Самопрезентация как психологический феномен — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Самопрезентация как психологический феномен

2020-08-21 321
Самопрезентация как психологический феномен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представление человеком своей личности другим людям рассматривается в психологической науке как феномен самопрезентации, управления впечатлением, самораскрытия, самопредъявления. Можно сказать, что представление себя другим и возможность самораскрытия интересовала человека всегда, потребность создавать свой облик и впечатление, осознавать обратную связь и развиваться в общении во многом создает условия для формирования личности, включения и использования личностных качеств, осознания собственных ресурсов и возможностей для самореализации [64].

Самопрезентация в качестве предмета изучения была рассмотрена в конце 50-х гг. прошлого века зарубежными учеными. Одним из первых особенности самопрезентационного поведения человека исследовал американский социолог И. Гоффман (Е. Goffman), разработавший теорию «социальной драматургии», говоря о том, что жизнь подобна театру, а человек – это актер, представляющий себя и играющий некую роль. Данная метафора позволила описать детально процесс «проживания» человеком ситуации самопредъявления себя окружающим. В 1959 году ученый ввел в научную лексику термин “Selfpresentation”, что с английского языка переводится как «самопрезентация человека».

И. Гоффман изучал «порядок взаимодействия» как социальное взаимодействие лицом-к-лицу, учитывая тот факт, что любые человеческие взаимодействия имеют символический характер, так как опосредованы фазой интерпретации, рефлексии и саморефлексии [19, с. 5].

Итак, И. Гоффман, определяет процесс самопрезентации как «взаимное влияние индивидов на действия друг дру­га в условиях непосредственного физического присутствия всех участников» [19, с. 47] и вводит понятия: «контакт» - «все проявления взаимодействия в каком-ни­будь одном эпизоде, во время которого данное множество индивидов непрерывно находилось в присутствии друг друга»; «исполнение» (или «выступление») – «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других уча­стников взаимодействия»; «партия» - «пре­дустановленный образец действия, который раскрывает­ся в ходе какого-нибудь исполнения и который может быть исполнен или сыгран и в других случаях»; а также «публика/аудитория», «наблюдатели/соучастники» [19, с. 47-48].

Идеи И. Гоффмана развивали такие авторы, как М. Снайдер, А. Бас, С. Бриггс, Д. Майерс и другие, которые также рассматривали самопрезентацию как общую особенность социального поведения [75].

В отечественной психологии интерес к феномену самопрезентации проявился в 90-х годах прошлого века. До этого момента предъявление себя другим участникам взаимодействия рассматривалось в основном в контексте развития личности в общении [2, с. 11]. Так Б.Ф. Ломов говорит о том, что предъявляемые личностью качества во время взаимодействия с другими могут закрепляться и развиваться в зависимости от реакции окружения [45]. Б.Г. Ананьев отмечает, что в активности человека при представлении себя другим заложены основные характеристики, связанные с общением и развитием целостной личности [3]. А.А. Бодалев, не говоря о самопрезентации как таковой, выделял три фактора, влияющих на формирование первого впечатления о человеке: внешний вид (мимика, жесты, поза, особенности телосложения и другие особенности облика человека); влияние ситуации взаимодействия, социального фона, так как окружение человека, место, в котором происходит общение, позволяют строить предположения о его индивидуальных качествах; собственные личностные особенности воспринимающего субъекта [8, с. 310].

На сегодняшний день многие отечественные авторы систематизируют данные зарубежных исследователей самопрезентации [50; 91; 95] и рассматривают особенности успешной самопрезентации в различных условиях [36; 50; 30; 92; 93; 95] и в профессиональной деятельности [58; 65].

Понятие «самопрезентация» не имеет однозначного толкования. Анализу различных подходов к определению его содержания посвящено значительное количество работ [19; 60; 61; 63; 75; 92; 95].

Д. Майерс пишет: «Термином самопрезентация обозначается наше желание создать благоприятное впечатление о себе как у «внешней аудитории» (у окружающих), так и у «внутренней аудитории» (у самих себя). Хотим ли мы потрясти окружающих, запугать их или показаться беспомощными, мы - социальные животные, играющие «на зрителя» [48, c. 95].

О.А. Пикулева дает определение самопрезентации личности как «в разной мере осознаваемый, с учетом специфики социальной ситуации, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации». И выделяет три неотъемлемые составляющие социально-ролевого контекста: «субъект самопрезентации (индивид), объект самопрезентации (целевая аудитория – индивид или группа) и социальная (ролевая) ситуация» [63, с. 14-15].

В.В. Хороших даёт следующее определение понятия: «самопрезентация – это процесс регуляции производимого субъектом впечатления, с учетом специфики социальных ситуаций, и (или) выражения системы представлений о самом себе» [92, с. 8].

Л.И. Ворожейкина, заявляя самопрезентацию одним из факторов успешной адаптации, определяет данный феномен как «стремление к достижению успеха посредством управления впечатлением, которое человек производит» [18, с. 212].

В своей работе Е.А. Соколова-Бауш рассматривает подход, связывающий самоподачу с самооценкой и самоуважением, т.е. самопрезентация рассматривается, как «стремление человека представить желаемый образ окружающим для поддержки своей самооценки и Я-образа», предполагая, что самопрезентация может случить одним из приемов «устранения диссонанса, который также позволяет поддерживать определенный уровень самоуважения и сохранять единство образа Я» [76, с. 13].

Исследователи выделяют стратегии и тактики самопрезентации.

Тактика самопрезентации – «краткосрочный поведенческий акт, включающий в себя совокупность приемов вербального и невербального поведения, направленный на создание желаемого впечатления о субъекте самопрезентации, необходимого для определенных краткосрочных целей» [63, с. 22].

Стратегия самопрезентации – «это в разной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на формирование у объекта самопрезентации желаемого субъектом впечатления, основанное на определенных тактиках самопрезентации» [63, с. 23].

Тактики самопрезентации возможно соотнести с той или иной стратегией. При этом если тактика определяется, как конкретное поведение в конкретной ситуации, то стратегия – это «процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов» [60, с. 56].

Существуют несколько классификаций самопрезентации в зависимости от тактик и стратегий поведения. Основаниями для них, в частности, являются:

· опора на представления аудитории (установки, стереотипы) или на конструирование своего публичного «Я» (Р. Баумейстер);

· активная или пассивная позиция субъекта самопрезентации (ассертивная, направлена на создание определенной идентичности – защитная, направлена на сохранение и восстановление определенной идентичности в качестве стремления сохранить существующее впечатление) (Р. Аркин);

В свою очередь ассертивная самопрезентация представлена тактиками: желание понравиться, запугивание, просьба/мольба, приписывание себе достижений, негативная оценка других, примероносительство; защитная – оправдание с отрицанием ответственности, оправдание с принятием ответственности, отречение, препятствование самому себе, извинение (С.-Ж. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбетт, Дж. Тедеши);

· влияние коммуникатора, тип превосходства или власти субъекта самопрезентации: власть обаяния – «стараться понравиться», власть эксперта – «самореклама», власть страха – «запугивание», власть лидера или наставника – «примероносительство», власть сострадания – «просьба/мольба» (И. Джонс, Т. Питтман) [36; 63].

Также, говоря о видах самопрезентации следует отметить, что самопрезентация имеет двойную направленность: в процессе взаимодействия с аудиторией происходит не только воздействие субъекта на аудиторию, но и осмысление, осознание себя, саморефлексия и анализ создаваемого впечатления. Направленность самопрезентации может иметь целью не только воздействие на аудиторию, но и самопонимание, самовыражение, при которых не менее важна обратная связь от объекта самопрезентации.

Несмотря на многообразие различных авторских подходов, можно выделить ряд общих моментов, характеризующих феномен самопрезентации:

· Самопрезентация – важная составляющая социального общения, позволяющая регулировать отношения субъектов взаимодействия. 

· Самопрезентация – это способ создания и выражения «образа Я», главными средствами для этого являются: вербальное и невербальное поведение личности и оформление внешнего облика.

· Самопрезентация осуществляется в условиях социального контекста, включающих в себя три неотъемлемых составляющих: субъект самопрезентации, объект самопрезентации и социальную ситуацию, в рамках которой происходит социальное взаимодействие [18, с. 212].

· Самопрезентация является постоянным процессом предъявления Я-информации в межличностном взаимодействии, независимо от осознанности субъектом самопрезентации своих поведенческих действий. 

· Механизмами самопрезентации являются: оценка значимости ситуации и целей взаимодействия, прогнозирование реакций целевой аудитории, реакция целевой аудитории, рефлексия реакций целевой аудитории, корректировка субъектом самопрезентации последующих поведенческих действий [63, с. 16].

· Самопрезентация может носить ассертивный или защитный характер, в разной степени позволяя человеку формировать впечатление о себе и сохранять уже сложившееся отношение аудитории.

· Самопрезентация – это своеобразный проводник между внутренним миром человека и внешним миром, представленным восприятием его другими людьми, некое средство реализации стремления представить во вне свою внутреннюю сущность или какой-либо, чаще всего социально-одобряемый, образ собственного «Я».

· Один полюс феномена самопрезентации личности связан с проявлением внешнего «Я» и отражается в таких понятиях, как «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением», «роль», «имидж»; другой связан с проявлением внутреннего «Я» и отражается в таких понятиях, как «самораскрытие», «самовыражение», «Я-концепция», «самоидентификация».

В данном исследовании мы будем опираться на определение феномена, данное О.А. Пикулевой: «Самопрезентация - это в разной мере осознаваемый, с учетом специфики социальной ситуации, и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации» [63, с. 14].


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.