Порядок рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Порядок рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок

2020-08-21 87
Порядок рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок на представление указанных объяснений (возражений) — две недели со дня получения акта проверки. При этом днем получения акта проверки считается день вручения акта выездной налоговой проверки налогоплательщику либо шестой день после сдачи почтовому отделению для отправки заказного письма с вложением в него акта выездной налоговой проверки в том случае, если этот акт не был вручен представителю налого­плательщика, а направлен в его адрес заказным письмом.

Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу любые документы (или их заверенные копии) либо сведения, подтверждающие, с его точки зрения, обоснованность возражений или мотивы отказа от подписа­ния акта проверки.

Возражения по акту проверки не должны основываться на эмоциях, на том, что «нет средств, чтобы заплатить доначисленные налоги и санкции», на произвольной и поверхностной трактовке законодательных и нормативных актов, на использовании отдельных, вырванных из контекста частей законодательства. При подготовке возражений по акту проверки следует внимательно изучить факты, выявленные проверяющими в ходе работы, ссылки на законодательные и нормативные акты, доказательственную базу для сделанных выводов. В результате такого анализа по каждому факту, выявленному в ходе проверки, налогоплательщик должен сам для себя четко ответить на следующие вопросы.

1.  Было ли им допущено налоговое правонарушение?

2. Установлена ли за него ответственность?

3. Насколько убедительными и неопровержимыми являются собранные налоговыми инспекторами доказательства совершения данного правонарушения?

4. Полностью ли соблюдены все установленные НК РФ формальности?

Исходя из проведенного анализа можно четко определить круг вопросов, которые следует обжаловать, документы и доказательства, которые необходимо представить в подтверждение своей позиции, и «стратегию» обжалования по каждому вопросу. Только при таком подходе можно рассчитывать на пересмотр дела в пользу налогоплательщика. Если налогоплательщик представил в налоговый орган возражения к акту проверки и обосновывающие их документы и сведения после истечения двухнедельного срока, то в этом случае возможны два варианта развития событий.

В первом случае, если решение по результатам проверки уже вынесено руководителем (заместителем) налогового органа без учета возражений и дополнительных документов и сведений, то вынесенное решение не пересматривается тем должностным лицом, которое его принимало, а возражения и дополнительные документы могут быть положены в основание для подготовки жалобы в вышестоящий налоговый орган или арбитражный суд.

Во втором случае, если решение по результатам проверки еще не было принято, то, несмотря на то, что возражения и дополнительные документы и сведения поданы после истечения установленного двухнедельного срока, они принимаются налоговым органом и учитываются при рассмотрении возражений.

Эта позиция нашла подтверждение в Постановлении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», который по вопросу представления возражений после установленного двухнедельного срока высказался следующим образом: «В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган свои возражения.

Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 59 этого Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налого­плательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100НК. РФ».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа. Представленные налогоплательщиком письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки, материалы проверки в обязательном порядке рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей (при наличии должным образом оформленной доверенности). О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.   Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился в назначенное время, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. Отсутствие надлежащим образом оформленной доверенности у представителя налогоплательщика приравнивается к неявке налогоплательщика в назначенное время. В этом случае рассмотрение материалов проверки и возражений по акту на другой день не переносится.

Решение по результатам выездной налоговой проверки принимается, если не представлены возражения, по истечении 14 дней после получения акта налоговой проверки представителем или руководителем налогоплательщика. Если же возражения налогоплательщиком представлены, то руководитель налогового органа принимает решение после рассмотрения возражений (после того дня, на который было назначено рассмотрение возражений с приглашением представителя налогоплательщика).

НК РФ срок, в течение которого руководитель (заместитель) налогового органа должен вынести решение после рассмотрения материалов проверки и возражений на акт, не установлен.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право вынести одно из трех решений:

-  о привлечении к налоговой ответственности;

- об отказе в привлечении к налоговой ответственности;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов изложенного порядка рассмотрения возражений на акт выездной налоговой проверки является основанием для отмены решения, вынесенного вышестоящим налоговым органом или арбитражным судом.

В подготовке решения по результатам выездной налоговой проверки, как правило, принимают участие не только сотрудники инспекции, проводившие проверку, но и сотрудники юридической службы инспекции. В ряде случаев юристы налоговой инспекции участвуют и в подготовке акта проверки.

Задачей юридической службы при рассмотрении возражений налогоплательщика и подготовке решения по акту проверки является анализ с правовой точки зрения сильных и слабых позиций инспекции и налогоплательщика. В частности, рассматриваются аргументы, изложенные в возражениях по акту проверки, а также производится анализ документов и сведений и представленных возражений по акту проверки на соответствие действующему законодательству. Кроме того, юридическая служба налогового органа оценивает, действительно ли представленные документы и сведения подтверждают факты, изложенные в возражениях, либо не соответствуют им, а также оценивает представленные документы на предмет правильности их оформления.

После того как представленные возражения вместе с документами и сведениями проанализированы, представитель юридической службы совместно с проверяющими приступает к работе по выработке позиции налоговой инспекции, которая должна соответствовать действующему законодательству и сложившейся судебно-арбитражной практике.

При подготовке заключения по доводам возражении учитываются нормативные правовые акты, изданные ФНС России, а также управлениями ведомства, обязательные для всех своих нижестоящих органов. Такие нормативные акты издаются в форме инструкций, методических указаний, писем по вопросам, связанным с налогообложением, которые в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, но, как указано выше, являются обязательными для всех нижестоящих налоговых органов.

Если руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при рассмотрении возражений будет вынесено необоснованное, незаконное решение, то в любом случае последствия будут негативными.

Так, если руководитель (заместитель руководителя) инспекции необоснованно согласится с доводами налогоплательщика и примет решение об отказе в привлечении его к налоговой ответственности, то в этом случае будут нарушены законные права и интересы государства и бюджета, так как доначисленная в ходе проверки сумма налогов, а также суммы пени и штрафов в бюджет не поступят. Время, затраченное налоговыми инспекторами на проверку, будет потеряно зря, что нанесет интересам государства прямой материальный ущерб.

Если руководитель инспекции незаконно вынесет решение о привлечении проверенного плательщика к налоговой ответственности, то такое решение в любом случае будет признано недействительным судом либо вышестоящим органом. Необходимо отметить, что руководитель инспекции не имеет права отменить вынесенное им решение. Это может сделать либо вышестоящий налоговый орган, либо суд.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.