Послесловие дорнахского издателя — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Послесловие дорнахского издателя

2020-10-20 148
Послесловие дорнахского издателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Публикуемые здесь тексты восходят к учебно­му материалу Эзотерической школы Рудольфа Штайнера. Эта Школа существовала десять лет, с 1904 по 1914 гг., то есть вплоть до начала первой мировой войны, помешавшей ее дальнейшему ве­дению. В это время Рудольф Штайнер находился еще в тогдашнем Теософском обществе и пользо­вался словами «теософия» и «теософский», но все­гда в смысле своей с самого начала антропософски ориентированной духовной науки (Ср. об этом «Мой жизненный путь»). По истечении следую­щих десяти лет, в начале 1924 года, Рудольф Штайнер снова приступил к устройству эзотерической школы, Свободной Высшей школы духовной на­уки. Как Эзотерическая, школа состояла из трех различных классов, так же точно и Свободная Выс­шая школа духовной науки снова делилась на три класса: «Пожалуйста, не пугайтесь этих трех клас­сов, мои дорогие друзья! Три класса уже были пер­воначально в Антропософском обществе, только в иной форме, до 1914 года».

Одновременно с началом Эзотерической шко­лы в 1904 г. последовало открытое изложение пути обучения в труде «Теософия», в ряде статей «Как достигнуть познаний высших миров?» (1-е изда­ние в виде книги в 1909 г.), а также в появившемся в начале 1910 г. труде «Очерк таиноведения». В этих трудах находится также описание основных условий внутреннего развития, прежде всего так называемых Nebenübungen — упражнений, выпол­няемых наряду с главными, почему после их изда­ния Рудольф Штайнер указывает в отношении nebenübungen на названные труды. Необходимая при всех упражнениях предпосылка указана в «Тайноведении» в главе «Познание высших ми­ров» (О посвящении или инициации):

«...Но из этого видно, сколь необходимо, чтобы человек не добивался собственного вступления в духовный мир прежде, чем он не постиг своей обычной, развитой в физически-чувственном мире способности суждения определенных истин о ду­ховном мире. То, что сообщено в этой книге преж­де изложения о «познании высших миров», это при правильном ходе развития должно было бы быть усвоено духовным учеником посредством его обычной способности суждения, прежде, чем он возымеет потребность самому отправиться в сверх­чувственные миры».

Жизнь в Эзотерической школе делилась на да­ваемые упражнения и лекции, так называемые эзотерические уроки, которые Рудольф Штайнер читал участникам Школы в самых разных местах -главным образом, в Берлине и Мюнхене - ив ко­торых истолковывался материал упражнений.

Упражнения состояли в общих чертах:

из наставлений в медитациях для утра и вече­ра, именуемых «главными упражнениями», свя­занными с так называемым вечерним «обратным обзором»;

из так называемых Nebenübungen - упражне­ний, сопутствующих главным, и выполнявшихся в течение дня; в мантрах (медитативных изрече­ниях), дававшихся дополнительно.

Из этих упражнений «обратный обзор», Nebenübungen и различные мантры, например, из­речения на день недели («медитации, касающие­ся бытия Иерархий в ходе времени») или мантрам «В духе пребывал зачаток моего тела...» был и дей­ствительны для всех учеников. Иначе обстояло дело с «главным упражнением», которое давалось всегда строго доверительно, то есть имело силу лишь для соответствующего ученика лично.

Это главное упражнение существует в различ­ных формах, прежде всего в обеих главных катего­риях: рукописной и размноженной. Среди много­численных, данных от руки, наставлений намного преобладающая часть сформулирована полностью индивидуально; другая часть позволяет распре­делить ее в различные группы сходно звучащих текстов, так как с возрастанием круга учеников, для многих имели силу одинаковые начальные ус­ловия. Чаще всего здесь встречаются формулы «Ярче Солнца...»; «В чистых лучах света...»; «Из­лучающие свет образы...»; «Стойко ставлю я себя в бытии...».

Главные упражнения, имеющиеся в размножен­ном виде, - дававшиеся в Школе, стало быть, вооб­ще или по крайней мере определенному кругу уче­ников - существуют или в виде совершенно оди­наково звучащего, одного для всех текста (см. II Главное упражнение, данное вообще), или в такой форме, чтобы она лишь при передаче включила в себя, или только «силовое слово», всякий раз со­гласованное с личностью ученика (как, например, в вообще данном I Главном упражнении, и далее), или также медитативную формулу, вписы­ваемую Рудольфом Штайнером собственноручно.

Различные формы Главных упражнений, осо­бенно составленные целиком индивидуально, но также и отдельные, данные вообще или определен­ному кругу учеников, связаны с дыхательными упражнениями. Указания к упорядочиванию ды­хания различны, однако чаще всего встречается вид их, данный в напечатанных здесь упражнени­ях. Однако, среди эзотерических упражнений, ко­торые Рудольф Штайнер давал вообще, гораздо больше их без дыхательных упражнений. Ср. к тому же следующие высказывания Рудольфа Штайнера в его труде «Очерк тайноведения»:

«Когда упражнения проделываются ради инту­иции, они действуют не только на эфирное тело, но вплоть до сверхчувственных сил физического тела. Не следовало бы, конечно, представлять себе, что в физическом теле происходят такого рода воз­действия, какие доступны обычному чувственно­му наблюдению. Это воздействия, о которых мо­жет судить только сверхчувственное познание. Они не имеют ничего общего со всем внешним по­знанием. Они наступают как результат зрелости сознания, если оно может иметь переживания в интуиции, несмотря на то, что оно выделило из себя известные доселе внешние и внутренние пе­реживания.

Однако, переживания интуиции нежны, интим­ны и тонки; а человеческое физическое тело на на­стоящей ступени его развития является грубым в отношении их. Оно представляет поэтому силь­но действующее препятствие для успеха упражне­ний в интуиции. Если эти последние продолжают­ся с энергией и упорством в необходимом внутрен­нем покое, то, в конце концов, они преодолевают могучие препятствия физического тела. Духовный ученик замечает это потому, что он постепенно ов­ладевает определенными внешними проявления­ми физического тела, происходившими доселе со­всем вне его сознания. Он замечает это также по тому, что на короткое время ощущает потребность так установить, например, дыхание (или подобное ему), чтобы оно пришло в своего рода созвучие или гармонию с тем, что душа совершает в упражнени­ях или в ином случае - во внутреннем погруже­нии. Идеал развития в том, чтобы самим физичес­ким телом не совершалось никаких упражнений, в том числе дыхательных упражнений, но чтобы все то, что должно произойти с ним, наступало лишь как следствие чистых упражнений в интуиции».

В 1947 году, 33 года спустя после прекращения Эзотерической школы из-за Первой мировой вой­ны и два года спустя после окончания Второй ми­ровой войны, Мария Штайнер, - по просьбе чле­нов Антропософского общества - приступила к публикации существеннейшего из содержания Эзотерической школы, чтобы противопоставить появившимся тогда в большом количестве публи­кациям восточной практики обучения (йоге в том числе) нечто из европейских методов обучения Рудольфа Штайнера: «Ныне, благодаря наличию таких осмотрительных и лично д-ром Штайнером данных советов, я хотела бы позаботиться о том, чтобы, исходя из розенкрейцерского течения, мог­ло быть дано нечто, что отвечает времени больше, нежели тибетские и индийские упадочные мето­ды... Я думаю, что в Германии особенно нуждались бы в чем-то вроде эквивалента (Gegenstück) тибет­ским и американским рецептам дыхания» (Пись­мо Марии Штайнер от 1 февраля 1948 г.). Первая тетрадь была издана в 1947 г., вторая - в 1948 г., а третья тетрадь, над формированием которой она работала еще незадолго до смерти, была издана в 1951 г. Поскольку этими тремя тетрадями Марией Штайнер были опубликованы самые существен­ные из упражнений, прежде всего - дававшиеся в Эзотерической школе в общем, в этом новом изда­нии намеченная ею подборка была лишь расшире­на отдельными дополнениями и несколько пере­группирована.

Тексты были заново проверены на основе всех без исключения имеющихся в распоряжении ма­териалов; записанное - тщательно сверено с руко­писями, насколько они имеются в архиве. Что каса­ется качества текста, то нужно все-таки учитывать, что записывать во время эзотерического урока не позволялось. Все эти, имеющиеся ныне записи, были сделаны различными участниками по памяти задним числом. Исключение составляет урок в Берлине от 24 октября 1905 г., резюмированный письменно самим Рудольфом Штайнером. По этой причине относительно всех других записей таких уроков нужно заранее учитывать возможность ошибок.

 

Примечания

11 Задачи духовной науки: Записи этой берлинской лекции без даты, вероятно 1903 или 1904 год, сде­ланы Марией Штайнер фон Сивере.

Слова Гегеля: Из лекций по «Философии истории», третий раздел, 2-я глава: Христианство.

та древняя книга: относится к геометрии Эвклида.

19 Общие требования...: Под этим названием в октяб­ре 1906 Рудольфом Штайнером были записаны для размножения так называемые Nebenübungen после того, как незадолго до того о них говорилось в цик­ле лекций «У врат теософии» (Штутгарт, август-сентябрь 1906 г. - Библ. № 95).

23 Персидская легенда о Христе Иисусе находится в «Заметках и статьях для лучшего понимания Запад­но-восточного Дивана. Общая часть» Гете.

29 Дальнейшие правила в продолжение «Общих требо­ваний»: Этот текст Рудольф Штайнер также запи­сал для размножения около 1907 г. Заголовок тогда гласил: «Правила для всех тех, кто уже приложил старания исполнить те требования, которые были предъявлены им в первом циркуляре (наставле­нии)».

35 Да каждый день недели: для данного нового изда­ния использован другой оригинал текста, чем тот, который находился в распоряжении для печати в III тетради «Из содержания Эзотерической школы», Дорнах, 1961 г. Однако оригинальной записи Ру­дольфа Штайнера в архиве нет. Ср. с этими упраж­нениями главу «О некоторых последствиях посвя­щения» в «Как достигнуть познаний высших ми­ров?», а также 3-ю лекцию цикла «Евангелие от Луки» (Библ. № 114).

41 Двенадцать добродетелей...: Это наименование и перевод на немецкий язык данных, вероятно Е. П. Блаватской на английском языке добродетелей по месяцам года и расширительные дополнения («становится...») принадлежат Рудольфу Штайнеру. Относительно перевода английских указаний на немецкий язык в традиции существуют некото­рые варианты, взятые в скобки. Однако оригинала в архиве нет. Впервые в этом издании.

45 Два главных упражнения, данных вообще: Эти два данных вообще или, по крайней мере, для некото­рого круга учеников Главных упражнения были записаны для размножения в октябре 1906 г., ве­роятно вместе с сопутствующими упражнениями «Общие требования...» Для первого упражнения су­ществует рукопись, для второго упражнения (оно появляется в печати впервые в этом издании) -только размноженная копия. Обозначение «Содер­жание отдельного эзотерического урока», данное 1-му упражнению при публиковании в I тетради «Из содержания Эзотерической школы», основано на недосмотре.

49 Предыдущий мантрам, несколько индивидуализиро­ванный: Здесь уже для первого издания Марии

Штайнер послужила рукопись Иоанны Мюке, уп­равляющей философско-антропософским изда­тельством, которая, предположительно, получила этот текст дословно от Рудольфа Штайнера лично.

52 Алкоголя избегать абсолютно: Это требование счи­талось совершенно всеобщим в Эзотерической шко­ле и упоминалось лишь в первое время; позже оно разумелось само собой.

53 Пояснения к обоим предыдущим Главным упражне­ниям, данным вообще: Здесь речь идет не о записях эзотерического урока (как предполагалось в изда­нии 1968), а - как можно было установить с тех пор - о записи Рудольфа Штайнера, из оригинала которой нашелся один лист. Текст был написан, ве­роятно, одновременно с Главными упражнениями 1906-1907 гг., данными вообще.

63 Главные упражнения, дававшиеся различным учени­кам индивидуально: Главные упражнения, содер­жащиеся в этой части, нельзя определить ближе по времени. Отдельные из них могли быть даны даже после прекращения Эзотерической школы. При подготовке к печати в распоряжении находились следующие материалы:

Упражнение, стр. 63-65: Оригинал Рудольфа Штайнера.

Упражнение, стр. 66-67: рукопись Марии Штайнер. Упражнение, стр. 68-69: рукопись Марии Штайнер с пометкой «дано одному русскому, приехавшему на курс лекций в Гельсингфорсе». Для него же упраж­нение было переведено Марией Штайнер на русский. Упражнение, стр. 70-71: уже при первом издании было воспроизведено Марией Штайнер по предос­тавлении в ее распоряжение копии.

Упражнение, стр. 72-73: оригинал Рудольфа Штайнера.

Упражнение, стр. 74: оригинала в архиве нет. Упражнение, стр. 75-76: оригинал Рудольфа Штайнера.

Упражнение, стр. 77: как и упражнение на стр. 68.

Упражнение, стр. 78-79: оригинал Рудольфа Штайнера.

Упражнение, стр. 82: оригинал Рудольфа Штайнера. Упражнение, стр. 83-86: оригинал Рудольфа Штайнера. Первая публикация в этом издании.

89 Медитации. касающиеся бытия Иерархий в ходе времени: Это наименование было дано Марией Штайнер для первого издания в III тетради «Из со­держания эзотерической школы». Вынесенный в заглавие текст взят из письма от 4 августа 1907 г. одному из личных учеников. Восьмое изречение «Ежедневно после предыдущего» было дано лишь позднее. С большой вероятностью можно предпо­лагать, что первоначально эти медитации давались лишь немногим и лишь позднее давались вообще, ибо упоминание их на общих эзотерических уроках встречается, лишь начиная с 1909-1910 гг. Текст вос­произведен по оригиналу Рудольфа Штайнера, в котором, однако, - а потому и в первом издании в III тетради «Из содержания Эзотерической шко­лы» - в медитации с пятницы на субботу отсутству­ет третья строка от конца. Вероятно, она была до­бавлена Рудольфом Штайнером позднее, ибо в раз­ных других имеющихся рукописях (в том числе, Марии Штайнер) эта строка содержится.

107 В Духе пребывал зачаток моего тела: Эта медита­ция предназначалась с самого начала всем учени­кам и впервые была дана, вероятно, в октябре 1906 г. Во всяком случае, первое упоминание встречает­ся в записи Марии Штайнер эзотерического урока 2 октября 1906 г. Текст этой медитации имеется в рукописи Рудольфа Штайнера. Он, однако, обнару­живает совсем незначительные отклонения от вос­производимого здесь и в первом издании текста. Для первого издания Мария Штайнер использова­ла предоставленный ей одним из участников Эзотерической школы текст. Вероятно, и в этой ме­дитации Рудольф Штайнер позднее кое-что изме­нил в тексте.

По имеющемуся сообщению одного члена Эзо­терической школы, на эзотерических уроках Ру­дольф Штайнер перед этим мантрамом всегда про­износил сперва розенкрейцерское изречение: «Ех Deo nascimur - in Christo morimur - per Spiritum Sanctum reviviscimus» («Из Бога рождаемся - во Христе принимаем смерть - через Духа Святого вос­кресаем») - и вслед за тем: «И Учитель Мудрости и Созвучия ощущений дает объяснение: «В Духе пре­бывал зачаток моего тела...».

109 Я взираю во тьму..:. Эту медитацию Рудольф Штайнер дал и объяснял в лондонской лекции 2 сентяб­ря 1923 г., напечатанной в «Науке Посвящения и по­знания звезд», Библ. № 228. Хотя медитация не была дана в связи с Эзотерической школой, она все-таки оставлена в этом новом издании, поскольку была опубликована Марией Штайнер в I тетради «Из содержания Эзотерической школы», возмож­но потому, что Рудольф Штайнер назвал ее «своего рода медитацией для получения Я, и чьи слова се­годня могут быть вписаны в душу каждого челове­ка настоящего времени».

109-113 Относительно пяти этих медитаций, кото­рые были даны отдельным ученикам, не установ­лено, последовало ли это внутри или вне Эзотери­ческой школы.

110 О Божественный Дух, исполни меня: По оригиналу Рудольфа Штайнера известна под названием «Мо­литва для больного».

111 Мировая душа являет себя: Оригинала в архиве нет. Для первой публикации во 2 издании I тетради «Из содержания Эзотерической школы» был предостав­лен Марии Штайнер получившим медитацию.

112 Солнце светит: Оригинала в архиве нет.

Опубликованы

113 Я несу в себе покой: Марией Штайнер

по предоставленным

114 Победоносный Дух: ей текстам.

Наименование «Медитация, слова которой охваты­вают волю» дала медитации «Победоносный Дух» Мария Штайнер при первой публикации в «Из со­держания Эзотерической школы». В одном пред­ставленном тексте она называется также «Проше­ние о мужестве». Согласно двум имеющимся иден­тичным текстам в предпоследней строке должно быть «била ключом», а не «правила как ключ» как в первом издании.

115 За умершего: Из письма Рудольфа Штайнера от 31 де­кабря 1905 г.

127 Записи Эзотерического урока в Берлине в Страст­ную Пятницу 13 апреля 1906 г.: Текст по имеющей­ся рукописи одного слушателя. Стоящее в конце изречение «Изначальное Я, из которого мы изош­ли...» находится в другой редакции в «Словах ис­тины» (Библ. № 40). К изложению начинающему­ся «Ученик Йоги делает дыхательные упражнения» (стр. 129) сравни описание восточного, христиан­ского и христиански-розенкрейцерского пути обучения в томах «У врат теософии» (Библ. № 95); «Теософия розенкрейцера» (Библ. № 99).

133 Записи эзотерического урока в Берлине 2 октября

1906 г.: Первый текст - по имеющейся рукописи Марии Штайнер, рисунок в которой сделал соб­ственноручно Рудольф Штайнер; второй текст - по имеющейся рукописи другого слушателя. Впервые в этом издании. Относительно упомянутых эпох развития человечества: пятой, шестой коренных рас, подрас в т. д. ср. «Очерк тайноведения» 1910 г.,

(Библ. № 13).

139 Записи эзотерического урока в Берлине 14 нояб­ря 1906 г.: Текст по имеющимся записям одного слу­шателя.

145 Записи эзотерического урока в Мюнхене 6 июня

1907 г.: Текст по имеющимся рукописным записям одного слушателя. Впервые - в этом издании.

155 Краткие записи эзотерического урока в Берлине 9 октября 1907 г.: Текст - по имеющимся рукопис­ным записям одного слушателя. Поправки к перво­му изданию в I тетради «Из содержания Эзотери­ческой школы», предусмотренные уже Марией Штайнер для нового издания:

Вместо даты 1250, названной в абзаце: «В 1250 было положено начало тому духовному течению, ко­торое достигло своего высшего пункта в 1459 г...», раньше стояло 1050, что основано, возможно, на ошибке записавшего; ср. в связи с этим указания Рудольфа Штайнера в «Духовном водительстве че­ловека и человечества» (Библ. № 15), а также «Эзо­терическое христианство и духовное водительство человечества» (Библ. № 130).

Далее в этом же абзаце было исправлено ука­зание начала эпохи Гавриила с прежнего «1050» на «1510», согласно записи в записной книжке Ру­дольфа Штайнера к курсу лекций «Сознание посвя­щенного» (Торки, август 1924 г., Библ. № 243).

1879-1510 Гавриил (Луна)  850-500 Захариил (Юпитер)

1510-1190 Самаил (Марс)  500-150 Анаил (Венера)

1190-850 Рафаил (Меркурий) 150-200 Орифиил (Сатурн)

до P X.

Можно добавить, что эпоха Михаила считается с 1879 г. примерно по 2300 г. Подробное изображе­ние значения 1879 находится, например, в томе «Спиритуальный второй план внешнего мира. Па­дение духов тьмы» (Библ. № 177).

159 Записи эзотерического урока в Мюнхене 16 января 1908 г.: Текст по имеющимся рукописным записям одного слушателя. Впервые - в этом издании. По содержанию сравн. с лекцией в Дорнахе 3 января 1915 г. «О будущем бытии Юпитера и его сущнос­ти» в «Искусство в свете мистериальной мудрости»

(Библ. № 275).

168 Записи эзотерического урока в Берлине 26 января 1908 г.: Выдержка из записей этих изложений, в ос­тальном идентичных с мюнхенскими от 16 января 1908 г.

177 Речь при закладке Дорнахского Здания: Эта речь, произнесенная в связи с торжественным актом зак­ладки, причем совершенно в духе эзотерических уроков, была включена Марией Штайнер в публи­кации «Из содержания Эзотерической школы». Текст речи - хотя и с пробелами - сохранился лишь благодаря тому, что один слушатель, обученный сте­нографии, попытался при неблагоприятнейших ус­ловиях - плохой погоде и факельном освещении, ибо торжество происходило в конце сентября вече­ром приблизительно от 18 ч. 30 м. до 20 ч. 30 мин. -записать его, опираясь на спину стоящего рядом. Его рукописная расшифровка этих записей имеет­ся в архиве. Некоторые исправления и дополнения в отношении первого издания восходят к сравнению с этой рукописью, нижеследующие же смысловые поправки - к Марии Штайнер.

179 мировой материи (Hyle): В прежних изданиях сто­яло «оболочка (Hulle) мира», что вероятно, восхо­дит к ошибке при расшифровке.

которая была высвобождена (ausgelost worden ist) в западном мире: В рукописи в данном месте: «была выделена» (abgelost).

если бы не был услышан вопль их тоски по Духу: В рукописи в этом месте - «если бы не последовал».

180 ариманический натиск мавров: в записи вслед за этим еще придаточное предложение: «когда с дру­гой стороны приблизился добрый (gute) Ариман», -которое из-за его неясности или возможной непол­ноты было опущено уже Марией Штайнер в пер­вом издании.

182 Первым из содержания Пятого Евангелия: Дальней­шее» см. в «Из исследования Акаши. - Пятое Еван­гелие» (Библ. № 148).

184 покажете себя сильными мыслью: заключительные слова четвертой мистериальной драмы «Пробужде­ние души» (Библ. № 14).

189 Толкования на «Свет на Пути» Мабель Коллинз: Этот весьма известный в Теософском обществе «Трактат ко благу тех, кто незнакомый с восточной мудростью жаждет подойти к ней» английской тео­софки Мабель Коллинз (псевдоним мисс Кенниг­дал Кук, 1851-1927 г.) был переведен на немецкий бароном Оскаром фон Гоффманном. Первую часть своих толкований Рудольф Штайнер написал на Рождество 1903 г., а вторую - летом 1904 г., в зак­лючение которой стояло: «Продолжение в ближай­шее время». Этого продолжения не последовало.

205 Медитация в связи со «Светом на Пути»: Вначале Эзотерической школы Рудольф Штайнер указывал нередко в качестве медитативного текста на малень­кое сочинение «Свет на Пути», особенно - первые четыре предложения из него. Эта впервые здесь пе­чатаемая медитация (данная в мае-июне 1904 г.) была одним из самых первых в школе данных Ру­дольфом Штайнером вообще Главных упражнений, почему формула гласит также и здесь: «Ярче Солн­ца, чище снега...» (см. примечание на стр. 119).

207 Толкования на «Голос Безмолвия» Е. П. Блаватской: Текст по рукописи Рудольфа Штайнера. Впервые в этом издании. Как и в толкованиях на «Свет на Пути», здесь также стояло в конце «Продолжение в скором времени», но оно также не последовало. Е. П. Блаватская (1831-1891), основательница Теософского общества и его эзотерической школы. Ср. «Мой жизненный путь» Рудольфа Штайнера, а также лекцию от 28 марта 1916 г. в Берлине в цикле

42-м «Настоящее и прошлое в человеческом духе» (Библ. № 167).

Кто хочет понять глас Духа: Рудольф Штайнер свободно воспроизводит здесь перевод обоих поло­жений из «Голоса Безмолвия». Относительно мно­гократно упоминаемых «Учителей» Рудольф Штайнер указывает на высокоразвитые индивидуально­сти великого значения для эволюции человечества. «Эти возвышенные существа уже одолели путь, которым еще должно идти остальное человечест­во. Они действуют ныне как великие «Учителя Муд­рости и Созвучия общечеловеческих ощущений». (Из письма к одному члену Общества, Берлин, 2 января 1905 г.). Ср. также: «Рудольф Штайнер -Мария Штайнер. Переписка и документы 1901­1925 гг.». (Библ. № 262).

Перечень мантрических изречений

Аум, Аминь! Правят злые силы

Брезжит восход Солнца

В Божестве мира

В Духе пребывал зачаток моего тела

Великий всеобъемлющий Дух

В моем духе

В начале было Слово другая редакция

В начале был Ягве

В твоем «»

В чистых лучах света блистает

несколько индивидуализированный текст

В чистых лучах света могу я

В этом знаке

Излучающие свет образы

Из мировых глубин

Изначальное «Я», из которого мы изошли

Изречения на каждый день

И Христос живет во мне

Когда мировое бытие звезд

Кто хочет понять глас Духа вне самого себя

Мировая Душа являет себя распятой

Моя любовь жертвенно да сочетается

Мудрость - в Духе

Набожно и благоговейно

О, Божественный Дух, исполни меня

Он живет в моем «Я»

Победоносный Дух

Прежде, чем глаз сможет узреть

Сознательно выступает мое «Я»

Солнце светит

Стойко ставить себя в этом бытии

другая редакция

То, что гласит мне

Ты, моя душа

Чистые лучи света

Этот знак являет мне

Я взираю во тьму

Я несу в себе покой

Ярче Солнца

Jasmst jatam jagat sarvam

 

Рудольф Штайнер

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

ИЗ СОДЕРЖАНИЯ «ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ»

Перевод с немецкого В. А. Богословского под ред. Г. А. Кавтарадзе Редактирование и корректура Н. Т. Гладуш Компьютерный набор А. Д. Чистяковой Компьютерная верстка Р. Р. Аминовой

Подписано в печать 12.04.05. Формат 84x108/32. Гарнитура Петербург. Усл. печ. л. 8. Тираж 1500 экз. Заказ .

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.

 

Rudolf Steiner

ANWEISUNGEN FÜR EINE ESOTERISCHE SCHULUNG

Рудольф Штайнер

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА

Из содержания «Эзотерической школы»

Санкт-Петербург Издательство «Дамаск» 2005

ББК 86.42 Ш87

Штайнер Р. Наставления для эзотерического ученичества. Из содержания «Эзотерической школы». Перевод с немец­кого В. А. Богословского под редакцией Г. А. Кавтарадзе. -изд. 2-е, исправленное - СПб.: «Дамаск». 2005 — 256 с.

Сборник материалов, сохранившихся от Эзотериче­ской школы, которую Рудольф Штайнер вел в 1904— 1914 гг., представляет существенное дополнение к книге «Как достигнуть познаний высших миров», уже известной читателю, питающему интерес к духовной науке. Сборник содержит конкретизацию «6-ти упражнений» (так называ­емый «шестимесячный курс»), более подробные указания к 8-ми упражнениям, восходящим к «восьмичленному пути» Будды, а также большое количество предназначав­шихся для медитирования учениками текстов, которые приводятся по-немецки и в русском переводе параллельно.

Перевод выполнен по 4-му дорнахскому изданию 1976 г., том 245 Полного собрания сочинений Рудольфа Штайнера.

На русском языке публикуется впервые.

К настоящей публикации

Собранные в настоящем томе тексты из содер­жания Эзотерической школы были большей час­тью письменно зафиксированы Рудольфом Штайнером. Наоборот, так называемые эзотерические уроки представляют собой записи, сделанные их участниками позднее, поскольку во время уроков записывать не разрешалось. Поэтому эти тексты не могут претендовать на полное и дословное вос­произведение того, что излагалось Рудольфом Штайнером.

Более подробные сведения относительно пуб­ликуемого здесь содержания и об оригиналах текстов приводятся в Послесловии дорнахских издателей и в Примечаниях.

© Rudolf Steiner Verlag, 1979 © Издательство «Дамаск», 2005 © Перевод В. А. Богословского

ISBN 3-7274-5515-2 ISBN 5-85419-014-1

 

 


* der Arm означает руку вплоть до кисти, (die Hand -только кисть, sein gefaltet - значит у немцев «быть сло­женными» так, чтобы пальцы одной руки проходили между пальцами другой, при этом соединенные таким образом руки, выражающие благоговение, держат пе­ред собой. (Прим. переводч.)

* Примечание Издательства.

Это единственная собственноручная запись эзотеричес­кого занятия, сделанная Рудольфом Штейнером для Анны Вагнер из Лугано, которая не могла присутствовать на этом занятии. Данное изречение получали как первую медитацию все ученики Эзотерической Школы Теософ­ского общества. Английский оригинал гласит:

«More radiant than the Sun

Purer than snow

Subtler than the ether

Is the Self

The Spirit of my heart

I am this Self

This Self am I.»

Существуют его переводы на многие языки. Можно пред­положить, что приводимый перевод принадлежит Рудоль­фу Штейнеру. Позднее эта медитативная формула была заменена им самим, а именно: (см. выше, глава – два главных упражнения, данные вообще)

«Im den reinen Strahlen des Lichtes

Erglänzt die Gottheit der Welt...»

* Кама-Манас – душа рассудочная.

** Кама — астральное тело.

 

* питри – лунный предок

** дангма – ясновидящий

*** О рундах см. схему в лекции от 24. VI 1908 г. цикла «Апокалипсис Иоанна» (Библ. № 104), а также схе­мы в Библ. № 93а «Основные элементы эзотерики», стр. 263-265, немец. издания, 1976. (Примеч. перев.)

**** К. X. - обозначение Кут Хуми, «Учителя» Теософско­го Общества.

***** ментальное тело – низшее(обычное) «Я».

 

* см. об этом: Рудольф Штайнер «Из летописи мира» М. 1914, стр. 170


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.