Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-08-21 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Понятие «личностный ресурс» чаще всего определяется как некий запас жизненных возможностей, который может быть использован субъектом в качестве средств развития личности, осуществления самоопределения, реализации деятельности, выбора жизненных стратегий и т.д. (Лазарус Р., Хофболл С.Е., Вонг П., Муздыбаев К. др.). Близким к нему по смыслу является понятие «личностный потенциал», связанное с пониманием уровня личностной зрелости (Леонтьев Д.А., С. Мадди). Разрабатывается вопрос ресурсов для преодоления человеком трудных жизненных ситуаций как факторов, активизирующих личностный потенциал (Баева И.А., Калашникова С.А., Кожевникова Е.Ю. и др.)
Вопросы о самопрезентации личности рассматривались исследователями в контексте проблемы общения (Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Панферов В.Н.) и, непосредственно, самопрезентации (Гоффман И., Снайдер М., Амяга Н.В., Хороших В.В. и др.). С 90х годов самопрезентация стала активно исследоваться отечественными авторами (Пикулева О.А., Хороших В.В., И.П. Шкуратова и др.). Различными авторами осуществляются исследования самопрезентации в виртуальной среде (Пикулева О.А., Шевченко И.С.). Разрабатывается тема о самораскрытии как одном из факторов успешной самопрезентации (Крылов Е.Ю., Амяга Н.В., Шкуратова И.П. и др.).
Вопрос об обучении взрослых и пожилых с учетом возрастных характеристик исследовался в контексте изучения особенностей мышления взрослых (Сухобская Г.С., Кулюткин Ю.Н.), в контексте понятий о постдипломном и непрерывном образовании (Вершловский С.Г., Анциферова Л.И., Хащанский И.В. и др.), о профессиональной переподготовке (Лебедева Н.В., Колесникова А.И., Васягина Н.Н. и др.).
Проблема исследования определяется возникшим противоречием между необходимостью пожилых людей пользоваться Интернет и оценкой их возможностей для овладения одной из информационных технологий – самопрезентацией в виртуальной среде. Снятию, разрешению этого противоречия может служить выявление личностных ресурсов пожилых пользователей Интернет при самопрезентации. В научной литературе данные ресурсы не описаны, в большинстве случаев речь идет о тех личностных ресурсах, которые способствуют социализации (в широком смысле этого понятия) в интернет-пространстве детей и подростков. Исходя из актуальности проблемы, ее теоретической и практической значимости были определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.
|
Цель: выявить личностные ресурсы самопрезентации в виртуальной среде молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) людей.
Гипотезы:
1. Личностные ресурсы самопрезентации включают в себя ряд психических качеств, обусловленных спецификой самопрезентации в виртуальной среде. В частности, это могут быть: объем и глубина самораскрытия, самомониторинг, экстраверсия, эмоциональная устойчивость, гибкость мышления, онлайн-активность, состояние психологической защищенности в виртуальной среде.
2. Характеристики самопрезентации могут быть взаимосвязаны с онлайн-активностью и состоянием психологической защищенности в виртуальной среде.
3. Взрослые (периода ранней взрослости) и пожилые (периода поздней зрелости) люди, дающие самопрезентацию в виртуальной среде, могут иметь различия в показателях по выделенным личностным ресурсам.
4. Доказательством того, что та или иная психическая особенность выступает ресурсом самопрезентации, могут служить наличие взаимосвязи между выделенными ресурсами и их представленностью в текстах самопрезентаций.
Для достижения цели и доказательства гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование гипотезы о личностных ресурсах самопрезентации в виртуальной среде.
|
2. Изучить характеристики выделенных личностных ресурсов самопрезентации у молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) участников исследования.
3. Организовать и провести самопрезентации молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) участников исследования в виртуальной среде.
4. Провести анализ самопрезентаций в виртуальной среде молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) участников исследования.
5. Установить взаимосвязи между личностными ресурсами самопрезентации и характеристиками самопрезентаций в виртуальной среде у молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) участников исследования.
6. Определить наличие взаимосвязи между характеристиками самопрезентаций, активностью и защищенностью в виртуальной среде.
Объект: взрослые первого периода взрослости (20-35 лет) и пожилые (от 60 лет) люди, дающие самопрезентацию в Интернет.
Предмет: личностные ресурсы виртуальной самопрезентации молодых (периода ранней взрослости) и пожилых (периода поздней зрелости) людей, дающих самопрезентацию в Интернет.
Методологической и теоретической основой исследования являются: теории личностных ресурсов отечественных и зарубежных ученых (Д. Канеман, Р. Лазарус, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, П. Вонг, К. Муздыбаев, С.Е. Хофболл, С.А. Хазова, А.Г. Маклаков и др.); теории отечественных и зарубежных исследователей о феномене самопрезентации (И. Гоффман, О.А. Пикулева, Е.Ю. Куликов, В.В. Хороших, Е.А. Соколова-Бауш и др.); теории о феномене самомониторинга (М. Снайдер, Е.А. Полежаева); теории о самораскрытии в общении (С. Джурард, И.П. Шкуратова); теории о свойствах темперамента (Г. Айзенк, Б.Г. Ананьев); теории о психологической безопасности личности и среды (И.А. Баева), в том числе в онлайн-пространстве (Е.П. Белинская, Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова); теории о ресурсах сопротивляемости человека в ситуациях, требующих ее проявления, отечественных (К. Муздыбаев, Л. В. Куликов, И.А. Баева, Л.А. Регуш и др.) и зарубежных (С.Е. Хофболл, С. Мадди, П. Вонг и др.) психологов.
Методы и методики исследования:
Теоретическими методами исследования являлись: анализ и обобщение материалов, опубликованных в отечественной и зарубежной литературе по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов использовались: опрос, анкетирование, психологическое тестирование. Для обработки эмпирических данных использовались качественные (в том числе контент-анализ) и количественные методы, в том числе методы статистики: сравнение средних, определение различий по U-критерию Манна-Уитни и j-критерию углового преобразования Фишера, корреляционный анализ с использованием рангового коэффициента корреляции Спирмена.
|
При изучении личностных ресурсов самопрезентации в виртуальной среде молодых и пожилых людей, дающих самопрезентацию в Интернет, в исследовании использовались следующие методики: «Опросник Самораскрытия» С. Джурарда в модификации И.П. Шкуратовой и Н.В. Перепелицы – для выявления особенностей самораскрытия; личностный опросник «Шкала самомониторинга» (Self-Monitoring Scale ) М. Снайдера в адаптации Н.В. Амяга – для определения уровня самоконтроля и самонаблюдения; «Тест-опросник Г. Айзенка – для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)» в адаптации А.Г. Шмелева – для определения свойств темперамента; методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности» - для выявления особенностей мышления (гибкость/ригидность); «Опросник уровня владения информационными технологиями», разработанный Е.Ю. Крыловым (модифицирован с учетом задач данного исследования) – для выявления степени онлайн-активности; анкета «Состояние защищенности в пространстве Интернет» (разработана самостоятельно) – для выявления оценки реципиентом собственного состояния психологической защищенности в онлайн среде.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались методологической обоснованностью выдвинутых гипотез; применением общенаучных и конкретных методов, валидных предмету изучения, соответствующих целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом данных, полученных с помощью диагностических процедур; использованием методов описательной и индуктивной статистики, а также репрезентативностью выборки.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!