Трудоустройство выпускников элитных ВУЗов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Трудоустройство выпускников элитных ВУЗов

2020-08-21 150
Трудоустройство выпускников элитных ВУЗов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По общему мнению самих выпускников, а также их преподавателей и работодателей, никаких проблем с хорошим трудоустройством у выпускников элитных технических ВУЗов не возникает. Более того, неоднократно звучали высказывания о том, что перспективы в этом плане у них самые наилучшие.

Судя по результатам проведенного исследования, в «элитном» секторе экономики главную роль в удачном трудоустройстве играет качество полученного образования. Личные качества, активность, инициативность и прочие играют здесь второстепенную роль (впрочем, большинству выпускников элитных ВУЗов этих качеств не занимать). Стаж и опыт работы, играющие критически важную роль в трудоустройстве выпускников ВУЗов более низких рангов, здесь тоже не играют особой роли, поскольку большинство старшекурсников элитных ВУЗов уже совмещают работу с учебой и имеют прочные связи со своими работодателями.

· На самом деле на Физтехе еще семь дополнительных курсов практических, потом от каких-то компаний ведут люди, им нужны конкретно специалисты, которые разбираются в данной сфере, и они приходят на Физтех, ведут эти курсы, учат этих людей и так хотят привлечь их к себе на работу. На Физтехе масса возможностей к тому, чтобы потом выйти в том или ином направлении (студентка 4 курса, МФТИ).

· Мы сами готовим себе специалистов, у нас есть свой тип факультета, свое образование в МГТУ им. Баумана, у нас есть даже своя группа, по-моему, мы пытаемся брать прямо со студенческой скамьи и готовим себе кадры, но пока, как бы, только начали. То есть там читаются курсы сотрудниками компании и иногда приглашают каких-то известных специалистов снаружи, в основном читаю сотрудники. Читаются курсы по тому, что нам интересно, т.е. это может быть курс по языку программирования, курс связанный с общим принципом разработки в основном в интернете, потому что нам это ближе, читаются научные курсы, например, по машиностроению, исследованию, обработке данных и извлечению информации (эксперт, представитель работодателя).

· У нас сейчас активно развивается сотрудничество Физтех и Фармацевтической компании, то есть, это и компьютерный дизайн лекарственных средств, и аналитика в этой области. Я уже там работаю над одной статьей, уже договорилась, приглашал научный руководитель на аспирантуру, если поступлю, то буду там. Там достаточно большая стипендия у аспирантов… вернее, для тех, кто поступил на этот факультет, там для аспирантов (студентка 5 курса, МФТИ).

· По тематике нашей кафедры, у нас есть несколько направлений: это направление «Спутниковая навигация». Ну, вот, организации могу те перечислить, ОАО «Космические системы», далее еще одно предприятие, которое занимается разработкой навигационного оборудования, какой-то определенный костяк на нашей кафедре существует. Определенное предприятие имеет интерес к нашим студентам. Как правило, они стараются привлекать студентов уже непосредственно после третьего, после четвертого курса обучения к себе на стажировку, хотя бы даже на летнюю практику, что бы более детальные вопросы они могли изучить. Затем, как в общем, устроиться на работу (ППС, МАИ).

В высказываниях респондентов говорилось о трех основных направлениях трудоустройства: в науке или технологии по специальности, в сфере IT-технологий и в банковско-финансовой сфере.

В отношении трудоустройства по специальности респонденты не выдвигали никаких специальных причин, кроме указания на очень высокий уровень профессиональной подготовки. Основной недостаток этого вида трудоустройства – относительно низкие зарплаты, хотя в последнее время они были повышены и сегодня уже не выглядят совсем низкими. Правда, уровень жизни таких выпускников в определенной мере поддерживался широко распространенным совместительством работы в научных организациях с преподаванием в своем родном ВУЗе.

· В какой-то степени да, моя работа соответствует полученной специальности. У меня просто специальность очень обширная, автоматизированные системы обработки информации везде и узкая специализация в авиации. А я занимаюсь тем же самым, автоматизированные системы, но сначала на сферу услуг перешел, теперь в сферу вот кадры, юристы, бухгалтера, финансисты и я уже разработкой не занимаюсь, я уже руковожу теми, кто поддерживает эти системы (выпускник МАИ).

· Работаю в корпорации «Иркут». Да, у нас сейчас корпорация вводит тему, гражданские самолеты МС-21, достаточно интересно и такой прибыльный, наверное, проект. Многие приходят с других предприятий к нам, потому что говорят у нас больше платят. Работаю в принципе по специальности, пока все устраивает, ничего менять не хочу (выпускница МАИ).

· Я работаю научным сотрудником Научного центра волоконной оптики РАН, в мои обязанности входит проведение экспериментов, организация работы в лаборатории, я работаю в лаборатории, занимаюсь научной деятельностью (выпускник МФТИ).

· Я работаю в отделе мониторинга рисков, должность – главный специалист, мои обязанности – это, как я сказал, внедрение и оптимизация некоторых алгоритмов, связанных с разработкой информационных систем, также тестирование и, непосредственно, модернизация. Если говорить в общем, внедрение информационных автоматизированных систем (выпускник мехмата МГУ).

Важно отметить, что такая практика помогала не только поддерживать определенный уровень благосостояния, но и стимулировала мотивацию выбора карьеры по специальности, поскольку регулярное общение с сильными (элитными) студентами и аспирантами – чрезвычайно важный моральный стимул для ученого. Учитывая этот аспект, недавние меры, принятые с целью ограничения совместительства в ВУЗах, могут сильно подорвать привлекательность данного вида профессиональной карьеры у выпускников элитных ВУЗов. Не обсуждая целесообразности данной меры в отношении других ВУЗов, в отношении элитных технических ВУЗов практику совместительства необходимо не только сохранять, но и поощрять.

Второе часто встречающееся направление трудоустройства – это сфера IT-технологий. Возможно, это направление не следует сильно отличать от трудоустройства по специальности, поскольку выпускники элитных ВУЗов устраиваются не рядовыми «компьютерщиками», а в высокотехнологичные организации, оснащенные суперкомпьютерами и сложным (зачастую секретным) и высокоспециализированным программным обеспечением.

Квалификация в области IT-технологий у выпускников элитных ВУЗов очень высока, равно как высока их способность быстро разбираться в новых для них областях и всевозможных нововведениях, которые очень быстро происходят в данной отрасли. Особо нужно отметить востребованность в элитных IT-отраслях высокого уровня математической подготовки, которой славятся выпускники ВУЗов первой категории.

· На втором месте IT – это Google, Яндекс. Туда не пробиться, там сложно, отбор, конкурсы достаточно тяжелые. Даже если и пробиваешься, дальше тяжело: условия такие что нужно забыть про все – про личную жизнь, про отдых (выпускник мехмата МГУ).

· В основном, большинство выпускников мехмата МГУ и дут работать в две сферы: программирование и банки. В основном — программисты, насколько я знаю. Консалтинг. Вот такое. Деятельность такая (ППС, мехмат МГУ).

Наконец, третье направление – это банковский и финансовый сектор. Этот путь трудоустройства определенная часть студентов выбирает еще в ВУЗе и готовится к ней, во-первых, путем устройства на работу (как правило, на полставки), и во-вторых, получением дополнительного образования, зачастую – второго высшего образования. Работоспособность, которую проявляют бывшие студены, а ныне (в момент опроса) выпускники элитных ВУЗов, порой просто поражает.

В качестве примера можно привести фрагмент из интервью молодой женщины 26 – 27 лет, которая еще в студенчестве пошла работать на низшую должность в банк и одновременно поступила в один из ведущих экономических ВУЗов страны, получив таким образом диплом о втором высшем образовании практически одновременно с первым. В настоящее время эта женщина работает в крупном российском банке руководителем среднего звена с окладом 200 тыс. руб. в месяц.

· Я пошла на последнем курсе института на работу в «Райффайзенбанк», стажером группы маркетинговых исследований. Занималась анализом рынка, составлением отчетов конкурентов. Особых требований не было, оклад был 20 тысяч. То есть в процессе работы уже обучали, да. В принципе, достаточно быстро втянулась. Сейчас я руководитель группы аналитиков, отдела управления отношения с клиентами. А, ну, в мои обязанности входит руководство, аналитика клиентской базы и розничного бизнеса. Единственное, когда в последний год обучения, последний курс шестой, когда пошла еще работать, было тяжело справиться с двумя высшими и работать. Я поэтому и пошла на второе высшее, потому что, как бы там было более больше финансовых показателей. Это как бы очень помогло, плюс еще на работе, дополнительно обучалась именно программированию. Сейчас зарплата 200 000, получается, в 10 раз выросла. Сама не ожидала (выпускница МГТУ им. Баумана).

Высокий уровень математической подготовки, а также привитая системой обучения способность быстро разбираться в новых и незнакомых вопросах, ныне чрезвычайно востребована в банковско-финансовом секторе, причем, не только в России, но и во всем мире. Востребованы также их знания в области IT-технологий и общая техническая подготовка, поскольку сфера финансов тесно связана с реальным сектором экономики. Это определяет высокий спрос на выпускников российских элитных технических ВУЗов не только по своей непосредственной специальности, но и в сфере финансов.

· Меня на первой специальности учили не работать с данными, да. Ну, не учили банковской сфере, финансам. То есть меня учили статистике, меня учили, в принципе, подходу, как работать с данными, да. У меня была техническая специальность, больше даже инженерная (выпускник МГТУ им. Баумана).

· Из моих знакомых, из моего круга общения, много ушло выпускников в банки, в основном, идут работать в банки так попроще. Зато работа более такая рутинная (выпускник мехмата МГУ).

Таким образом, необходимо сделать важный вывод о том, что те выпускники элитных ВУЗов, которые, на первый взгляд, выбирают работу не по специальности, т.е. трудоустраиваются в другой отрасли, тем не менее, остаются и успешно работают в высокотехнологичном секторе экономики, участвуя в формировании управленческой элиты не только в данной отрасли, но и в экономике в целом.

Отдельно следует рассмотреть вопрос, касающийся настроенности выпускников элитных ВУЗов трудоустраиваться за границей. Здесь следует отметить два аспекта.

Во-первых, такой отъезд в определенной мере затруднен недостаточной языковой подготовкой. Выше уже было сказано, что этот аспект отмечают студенты. Сохраняется эта проблема и у работающих выпускников, которые отмечают, что хорошее знание английского языка часто бывает нужно по работе. Уверенные в своих силах выпускники часто отмечают, что «подтянуть» язык не проблема, однако, создается впечатление, что реально решают эту проблему немногие.

Проблема недостаточного знания языка не является абсолютным препятствием для отъезда за рубеж, поскольку базовое знание есть у всех. Тем не менее, она является определенным препятствием. В качестве примера можно привести высказывание одного зарубежного представителя иностранной фирмы, работающего в российском филиале (по требованию респондента интервью велось без диктофонной записи): «Российские инженеры [выпускники элитных ВУЗов] имеют очень хорошую инженерную подготовку, но большинство из них плохо знает английский язык, а это значительно снижает их ценность на рынке труда».

Во-вторых, поскольку трудоустройство за границей и переезд туда на постоянное место жительство, несмотря на проблемы с языком, все же возможно, преподаватели и выпускники отмечают, что такие случаи бывают, но в последнее время стали намного реже, чем раньше. Сегодня это уже преобладающая тенденция.

Возможность отъезда за границу на постоянное место жительства рассматривают немногие, и только выпускники элитных ВУЗов, которые как специалисты высоко ценятся за рубежом. Как правило, на отъезд ориентируются по два-три человека в студенческой группе. Большинство намерены остаться, чтобы жить и работать в России. Они полагают, и не безосновательно, что можно с их образованием заработать неплохие деньги и здесь.

Основной мотив ориентации на отъезд – интересная работа по специальности в случае невозможности осуществить это в России (в основном это физики).

Вместе с тем, многие выпускники говорили о желательности временной работы или стажировки за границей для повышения квалификации, получения опыта работы в иностранных компаниях, а также преподавания в зарубежных университетах плюс получения ученой степени за рубежом и развития научных связей. Не последнюю роль играет и мотив овладения иностранным языком до свободного уровня.

· Да, у меня были такие мысли. Но я остался здесь. С моей специализацией не так просто найти работу там. Я посмотрел, поискал, увидел, что сложно найти. И решил оставаться здесь. Все-таки здесь семья моя, родители. Я больше привязан к России. Английский я знаю на хорошем уровне, владею свободно. И в институте учил, и сам. Технический конечно свободно. В принципе это не есть препятствие для работы за рубежом (выпускник МФТИ).

· За последние годы эта тенденция немного ушла. В том плане что раньше, лет 10 назад, приглашали с удовольствием, а сейчас народ стал более ленивый. В основном, ищут легких денег, которые можно получить и здесь в Москве, необязательно ехать за границу. Если даже идут приглашения, не всегда уезжают, обдумывают выгодно или нет. То есть там разные факторы (выпускник мехмата МГУ).

· Можно уехать — это да. Но зачем уезжать, когда можно у нас в стране найти работу не по специальности за приличную зарплату. Уезжать — это значит эмигрировать. Вы там проведете год, два, три. Будете заниматься наукой, даже защититесь. И что потом? Возвращаться в Россию, где вся наука… Это бесперспективно. Единственный вариант — оставаться и дальше работать за границей. К этому я думаю выпускники на такие серьезные шаги далеко не все готовы. Надо понимать, что если вы едите учиться дальше туда или заниматься наукой в другую страну, то единственные перспективы — это оставаться только там (ППС, мехмат МГУ).

· Да, предлагали несколько, ну, в основном, я как-то больше домосед, да. То есть я как бы осталась в России. Потому что достаточно тяжело уехать, у меня тут семья, как-то вот не представляла (выпускница МГТУ им. Баумана).

4. ВУЗы второго уровня

Изначально при формировании гипотез ВУЗы этого уровня не выделялись в особую категорию и приравнивались к ВУЗам первого уровня, с той оговоркой, что качество преподавания в различных ВУЗах представлялась, как переменная, плавно меняющаяся от одного ВУЗа к другому. Поэтому за основу в данном исследовании первоначально были взяты две группы ВУЗов: элитные и посредственные, чтобы разница между ними была более наглядной.

Проведенное исследование выявило более сложную картину, которая потребовала выделения в отдельную категория группу ВУЗов, имеющих высокую репутацию, но все же отстающих от элитных. Как уже было сказано, к этой категории эксперты относили МАИ, МЭИ, МГИУ, ЮУрГУ и некоторые другие. Данный список не претендует и не может претендовать на полноту, поскольку сформирован исключительно на основе субъективных оценок респондентов экспертного уровня. Чаще других в этом списке упоминался МАИ, который можно считать наиболее типичным представителем данной группы.

Респонденты экспертного уровня назвали две принципиальные причины, по которым они не смогли причислить эти ВУЗы к ВУЗам первого уровня. Обе они связаны с тем, что ВУЗы такого уровня, как МАИ или МЭИ имеют более прикладную направленность, связанную с подготовкой кадров для определенных отраслей. При этом оценка состояния этих отраслей в России оставлена за рамками данного исследования, хотя очевидно, что и авиация (включая эксплуатационную составляющую), и энергетика не относятся к числу наиболее депрессивных секторов экономики.

Первая причина отставания качества подготовки в ВУЗах второго уровня состоит в том, что в них гораздо большее значение имеет экспериментальная база, порой весьма дорогостоящая как при закупке, так и при обслуживании. В результате в России есть сильные теоретики, поскольку они меньше зависят от экспериментальной базы, но мало осталось прикладных специалистов, поскольку экспериментальная база очень слабая. Причем, это касается не только материальной, но и кадровой составляющей. Экспериментальные установки, как уже говорилось, сложны в обслуживании, поэтому увольнение одного-двух человек может парализовать работу целой лаборатории, что на практике часто происходило. При этом экспериментальные установки, зачастую очень дорогостоящие, после ухода специалистов часто приходили в негодность. В результате в ВУЗах второй категории уровень подготовки падает, хотя изначально эти ВУЗы обладали значительным потенциалом.

Вторая причина отставания качества подготовки в ВУЗах второго уровня более фундаментальна. Насколько известно, она редко анализировалась в научных отчетах и публикациях. Дело в том, что между теоретическими и прикладными дисциплинами существует определенная асимметрия: хорошие теоретики легко осваивают незнакомые им прикладные области, тогда как прикладные специалисты, даже обладающие хорошей подготовкой, в большинстве случаев не могут на нужном уровне освоить фундаментальные дисциплины (хотя, как оговаривают эксперты, бывают и исключения, но они относительно редки).

· Экспериментальная база сильно отстает. И с этим становится все хуже и хуже. А как заниматься прикладной наукой, если экспериментальной базы нет? Для того чтобы заниматься технологическими процессами, должны быть материальные инструменты, которые требуются для того, чтобы разрабатывать новые технологии. Это очень дорогостоящее оборудование (эксперт, представитель работодателя).

· Надо закупать экспериментальное оборудование. Но обычно в институтах этим мало кто занимается. Далее, если наконец-то выбили какую-то установку, она пришла, ее даже наладили, что-то начали на ней делать… Часто с ней работает только один-два человека, которые если уходят по каким-либо причинам, то это установка остается фактически никому не нужная (ППС, мехмат МГУ).

· В советские времена ситуация была лучше. Тогда в чем лаборатория нуждалась, она практически все получала. Сейчас же если в лаборатории по гидромеханике нет насосов вообще, то, о чем речь? Поэтому сейчас все, естественно, в запустении таком, потому что кадров в этой как раз прикладной области не осталось (эксперт, представитель работодателя).

Проблему асимметрии фундаментальных и прикладных знаний ярко описал один из работодателей, выпускник элитного ВУЗа, на примере создания в России филиала корпорации Боинг.

· Боинг открыл курсы переподготовки, куда поначалу принимал лучших выпускников МАИ. Но выяснилось, что уровень подготовки этих выпускников оказался для Боинга недостаточен. Тогда они решили открыть совместные курсы для выпускников МАИ м Мехмата. Надо понимать, что МАИ – это материальная часть по самолетостроению, а Мехмат – фундаментальные исследования. В результате через 2 – 3 года выяснилось, что переобучить выпускников МАИ не получается. Первые три месяца обучения выпускники МАИ лучше ориентировались в своей области, но через 3 месяца они исчерпывали свой потенциал, потому что у выпускников Мехмата есть фундаментальная подготовка, и они через 3 месяца уже более или менее ориентируются в самолете, его составе, деталях и т. д., сохраняя при этом и свой теоретический потенциал. В результате Боинг просто отказался от обучения выпускников МАИ, оставив на курсах только выпускников Мехмата (ППС, мехмат МГУ).

Вместе с тем, многие эксперты, преимущественно из числа работодателей, считают, что и ВУЗы второго (а, возможно, и третьего) уровня могут дать хорошую профессиональную подготовку, если студент много занимается и дополняет учебу самостоятельной подготовкой. Такие люди приходят на собеседования к элитным работодателям, и те отмечают, что среди них попадаются очень перспективные специалисты.

· В принципе, любой приличный ВУЗ (я не беру уж совсем разложившиеся) может дать знания, которых достаточно для того, чтобы с ними дальше жить, развиваться. Если, конечно, есть такое желание. Правда, многим ВУЗам не хватает, экспериментальной базы. Это трудно восполнить (эксперт, представитель работодателя).

· Тем не менее, и во второстепенных ВУЗах есть люди, которые в этом направлении, скорее по своей инициативе, как-то развивались. Студенты, аспиранты и т. д. И достигали, в общем-то, неплохих высот (ППС, мехмат МГУ).

· Опять же, в ВУЗах, которые поменьше, даже похуже, есть люди, которые тянутся к знаниям, развиваются, догоняют и обгоняют других. Держатся на уровне и соответствуют требованиям, которые к ним предъявляют. Но, тем не менее, там есть люди, которые в этом направлении, скорее по своей инициативе, как-то развивались. Студенты, аспиранты и т. д. И достигали, в общем-то, неплохих высот (ППС, мехмат МГУ).

Если говорить о различиях в фундаментальной и прикладной подготовке, то с экономической точки зрения нельзя считать прикладную подготовку чем-то худшим или менее нужным. Во введении подробно говорилось о том, что современная экономика является многоуровневой с точки зрения технологической сложности, причем, каждый уровень предъявляет свои требования к кадрам. Как говорили в советское время, стране нужны и конструкторы авиакосмических систем, и персонал, обслуживающий эксплуатацию самолетов, и автомеханики, и т.д. Каждый из этих технологических уровней требует своего уровня подготовки.

В настоящее время трудно судить о том, насколько сбалансированными были технологические уровни и уровни подготовки кадров во времена позднего СССР. В те годы накапливались свои диспропорции, которые во многом так и остались неизученными. Что же касается сегодняшней ситуации, то в результате реформ из экономики выпали (или резко сократились) многие отрасли средней технической сложности. Этот процесс не был сопряжен с реформой системы высшего технического образования, в которой, однако, шли свои стихийные процессы, во многом в направлении снижения качества образования. В результате сохраняются определенные диспропорции: некоторые отрасли или производства испытывают дефицит хорошо подготовленных кадров, тогда как часть работников многих предприятий ощущает избыток образования.

Иллюстрацией к этому могут служить результаты социологического опроса 1800 респондентов-работников предприятий, проведенного РАНХиГС в 2016 году по теме «Изучение программ переподготовки кадров по приоритетным направлениям развития экономики».

В отчете по результатам исследования РАНХиГС указывается следующее. С одной стороны, пятая часть респондентов отмечает, что для выполняемой ими работы их образования хватает с избытком. В основном это выпускники ВУЗов, которые не нашли на рынке труда достойного приложения своим возможностям. Это достаточно крупный сегмент образованных работников, которые могли бы внести заметный вклад в развитие отечественной экономики, если бы современная российская экономика смогла предъявить спрос на их знания и квалификацию.

С другой стороны, 10% опрошенных сообщили, что им не хватает образования для успешного выполнения их трудовых функций. Это тоже достаточно большой сегмент, остро нуждающийся в повышении своего образовательного и профессионального уровня. Можно предположить, что этот сегмент достаточно серьезно настроен на повышение своего образования, в том числе и в форме второго высшего образования.

Рисунок 1. Избыток и недостаток образования для выполнения трудовых функций, % к итогу

В сбалансированной экономике спрос и предложение на рабочую силу разного уровня подготовки колеблются вокруг определенной точки равновесия. Сегодня в России избыток образования у работников превышает его недостаток, хотя нужно учитывать, что данный данная проблема имеет структурный аспект, анализ которого выходит за рамки данного исследования.

Весьма сложно сделать однозначный вывод относительно сегмента, характеризующегося избытком образования. С одной стороны, предоставление учащимся такого образования, которое не находит спроса в сегодняшней экономике – это избыточные затраты, зачастую сопровождаемые и личными проблемами работников, считающих, что они не смогли найти применения своим знаниям и способностям. С другой стороны, этот образовательный резерв неизбежно будет востребован в период экономического подъема. Для выработки предложений по формированию государственной политики в этом непростом вопросе требуется проведения специального цикла исследований.

Возвращаясь к теме качества образования в ВУЗах второго уровня приходится отметить, что из-за ухудшения состояния экспериментальной базы качество обучения в них постепенно снижается. Эти ВУЗы остаются сильными учебными заведениями, но качество обучения в них постепенно снижается ухудшения состояния экспериментальной базы. Это сказывается и на перспективах трудоустройства. Выпускники этих ВУЗов обычно не испытывают серьезных проблем с трудоустройством, хотя и не всегда по специальности. Направления трудоустройства практически те же, что у выпускников элитных ВУЗов, но уровень притязаний значительно ниже.

· Эти ВУЗы хуже с точки зрения образовательного процесса потому, что они, наверное, изначально специализировались на своей отрасли. Они, в основном, были направлены не на обучение теоретическим основам и фундаментальное обучение, а на то, чтобы человек знал материальную часть в своем направлении. Материальную часть выучить, посмотреть ее, понять, – это все нужно, но для этого в принципе немного надо, если ты работаешь и все время с этим сталкиваешься. Это месяц, два, три. А именно знать теорию, основы, это довольно тяжело. И поэтому эти в профессиональном плане люди сейчас не очень востребованы, потому что техника дальше шагает, а та материальная часть, которую они учили, особо никому не нужна. Процессы, которые они изучали, меняются, там все больше учитывается нюансов, которые в советское время просто не могли учесть. Времена были далекие, и вычислительная техника с тех пор очень далеко шагнула. (эксперт, представитель работодателя).

· Есть ВУЗы вроде бы известные, но у их выпускников уже хуже перспективы трудоустройства по специальности. Часто они в IТ-индустрию идут, где не хватает рабочих рук. В общем-то, если себя посвящать с первого курса именно этому, т. е. программированию, дизайну и т. д., то с этим можно, в конце концов, идти зарабатывать и получать достаточное количество знаний для того, чтобы быть даже начальником отдела, если очень захочется. Если у них успехи будут в организационной деятельности, то и здесь можно дальше расти. Некоторые в банковскую сферу идут. Те, кто идут по специальности, тоже имеются, но не для всех таких ВУЗов, которые специализируются на какой-то отрасли, есть куда идти (ППС, мехмат МГУ).

Изначальная система гипотез данного исследования не предполагала выделения данного (второго) уровня качества ВУЗов. Ключевой фактор, который привел к необходимости такого решения, состоял в разграничении Вузов, в которых превалирует обучение фундаментальным наукам, и ВУЗов высокого уровня, в которых, однако, превалирует изучение прикладных дисциплин (материальной части, как выразился один из экспертов). Данное различие определило многие параметры качества образования, которые небыли очевидны до начала исследования.

Вместе с тем, ВУЗы второго уровня отличаются и от ВУЗов третьего уровня, о которых речь пойдет ниже. И те, и другие – это, по сути, отраслевые ВУЗы, готовящие кадры для обслуживания определенных групп отраслей. Но с определенной долей приближения можно сказать, что ВУЗы второго уровня обеспечивали кадрами приоритетные отрасли промышленности, как правило, связанные с военно-промышленным комплексом (МАИ) или стратегически значимыми отраслями (МЭИ). Поэтому еще в советское время они выделялись высоким уровнем и сложностью обучения, а также первоклассным обеспечением экспериментальным оборудованием и тесной связью опытно-промышленным производством.

В новых условиях положение этих ВУЗов пошатнулось, сузились сферы трудоустройства их выпускников по специальности, увеличилась доля выпускников, трудоустраивающихся не по специальности. Важно еще отметить, что многие сферы трудоустройства выпускников этих ВУЗов до сих пор остаются секретными (по правилам студентам и выпускникам запрещено разглашать сам факт работы на секретном предприятии). Очевидно, по этим причинам в рамках исследования почти не удалось получить информации о трудоустройстве выпускников этих ВУЗов по специальности и о том, каково их мнение о востребованности их квалификации на таких предприятиях (организациях).

В целом можно сказать, что по многим параметрам для ВУЗов второго уровня характерно промежуточное состояние между учебными заведениями первого и третьего уровней. С ВУЗами первого уровня их сближает высокое качество подготовки, как бы ни критиковали его представители элитных ВУЗов (но следует отметить, что про ВУЗы третьего уровня представители технической элиты вообще не захотели разговаривать). Вместе с тем, при анализе высказываний студентов и выпускников ВУЗов второго уровня появляются признаки, которые частично роднят их с ВУЗами более низкой категории. Среди наиболее очевидных признаков можно назвать:

· увеличившееся число работающих не по специальности (в основном эти люди идут в IT-индустрию);

· появление выпускников, которые, будучи уже на старших курсах, пока еще не определились с выбором работы и не установили никаких контактов с будущими работодателями.

Вариантом для трудоустройства, который выбирают многие выпускники данной категории ВУЗов, являются IT-технологии самой разной направленности, вплоть до дизайна. В современных условиях многие студенты, независимо от профиля их ВУЗа, с первого курса увлекаются компьютерами и достигают в этом отношении определенных успехов. Разумеется, уровня квалификации выпускников факультета вычислительной математики МГУ они не достигают, но поскольку спрос на «компьютерщиков» очень велик, такие студенты и выпускники очень легко трудоустраиваются. Образование, полученное ими в хорошем ВУЗе, в какой-то мере тренирует их способность разбираться в незнакомых вопросах, дает определенную математическую подготовку и иные навыки, которые оказываются полезными для работы «компьютерщиком»

· У меня факультет кибернетики, приборостроение. Это конструирование, моделирование каких-то систем. Потом, это интерпретация всех вот этих моделей. И в нашу именно, в реальность. Воплощение. Я думаю, что сложно найти. В общем, я просто и в ВУЗе немножечко занимаюсь, по мимо того, что по своей специальности программированием стараюсь. И так же ВЕБ дизайном. Поэтому у меня еще и вторая отрасль. Я как-нибудь могу постараться после четвертого курса. Я вот не знаю, на счет этого. Военная кафедра может это не одобрить. Перейти из одного направления в другое. И как-то попроситься, чтобы там, можно было в другую сферу изучать. Чтобы двойное образование даже было по этому способу. Да, либо ВЕБ программистом, либо просто программистом. Как бы было удобнее. И креатив, вполне меня устраивает. Именно вдохновение будет. Я в этом не сомневаюсь (студент 2 курса второго плана).

· Самая простая идея, чем могу заниматься, это программировать. Уж программировать меня научили, математики я знаю много, хорошо, устроиться, наверное, смогу. Ну сейчас я на стажировке, чтобы можно было научиться всему. Да, это интересно, только если это приложить к чему-нибудь. Если задачи физические там, то да, это интересно (студент 5 курса, МИФИ).

Появление среди студентов старших курсов респондентов, не определившихся с выбором места работы и профессии – верный признак снижения как востребованности этих кадров на рынке труда, так и менее высокого качества образования по сравнению с элитными ВУЗами. Тем не менее, в ВУЗах второго уровня это явление выражено намного менее сильно, чем в ВУЗах третьего уровня, о чем будет сказано ниже.

· Я пока не задумывалась об этом. Пока не парюсь по этому поводу. Я сейчас не знаю. Но те вакансии, которые имеются, фактически везде там требуется опыт работы. С этим, мне кажется, нужно будет подумать. Потому что на выходе, в принципе, обладать опытом работы это достаточно сложно (студентка 3 курса, Московский государственный институт путей сообщения).

· Я не знаю, пока что. ВУЗ у нас серьезный, это мне нравится, но вряд ли я пойду по профессии. Мне главное сейчас, просто получить высшее образование. Много людей у которых есть высшее образование, они работают не по специальности. У нас много в России, кто учится по специальности и не идет туда. Я в этом ничего страшного не вижу (студент 4 курса, Московский энергетический институт).

· Я пока не определился, поскольку путей, куда можно пойти, много, а чем заняться, пока не решил. Можно остаться, ну в аспирантуру, там наукой заниматься, можно просто наукой заниматься (студент 5 курса, Московский химико-технологический институт).

Еще одним вариантом трудоустройства выпускников является поступление в аспирантуру с последующим выбором карьеры преподавателя и/или научного работника. В ВУЗах второго уровня такая карьера может открывать определенные перспективы, которыми пользуется часть выпускников.

· Я, наверное, останусь в том же предприятии, где я и сейчас работаю, там есть возможность совмещать с аспирантурой, я планирую дальше идти, вот, и заниматься научной деятельностью. Да, мне это очень интересно. Ну там у нас, в принципе, с трудоустройством проблем нет, у нас есть отдел трудоустройства, на кафедре есть доска, где постоянно вешают объявления, требуются такие-то студенты таких-то курсов таким-то компаниям, т.е. на лекции к нам приходят (студент 6 курса ГТУ).

· Можно остаться в аспирантуре, там наукой заниматься, можно просто наукой заниматься. Ну наука такая штука, что, в общем-то, можно хорошо устроиться. Вот, пойти в аспирантуру, преподавать и заниматься по чуть-чуть научной деятельности, можно продолжать репетиторствовать, если достаточно учеников подобрать, если будет свободного времени много (студент 5 курса, МИФИ).

· Сейчас есть мысли, либо аспирантура, либо по специальности. Сейчас я прорабатываю два варианта. Меня всегда прельщала преподавательская деятельность, нежели работа (студент 2 курса, Московский энергетический институт).

5. ВУЗы третьего уровня


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.