Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

2020-07-03 175
Описание основных элементов представляемого педагогического опыта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр, поэтому в развитии экологической культуры целесообразно применить сказку. Приоритетной задачей сказок является формирование у детей целостно-окрашенного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к природному окружению.

Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В сказках в занимательной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.

Методика использования природоведческой книги.                                                                                           При выборе художественных произведений о природе для чтения их детям воспитателю нужно помнить о том, что:

1) по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила (Волк может съесть бабушку и Красную Шапочку, но никогда не будет пить чай с вареньем);

2) свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться (персонажа можно по-разному приодеть – на Пчелу можно надеть и шапочку, и штанишки – что угодно, но конечностей у неё должно быть шесть).

3) сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными;

4) связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

5) произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

6) оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения классиков детской литературы: К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей: К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева, Н. Надеждиной, Б. Заходера и др. Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы. Для слушания книги детей первой младшей группы лучше разбить на подгруппы, а во второй младшей группе читать можно всем детям сразу. Перед началом чтения рекомендуется приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал: иллюстрации — диапозитивы или игрушки, картину и т. д. Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать его наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала. Воспитатель выбирает небольшое произведение с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия. Рекомендуется неоднократное повторение чтения художественного произведения.

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками.— Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3—4 раза). Большое — вначале целиком, а затем — лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.). Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны.

Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна»,                    Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне.

После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Сказку, рассказ можно обсудить, инсценировать, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Сюжет любой сказки можно использовать для ролевой игры, театрализованного представления,   включать в занятия по формированию реалистических представлений о животных.

Выводы.

Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе. Природоведческая сказка расширяет экологические представления дошкольников, конкретизирует их, углубляет теоретические знания в экологическом воспитании, формирует ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям старших дошкольников «первичный срез» экологии как науки, обеспечивает более широкую и разнообразную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды, формирует целостное видение мира, подводит воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учит самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» - так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Хочется верить, что работа по данной теме поможет заложить основу для воспитания экологической культуры дошкольников. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается наш общий для всех Дом, безнравственны.

 

Библиографический список.

1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

2. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.

3. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.

4. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников.- М., 1993.

 

5. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопросы психологии.- 1993.-№ 5. с.39-43.

6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.

7. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-40с.

8. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.- 128с.

10. Рыжова Н.А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.- 200с.

11. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.

Приложение 1.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема «Лесной колобок – колючий бок»                                                                          Группа: средняя                                                                                                                           Оборудование: Для детей: листы с изображением ежа без колючек, простой карандаш, цветные карандаши.                                                                                                                        Для воспитателя: Мультимедийное оборудование, настольный театр – дед, бабка, волк, медведь, лиса; колючий колобок из каштана или пластилина, голубая полоска бумаги, изображающая воду в канаве.                                                                                                    Приоритетная образовательная область: познание.                                                             Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, физическая культура.                                                                                                                           Цели и задачи: Познакомить с внешним обликом ежа, его образом жизни в летнее и зимнее время; дать представление о том, чем он питается, кто на него охотится в лесу, как он защищается от врагов. Развивать познавательный интерес.                                                                        Активизировать словарный запас.                                                                                  Развивать интерес к прослушиванию сказок, инсценировать их.                                                               Продолжать учить детей рисовать короткие идлинные штрихи, формировать умение создавать сюжетные композиции, закреплять умение правильно держать карандаш.                              Упражнять в ходьбе приставным шагом.                                                                                                                             Ход занятия

Воспитатель: Ребята, нас пригласили в телестудию на передачу «Сказки о животных». Вы хотите там побывать? (Воспитатель берёт на себя роль ведущего телепередачи).                                                                                              – Здравствуйте, ребята, проходите, пожалуйста, мы вас очень ждали. А о ком пойдёт речь на нашей телепередаче, вы сейчас отгадаете.                                                                                             – Сердитый недотрога                                                                                                                        Живёт в глуши лесной.                                                                                                                Иголок очень много,                                                                                                                          А ниток ни одной.                                                                                                                    Кто же это? (Ёж)                                                                                                                      - Правильно, ребята, мы будем говорить сегодня о жизни ежа.                                                                                                Это дикое или домашнее животное? (Ответы детей).

Показ презентации: В лесу среди деревьев и кустарников, в траве живут ежи. Ёж – это небольшой зверёк (показывает на картине). Мордочка у ежа маленькая, вытянутая, вся покрыта маленькими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными. Видит ёж плохо, а вот нюх у него прекрасный, лапки у ежа крепкие, с маленькими ноготками. Всё его тело покрыто острыми иголками – колючками. Про него есть очень много загадок. Например: «В лесу под ёлками лежит мешок с иголками».                                                                                                                                                         – Дети, а как вы думаете, зачем ежу нужны иголки? (Ответы детей).                   Многие: лиса, волк, сова – хотят ежа поймать и съесть, но не всем это удаётся. При малейшей опасности ёж сворачивается, мордочку и ножки прячет под себя, выставляет острые иголки, превращается в колючий шар – никак его не схватишь: настоящий колючий колобок.                                      

         Осенью, когда начинается пора листопада, ёж начинает искать себе норку и устилать её листьями. Интересно об этом рассказал писатель В. Зуев: «Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катится по траве и накалывает листву на свои иглы. Встанет ёж и понесёт на себе листовой матрас, узнать невозможно, копна – копной».                                                  Ребята, ёж не делает запасов на зиму. Он крепко спит в своей норке до самой весны. Весной в ежиной норке появляются ежата. Мама – ежиха очень любит своих малышей и кормит их молоком. Когда они подрастут, родители учат их добывать себе пропитание. Днём ежи спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами, мышами, ядовитыми змеями, могут съесть слизняка.                                                       Как вы думаете, почему ежей называют «ночными охотниками»? (Ответы детей). Ребята, ежей надо любить и уважать – ведь они защищают наши сады и огороды от вредных насекомых.

   Дидактическая игра «Закончи предложение»

- Заяц пушистый, а ёж… (колючий).                                                                                            – Ёж спит днём, а охотится… (ночью).                                                                                             – Медведь большой, а ёж… (маленький).                                                                                        – Белка живёт в дупле, а ёж… (в норе).                                                                                           – У лисы лисята, а у ежихи… (ежата).    

    Физминутка                                                                                                                     -Что ты, ёж, такой колючий?    (Дети грозят указательным пальцем).                                                                                    – Это я на всякий случай!                (Идут приставным шагом по кругу.                                                                                                                          Ведь в лесу мои соседи:              (Идут в центр круга приставным шагом).                                                                                      Волки, лисы да медведи!           (Идут из центра круга).

 Воспитатель выставляет на стол игрушки, предлагает послушать сказку    В. Бианки «Лесной Колобок – колючий бок», рассказывает и одновременно действует игрушками.

          Жили – были старик со старухой – те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

        - Глянь – ка, старуха, никак под кустиком – то наш Колобок лежит?

       Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобка – и наткнулась на что – то колючее. Старуха: «Ой!» - а Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

       Катился Колобок по дорожке – навстречу ему Волк:

       - Колобок, Колобок, я тебя съем!

       - Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

       Я лесной Колобок – колючий бок!

       Я по коробу не скребён,

       По сусеку не метён,

       На сметане не мешён.

       Я под кустиком рос,                                                                                                                                                  

       Весь колючками оброс,

       Я на ощупь нехорош,

       Меня в рот не возьмёшь!

       Я от дедушки ушёл,

       Я от бабушки ушёл, -

       От тебя, Волк, и подавно уйду!

       Волк рассердился – хвать его лапой!

Колючки в лапу впились – волку, ой, как больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке – только Волк его и видел!

        Катится Колобок – навстречу ему Медведь:

        - Колобок, Колобок, я тебя съем!

        - Где тебе, косолапому, съесть меня!

        Я лесной Колобок – колючий бок!

        Я по коробу не скребён,

        По сусеку не метён,

        На сметане не мешён.

        Я под кустиком рос,

        Весь колючками оброс,

        Я на ощупь нехорош,

        Меня в рот не возьмёшь!

        Я от дедушки ушёл,

        Я от бабушки ушёл,

        Я от Волка ушёл,-

        От тебя, Медведь, и подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить – губы наколол, ой, больно! Колобок опять покатился – только Медведь его и видел.

Катится Колобок навстречу ему Лиса.

         - Колобок, Колобок, куда катишься?

         - Качусь по дорожке.

         - Колобок, Колобок, спой мне песенку!

         Колобок и запел:

          Я лесной Колобок – колючий бок!          

          Я по коробу не скребён,

          По сусеку не метён,

          На сметане не мешён.

          Я под кустиком рос,

          Весь колючками оброс,

          Я кругом нехорош,

          Как меня ты возьмёшь?

          Я от дедушки ушёл,

          Я от бабушки ушёл,

          Я от Волка ушёл,

          От медведя ушёл,

          От тебя, Лиса, не хитро уйти!

         И только было покатился по дорожке – Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом развернулся, заработал лапками – поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной ёж.

        Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.                                                                                  Пальчиковая игра.

Шли по лесу два ежа.               (Дети хлопают ладошками по коленям.)

Шли тихонько, не спеша.

У них иголки тонкие,                (Дети складывают руки в замок, сгибают

Колючие и колкие.                    и разгибают пальцы)

Чуть шуршали листьями          (Дети шуршат ладошками)

И травкой зубки чистили.        (Дети имитируют чистку зубов).

Воспитатель: Дети, вам понравилось у нас на телепередаче! Каждый, кто бывает у нас, оставляет на память рисунки. Давайте подойдём к столам и посмотрим на ежат. Чего у них не хватает? (Иголок). Поможем ежатам. Как мы можем им помочь? (Нужно нарисовать колючки – иголки, чтобы они смогли защититься от врагов).                                                                                   Дети рисуют, воспитатель предлагает детям дорисовать траву, листья, грибы.                                                                                                         Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Ваши рисунки мы покажем в следующей телепередаче.

Приложение 2.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.