Владимира Михайловича Кулешова — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Владимира Михайловича Кулешова

2020-10-20 327
Владимира Михайловича Кулешова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рукопашный бой представляет собой вид боевой дея­тельности военнослужащих в ближнем бою с противником. В современной войне условия для возникновения ближнего боя будут определяться следующими факторами:

  • постоянной угрозой применения ядерного оружия, даже в общевойсковом бою, что способствует сближению подраз­делений и частей противников;
  • возрастанием роли мелких диверсионных, разведыва­тельных, десантных и партизанских подразделений в унич­тожении стратегических объектов, штабов и учреждений;
  • проведением боевых действий преимущественно в тем­ное время суток;
  • широким строительством оборонительных сооружений, в том числе и подземных, при овладении которыми будут постоянно возникать рукопашные схватки между военно­служащими противоборствующих сторон самых различных воинских специальностей.

В мирных условиях рукопашный бой может возникать: при уничтожении диверсионных подразделений противни­ка; при защите советских посольств, консульств и учреж­дений в случаях обострения конфликтов между государ­ствами; при пресечении военнослужащими противоправных действий в процессе несения гарнизонной и караульной службы и других. Поэтому заблаговременная подготовка военнослужащих и подразделений к ведению рукопашного боя в настоящее время имеет актуальное значение для формирования боеготовности войск. В процессе обучения в полной мере осуществляется военно-прикладная, психо­логическая и физическая подготовка, а также обеспечивает­ся нравственно-этическое воспитание военнослужащих.

Учебник «Рукопашный бой» предназначается для кур­сантов и слушателей Военного института физической культуры — будущих специалистов физической подготовки и спорта в воинских частях и военно-учебных заведениях. В нем раскрываются задачи, содержание, методика подго­товки военнослужащих Советской Армии и Военно-Морско­го Флота к рукопашному бою в современных условиях.

Учебник состоит из двух частей.

В первой части освещаются научно-педагогические осно­вы «Рукопашного боя» как военно-специальной дисциплины института и как раздела «Физической подготовки» в воин­ских частях и военно-учебных заведениях Советской Ар­мии и Военно-Морского Флота.

Впервые включена глава «Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой», по своей сути являющаяся вве­дением в предмет, в которой рассматривается значение этого предмета для специалистов, выпускаемых институтом.

В последующих главах этой части учебника по-новому в сравнении с предыдущим изданием раскрываются вопро­сы подготовки военнослужащих к рукопашному бою на современном этапе, в различных армиях; психологические аспекты, рукопашного боя, теория и методика психологиче­ской подготовки военнослужащих, методика проведения учебных занятий, подготовка руководителей занятий, а так­же вопросы материального обеспечения подготовки военно­служащих и подразделений к рукопашному бою и др. Во второй части рассматриваются приемы и действия руко­пашного боя и методика обучения, которые значительно расширены и обновлены.

В процессе написания учебника использованы результа­ты научных исследований, передовой опыт воинских частей и многие литературные источники по рассматриваемым вопросам.

Учебник также может быть использован специалистами по физической подготовке и спорту, командирами подраз­делений при подготовке военнослужащих к рукопашному бою в войсках и военно-учебных заведениях Вооруженных Сил СССР.

В написании глав учебника принял участие авторский коллектив в составе:

  • подполковника Андрейчука В. И. (6.3; 13.2—;13:5; 14.4 —14.5);
  • подполковника Беловецкого В. Д. (5.4);
  • полковника запаса Блажко Ю. И. (1.2; 2.1—2.4; 3.1— 3.3; 4:1—4.2; 5.1, 5.3; 6.1, 6.4; 7.1—7.2; 8.1—8.2; 9.1; 11.1—11.7;12 1—12 2 12 4—12.5; 13.2, 13.6; 14.1—14.3, 14.6);
  • подполков­ника Кузьмина В. А. (6.4; 10.1—10.4; 12.3; 15.1—15.2);
  • кан­дидата педагогических наук подполковника Липовки В. П. (5 1, 5.3; 6.2);
  • доктора психологических наук, профессора Марищука В. Л. (3.1; 3.3—3.4);
  • кандидата педагогических наук, доцента полковника Нестерова А. А. (1.1; 2.2; 5.1; 8.3);
  • подполковника Полетика В. К. (5. 4);
  • кандидата педагогиче­ских наук, доцента полковника Попова Л. П. (15.1—15.2);
  • кандидата биологических наук, доцента полковника запаса Потапчука А. Н. (2.1; 6.1; 8.3; 9.2-; 10.1—10.4; 13.1);
  • полков­ников Савостьянова В. М. и Сафонова В. Г. (5.2);
  • кандидата педагогических наук подполковника запаса Утенко В. Н. (2.3—2.4; 12.1);
  • кандидата педагогических наук, доцента подполковника Шейченко В. А. (2.1).

Фотографии выполне­ны Галахиным М. В.

Авторский коллектив выражает признательность кан­дидатам педагогических наук, старшим научным сотруд­никам В. П. Гилеву, Б. А. Лампусову, И. М. Петину и до­центу Н. Ф. Лодяеву, взявшим на себя труд внимательно ознакомиться с рукописью учебника и сделать ценные указания.

Часть I

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИИ „РУКОПАШНОГО БОЯ"

Глава 1

ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА «РУКОПАШНЫЙ БОЙ»

Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» в современных условиях является учебным предметом для слушателей и курсантов Военного дважды Краснознамен­ного института физической культуры. Она занимает одно из ведущих мест в формировании военных специалистов по физической подготовке и спорту для войск и военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель дисциплины заключается в подготовке офицера-специалиста, владеющего теоретическими знани­ями, организаторскими и методическими умениями, способ­ного на высоком профессиональном уровне осуществлять подготовку к рукопашному бою личного состава воинских частей и курсантов военно-учебных заведений Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Исходя из этого, задачи профессиональной подготовки офицеров — специалистов в области физической подготовки сводятся к следующему:

  • дать необходимые знания по содержанию «Рукопашно­го боя» и его характеристику как средства формирования военно-прикладной, физической и психологической готов­ности военнослужащих к действиям в ближнем бою с про­тивником;
  • усвоить роль рукопашного боя в системе боевой и фи­зической подготовки войск;
  • дать знания о понятийном аппарате и усвоить специфи­ческий язык дисциплины как средства общения специали­стов и обучаемых;
  • обучить методике подготовки военнослужащих к руко­пашному бою (методике обучения приемам и действиям, развитию и воспитанию физических и волевых качеств, формированию психологической устойчивости к воздей­ствию неблагоприятных факторов и др.);
  • обучить организации и проведению различных форм физической подготовки, в процессе которых осуществляется подготовка к рукопашному бою;
  • обучить приемам, действиям и видам деятельности во­еннослужащих в рукопашном бою;
  • дать представление о материальном обеспечении заня­тий по рукопашному бою и строительстве площадок, го­родков и т. п.;
  • ознакомить с подготовкой военнослужащих к рукопаш­ному бою в зарубежных армиях и основными направлени­ями военно-научной работы на современном этапе.

Военно-специальная дисциплина «Рукопашный бой» представляет собой часть науки о физической подготовке войск и изучает закономерности физического совершен­ствования военнослужащих с помощью характерных для нее средств, методов и форм в интересах боевой подготовки частей и подразделений.

В современных условиях наиболее характерным при обучении в военно-учебных заведениях является взаимное влияние на обучаемых и других учебных дисциплин. Это требует рассмотрения их роли и значения в комплексном воздействии на подготовку специалистов.

Марксистско-ленинская философия представляет мето­дологическую основу дисциплины. Положения диалектиче­ского и исторического материализма, марксистско-ленин­ской гносеологии и учение о войне и армии являются ее исходной методологической концепцией.

Тактическая подготовка определяет социальный заказ на содержание и методику подготовки военнослужащих к боевой деятельности в рукопашном бою.

Ценность истории военного искусства для дисциплины заключается в творческом восприятии опыта и уроков прошлого, в способности выявить тенденции развития ру­копашного боя в различные исторические эпохи, правильного определения его места в боевой подготовке и обучения военнослужащих современным боевым действиям.

Советское военное законодательство определяет право­вые основы применения приемов и боевых действий руко­пашного боя в военное время при защите интересов Совет­ского государства, в мирное время — в процессе несения гарнизонной и караульной службы, а также при защите общественных интересов, личности граждан от обществен­но опасного посягательства.

Цикл биологических дисциплин на основании учения о высшей нервной деятельности, с одной стороны, опреде­ляет материалистическое понимание процессов нервной и психологической деятельности военнослужащих в руко­пашном бою и при подготовке их к нему, с другой — дает знания об уязвимых местах человеческого тела (анатомия) и методические рекомендации для разработки рациональ­ных способов и приемов эффективного воздействия на противника (биомеханика).

Дисциплина «Рукопашный бой» использует положения военной педагогики, в частности дидактики, на принципах и методах которой осуществляется обучение, воспитание и.развитие курсантов и слушателей.

В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки к рукопашному бою она опирается на главные принципы и закономерности те­ории деятельности, разработанные советскими психологами.

В процессе преподавания «Рукопашного боя» использу­ются теоретические и организационные положения, систе­ма понятий, разработанная теорией и организацией физиче­ской подготовки войск.

Поскольку основной структурной частью рукопашного боя является единоборство, то многие приемы, двигатель­ные действия, методические и тактические положения и по­нятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования). В «Рукопашном бое» они по­лучили широкую трактовку и боевое применение.

Выявление и развитие двигательных способностей — важный резерв, который применяется в «Рукопашном бое» для быстрого и совершенного усвоения действий и приемов. Этому способствуют также все практические военно-специ­альные дисциплины, особенно «Передвижение и преодоле­ние препятствий».

Близость «Рукопашного боя» к перечисленным выше дисциплинам ни в коей мере не лишает его самостоятель­ности. Что же касается многогранных связей, то это объяс­няется тем, что в центре внимания указанной дисциплины находится курсант, слушатель института — будущий спе­циалист по физической подготовке и спорту, защитник со­циалистической Родины.

«Рукопашный бой» располагает большим количеством разнообразных приемов, действий и тактикой их примене­ния. Это дает возможность совершенствовать все основные системы и функции человека, физические, морально-поли­тические качества, наиболее прикладные навыки для успешных и сноровистых действий на поле боя.

Обучение военнослужащих рукопашному бою непосред­ственно и прямо направлено на решение принципа «Учить войска тому, что необходимо на войне».

Таким образом, при преподавании дисциплины в полном объеме используются:

  • положения марксизма-ленинизма в качестве исходной идеологической концепции;
  • учение о высшей нервной деятельности (труды И. П. Пав­лова, И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, А. А., Ухтомского, П. К. Анохина и др.), отличительной чертой которого явля­ется материалистическое понимание процессов нервной и психической деятельности;
  • принципы и положения системного подхода;
  • положения теории деятельности, характеризующие един­ство ее внешних (предметных) и внутренних (психических) форм;
  • теория дидактики, на основе принципов которой осу­ществляется обучение, развитие и воспитание;
  • положения тактики современного общевойскового боя;
  • теория и организация физической подготовки войск;
  • анатомия, биомеханика и др.

Сочетания положений и выводов данных наук в единой методологической концепции обеспечивают «Рукопашному бою» идейно-теоретическую, научную и методическую базу, а также придают стройность и практическую эффектив­ность.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.