются в реальной жизни между чувствующими людьми. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, оказывают влияние на него, определяя содержание общения.

Именно в общении происходит формирование личности:

1. Человек учится оценивать поступки и отношения, усваивает моральные нормы, применяет эти нормы на практике и тем самым вырабатывает нравственные принципы своего поведения, по которым живет и действует.

2. Общение способствует формированию у человека разнообразных познавательных интересов: можно дать толчок к самообразованию или затормозить его.

3. Роль общения в познании человеком себя и других. Любой человек сопоставляет то, что наблюдает в себе, что он видит в др. людях; сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие. Чем разнообразнее круг общения человека, тем разнообразнее эти сведения.

Нравственное взаимопонимание осуществляется с помощью различных средств:

1. Люди больше оперируют эмоционально-интуитивными оценками («Я не знаю почему, но поступок этого человека мне не нравится»).

2. Используют рациональные объяснения («Этот поступок, хотя внешне он выглядит вполне нравственным, я не считаю таковым, пот. что…)

3. Другие люди оценивают окружающих, соотнося поступки с нормами и запретами.

Неудовлетворенность потребности в общении вызывает у человека любого возраста отрицательные эмоциональные переживания. При длительном сохранении неблагоприятно сложившихся отношений могут произойти существенные изменения в характере человека. Он может постоянно ждать недоброжелательства, непонимания своих мотивов поведения, отрицательной оценки своих поступков.

Общение – это сложный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности, обеспечивающий все многообразие жизнедеятельности и отношений личности.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушения динамики речи и появления стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. Рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Общение учителя с учениками должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А.А.Леонтьев). Один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. А.С.Макаренко: Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство – это искусство влияния на ученика, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

 В.А.Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым…». Он осуждал крик педагога и предупреждал: «Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Кредо педагогов должно быть – демократизация личности, отстаивающее идеи самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, демократического диалога. Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, его мнения, характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.

Создание ситуации успеха – важный момент в педагогическом общении.

Заинтересованное участие в жизнедеятельности детей является определяющим в общении ребенка и воспитателя, нацеленность на развитие личности ребенка, создание атмосферы добра и взаимного доверия. Педагогическая оценка – часть общения учителя с ребенком. Положительная оценка – своеобразный стимул активной деятельности, хорошего аппетита, должного поведения и успеваемости детей. Чем выше оценка, тем больше желания у ребенка учиться, трудиться и творить. Важно, чтобы оценивался труд, а не личность, особенно если оценка дается педагогом отрицательная. Общение должно носить непринужденный свободный характер. Часто необходимо поощрять детей за доброе отношение друг к другу, закрепляя тем самым полученные знания и отрабатывая умения правильно общаться.

Педагогическое общение характеризуется функциями:

1.Информационная – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Общение через роли, выполнение личностью, программирует у нее тот иной шаблон социального поведения.

2.Самоутверждения личности. Задача педагога – способность к осознанию школьника своего «я», ощущению совей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

3.Сопереживание: обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.

Общительность – это профессионально-личностное качество педагога. Педагог может строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми при наличии педагогического такта. Такт означает прикосновение. Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей, основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных ситуациях сохранилось уважение к человеку.

Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства, умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на ученика, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Слово учителя должно применяться оптимально, деликатно, чрезмерная требовательность может привести к обратной реакции: к непослушанию. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Проявление внимания, заботы, доброты должно меняться в связи с возрастом детей.

Малыши – учитель может обнять ребенка, погладить его.

Подростки – важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и «детскость» обращения их раздражает.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание). Он предполагает доверие к ученику. Культура общения учителя, такт проявляется в разных формах взаимодействия его с учениками: на уроке, во внеклассной работе, на досуге.

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Разные формы общения: собрания, диспут, досуг – требуют от учителя специфики стиля общения. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями:

1. «пристройка сверху» - учитель демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Это позиция «родителя».

2. «пристройка снизу» - обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность; позиция «дитяти».

3. «пристройка рядом» – выражается корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими; это позиция «взрослого».

4. «позиция неучастия».

 

Литература.

1. Профессиональная культура учителя. В.А.Сластенина. –М., 1993.

2. Сухомлинский В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.

Лекция 12: Самообразование и самовоспитание как средство творческой профессиональной подготовки учителя.

 

Цель: Раскрыть понятие «самовоспитание», «самообразование», являющимися главными факторами формирования базовой культуры личности.

 

План.

1. Понятие самообразование, самовоспитание и их особенности.

2. Профессиональное самообразование учителя.

3. Самообразование как средство профессиональной подготовки

будущего учителя.

4. Самообразование как источник формирования и развития    

творческого потенциала личности.

 

Литература:

1. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность- Москва, 2002.

2. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. - Москва, 2004.    

3.Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования. 2-е издание.- Москва, 2006.

                                         1. Понятие «самовоспитание».

    Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всю совокупность социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах.

Важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованнойвстречной активности личности, получившей название самовоспитания.

    Итак, самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленной на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества. Самовоспитание - основная часть и результат воспитание, всего процесса развития личности.

2-3. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя.

    Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания учителя является самообразование, под которым понимается «целенаправленная познавательная деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, которые необходимы для совершенствования педагогического процесса». 

  Самообразование - основа роста учителя как специалиста. Учитель, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, он не только отстает, он тянет назад, он сопротивляется достижениям школьного коллектива. К.Д. Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится сам.

        Процесс профессионального самовоспитания очень индивидуален. Но в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

  1. Самопознание;
  2. Самопрограммирование;
  3. Самовоздействие.

Профессиональному самопознанию помогают знания психологии, ряда ее методик и текстов для выявления общей самооценки, определения профессиональных качеств, уровня коммуникабельности. Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

    Самоопределение – это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

    Саморазвитие – это процесс активного, последовательного качественного изменения личности, которое является результатом собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих технических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом развития (например: памяти, мышления, внимания, общих и профессиональных задатков и т.д.)

   Самосовершенствование – ( в какой-то мере аналог самосовершенствования) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Это понятие несёт в себе более гуманный смысл, т.к. в отличие от самовоспитания, предполагающего воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству), достижение акме (греч. асте – рассвет, вершина).

         4 Самообразование как источник формирования и развития творческого потенциала личности. Несколько выше мы говорили, что самообразование – это основа роста учителя как специалиста всегда отличает не только пунктуальность, но и творческое отношение к работе, которое «вытекает» из истоков самообразования, когда учитель стремится к постоянному самосовершенствованию как личностному, так и профессиональному. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда установленные формы и методы не дают желаемых результатов «Условные приёмы, способы, нормы педагогической деятельности включаются в огромное множество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного «упражнения», внесения изменений, коррекций, регулирования, развития у преподавателя инновационный стиль педагогического мышления.

    Можно ли научить и обучить творчеству? Можно если знать закономерности целостного педагогического процесса, осознавать цели и задачи совместной деятельности учителя и учащегося, иметь готовность и способность к самоизучения, самообразованию, самосовершенствованию.

     Важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованнойвстречной активности личности, получившей название самовоспитания.

     Работа над собой – самовоспитание - начинается с создания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

    Итак, самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленной на саморазвитие, на формирование базовой культуры личности.

       Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добросовестному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведение, волевые качества. Самовоспитание - основная часть и результат воспитание, всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Состояние общепедагогической подготовки педагога и требования к профессиональной подготовке в современных условиях.

Общепедагогическая подготовка учителя в профессионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах определяются требованиями общества на переходном этапе его развития, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях. Педагогическое образование призвано обеспечить готовность выпускника к трансляции культуры на основе гуманистически ориентированной профессиональной позиции учительства, его профессиональных умений моделирования и проектирования вариативных способов деятельности. В качестве основы содержания общих требований к специалисту педагогического профиля выступает целостное представление о сфере образования как специфической области гуманитарного знания. К этим требованиям относятся:

- основные закономерности природы, общества и мышления;

- знания о человеке как об индивидуальности и личности;

- способы освоения педагогической действительности;

- современные системы поиска, обработки и применения информации;

- управленческие решения в педагогической деятельности.

Государственный образовательный стандарт высшего образования (ГОСВО) является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагогического образования и создающим основы для обеспечения, сохранения единого образовательного пространства на всей территории страны. Рассмотрим, как выглядит в настоящее время содержание подготовки учителя. Прежде всего, надо отметить, что впервые в ГОСВО приведены требования к уровню подготовки абитуриента, в которых указано, что предшествующим уровнем образования поступающего в педвуз является среднее (полное) общее образование, что должно быть подтверждено наличием документа государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Системообразующим фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:

1. Конституцию РК;

2. Законы РК, решения правительства РК и органов управления образованием по вопросам образования;

3. Конвенцию о правах ребенка;

4. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

5. педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

6. методику преподавания предмета и воспитательной работы;

7. программы и учебники;

8. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

9. средства обучения и их дидактические возможности;

10.  основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

11.  основы права, научную организацию труда;

12.  правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Кроме того, ГОСВПО содержат требования к профессиональной подготовленности специалиста, который должен:

- решать педагогические задачи, соответствующие его квалификации;

- осуществлять процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности школьников с учетом специфики преподаваемого предмета;

- стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

- анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений;

- выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (или лиц их заменяющих) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

- знать государственный язык.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.