Осо бенности виртуальной самопрезентации — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Осо бенности виртуальной самопрезентации

2020-08-21 187
Осо бенности виртуальной самопрезентации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде, чем определить специфику виртуальной самопрезентации, следует выделить особенности онлайн-среды. Основными ее характеристиками большинство исследователей определяют: стихийность (среда развивается непредсказуемо, формируется самими пользователями); динамичность; доступность; анонимность (среда дает возможность формировать образ «Я» в зависимости от ситуации и потребности пользователя); вневременность (интернет может быть доступен 24 часа в сутки любому пользователю); трансграничность (пространство интернет стирает границы в их привычном представлении между странами, нациями, культурами, социальным статусом, возрастом); интерактивность; развитие интернет-предпринимательства (рождаются новые виды бизнеса с учетом интернет-технологий); отсутствие общей культуры общения; актуализацию выбора (пользователь часто оказывается в ситуации принятия решений); возросшее значение отдельного индивида (свобода выбора провоцирует проявление субъектности); изменение представлений о приватности; когнитивная перегрузка (связанная с «информационным шумом» и необходимостью часто принимать решения) [20; 77; 78; 80; 87].

Обобщая специфические условия социального взаимодействия и восприятия в ситуации, опосредованного мировой информационной сетью общения, можно выделить ряд характеристик интернет-коммуникаций: 1) анонимность участников коммуникаций; 2) инициативный характер и добровольность контактов; 3) устоявшиеся нормы коммуникативного поведения (сленг, система знаков-символов и др.); 4) затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения*; 5) отсутствие паралингвистических, невербальных компонентов*; 6) нивелирование реального социального статуса пользователя, наличие возможности для смены идентичности и выбора желательного статуса; 7) снятие жестких барьеров общения (культурных, возрастных и других социальных различий) [62, с. 79].

Примечание: *за исключением общения в режиме Skype.

Часть исследователей указывает на то, что при активной интернет-социализации, «особое значение приобретает личностная активность как внутренний субъективный фактор социализации», при этом психологическим механизмом социализации в данном случае является самовыражение, именно в онлайн-среде он становится ведущим [46, с. 7]. С этой точки зрения самопрезентация как способ самопредъявления может быть рассмотрена в качестве одного из ведущих способов взаимодействия в онлайн-среде, оказывающих влияние как на личность пользователя, дающего самопрезентацию, так и на среду в целом.

В качестве специфики самопрезентации в виртуальном пространстве мы можем выделить следующие характеристики:

Анонимность/достоверность – пользователи имеют возможность выборочно открывать о себе те или иные факты.

Многие исследователи отмечают стремление большинства пользователей видоизменить, приукрасить свой образ, воспользовавшись возможностью анонимности, тем не менее, в Интернет достаточно активно развивается тенденция к достоверности предоставленной информации о себе. Если проследить изменения в открытости представления собственной личности пользователями, можно обнаружить, что стремление к сокрытию информации о себе было максимально выражено в 90-х – начале 2000 гг. [36]. В тот период развития Интернет в качестве нового социального пространства анонимность рассматривалась как важное условие открытости между участниками общения. На сегодняшний день, в связи с нарастающим объемом информации, качеством контента, потребностью получить подтверждение достоверности высказываний, у пользователей наблюдается тенденция давать все больше реальной информации о себе.

Непрерывность и большая степень открытости – пользователямнеобходимо постоянно поддерживать интерес к собственной личности, давая о себе более глубокую информацию.

Общение в интернет-пространстве требует от его участников постепенного, но постоянного самораскрытия с целью привлечения внимания к собственной личности. Поскольку Интернет производит огромное количество информации, пользователи осознают факт рассеянного, расфокусированного внимания среди других участников общения. В связи с этим возникает особая форма общения, требующая быть кратким, но емким, натуральным в выражении своих мыслей и чувств. Можно даже сказать, что одним из трендов в среде Интернет в данный момент являются уязвимость и открытость. Если еще несколько лет назад развивалась тенденция естественности и натуральности, то на сегодняшний день это, скорее, тенденция быть настоящим, живым, свободно говорящим о себе человеком. Значимой становится способность открывать темы, затрагивающие собственную личность (свои чувства и переживания, достоинства и недостатки, жизненные цели и планы).

Большая степень контроля за проявлением собственной личности – Интернет создает максимальные возможности пользователям для управления впечатлением, делает самопрезентацию осознаваемой.

При общении в виртуальном пространстве имеет место возможность более внимательно составить текст, свой образ, так как общение может быть разорвано во времени (за исключением видеоконференций и быстрых чатов). Пользователи имеют возможность отвечать на сообщения, сделав паузу, обдумать ответ, повлиять на дальнейший ход взаимодействия. Таким образом, самопрезентация, опосредованная Интернет, может быть более осознанной. Связано это еще и с тем, что виртуальное общение является прежде всего вербальным.

Отсутствие невербальных компонентов коммуникации пользователямнеобходимо давать о себе более глубокую информацию и создавать новые формы для передачи эмоций.

Виртуальное общение в основном является вербальным, невербальный компонент в нем сильно ограничен. В связи с этим актуальным становится потребность в выражении эмоций дополнительными средствами: эмодзи («смайлики»), использование фотографий и изображений, собственного видео. Часто текст, насыщенный дополнительными символами, разного рода «иконками» создает более благоприятное впечатление у читателей. Но можно столкнуться и с полной противоположностью в среде блогеров и специалистов, рассказывающих о себе в Интернет. Во многих текстах, в которых пользователь демонстрирует свой экспертный уровень или высказывает точку зрения, отсутствуют какие-либо обозначения эмоций и дополнительные изображения, присоединенные к высказыванию. Такие авторы не заигрывают с аудиторией и не стремятся нравиться, но в этом случае раскрывают более глубоко свою позицию, взгляды, не только положительные качества, но и отрицательные, рассказывают и об успехах, и о неудачах. Можно сказать, что самопрезентация в виртуальной среде требует готовности много и активно общаться, находя свои способы донести до аудитории не только информацию, но и переживания, добиваясь эмоционального «включения».

Гибкость – пользователямнеобходимость творчески реагировать на изменения, использовать разные способы и формы при создании самопрезентации.

Интернет является одной из технологий современности, которая постоянно обогащается новыми возможностями, усложняется и модернизируется. Что сказывается на общении пользователей и на возможностях самопрезентации в виртуальной среде. Если раньше для самопрезентации могли быть использованы тексты и фотографии, то на сегодняшний момент это уже всевозможные «сторис» (короткие видео в социальных сетях), возможность общаться с подписчиками в режиме реального времени во время «прямых эфиров», возможность записывать видео на любом устройстве. Развитие технологий требует от пользователей когнитивной активности и гибкости, готовности к изменениям.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.