Криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2020-08-21 641
Криминологическая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дорожно-транспортное преступление - общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств, повлекшее последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Самыми распространенными видами нарушений являются: управление транспортом без водительских прав (42%), превышение скоростных ре­жимов (23%), нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (20%). Из года в год возрастает число нарушений, совершаемых водителями, находящимися за ру­лем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (14-15%).

Последствием дорожно-транспортных происшествий, как правило, является значительный материальный ущерб, связан­ный с повреждением (уничтожением) транспортных средств, имущества, наземных сооружений.

Наиболее тяжкие последствия — смерть людей, причинение телесных повреждений, психических травм.

Кроме того, в результате происшествий возможны и вред­ные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоак­тивные вещества).

Причинами дорожно-транспортных происшествий и условиями, способствующими совершению преступлений, являются, как правило, совокупность объективных и субъективных обстоятельств, противоречащих общественной безопасности и связанных с возникновением опасной ситуации, социально-психологическими дефектами личности правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками.

В отношении дорожно-транспортных происшествий, которые были вызваны нарушением правил дорожного движения, определяются взаимосвязанной и взаимообусловленной системой: человек— транспортное средство—дорога. Качественный уровень безопасности дорожного движения зависит от того, насколько совершенны основные компоненты системы, включая также управление и регулирование движения.

Водитель является главным компонентом процесса дорожного движения, и судебная практика показывает, что большинство всех автотранспортных преступлений происходит по вине водителя. Основной причиной происшествий на дорогах являются грубейшие нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в силу безответственности, невнимательности и легкомысленности и т.д.

За последние годы дорожно-транспортная ситуация на дорогах страны не улучшается, вне зависимости от мер предупреждения происшествий. Происшествия, связанные с нарушением правил дорожного движения, отличаются своей распространенностью и опасностью для участников дорожно-транспортных отношений. Успешное расследование таких преступлений в значительной степени зависят от представления о наиболее распространенных типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. Немаловажную роль играет и криминологическая личность преступника, совершающего данный вид преступления против общественной безопасности. Личность преступника является главной криминологической проблемой. Именно личность преступника начальная точка в анализе причин его поведения, а так же, непосредственно, объект воздействия профилактического с целью предупреждения преступления.

Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что сред правонарушителей большинство мужчины, так как женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность и аккуратность, редки случаи управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5—6 раз выше, чем по вине женщин.

Среди правонарушителей преобладают лица в возрасте 18— 24 лет. В возрасте 40 и более лет численность правонарушителей снижается.

Профессиональная подготовка и водительский стаж имеют большое значение, так как наибольшее число правонарушений приходится на лиц, которые имеют стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и, соответственно имеющих недостаточные профессиональные навыки. Среди правонарушителей высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уголовной (12%) ответственности. Уровень образования у правонарушителей мужчин и женщин примерно одинаков. Большинство правонарушителей имеют неполное среднее образование, меньше всего их среди лиц с высшим образованием.

Но не стоит употреблять исключительно определение виновного лица, как преступника, наиболее уместно выражаться, что это «лицо, совершившее преступление». Нарушителем, на момент совершения преступления, двигают желания, эмоции, потребности, но преступнику, совершившему преступление против безопасности дорожного движения это вменить нельзя (исключая случаи умышленного наезда и т.д.), так как данный вид преступлений классифицируется как «совершенный по неосторожности», то есть водитель заведомо не предполагал о наступлении вредных последствий. Кроме этого, личность преступника не следует рассматривать только исходя из его свойств и качеств, и наиболее целесообразным представляется вариант рассмотрения его качеств в совокупности с обстоятельствами, благодаря которым они смогли проявиться. Большое влияние оказывают половозрастные характеристики, при отслеживании которых из года в год, меняется количественный и качественный состав водителей, нарушивших правила дорожного движения.

Исходя из данных криминологического анализа, преступления совершаются исходя из мотива. Как известно, первопричиной мотива является потребность. Однако нельзя полагать, что все преступления, совершенные против безопасности дорожного движения имели под собой основанием мотив. Так, ст. 264 УК РФ подтверждает суждение, ибо в формулировке ее частей прямо указано, что «…повлекшее по неосторожности смерть человека…» и т.д. Именно неосторожность, пожалуй, главная причина совершения дорожно- транспортного происшествия. Немаловажно учитывать и возрастные особенности лиц, совершающих преступления. Возраст выступает индикатором развития личности, в разный период которого достигаются и приобретаются социальные позиции, роли, личностные особенности, о которых можно судить лишь по возрастным критериям. Как показывает статистика, наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий совершают лица со стажем вождения от 10 лет и больше (пожилые люди; самоуверенные водители) и до 5 лет (лихачи молодые люди, только получившие права; женщины новички, не способные мыслить критично). Эта группа лиц является наиболее криминогенной, так как они не заняты общественно полезной деятельностью. Количество ДТП уменьшается с увеличением водительского стажа, например, от 5 до 10 лет. Анализ нравственно-психологических качеств лиц, которые стали виновниками ДТП во время управления транспортным средством, показал, что большему количеству из них присущи: самоуверенность, легкомыслие, недостаточное умение оценивать ситуацию. Кроме этого, в поведении лиц можно заметить социально психологические предпосылки, которые негативно влияют на отношения к правилам дорожного движения, предосторожности, в том числе и до наступления вредных, общественно опасных последствий. Именно взгляды убеждения, ценностные ориентации личности влияют на ее поведение и складывающиеся вокруг него ситуации. Пожалуй, определяющими факторами в изучении личности, совершившей дорожно-транспортное происшествие, является его интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства. Знание правил дорожного движения должны являться одним из столпов безопасной езды водителя и нахождения его и иных лиц на проезжей части дороги. Однако, многие начинают управлять транспортным средством, так и не получив основательных знаний. Такие волевые качества, как способность своевременно принимать решение, умение регулировать свою деятельность, обладание выдержкой немаловажные свойства личности водителя. Не многие молодые водители со стажем вождения менее 5 лет, могут правильно сориентироваться в экстремальной или незнакомой ситуации. Некоторые водители со стажем более 10 лет, могут полагать, что все участники дорожного движения думают и мыслят одинаково с ним, и имеют такой же стаж и опыт вождения (однако, следует различать понятия стажи опыт вождения, т.к. по длительности они могут быть разными).

Дорожно-транспортным происшествиям способствуют и различные объективные недостатки организационно-технического, организационно-правового и организационно-управленческого плана.

К недостаткам организационно технического характера относятся такие недостатки, как неудовлетворительное состояние дорог и конструктивные недостатки, характерные для многих транспортных средств.

К недостаткам организационно-управленческого характера относятся недостатки технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также высокая стоимость этих услуг и запчастей, из-за этого многие водители вынуждены эксплуатировать транспортные средства с серьезными дефектами. Несовершенство системы профотбора и обучения водителей.

К условиям, способствующим нарушениям правил безопасности, следует отнести и недостатки в осуществлении надзора за дорожным движением, а также низкий уровень технического оснащения органов государственной автомобильной инспекции, недостаточную нормативную отегулированность всего комплекса вопросов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, а также пробелы в системе профессионального отбора.

Многообразие причин нарушений правил дорожного движения и условий, им способствующих, определяет множественность мер их предупреждения. Они могут иметь общий или специальный характер. По содержанию предупредительные меры связаны с решением ряда проблем: социально-экономических, социально-правовых, организационно-технических, медицинских, психологических и др.

Таким образом, В настоящее время основной детерминантой нарушения правил дорожного движения является правовой нигилизм, который на практике имеет самые разнообразные проявления. В этой связи особое внимание должно уделяться воспитанию чувства ответственности.

Подводя итоги, можно заметить, что состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ является материальным. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе, разграничение ответственности, за причинение которых зависит от их тяжести. При квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, причинная связь должна быть установлена именно между наступившими общественно опасными последствиями и нарушением лицом конкретного нормативного правила. и дисциплинированности у лиц, садящихся за руль транспортного средства.[6] Криминологическая характеристика дорожно-транспортного происшествия включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.