Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2020-08-21 139
Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время аварийность на автомобильном транспорте признана одной из главных проблем современного общества. Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в марте 2016 г.: «… уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет и на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России».[2] Несмотря на предпринимаемые государством действия, количество дорожно-транспортных происшествий в России остается на высоком уровне.

Важным аспектом снижения аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения должна являться деятельность правоохранительных органов по расследованию дорожно-транспортных преступлений.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются общественные отношения и интересы, обеспечивающие безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которым, в результате его совершения, причиняется предусмотренный законом вред. «При этом под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».[3] Следовательно, дорожно-транспортные преступления совершаются в том месте, где действуют правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств при его осуществлении.

Поэтому, в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 указано, что «Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ».[4]

Следовательно, каждый раз, квалифицируя то или иное преступление, при совершении которого как-либо были задействованы автомобиль или любое другое механическое транспортное средство, необходимо выяснить совершено ли оно на дороге и совершено ли оно в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Дорога – это поверхность искусственного сооружения или полоса земли, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Таким образом, использование для движения транспортного средства на не обустроенной или не приспособленной полосе земли либо поверхности искусственного сооружения не является основанием для признания совершенного при этом преступления.

Предметом рассматриваемого преступления являются механические транспортные средства. Механические транспортные средства должны быть самоходными, т.е. иметь автономный двигатель. Согласно норме ст. 264 УК РФ это автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. К другим механическим транспортным средствам законодатель относит трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, а также транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право. Необходимо отметить, что предметом рассматриваемого преступления также следует считать троллейбусы и мотоциклы.

А транспортные средства, не оборудованные двигателем (гужевой транспорт, велосипед или самокат) не могут быть предметом преступления.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Состав по конструкции объективной стороны является материальным (то есть преступление считается оконченным с момента наступления указанного преступного последствия).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 г. № 25 при исследовании причин создавшейся аварийной обстановки обязательному установлению подлежат пункты Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которые были нарушены, в чем конкретно были выражены эти нарушения и какие из них находятся в причинной связи с наступившими последствиями.

К нарушениям Правил дорожного движения относятся невыполнение водителем, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, своих обязанностей; нарушение правил, регламентирующих начало движения и маневрирования; выполнение разворота в запрещенных местах; несоблюдение дистанции; движение с превышающей установленные ограничения скоростью и др.

К нарушениям правил эксплуатации относится эксплуатация транспортных средств, имеющих соответствующие неисправности, установленные в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. К ним относятся: неисправности тормозной системы; неисправности рулевого управления; - неисправности внешних световых приборов; неисправности стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла; неисправности колес и шин; неисправности двигателя; прочие неисправности и условия, относящиеся к элементам конструкции.

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления преступных последствий, указанных в данной статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. 

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ преступным последствием является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. В ч. 3, 4 статьи установлена ответственность за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч. 5, 6 – смерть двух или более лиц. При этом по смыслу рассматриваемой нормы речь идет о причинении вреда лицам, не имеющим отношения к управлению транспортным средством. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два или более человека, действия виновного лица подлежат квалификации по той части ст. 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия. Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновный несет уголовную ответственность за один эпизод по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

 Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является наличие причинной связи между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими преступными последствиями. Уяснение причинной связи приобретает особую значимость тогда, когда в дорожно-транспортном происшествии, участвовали два или более транспортных средства, водители которых нарушали указанные правила. В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств были допущены двумя или более участниками дорожно-транспортного происшествия, то содеянное ими влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ лишь тогда, когда эти нарушения находятся в причинной связи с наступившими преступными последствиями.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управляющее транспортным средством (лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке; лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспорта и др.), а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

Вместе с тем в юридической литературе отмечается, что поскольку обучаемый так же является водителем, он обязан выполнять все требования правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Следовательно, «если обучаемый не подчинился инструктору и нарушил Правила дорожного движения, он вполне может быть привлечен к уголовной ответственности по соответствующим частям ст. 264 УК РФ, при условии, конечно, наступления предусмотренных в них преступных последствий».[5]

 Субъектом преступлений, предусмотренных ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ является лицо, находящееся в состоянии опьянения.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ характеризуется неосторожной виной в виде: легкомыслия, когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность наступление общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; небрежности, когда лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в ст. 264 УК РФ преступных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть. Само нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено и умышленно, однако отношение к наступившим преступным последствиям этого нарушения всегда будет являться неосторожным.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

Согласно примечанию к ст. 264 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Нарушение правил дорожного движения находит свое выражение в отклонении лица, управляющего транспортным средством, от соблюдения правил безопасности дорожного движения. Нарушение эксплуатации транспортных средств заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствующими лицами. Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ является материальным. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе, разграничение ответственности, за причинение которых зависит от их тяжести.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.