Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-10-20 | 356 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Технику рукопашного боя составляет комплекс приемов, соответствующий цели боевой деятельности военнослужащих. Таким образом, объектом классифицирования техники рукопашного боя являются приемы (схема 2).
Приемы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий применения приемов и проведения действий в рукопашном бою.
Приемы боя с оружием предназначены для уничтожения противника в рукопашном бою, а также для обороны от его нападения.
Приемы боя без оружия предназначены для травмирования противника, его задержания и последующего конвоирования, освобождения от захватов и обезоруживания, а также его уничтожения или выведения из строя при помощи ударов и удушений.
Термины, применяемые для обозначения элементов техники и приемов рукопашного боя:
бросок — перевод противника из положения стоя в положение лежа с отрывом всех частей его тела от площади опоры;
выведение из равновесия — перемещение ОЦТ тела противника за площадь опоры;
Схема 2. Классификация приемов рукопашного боя
выпад — быстрое перемещение ОЦТ тела, выполняемое посредством сильного толчка ногой, наклоном туловища вперед и выставлением противоположной ноги в сторону противника;
высед — переход за спину противника с одновременным его сваливанием через сед при помощи массы собственного тела или болевым приемом;
двойное удушение - одновременное перекрытие дыхательных путей и выключение мышечного механизма, обеспечивающего дыхание;
загиб — рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову);
замок — способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечья другой; захват — активный контакт с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку;
изготовка к бою — наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющее ему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника;
конвоирование — сопровождение противника в нужном направлении под угрозой оружия или воздействием болевым приемом;
нырок — быстрая группировка туловища с одновременным движением его под атаку противника;
обезоруживание — лишение противника контакта с оружием;
обыск — обнаружение и изъятие у противника оружия, опасных предметов и документов под угрозой оружия или при воздействии болевого приема;
освобождение от захвата — устранение захвата противника с помощью ударов, болевых приемов и рычагов;
отбив — ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) но оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели;
отвод — нажим оружием, конечностью на оружие или конечность противника с целью выведения их в сторону;
переворот — перемещение лежащего противника из одного положения в другое без отрыва от площади опоры;
передвижение — перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику;
передвижение переступанием (шагами) — перемещение ОЦТ тела с чередованием двухопорного и одноопорного положения;
передвижение прыжками (скачками) — перемещение ОЦТ тела с чередованием безопорного и опорного положения;
поворот — изменение положения противника или перемещение его путем вращения;
подворот — быстрый поворот спиной к противнику, находящемуся в захвате, с одновременным наклоном туловища, сгибанием ног и подбивом его тазом;
подножка — бросок противника через ногу, поставленную под одну или обе его ноги;
подсечка — подбив ноги противника подошвенной частью стопы;
подставка (блок) — защита движением оружия или конечностью под оружие или конечность противника, производящего удар, с целью его остановки или принятия на себя;
подхват — подталкивание противника спереди или спереди-сбоку задней частью бедра назад-вверх с целью перевода его в положение лежа;
положение — расположение ОЦТ тела относительно площади опоры;
рывок — резкое движение, в результате которого противник выводится из равновесия или поворачивается, что позволяет произвести захват его сзади;
рычаг — способ силового воздействия на конечность противника, линия приложения которого проходит в плоскости, перпендикулярной суставу;
самостраховка — смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов;
сбивание — ударное движение ногой, в результате которого противник отрывается от площади опоры и переводится в положение лежа; толчковые движения, выполняемые руками и туловищем, направленные на перевод противника в положение лежа;
сваливание — перевод противника из положения стоя в положение лежа без отрыва его от площади опоры;
связывание — прекращение активного сопротивления противника при помощи веревки или ремня;
стойки — вертикальные положения обучаемых, применяемые в качестве исходных положений перед выполнением приемов;
страховка — поддержка партнера при его падениях в процессе обучения;
транспортировка — переноска связанного противника;
толчок — короткое и сильное движение, направленное на противника с целью выведения его из равновесия;
удар — резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху;
удушение — перекрытие дыхательных путей противника;
узел — скручивание и сгибание конечности противника;
укол — удар острием штыка или ножа в тело противника.
В заключение следует сказать, что только конкретный понятийный аппарат позволяет создать стройную систему знаний военно-специальной дисциплины «Рукопашный бой». Научная задача по дальнейшему его совершенствованию будет способствовать дальнейшему углублению наших знаний в области успешной подготовки военнослужащих к рукопашному бою.
Глава 2
«РУКОПАШНЫЙ БОЙ» В СИСТЕМЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК
История нашей Родины богата яркими примерами умения вести массовый рукопашный бой. В прошлом он был основным способом боевых действий. В рукопашных схватках русские войска всегда отличались отвагой и стойкостью, часто представляли собой несокрушимую силу для врага. Об этом свидетельствуют:
ПОДГОТОВКА К РУКОПАШНОМУ БОЮ В СОВЕТСКОЙ АРМИИ
С первых дней победы Великой Октябрьской социалистической революции физическая культура и спорт стали рассматриваться Коммунистической партией и Советским правительством как важное государственное дело. Советская физическая культура стала служить интересам трудящихся, являясь одним из средств коммунистического воспитания, укрепления здоровья и подготовки к труду и защите Родины.
В целях разносторонней подготовки бойцов, развития у них физической выносливости, силы, ловкости и воспитания высоких морально-боевых качеств физическая подготовка и спорт начали широко внедряться в боевую подготовку Красной Армии. Одним из важных видов физической подготовки стал «Рукопашный бой».
Подготовка к рукопашному бою резервов Красной Армии в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции осуществлялась в системе Всевобуча, составной частью которого была физическая подготовка. Программой Всевобуча предусматривались специальные занятия по полевой гимнастике (2 часа) и рукопашному бою (4 часа). На них трудящиеся обучались способам преодоления естественных и искусственных препятствий и приемам штыкового боя. Физическая тренировка в основном проводилась на занятиях по тактической, строевой, стрелковой подготовке, по пути следования на полевые занятия и при возвращении с них. В годы гражданской войны военно-физическую подготовку прошли более миллиона человек. Это позволило значительно повысить боевую подготовленность пополнения Красной Армии.
В годы гражданской войны и военной интервенции уже в первых уставах Красной Армии большое внимание придавалось физической подготовке бойцов. Так, в Полевом уставе (1918 г.) указывалось, что бой от воинов потребует большой подвижности и физического напряжения. Для успешных боевых действий необходимо совершать быстрые маршевые переходы, стремительно преодолевать полевые препятствия, точно метать ручные гранаты и умело вести штыковой бой.
Физическая подготовленность личного состава Красной Армии обеспечивалась в процессе занятий по тактической, огневой, строевой и другим разделам боевой подготовки. В июне 1918 г. в частях впервые вводятся занятия по гимнастике и владению холодным оружием как одна из мер по, ускоренному приведению в боевую готовность красноармейцев.
В «Обучении штыковому бою» (1919 г.) давались указания о том, что после одиночной отработки приемов штыкового боя должны проводиться тренировки в поражении чучел уколами штыком при передвижении по местности с преодолением естественных и искусственных препятствий. Тренировку рекомендовалось сочетать со стрельбой холостыми патронами и метанием учебных гранат по различным целям. Это было прогрессивным в методике обучения рукопашному бою. Полностью их осуществить не удалось, но в дальнейшем они послужили основой совершенствования средств и методов подготовки красноармейцев к рукопашному бою.
Физическая подготовка Красной Армии в годы мирного строительства развивалась на основе критического освоения опыта русской армии и требований боевых действий на фронтах гражданской войны. Главным видом боя частей Красной Армии был наступательный бой, который отличался большим размахом и маневренным характером. Исходя из этого, и строилась подготовка красноармейцев к рукопашному бою.
Так, в Программе по физической подготовке Красной Армии 1922 г. одним из основных разделов физической подготовки была военно-прикладная гимнастика, включавшая в себя преодоление препятствий и владение холодным оружием. В ней также подчеркивалось, что физическая тренировка по данному разделу должна проводиться на строевых, тактических занятиях и маневрах. Особое внимание уделялось состязаниям в процессе тренировки в полевых условиях.
Таким образом, опыт применения рукопашного боя и преодоления препятствий, накопленный в боях гражданской войны, был положен в основу обучения красноармейцев.
Дальнейшее развитие методики подготовки к рукопашному бою шло на основе достижений боевой подготовки того периода, непрерывного развития боевой техники и обобщения боевого опыта войск.
В 1924 г. выходит в свет первое официальное руководство «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи». В нем во второй книге «Гимнастика» указывалось, что в конце второго периода обучения следует проводить «смешанные уроки», на которых осуществлять тренировку в преодолении препятствий, метании гранат и выполнении приемов штыкового боя. В заключение такая тренировка должна проводиться в полевых условиях на разнообразной местности.
Шестая книга «Владение холодным оружием» состояла из двух частей: «Владение саблей» и «Владение винтовкой». В их содержание входило фехтование, рубка и штыковой бой. Владение винтовкой предусматривало подготовительные упражнения, прикладное фехтование (единоборство), уколы штыком и удары прикладом по чучелам, командный штыковой бой.
Таким образом, владение холодным оружием практически было сведено к фехтованию, что, в условиях того времени в войсках не могло в полной мере осуществиться вследствие нехватки специалистов. Поэтому подготовка к рукопашному бою в частях сводилась преимущественно к отработке подготовительных упражнений, т. е. к гимнастике с винтовкой.
Восьмая книга была посвящена способам защиты и нападения без оружия (борьба, бокс, джиу-джитсу). Однако ее содержание не получило широкого распространения при обучении бойцов Красной Армии и лишь в создавшемся тогда обществе «Динамо» практиковалось обучение сотрудников органов внутренних дел этому разделу рукопашного боя.
За период укрепления Красной Армии на основе военной реформы (1924—1929 гг.) в боевой и физической подготовке был накоплен определенный опыт подготовки красноармейцев и подразделений к рукопашному бою. Изучен опыт подготовки воинов зарубежных армий*.
В 1930 г. вышло «Временное руководство по штыковому бою». В соответствии с ним программа обучения бойцов включала уколы, удары, отбивы и индивидуальную тренировку в них, а также тренировку в приемах штыкового боя в сочетании с переменой направления при поражении целей, комплексную тренировку в преодолении препятствий и приемах штыкового боя, фехтование на винтовках.
Согласно Руководству вместо шереножного выполнения приемов штыкового боя стоя на месте без поражения целей, имевших место в 20-х годах, вводится обязательное нанесение уколов (ударов) по целям «на шагу и на бегу» с постепенным усложнением обстановки и с преодолением препятствий. В подготовку включается тренировка в преодолении полосы препятствий (100 м) каждым бойцом и в составе отделения с метанием гранат и нанесением уколов и ударов по различным целям. Тренировка в комплексном сочетании передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и приемов рукопашного боя внедряется в занятия по тактической подготовке при проведении атак.
Таким образом, организация и методика подготовки красноармейцев и подразделений, определенная Руководством 1930 г., носила ярко выраженный прикладной характер и была направлена на максимальное приближение физической подготовки к непосредственным задачам боевой подготовки войск.
На этапе реорганизации и технического перевооружения Красной Армии (1930—1937 гг.) шло дальнейшее совершенствование методики подготовки войск к рукопашному бою. Получила развитие методика комплексного обучения и комплексной тренировки бойцов в преодолении препятствий, метании гранат и штыковом бое. Были разработаны нормативы по различным упражнениям в передвижении и преодолении полосы препятствий с выполнением приемов штыкового боя, что позволило более объективно определять разностороннюю физическую подготовленность бойцов. Но вместе с этим обучение передвижению по местности, преодолению препятствий и приемам рукопашного боя проводилось раздельно, что не в полной мере позволяло решать задачи подготовки бойцов к действиям в атаках.
Дальнейшее развитие вооружения боевой техники и способов ведения боя потребовали более высокого уровня физической подготовленности красноармейцев и подразделений. Для успешных действий в бою все большее значение приобретали выносливость, быстрота и решительность атаки переднего края обороны противника, способность бойцов быстро передвигаться по полю боя, преодолевать препятствия и умело действовать в ближнем бою. Сложность и динамичность его повысили значение инициативных самостоятельных действий мелких подразделений пехоты, способных сочетать быстрый маневр, меткий огонь и штыковой удар. В этот период развития Красной Армии возникла необходимость постоянной комплексной тренировки бойцов в способах передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и штыковом бое при. различном сочетании, т. е. моделировании условий действий бойцов в атаках.
На основании учета и обобщения этих требований в 1938 г. вышло Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38), при разработке которого были использованы основные положения Временного руководства поштыковому бою 1930 г. В нем впервые в единый комплексный вид физической подготовки официально были объединены передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и приемы рукопашного боя. В содержание подготовки к рукопашному бою входили: владение холодным оружием, способы передвижения, приемы преодоления препятствий, приемы метания ручных гранат. Раздел «Владение холодным оружием» включал приемы боя винтовкой с боевым штыком, бой на фехтовальных винтовках, приемы боя винтовкой без штыка, малой и большой лопатой и боя невооруженного с вооруженным.
Таким образом, содержание подготовки к рукопашному бою обеспечивало привитие бойцу разносторонних боевых навыков, необходимых для действий в атаке, рукопашной схватке и против вооруженного противника.
Методика обучения предусматривала одновременное и параллельное изучение как приемов боя с оружием, так и способов передвижения, приемов преодоления препятствий и метания гранат. При этом в каждое занятие включалась комплексная тренировка в выполнении перечисленных приемов в разнообразной обстановке. НПРБ-38 требовало, чтобы подготовка к рукопашному бою не ограничивалась проведением только занятий, а должна была внедряться в повседневные систематические тренировки в поле на всех занятиях по боевой подготовке.
В целях последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности бойцов в процессе обучения и при инспектировании была разработана система зачетных и контрольных упражнений. Оценка в выполнении их слагалась из времени преодоления полос препятствий и качества выполнения приемов рукопашного боя. Наставлением были впервые, и досадно, что в последний раз, определены и спортивные формы подготовки к рукопашному бою. С этой целью введены состязания по двоеборью, состоящие из скоростного преодоления 150/метро-вой полосы препятствий и боя на винтовках с эластичным штыком в кругу. Состязания по двоеборью стали проводиться в частях, военно-учебных заведениях, в военных округах, гражданских коллективах, а также на первенство РККА и Советского Союза. В результате этого подготовкой к рукопашному бою были охвачены широкие массы бойцов и гражданской молодежи.
Дальнейшее совершенствование подготовки к рукопашному бою шло путем обобщения боевых действий советских войск против японских захватчиков на оз. Хасан, р. Халхин-Гол и в войне с белофиннами (1939-1—1940 гг.).
В 1941 г. на основании опыта боевых действий советских войск в войне с белофиннами разработано «Руководство по подготовке к рукопашному бою в Красной Армии» (РПРБ-41). В него включены: приемы боя винтовкой с боевым штыком, боя винтовкой без штыка и подручными средствами, боя невооруженного с вооруженным; способы преодоления препятствий и метания гранат. В содержание подготовки не вошли передвижение по местности, зачетные и контрольные упражнения, что в последующем отрицательно сказалось на характере занятий. Они стали менее динамичны, уменьшилось их прикладное значение и снизился тренировочный эффект. В РПРБ-41 слабо сформулированы методические указания по обучению, проведению занятий, по проверке и оценке подготовленности личного состава. Руководство, как показали дальнейшие события, не способствовало совершенствованию подготовки войск к рукопашному бою, и его концепция отрицательно отразилась на состоянии этого вида подготовки воинов к ближнему бою в первый период Великой Отечественной войны, особенно при подготовке в запасных и резервных частях.
Боевые действия в Великой Отечественной войне потребовали от войск прежде всего большой физической выносливости к длительным, напряженным и разнообразным действиям, стремительных бросков в атаку пехоты, способности быстро преодолевать любые препятствия и заграждения, уничтожать противника в различных условиях. Бои предъявили высокие требования в первую очередь к стрелковым, мотострелковым, десантным и, особенно, диверсионным и разведывательным частям и подразделениям в подготовке к рукопашному бою.
В первый период войны (1941—1942 гг.) рукопашные схватки чаще всего возникали в результате стойкости и массового героизма советских воинов. Наиболее широкое распространение они имели в уличных боях при обороне населенных пунктов и больших городов, таких, как Москва, Ленинград, Севастополь, Сталинград и др.
В последующие периоды Великой Отечественной войны рукопашные бои чаще всего возникали в наступательных операциях советских войск, развернувшихся после битвы на Курской дуге. Частое возникновение рукопашных боев в этих условиях было обусловлено тем, что немецко-фашистские захватчики с 1943 г. стали создавать глубоко эшелонированные рубежи с разветвленной сетью траншей и мощными опорными объектами в населенных пунктах. Прорыв такой обороны сопровождался боями в траншеях, населенных пунктах, где мелкие подразделения сталкивались с противником вплотную и вступали с ним в рукопашные схватки.
Боевая подготовка в резервных и запасных частях проходила в сокращенные сроки (1—3 месяца). Основу ее составляло обучение их ведению ближнего боя. Главными разделами физической подготовки были: летом — подготовка к рукопашному бою, а зимой — лыжная подготовка.
Существенные недостатки РПРБ-41, слабая практическая и методическая подготовка офицерского состава, призванного из запаса, обусловили на первом этапе войны низкий уровень занятий по рукопашному бою в большинстве запасных частей. Обучение преимущественно сводилось к овладению подготовительными упражнениями с винтовкой. В этих условиях командование к обучению бойцов привлекало преподавателей физического воспитания, тренеров по спорту, бывших спортсменов, слушателей военно-учебных заведений, в том числе и Военного факультета, что значительно улучшило подготовку запасных контингентов.
Важное значение для улучшения физической подготовки в запасных частях и, особенно, для улучшения обучения воинов рукопашному бою, имело издание в 1942 г. «Руководства по физической подготовке в запасных частях Красной Армии». Подготовка в соответствии с Руководством была рассчитана на краткие сроки и включала самые необходимые и наиболее прикладные приемы и упражнения, которые были разделены на две группы:
К средствам подготовки к рукопашному бою относились:
Из 40 часов общего бюджета времени на физическую подготовку 25 часов отводилось на рукопашный бой. В Руководстве конкретно по каждому занятию излагались методические указания и приводилось конкретное содержание комплексной тренировки. Рекомендовалось не останавливаться долго на разучивании приемов, а быстрее переходить к тренировке и в сочетании с другими действиями. В целом в этот период подготовка воинов в запасных частях стала отвечать требованиям фронта.
Физическая подготовка войск на фронте осуществлялась систематически во время обороны, в перерывах между боями при подготовке к наступательным операциям. Основу содержания ее составляла тренировка в способах передвижения, преодоления препятствий, метания гранат и приемах рукопашного боя. Она проводилась преимущественно в форме специальных занятий по подготовке к рукопашному бою, на тактических занятиях и учениях при подготовке к наступательным операциям.
Занятия по рукопашному бою, как правило, проводились комплексно и имели тренировочную направленность. Заканчивались они комплексной тренировкой, аналогичной боевым действиям во время атаки передней траншеи противника.
Для проведения занятий во фронтовых частях создавались штурмовые полосы, содержание которых определялось условиями обороны и заграждений противника на данном участке фронта
Большое внимание физической тренировке уделялось при проведении тактических занятий. В ее содержание включались: ускоренное движение в атаку, преодоление препятствий и инженерных заграждений, метание гранат и рукопашные схватки. Занятия проводились в отделениях, взводах, ротах, батальонах и заканчивались полковыми учениями с боевой стрельбой. Все приемы и действия отрабатывались практически и повторялись по нескольку раз. Местность выбиралась по типу немецкой обороны, которую войскам предстояло прорвать, с обязательным дооборудованием ее характерными сооружениями и заграждениями противника. Это позволяло готовить и бойцов и подразделения к разновидностям ближнего боя, в том числе и рукопашного.
В годы войны разработано и введено в практику значительное число официальных документов по физической подготовке, методических разработок, рекомендаций, учебных пособий, плакатов и памяток, которые оказали большую помощь командирам в подготовке бойцов к рукопашному бою и обогатили практическим и методическим материалом советскую систему физического воспитания. Основные из них:
В послевоенный период (1945—1953 гг.) руководящий принцип подготовки Вооруженных Сил СССР — «учить войска тому, что необходимо на войне» — оставался направляющим в обучений, воспитании и физической подготовке советских воинов.
Опыт Великой Отечественной войны стал богатым источником для дальнейшего совершенствования содержания, методов обучения и подготовки к рукопашному бою. В этот период начинается обобщение военного опыта. Результатом проделанной работы было Наставление по физической подготовке 1948 г. (НФП-48), в котором «Рукопашный бой» и «Преодоление препятствий» становятся самостоятельными разделами физической подготовки войск. «Рукопашный бой» при этом должен способствовать подготовке офицеров, сержантов и солдат к действиям в рукопашной схватке. В его содержание включаются приемы штыкового боя и метание гранат. Предлагается проведение занятий двух видов: предметных и комплексных. В процессе предметных занятий изучается и совершенствуется техника приемов боя карабином, метания гранат и тренировка в выполнении приемов в усложненных условиях и разнообразной обстановке. При обучении приемам применяются односторонний, двухсторонний и индивидуальный методы выполнения приемов и действий.
По мере усвоения техники основных приемов рукопашного боя и преодоления препятствий рекомендуется переходить к тренировке в их выполнении на специальных комплексных занятиях, в процессе которых проводить преодоление отдельных естественных и искусственных препятствий, полос препятствий, а также штурмовых полос. При проведении комплексных занятий соблюдать постепенное увеличение дистанции, темпа движения, выкладки (доводя ее до походной), количества препятствий и целей.
Расстановку препятствий и целей (мишеней, чучел) рекомендовалось последовательно усложнять, используя особенности местности и создавая обстановку, которая способствовала бы выработке быстроты ориентировки, решительности и сообразительности.
Таким образом, НФП-48 обогатило методику подготовки советских воинов к рукопашному бою ценными организационно-методическими рекомендациями и указаниями, подняло ее на новую ступень. Особое внимание уделялось двум основным направлениям подготовки: формированию умения вести рукопашную схватку в атаке и действовать в рукопашном единоборстве с оружием.
Однако практика физической подготовки в частях показала, что разделение рукопашного боя и преодоления препятствий на самостоятельные разделы привело к тому, что предметные занятия проводились раздельно, а комплексных вообще не было. Командиры подразделений, с одной стороны, осознавали их. необходимость, с другой — не видели потребности в их проведении, так как проверка подготовленности военнослужащих по рукопашному бою не имела нормативной основы, которая в предвоенный период и в годы войны проводилась при выполнении комплексных контрольных упражнений на полосе препятствий. С этого момента в практике физической подготовки войск возник парадокс, который заключается в том, что в процессе обучения начали отрабатываться только те упражнения, которые имели временные нормативы и проверялись при инспекции войск, а те, которые проверялись субъективно, несмотря на их большую значимость для формирования боеготовности, в процессе обучения не доводились до завершения. В практике обучения войск рукопашному бою главное внимание командиров подразделений сосредоточивается на одностороннем методе обучения, когда они стремились к «достижению четкости» в выполнении приемов. Это вполне обеспечивало необходимый уровень обученности военнослужащих для получения положительной оценки на проверке, но не способствовало подготовленности к рукопашному бою.
При проверке рукопашного боя по НФП-48 оценивалось качество выполнения уколов штыком и ударов прикладом и умение вести единоборство на карабинах с мягким наконечником или эластичным штыком. Оценка в обоих видах проверки носила субъективный характер. Проверка умения вести единоборство в организационном отношении была затруднительна и требовала длительного времени на ее осуществление и, в связи с этим, не получила распространения в войсках. В основном при проверках оценивалось качество уколов и ударов по чучелам в стандартных условиях, которым избранный метод обучения вполне соответствовал.
Кроме этого, в связи с окончанием Великой Отечественной войны, было уволено большое количество опытных командиров подразделений, а на смену им пришли молодые офицеры, не имеющие боевого опыта, что также не способствовало качественной подготовке личного состава к рукопашному бою.
В послевоенный период для подготовки к рукопашному бою в частях и военно-учебных заведениях проводятся состязания по рукопашному бою (двоеборью) и фехтованию на карабинах с эластичным штыком и мягким наконечником, которые в большой мере компенсировали недостатки, наблюдавшиеся в подразделениях при проведении учебных занятий. В связи с этим в новое Наставление по физической подготовке 1954 г. (НФП-54) вводится единый комплексный раздел физической подготовки «Преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой». Все занятия по нему рекомендуется проводить комплексно, для чего на каждом из них обучать приемам преодоления препятствий, способам метания гранат, приемам рукопашного боя и комплексной тренировке в выполнении этих приемов и действий в различных сочетаниях. Из содержания рукопашного боя исключен ряд приемов, не имеющих боевого значения, и взамен введены приемы боя ножом, лопатой, приемы обезоруживания противника и приемы боя невооруженного, необходимые воину при единоборстве с противником в различных условиях. Для последовательного прохождения программного материала и проверки подготовленности военнослужащих вводятся четыре контрольных комплексных упражнения, заключающиеся в преодолении все возрастающих по длине и трудности полос препятствий в норму времени с метанием гранат по целям и нанесением уколов и ударов в сочетании с отбивами по различным чучелам.
Таким образом, в первые годы оснащения Вооруженных Сил СССР ядерным оружием НФП-54 вновь возродило содержательные и организационные основы комплексной подготовки военнослужащих к действиям в ближнем бою; которая отлично себя зарекомендовала в предвоенный период (НПРБ-38) и в период Великой Отечественной войны.
Организационно-методические основы подготовки военнослужащих, определенные НФП-54, имели большое значение для повышения уровня физической подготовки военнослужащих и, в первую очередь, для улучшения качества занятий по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою.
Дальнейшее вооружение войск новой боевой техникой и усложнение условий боя выдвинули новые требования к подготовке личного состава. Перед физической подготовкой была поставлена задача — наряду с развитием общих качеств (выносливости, силы и быстроты) содействовать воспитанию ряда специальных качеств и формированию навыков, наиболее характерных для воинской деятельности военнослужащих различных родов войск.
Новые требования к подготовке войск по передвижению, преодолению препятствий и рукопашному бою получили отражение в Наставлении по физической подготовке 1959 г. (НФП-59). В нем ускоренное передвижение, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой включены в один раздел физической подготовки. Такое объединение должно было способствовать наиболее полноценному решению задач развития у военнослужащих общих и специальных качеств и формированию навыков для быстрых и сноровистых действий на поле боя. Вместе с тем, НФП-59 рекомендует занятия по рукопашному бою в подразделениях проводить отдельно от занятий по передвижению и преодолению препятствий. В программу обучения приемам рукопашного боя без оружия вводятся: захваты, броски, удары руками и ногами и приемы обезоруживания противника.
Практика работы в войсках показала, что занятия по передвижению, преодолению препятствий и штыковому бою проводились на прежнем и достаточно высоком уровне. Это способствовало развитию у военнослужащих важных общих и специальных качеств и военно-прикладных навыков.
Обучение же военнослужащих приемам рукопашного боя без оружия в войсках и военно-учебных заведениях осуществлялось на низком уровне. Специалисты физической подготовки, командиры подразделений и сержанты ни в практическом, ни в методическом плане к этому были не готовы, и в итоге данный раздел рукопашного боя в войсках не получил распространения.
В 1960—1965 гг. велась большая работа по дальнейшему совершенствованию системы физической подготовки- войск. Основные ее направления получили реализацию в Наставлении по физической подготовке 1966 г. (НФП-66).
В НФП-66 раздел «Рукопашный бой» стал называться «Нападение и самозащита». Основная тенденция содержания подготовки военнослужащих заключалась в сокращении приемов боя с автоматом (карабином) и в непомерном увеличении приемов боя без оружия. Это было вызвано тем, что личный состав частей начал постепенно переходить на новые короткоствольные образцы стрелкового оружия.
В процессе занятий по нападению и самозащите были поставлены задачи: обучение приемам борьбы с противником в рукопашной схватке (точнее в рукопашном единоборстве); развитие ловкости, быстроты в действиях и силы; воспитание находчивости, инициативности, смелос
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!