Обучение приемам рукопашного боя — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обучение приемам рукопашного боя

2020-10-20 240
Обучение приемам рукопашного боя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика обучения на данном этапе представляет собой систему методов, методических приемов и определенных правил по взаимодействию в ходе обучения руководителя и занимающихся.

Традиционная методика обучения приемам рукопашно­го боя. Она включает в себя три этапа:

  1. ознакомление,
  2. разу­чивание,
  3. тренировку.

Основным при этом является тре­нировка, так как в процессе ее формируется двигательный навык, а ознакомление и разучивание осуществляются на первой стадии обучения. В какой-то мере самостоятель­ным этапом является лишь ознакомление с приемом. Ра­зучивание и тренировка представляют собой целостный педагогический акт по овладению приемом, между ними отсутствует резкая грань. В практике по обучению принято условно считать, что разучивание заканчивается тогда, когда занимающиеся умеют в целом воспроизвести прием. В процессе тренировки военнослужащие совершенствуются в технике выполнения приемов путем их многократного по­вторения в различных условиях, в результате чего форми­руется двигательный навык.

Ознакомление преследует цель — создать у обучае­мых правильное представление о приеме и технике его вы­полнения. Для этого используются различные наглядные и словесные методы, которые должны способствовать осоз­нанному изучению приема, а также вызвать желание овла­деть им.

Правильное называние приема, с одной стороны, помо­гает занимающимся овладевать терминологией рукопашно­го боя, а с другой — формировать определенное начальное представление о нем, которое в дальнейшем конкретизи­руется.

Показ приема в боевом темпе создает четкое зрительное представление о нем, укрепляет интерес к овладению им и служит образцом для подражания в дальнейшем. Показ может производиться и помощниками руководителя, если они хорошо подготовлены. В этом случае руководитель дол­жен сосредоточить внимание обучаемых на отдельных де­талях техники приема. Для того, чтобы показ создал пол­ное зрительное представление о приеме, его нужно демон­стрировать как в одну, так и в другую сторону, а личный состав располагать таким образом, чтобы прием был виден всем обучаемым. При ознакомлении важно указать, в ка­ких случаях прием может быть применен в рукопашном единоборстве с противником. В заключение необходимо кратко объяснить технику приема, используя при этом точную терминологию. Разбирать технику приема до его де­талей нецелесообразно, так как обучаемым трудно будет запомнить их, и это не позволит им сосредоточить внима­ние на главном в технике. Изложение техники должно со­провождаться показом в медленном темпе или по разделе­ниям (частям) в зависимости от того, какой способ разучи­вания будет избран. В конце рассказа необходимо указать на главное в технике приема и при необходимости провести дополнительный показ с акцентом на него.

Разучивание приема осуществляется на втором эта­пе. В зависимости от готовности военнослужащих к обуче­нию и сложности приема оно может проводиться способами целостного выполнения приема, расчлененного выполнения по разделениям или частям, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений.

Разучивание способом целостного выполнения проводит­ся тогда, когда прием простой, доступен обучаемым для выполнения в целом, либо когда выполнить его по-другому нельзя. Сущность данного способа заключается в том, что разучивание приемов проводится путем многократных уп­ражнений вначале в медленном, а затем — в постепенно убыстряющемся темпе в стандартных условиях как по команде руководителя, так и самостоятельно.

Способ разучивания по разделениям (частям) применя­ется тогда, когда прием сложный, но его можно выполнить с остановками, не нарушая основную двигательную струк­туру. Особенность его состоит в том, что в процессе разу­чивания проводится последовательная фиксация опреде­ленных положений приема. Она обеспечивает правильное представление обучаемых о том, какое положение занима­ют части тела в данный момент, а также позволяет руко­водителю осуществлять постоянный контроль за действия­ми обучаемых, уточнять детали техники приема. Необходи­мо помнить, что деление целостного приема следует прово­дить путем квалифицированного анализа техники. Каждая часть должна представлять собой логически завершенную, относительно самостоятельную структуру и не превра­щаться в очень мелкие изолированные движения. В даль­нейшем объединение частей осуществляется последова­тельным присоединением их друг к другу или к основному двигательному действию. После отработки приема по раз­делениям нужно приступать к выполнению его в целом в медленном и постепенно убыстряющемся темпе. Этот способ применяется при разучивании болевых приемов, уко­лов штыком и ударов прикладом, обезоруживаний и других приемов.

Способ разучивания приема с помощью подготовитель­ных (подводящих) упражнений используется в том случае, если прием выполнить в целом нельзя из-за его трудности, а расчленение на части невозможно, или если прием слож­ный и возникает необходимость предварительно отработать подводящие упражнения, а затем приступить к выполне­нию приема в целом.

В заключение прием отрабатывается самостоятельно обучаемыми. При этом каждый из них индивидуально вы­бирает темп выполнения приема, отрабатывает детали техники и стремится к выполнению его в боевом темпе. Руко­водитель занятия в это время исправляет индивидуальные ошибки обучаемых, побуждает их к сознательной и актив­ной работе.

Тренировка заключается в многократном выполне­нии разученного приема в постепенно усложняющейся об­становке и в разнообразных условиях. Важными задачами являются: доведение его исполнения до автоматизма, фор­мирование двигательного навыка и обеспечение высокого уровня развития специальных, физических и волевых ка­честв.

В процессе тренировки закрепляется сформированный двигательный стереотип, лежащий в основе навыка, и вме­сте с этим увеличивается вариативность выполнения прие­ма в различных условиях.

Тренировка, как правило, проводится в виде парных или поточных упражнений на обусловленные и полуобуслов­ленные действия, без сопротивления «противника» или с сопротивлением (незначительным).

Усложнение обстановки при проведении тренировки до­стигается:

  • изменением исходных положений;
  • выполнением приема на точность и быстроту;
  • увеличением количества непрерывных повторений приема;
  • выполнением приема в другую сторону (неудобную), на другую руку (ногу) и т. п.;
  • выполнением приемов с различными партнерами (по ве­су, росту и т. п.);
  • выполнением приема в сочетании с ранее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;
  • внезапным изменением условий выполнения приема (на­пример: действиями по командам и сигналам или в зависимо­сти от действий «противника»);
  • выполнением приема в ограниченном пространстве и т. п.

Приведенная методика обучения относится к категории репродуктивной, при которой руководитель в готовом виде показывает приемы, формулирует факты и доказательства, определяет понятия, акцентирует внимание на том, что нужно усвоить особенно прочно. При этом не осуществля­ется самостоятельного «приращивания» знаний и особенно боевых действий для решения различных двигатель­ных задач. Данная методика в должной мере не развивает мышление обучаемых, не позволяет формировать навыки поисковой деятельности. При одностороннем применении она формализует обучение, а порой ведет к «дрессировке». Одной этой методикой невозможно развивать такие качест­ва личности воина, как творчество и самостоятельность, по­этому необходимо применять и другие методики обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность занима­ющихся.

Динамическая методика обучения приемам рукопашного боя. В процессе подготовки военнослужащих к рукопаш­ному бою она зарекомендовала себя положительно и в на­стоящее время включена в Наставление по физической подготовке (НФП-87). На первых этапах военнослужащие разучива­ют базовые приемы, а затем обучаются структурным еди­ницам боевой деятельности в рукопашном бою (обезоружи­ваниям, освобождениям от захватов, двигательным дей­ствиям и т. д.). Теоретические ее предпосылки опираются на психологическую основу процесса усвоения знаний, уме­ний и навыков, которая включает в себя восприятие, пони­мание, осмысливание, обобщение, закрепление и применение, а также на общие закономерности формирования навыка.

Известно, что двигательный навык у человека функцио­нирует как автоматизированный прием выполнения дей­ствия. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов и переключении на це­ли и условия действия. Процесс формирования навыка включает ряд этапов его развития: ознакомительный, ана­литический, синтетический и ситуативный.

Исходя из этого, динамическая методика обучения состо­ит из четырех этапов:

  1. ознакомительного,
  2. подготовительного,
  3. стандартизирующего,
  4. варьирующего (ситуативного).

Ознакомительный этап предполагает восприятие и понимание приема и действия, формирование знаний и представлений о способах их применения в боевых дей­ствиях. Руководитель на данном этапе демонстрирует не только изучаемый прием, но и способы решения боевых задач с его применением. При объяснении он подчеркивает, что данный прием (действие, движение) является базовым при решении боевой задачи (нападении на противника, обезоруживании или освобождения от захвата и т. п.), по­казывает его еще раз в медленном темпе, сосредоточивая внимание обучаемых на определяющем двигательном звене.

Подготовительный этап предполагает осмысле­ние приема, что достигается упражнениями в выполнении его определяющего двигательного звена (например: при обу­чении рычагу руки внутрь многократно выполняются уп­ражнения в выкручивании руки из захвата двумя руками сверху за предплечье «противника»). Первые попытки на­чинаются с выполнения в целом в медленном темпе по командам руководителя, а затем — самостоятельно. В про­цессе самостоятельного выполнения руководитель исправ­ляет ошибки у обучаемых. Затем темп выполнения убыст­ряется, при этом обращается внимание на то, чтобы обучаемые усвоили сущность определяющего двигательного звена. «Противник» не оказывает сопротивления при выполнении упражнений, своими действиями помогает правильно выполнить определяющее двигательное звено, что способствует формированию у обучаемого двигательно-чувствительного образа приема и его осмысливания.

В зависимости от сложности приема на данном этапе могут применяться подготовительные (подводящие) уп­ражнения.

Упражнения заканчиваются после того, как обучаемые слитно выполняют все движения определяющего двига­тельного звена приема (на обе руки или в обе стороны).

Стандартизирующий этап имеет цель сфор­мировать двигательный навык в выполнении приема в обычных стандартных условиях учебной деятельности. Ос­новной путь достижения цели заключается в многократном выполнении приема в целом в различном темпе по коман­дам руководителя и самостоятельно. К определяющему двигательному звену добавляются детали техники при вхо­де в прием (различные захваты, упреждающие удары) и при его завершении (перевод для связывания, конвоиро­вания и т. п.).

Формирование навыка идет за счет отсева лишних дви­жений, исправления ошибочных, слияния связных движе­ний и все большей стандартизации приема. Основное вни­мание руководитель уделяет исправлению ошибок и фор­мированию индивидуальной манеры выполнения приема

В дальнейшем путем многократных упражнений (осо­бенно самостоятельно обучаемыми) должна происходить его автоматизация, т. е. освобождение от контроля сознания.

Варьирующий (ситуативный) этап предпо­лагает обобщение, закрепление и применение в боевых ситуациях изучаемых приемов и действий. На данном этапе базовый прием приспосабливается к ситуации, происходит целенаправленное выполнение его, формируется интуиция применения приема, а также освобождается сознание обу­чаемых от контроля за его выполнением и переключением на цели и условия, необходимые для решения боевых задач.

Основной путь решения указанных задач заключается в выполнении практических упражнений по быстрому и са­мостоятельному конструированию действий с обязательным включением в них изученного приема. Например, много­кратное выполнение освобождения от захвата противника за шею спереди, обезоруживания противника при ударах ножом сверху, сбоку наотмашь, при угрозе пистолетом в упор сзади применением рычага руки внутрь. Каждая по­пытка при этом под сознательным контролем и с коррек­цией отражается не только в запоминании приема и задач действий, но и осознается их практическая боевая значи­мость. Важно осуществить закрепление навыка на новой основе, каждый раз ставя новые боевые задачи (обезо­руживание, освобождение от захвата, связывание и т. п.), применяя действия, новые по сравнению с теми, которые руководитель использовал при ознакомлении. Очень ценны при этом упражнения в самостоятельном решении обучае­мыми вариативных боевых задач.

На данном этапе должны широко применяться методы вариативно-переменного упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного действия. Эта задача решается с помощью различных мето­дических приемов:

  • изменения внешних условий действия;
  • изменения внутреннего состояния обучаемых (степени утомления, переключения внимания на различные объекты, введения помех эмоционального характера и др.);
  • выполнения действия при различных уровнях физиче­ских и психических усилий и др. (после преодоления пре­пятствий или длительного бега).

Вариативно-переменные упражнения можно проводить по следующей методике:

1. Ступенчатое увеличение быстроты действий. Обучае­мые выполняют серию попыток на относительно невысокой скорости. После того, как удаются 90% попыток, скорость действия немного повышается и на этой ступени снова до­биваются 90% удачных попыток. В дальнейшем при ис­полнении действий на увеличивающихся скоростях форми­руется прочный вариативный навык.

2. Ступенчатое повышение точности действия. Здесь принцип усложнения тот же, что и в предыдущем примере, но изменяемым параметром является требование к точности действия.

3. Увеличение размеров поля распределения внимания для целесообразной коррекции действий в изменяющихся внешних условиях (например, при ответных атаках уколами штыком и ударами прикладом после защит).

Усвоенные при этом элементы могут быть использованы при формировании новых действий, что позволит в некото­рых случаях выполнять их «с листа», после небольшого числа пробных попыток. Эта методика обучения относится к проблемно-поисковой категории и обеспечивает переход двигательных действий из внешнего плана во внутренний (психический). Такой процесс называют интериоризацией.

Проведенный сравнительный педагогический экспери­мент на курсантах института и морских пехотинцах пока­зал преимущества динамической методики обучения прие­мам рукопашного боя по сравнению с традиционной мето­дикой обучения (табл. 2).

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.