Абитуриенты ВУЗов третьего эшелона — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Абитуриенты ВУЗов третьего эшелона

2020-08-21 442
Абитуриенты ВУЗов третьего эшелона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старшеклассники, собирающиеся поступать в технические ВУЗы третьего уровня, характеризуются следующими особенностями.

1. Эта категория абитуриентов в основном начинает готовиться к экзаменам примерно за год. Формально можно сказать, что готовятся серьезно: очень многие занимаются с репетиторами, ходят на дополнительные занятия при ВУЗах или при своих школах. Однако конечная эффективность этих занятий не всегда высока.

· В начале думала, что я справлюсь сама, но чем дальше… уже решили брать репетиторов. На курсы я не очень хотела идти, так как все равно отличается, когда ты ходишь на курсы и когда ходишь самостоятельно, индивидуально к репетитору. Занимаюсь Русский, Математика, Химия, Биология (ученица 11 класса, обычная школа).

· У меня репетитор по Обществознанию, по Истории. По Русскому я занимаюсь в школе, так как у нас преподаватель он еще… работает, преподает, точнее, в МПГУ что ли, то есть, там еще работает. И хочу записаться на интенсивный курс по Математике. Как раз называется курсы «Интенсив». Все-таки, повторять надо, хотя при этом у меня хорошие знания, но из-за того, что не знаешь, что ждать, потому что каждый год меняют все это, лучше подстраховаться (ученица 11 класса, обычная школа).

· По математике я хожу к репетитору индивидуально. По русскому у нас очень хорошая учительница, которая советовала не брать никаких других, а заниматься у нее. Он правда очень хорошая, он работает в школе больше 30 лет, и все выпуски сдавали у нее хорошо ЕГЭ, поэтому я хожу к ней (ученица 11 класса, обычная школа).

· Я считаю, что, вообще, нет, потому что ЕГЭ с каждым годом меняется, что-то новое придумывают, опять же, базовое, профильное, и просто сдать со школьным, простым, нельзя. Репетитор или курсы, я думаю, что это должно быть, или сам ты сидишь, занимаешься упорно, но просто так невозможно сдать, я думаю (ученица 11 класса, обычная школа).

· Мне кажется, за год, потому что если готовиться совсем поздно, за 3, за 4 месяца, то будет неразбериха, каша в голове, будешь путаться, и сдашь плохо. Если готовиться раньше, то ты больше забудешь, года за два, а вот как раз за год, ты все выучил, ты все помнишь – золотая середина, мне кажется, год (ученик 11 класса, обычная школа).

2. Как правило, они подают документы в максимально большое число ВУЗов, рассчитывая на то, что где-нибудь, да пройдут. В Москве, где ВУЗов много, эта тактика нередко себя оправдывает.

· Поступлю, не поступлю. Поступлю в другой Университет. Как будто в наше время сложно найти работу? (ученик 11 класса, обычная школа).

3. Часто бывает, что абитуриенты этого уровня подают документы в ВУЗы совершенно разного профиля. По сравнению с абитуриентами ВУЗов первых двух категорий разброс по направлениям у них больше, понимания «куда идти» меньше. По выражению одного учителя, они мечутся между различными профилями и специальностями.

· Вообще, скажем так, я хочу стать стюардессой. Но хочу получить образование высшее, просто чтобы оно было на всякий случай. Пока, вообще, очень мечусь между институтами и специальностями. На прошлой неделе, грубо говоря, я хотела в педагогический, на этой неделе я уже хочу в милицию пойти. В общем, езжу по выставкам, институтам, смотрю, то есть, вообще, никак не определилась. Еще думаю брать четвертый предмет дополнительно или нет, или мне хватит русского, обществознания, математики (ученица 11 класса, обычная школа).

4. Порой такие старшеклассники подают документы одновременно и в технические, и гуманитарные ВУЗы. В качестве объяснения они сообщают, что они еще не определились, хотят они быть «технарями» или «гуманитариями». Те, кто причисляют себя к гуманитариям, не говорят, что они не понимают математику и физику, а говорят о «гуманитарном» складе ума, но на самом деле в их мышлении просто отсутствует дисциплина и логика, характерен низкий уровень знаний по ключевым предметам.

· Согласен, я вот тоже закончил музыкальную школу, и я какой-то странный человек. Я и гуманитарий. ФСБ-шник. Я и гуманитарий, и технарь. Можно пойти в любую область работать. работать в любой области. Можно спокойно прийти на любую работу, где тебе больше нравится (ученик 11 класса, обычная школа).

· Я считаю, что могу пойти на филолога. Нет, преподавателем можно пойти. Но вот сейчас главное, лучше уметь что-то делать руками. То есть, техническая специальность, технический ВУЗ больше дают. Но вот тот же бухгалтер. Я, например, вообще не хочу работать бухгалтером, но другие говорят, ты что, зато в любое место. Если будешь хороший бухгалтер (ученица 11 класса, обычная школа).

5. Судя по результатам не только данного, но и других исследований, среди слабо мотивированных к учебе абитуриентов превалирует идеология, что высшее образование получать надо, но совершенно неважно, каким будет это образование, поскольку работать придется все равно не по специальности.

· В нашей стране, так же закончить ты можешь по одной специальности. А пойти вообще в другую сферу работать. То есть это у нас приемлемо. И каждый второй случай такой. Во-вторых, я пока точно не знаю, куда я хочу. Но я тоже, совсем не хочу серую, однотонную работу (ученица 11 класса, обычная школа).

· И тяжело сказать, что все 30 человек нашей группы, которые закончили МАДИ, что все они люди с высшим образованием. Нельзя сказать. Просто некоторые от армии косили, некоторые – потому что их заставили просто пойти, некоторые – из такого принципа – он получает, значит я тоже хочу получить. Такая ситуация. Печально очень даже (выпускник МАДИ).

6. Москвичи мало переживают о поступлении, т.е. мало боятся не поступить. Во-первых, как уже говорилось, в Москве ВУЗов очень много. Во-вторых, если баллов не хватает на бюджетное место, они поступают учиться на платной основе. В Москве это не сложно, поскольку доходы населения достаточно высокие, а плата за обучение в непрестижных ВУЗах обычно небольшая, подъемная для средней московской семьи. В Екатеринбурге ситуация с возможностью поступления более напряженная, о чем будет сказано ниже.

· Я думаю, да, может быть, даже получится на бюджет, но мои родители готовы оплачивать платное. Да, как бы нет так конкретно, что бюджет и только на бюджет. Получится – да, хорошо. Не получится – еще лучше (ученица 11 класса, обычная школа).

Студенты ВУЗов третьего эшелона

Процесс обучения в ВУЗах третьего уровня также сильно отличается от элитных ВУЗов. Главные отличия сводятся к следующему. Причем, чем слабее ВУЗ, тем сильнее выражены эти признаки.

В ВУЗах третьего уровня учиться легко, по крайней мере, начиная со второго курса. Первый курс любого ВУЗа часто оказывается сложными для многих студентов в силу очень резкой смены учебной обстановки, которая требует достаточно серьезной адаптации. Тем не менее, можно говорить о том, что среди студентов «слабых» ВУЗов практически исчезают высказывания о том, что учиться трудно, что учебная программа, очень напряженная т.д.

· Как говорится, забудьте все, что вам говорили в школе, чему вас учили там. По крайней мере, после первой лекции по мат. анализу у меня голова заболела, понял, что нет, ничего не надо вспоминать, что было в школе, кроме таких, базовых. Нет, я был просто везунчиком. Нет, нормально, старался, трудился. В итоге, тот экзамен, который никто не мог сдать, я сдал на 4 (студент 2 курса).

· Школьные знания вообще не использовал. Я не знаю, со стипендии, конечно, слетел с первой сессии, потому что, не знаю, я как-то расслабился, пары, можно не ходить. С первой сессией у меня были проблемы, я запустил, не очень понимал, что происходит в моей жизни, но сдал я очень быстро. Заставляют, конечно, показать, что ты умеешь, но я бы не сказал, что преподаватели требуют, вообще, сверхзнаний, чтобы получить тройку или четверку, или пятерку, просто, если ты можешь решать, ты логически понимаешь, что ты делаешь – все, 4, достаточно. Хочешь 5 – реши, ладно, 3 примера (студент 2 курса, Московский государственный строительный университет).

· В принципе не сложно, четверки. Мне нравится вопрос, достаточно ли школьных знаний, потому что школьных знаний несомненно недостаточно, но они являются необходимым фундаментом, по крайней мере, на первых двух курсах. Потому что школьная программа очень помогает при изучении физики, той же механики. Матанализ, это, собственно, и есть углубление начала математического анализа 11-го класса (студент 2 курса, Московский энергетический институт).

· Первый год, он был достаточно сложным, я не понимала, вообще, куда я попала, хотя сессию закрыла на отлично, но потом, уже после первого курса стало достаточно легко, то есть, вообще не напрягаюсь (студентка 2 курса, Московский государственный институт путей сообщения).

В таких ВУЗах практически никого из студентов не отчисляют даже на первом курсе. Отчислить могут лишь тех, кто вообще не ходит на занятия. По выражению одного преподавателя, «нужно очень постараться, чтобы из нашего ВУЗа отчислили».

У студентов элитных ВУЗов преобладающей мотивацией является мотивация, связанная с самой профессией. Студенты ВУЗов третьего уровня делятся на две категории: тех, у кого преобладающей является денежная мотивация, и тех, у кого никакой мотивации вообще не просматривается (ни к учебе, ни к работе). Последние представляют собой наиболее проблемный контингент.

Категория, в которой преобладает денежный мотив (речь не обязательно идет о больших деньгах, но о стабильном и достойном заработке), делится на две подкатегории. Первая формируется в основном за счет тех студентов, которые учатся по специальностям, востребованным рынком. Наиболее яркие примеры – это строители и автомобилисты. Выпускники соответствующих ВУЗов часто без особых проблем находят себе работу по специальности. Проблема заключается лишь в том, что при этом происходит определенная девальвация высшего образования. Другим словами можно сказать, что ВУЗы берут на себя функции техникумов и, по сути, дают своим выпускникам избыточное образование. Эта тенденция берет свое начало еще с далеких советских времен (ориентировочно с 70-х годов прошлого века), когда на производстве из-за низкой зарплаты стали исчезать должности техников, а освободившиеся вакансии стали заполняться людьми с дипломами инженеров. Сегодня в России очень многое поменялось, но правильные пропорции между высшим и средним специальным образованием до сих пор не установилось (причем, среднее специальное образование при надлежащем качестве вполне может давать своим выпускникам достоянный и стабильный заработок на тех рабочих местах, которые сейчас занимают выпускники ВУЗов).

Студенты ВУЗов третьей категории, намеренные трудоустроиться по специальности

· Пойду по специальности. Это на инженерном производстве. Либо на СТО. Станция тех обслуживания. Это два самых очевидных пути. После первого курса, нас уже посылают на практику. Мы сами выбираем, где будем проходить ее. Обычно все в автосервисах. Соответственно, когда ты туда приходишь. Ты приходишь на практику, и там уже остаешься работать. Предприятия СТРОЙСЕРВИС, ИНТРАСТРОЙ. Там различное обслуживание автомобилей. Они там всякие машины, которые тоже надо обслуживать. В сервисе мне кажется нормально тоже (студент 2 курса, Университете машиностроения).

· Хочу наверно пойти работать по специальности. Куда я еще не знаю, не смотрел не думал особо. В расчете только на свои знания. Все (студент 2 курса, МИИТ).

· У меня вся семья, можно сказать, связисты. То есть, отец у меня военный связист тоже. И брат то же самое. И как-то в армию не хотел идти. Хотел в институт. И там получить профессию инженера связиста. То есть, это была какая-то некая преемственность, МТУСиИ мне больше всего понравился. Потому, что этот институт, он давно уже известный. То есть, тут отличные преподаватели и все нормально (студент 2 курса, Московский технический университет связи и информатики).

· Это самое забавное было, как я вообще выбрал ВУЗ. Программированию меня преподаватель в школе начал так учить. Мне понравилась эта сфера. И вся, вот, эта область. Ну, как бы, почему бы и нет. Подавал документы в несколько ВУЗов: МИФИ, МЭИ, в МИСиС тоже подавал документы (студент 2 курса, Московский энергетический институт).

· Подал документы в 5 ВУЗов, выбрали, после долгих слез и споров, МЭИ, потому что моя специальность в принципе востребована на каждой ТЭЦ, именно это стало решающим фактором (студент 2 курса, МЭИ).

· Я выбирал из собственных предпочтений. То есть, подал в 4 ВУЗа заявку, в МЭИ подавал, в железнодорожный, МИФИ и горный. Предпочтение было в горном, потому что у меня там брат учился, я выбрал горный, специальность мне тоже брат посоветовал, говорит: «Иди на строительство по делу сооружения шахт». Все я поступил, так и есть, она самая сейчас такая, самая лучшая в институте (студент 3 курса, МИСиС).

· Я подавал в 3 института, это в МГУ, МАМИ, МАДИ. Решил пойти в МАДИ, так как мне понравился сервис, техническое обслуживание автомобилей там было. У нас есть тюнинг ателье, и сказали, что в дальнейшем, четвертый, пятый курс, мы будем заниматься тюнингом, улучшать технические характеристики автомобилей, различные. (студент 3 курса, МАДИ).

· Наземно-транспортно-технологические комплексы. Это тоже автосервис, обслуживание автомобилей. Тоже знакомый посоветовал, говорил, что без работы не останешься, всегда это востребовано, и я решил туда пойти. МАМИ был таковым. Я в МАДИ и в МАМИ проходил, но МАМИ понравился (студент 2 курса, Московский государственный машиностроительный университет МАМИ).

Вторая подкатегория выпускников ВУЗов третьего уровня, ориентированная на работу и заработок – это студенты, которые, по сути, формально учась в ВУЗе, самостоятельно освоили некую совершенно иную специальность, чаще всего связанную с IT. Об этом направлении трудоустройства уже говорилось в предыдущем разделе, посвященном ВУЗам второй категории. Принципиальной разницы здесь нет, но предположительно существует зависимость: чем ниже статус ВУЗа, тем ниже квалификация подобного компьютерщика-самоучки. Тем не менее, в сегодняшних условиях они тоже востребованы на рынке труда.

Администрации некоторых ВУЗов и предприятий хорошо понимают это и стараются помочь студентам организацией курсов по обучению IT-технологиям, в том числе и для целей собственного кадрового обеспечения.

· Есть группа компаний «Когнитив», они как раз оплачивают курсы по программированию. Плюс еще у них магистратура есть в Институте информационного бизнеса. Он был сформирован недавно, финансируется за счет различных консалтинговых компаний. И, собственно, два года обучения в магистратуре, один год входит в обучение в институте, а второй это стажировка в компании.

В технических ВУЗах третьего уровня многие понимают, что не пойдут работать по специальности, так как это либо не востребовано экономикой, либо им предложат очень низкие зарплаты. Представления о будущей профессии у многих самые общие. Частый ответ на вопрос, куда пойдете работать – «как получится».

Хотя главную роль в успешном трудоустройстве играет качество полученного образования, обеспечиваемого в основном элитными ВУЗами, студенты ВУЗов третьего уровня предпочитают говорить в основном о личных качествах человека, его активности, инициативности и т.д.

Практически все студенты ВУЗов третьего уровня, несмотря на то, что качество обучения в них очень сильно отстает от первого и второго уровней, и несмотря на то, что по их же собственным свидетельствам, учиться в них не сложно, положительно отзывались о своих ВУЗах и о качестве обучения в нем. Критика касается лишь отдельных преподавателей и в некоторых случаях – качества компьютерного обеспечения и обучения. Таким образом, студенты этой группы ВУЗов не осознают или не хотят осознавать, что качество их обучения зачастую недостаточно.

· По сути у нас, можно сказать, всегда преподаватели делятся либо на очень добрых, которые понимают и начинают объяснять, либо на таких, немного с изюминкой, которые хорошо могут объяснить, но немножко постебать могут, немножко поиздеваться и немножко потроллить, даже вот так можно сказать, но, в общем-то, у них у всех уровень очень хороший. Судя по тому, как мы сдаем сессию, я не знаю, по сути, в общем, хорошо сдаем сессию, успеваем (студент 2 курса, МИРЭА).

· У меня достаточно современная техника обучения, то есть, все преподаватели, даже которые в возрасте, в старом, работают с проектором, показывают какие-то презентации, какие-то программы с интернета, сами все скачивают, часто рефераты мы им отправляем на почту, даже, новый преподаватель В КОНТАКТЕ зарегистрирован, можно ему отправить на проверку сначала (студент 2 курса, МЭИ).

· В принципе, у меня как бы вот к уровню подготовки преподавателя вопросов нет. А вот по нашей кафедре, то есть у нас как, теоретически ну лекции ведут профессора, причем профессора как бы у нас очень сильная кафедра считается, именно по России. То есть профессора, которые, ну ездят там, на конференции на своем предприятии, общаются, то есть их знают, на них работа ссылается. А лабораторные ведут аспиранты в основном. То есть люди, которые уже успели на предприятиях поработать и, какую-то кандидатскую защищают, там они и компьютер знают и оборудование знают, и как бы доступно и понятно могут объяснить (студент 6 курса, МГТУ).

· За редким исключением, уровень вообще невероятный, там всякие академики, профессора читают, и они могут. Есть, которые люди занимаются 50 лет своей темой, и думают, что все вокруг, где-то на уровне их и как-то пытаются пояснить и делают еще хуже. На слишком высоком уровне объясняют. И нужно приспосабливаться к этому, постоянно переспрашивать (студент 5 курса, МИФИ).

В ВУЗах третьего уровня существует коррупция. Как правило, она проявляет себя в тех случаях, когда, по свидетельству преподавателей, студент с третьей попытки не сдавший зачет или экзамен, появляется в следующем семестре с полным комплектом сданных зачетов и экзаменов.

Иногда в таких ВУЗах возникает явление, представляющее собой нечто среднее, между коррупцией и репетиторством. Об этом ярко свидетельствует нижеследующий кейс.

· Преподаватель математики вызвал к себе одного студента и сказал ему, что при его уровне знаний он экзамен не сдаст. После этого студенту поступило предложение: еженедельно заниматься с этим преподавателем по цене 1,5 тысяч рублей за одно занятие. Подготовка студента действительно была слабой, и он согласился. Занятия были реальными и, пожалуй, даже эффективными. Но затем произошла следующая история. Парень получил травму колена и три месяца вообще не посещал занятий (с соответствующей справкой от медицинского учреждения). Затем он вышел на учебу, но в какой-то день колено вновь разболелось, и он вынужден был вернуться домой.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.