Понятие выездной налоговой проверки — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие выездной налоговой проверки

2020-08-21 94
Понятие выездной налоговой проверки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Действующее законодательство Российской Федерации наделяет налоговые органы широкими контрольными полномочиями. Выездные и камеральные налоговые проверки, императивные требования и предписания налоговых органов, связанные с учетом налогоплательщиков - с этим рано или поздно сталкиваются все без исключения предприниматели и юридические лица.

При этом чрезмерное «должностное рвение» налоговых инспекторов при проведении налогового контроля способно существенно затруднить, а в некоторых случаях и парализовать нормальную хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Доначисление налогов, начисление пени и штрафов по решениям налоговых органов порой становится серьезным ударом по финансовой состоятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Полностью избежать налоговых рисков при ведении предпринимательской деятельности практически невозможно. Между тем необходимо помнить, что российское законодательство, наделяя налоговые органы полномочиями по осуществлению налогового контроля. В то же время предусматривает для налогоплательщиков ряд прав и гарантий, которые позволяют эффективно защитить свои интересы.

Умение вести «диалог» с налоговыми органами в настоящее время является непременным условием успешного ведения бизнеса.

Активность и правовая грамотность, навыки в толковании и применении налогового законодательства, опыт обжалования действий и решений налоговых органов - вот те качества, которыми должен обладать каждый бизнесмен, претендующий на устойчивое положение в современных экономических условиях.

 

В данной дипломной работе мною будут изучены основные правила, которыми налогоплательщикам необходимо руководствоваться при защите своих интересов при обжаловании действий налоговых органов и их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы и суд, а также на практике будут рассмотрены некоторые типичные ошибки, допускаемые налоговыми инспекторами при подготовке, проведении и оформлении результатов проверок. Эти ошибки, как правило, влекут за собой отмену решений, вынесенных налоговыми органами по результатам проверок.

Способы защиты интересов налогоплательщиков

Права налогоплательщиков

В течение всей своей деятельности, начиная с государственной регистрации и постановки на учет в качестве налогоплательщика, плательщик вступает в отношения с налоговыми органами. Эти отношения осуществляются во время исполнения им обязанностей по представлению налоговых деклараций, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, при решении вопросов о зачете или возврате излишне уплаченных налогов и т.д.

Для успешной защиты своих законных интересов налогоплательщику прежде всего необходимо знать и правильно применять свои права. Основные права налогоплательщиков и плательщиков сборов изложены в ст. 21 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, в частности, имеют право:

 - получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Это право налогоплательщика корреспондирует с обязанностью налогового органа, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 32 НК РФ, в которой установлено, что налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Это право может быть реализовано путем направления запросов в налоговый орган по месту учета, либо в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо в ФНС России для получения разъяснения по любому из вышеперечисленных вопросов;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ. Порядок изменения сроков уплаты налогов, сборов и пени установлен гл. 9 НКРФ;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Это право налогоплательщика соответствует обязанности налоговых органов, установленной пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, которым определено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм приведен в ст.ст. 78 и 79 НК РФ;

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя. Способы реализации этого права установлены гл. 4 НК РФ;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии актов налоговых проверок и решений налоговых органов, а также налоговых уведомлений и требований об уплате налогов. Соответствующая обязанность налоговых органов установлена пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ;

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков. Это право налогоплательщика коррес­пондирует с пп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ, которым установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Обязанности должностных лиц налоговых органов приведены в ст. 33 НК РФ;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и федеральным законам;       

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и их должностных лиц. Порядок обжалования и рассмотрения жалоб установлен гл. 19 и 20 НК РФ;

- требовать соблюдения налоговой тайны. Понятие налоговой тайны дано в ст. 102 НК РФ, а обязанность налоговых органов по сохранению налоговой тайны — в пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ;

- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Необходимо отметить, что возмещение убытков, причиненных налогоплательщику в результате неправомерных действий налогового органа или его должностного лица, производится в соответствии с нормами не налогового, а гражданского законодательства. При этом на налогоплательщика возлагается обязанность по доказыванию как факта причинения вреда налоговым органом или его должностным лицом, так и размера причиненного вреда.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками в виде реального ущерба понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества. Согласно ст. 393 ГК РФ убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязатель­ства, должны быть возмещены. Таким образом, с учетом ст.ст. 15 и 393 ГК РФ по иску о возмещении реального ущерба налогоплательщику необходимо установить и при помощи документов доказать:

- факт нарушения налоговым органом законных прав и интересов налогоплательщика;

- наличие и размер истребуемого к возмещению ущерба;

- наличие причинно-следственной связи между этим нарушением и причиненным ущербом.

Если же налогоплательщику не удастся доказать хотя бы один из перечисленных фактов, то в этом случае у суда есть основания для отказа в иске налогоплательщику ввиду недоказанности исковых требований.

Налогоплательщики имеют и другие права, установленные НК РФ.

Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются также соот­ветствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Судебный порядок

 

Действующим законодательством предусмотрен ряд случаев, когда урегулирование споров между налогоплательщиками и налоговыми органами происходит в суде.

Статьи 137 и 138 НК РФ и ст. 22 АПК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц.

При этом под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, постановление, письмо и др.), подписанный (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование налогового органа об уплате налога, пеней и налоговой санкции. Такое требование подлежит судебному обжалованию независимо оттого, было ли оспорено основное решение налогового органа (решение о привлечении к налоговой ответственности с одновременным доначислением налога), которое явилось основанием для вынесения обжалуемого требования. Кроме того, после истечения срока уплаты налога, указанного в требовании, налоговый орган  выносит решение о взыскании налога в бесспорном порядке. Такое решение о взыскании налога является обязательным актом перед тем, как налоговый орган выставит в обслуживающий налогоплательщика банк инкассовые поручение. Решение о взыскании налога также может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Причем, если РФ установлено, что решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должно содержать описание налогового нарушения, иметь ссылки на документы, подтверждающие событие налогового нарушения и т.п., то к содержанию решения о взыскании налога, не установлено никаких требований. Как правило, решение о взыскании налога (пеней) содержит только резолютивную часть о взыскании конкретной суммы, а описательная часть отсутствует. Вместо описательной части имеется ссылка на требование о взыскании налога. С одной стороны, кажется, что привести аргументы для обжалования такого решения налогового органа, в котором содержится очень мало информации о причинах доначисления и совсем отсутствует информация об основаниях взимания этого налога, очень трудно. Но, с другой стороны, обжаловать решение о взыскании налога имеет смысл в том случае, когда налогоплательщиком пропущен установленный АПК РФ трехмесячный срок на обжалование основного решения о привлечении к ответственности и требования об уплате налога. При этом аргументами для обжалования (доводами, подтверждающими исковые требования) могут служить точно такие же аргументы, как и при обжаловании основного решения. Для того чтобы определить, соответствует ли решение о взыскании налога действующему законодательству или оно вынесено с нарушением закона, суду необходимо исследовать причину, в связи с которой оно было принято.

Само решение о взыскании не содержит подробного основания взимания налога, а имеет лишь ссылку на налоговую декларацию или решение о привлечении к налоговой ответственности, в котором подробно описано налоговое нарушение и в связи с чем производится доначисление налога. Для того чтобы проверить на соответствие закону решение о взыскании налога, необходимо рассмотреть по существу основное решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи заявления, жалобы в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При обращении налогоплательщика в арбитражный суд он именуется «Заявителем», а налоговый орган— «Заинтересованным лицом».

Налогоплательщики — физические лица обращаются за защитой своих нарушенных прав в суды общей юрисдикции. В этом случае подача и рассмотрение жалоб налогоплательщиков производятся в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством. При подаче жалобы налогоплательщиком — физическим лицом в суд общей юрисдикции такой налогоплательщик — «Заинтересованное лицо», а налоговый орган будет именоваться «Государственный орган».   

Ответчиком по спору об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов истец вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган. Заявитель не всегда имеет возможность предъявить иск к конкретному должностному лицу (в частности, если к моменту предъявления иска соответствующее лицо уволилось из налогового органа либо истцу не известно, какое должностное лицо обязано совершить требуемое действие). В ходе рассмотрения названного искового требования, предъявленного к налоговому органу, суд вправе при наличии к тому оснований, руководствуясь ст. 36 АПК РФ, привлечь конкретное должностное лицо в качестве второго ответчика.

 

Подача искового заявления

 

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц, рассматриваются по общим правилам искового производства. Заявления по таким делам подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ.

В соответствии со ст. 125 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано истцом или его представителем. В исковом заявлении должны быть указаны:

- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

- наименование истца, его место нахождения;

- наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

- требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;

-обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

-цена иска, если иск подлежит оценке;

-расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

-сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;

-сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

-перечень прилагаемых документов.

Кроме того, в заявлении об обжаловании ненормативного акта государственного органа, действий или бездействия должностного лица должно быть также указано:

-наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

-название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

-права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

-законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

-требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) — незаконными.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Истец (заявитель) обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К исковому заявлению прилагаются:

-уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

-документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

-документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

-копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

-доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

-копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

-документы, подтверждающие соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, если он предусмотрен федеральным законом.

К заявлению прилагается также текст оспариваемого акта (решения).

Если при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству будет установлено, что оно подано с нарушением перечисленных требований, то арбитражный суд может вынести определение об оставлении заявления без движения.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Таким днем считается день получения налогоплательщиком решения (требования, постановления и т.п.) налогового органа. В этом случае трехмесячный срок начинает течь со следующего после получения решения дня лично представителем организации либо по почте. Факт вручения налогоплательщику оспариваемого решения может быть подтвержден росписью налогоплательщика с указанием даты при получении им на руки решения. Отметку о получении на руки копии решения налогового органа налогоплательщику целесообразно ставить и на полученном экземпляре. Дата получения решения налогового органа по почте подтверждается штемпелем на конверте, в котором отправлено решение. Учитывается дата на штемпеле того отделения связи, в котором обслуживается получатель письма, а не дата на почтовом штемпеле отделения связи отправителя письма. Трехмесячный срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем, указанным на почтовом штемпеле отделения связи по месту нахождения налогоплательщика.

В случае обжалования действий трехмесячный срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения должностным лицом обжалуемого действия. В случае обжалования бездействия должностного лица налогового органа срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должностное лицо должно было совершить действие, совершение которого определено его должностными обязанностями или установлено законом или иным нормативно-правовым актом, но в нарушение указанных правил не выполнило его в установленный срок. В результате такого бездействия должны быть нарушены законные права и интересы налогоплательщика. Например, в месячный срок не принято решение о возврате налога, в то время как ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного, в том числе и по результатам налоговой проверки, налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Для того чтобы про­пущенный по уважительной причине срок был восстановлен судом, налогоплательщику необходимо вместе с заявлением об обжаловании направить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием причины пропуска срока. Если имеются доказательства, подтверждающие причину пропуска срока, то в этом случае к ходатайству должны прилагаться доказательства, подтверждающие причину пропуска срока. Если ходатайство не будет направлено вместе с заявлением, суд по своей инициативе не будет восстанавливать пропущенный срок давности и заявление будет возвращено без рассмотрения.

В соответствии со ст. 127 АПК РФ вопрос о принятии чекового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Например, определением суда на стороны могут быть возложены дополнительные обязанности по представлению определенных документов.

Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Арбитражный суд возвращает исковое заявление без рассмотрения, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:

- дело неподсудно данному арбитражному суду;

- в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой;

- до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;

- не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

О возвращении искового заявления арбитражный суд выносит определение. В определении указываются основания для возвращения заявления, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета. Копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после дня вынесения определения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами.

Определение арбитражного суда о возвращении искового заявления может быть обжаловано. В случае отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения. При этом трехмесячный срок, установленный для предъявления заявления в суд, не продлевается.

В соответствии со ст. 131 АПК РФ ответчик направляет или представляет в арбитражный суд отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.

В отзыве на исковое заявление указываются:

- наименование истца, его место нахождения или место жительства;

- наименование ответчика, его место нахождения;

- возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;

- перечень прилагаемых к отзыву документов.

В отзыве могут быть указаны иные сведения, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения дела. Отзыв. подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Налоговая инспекция, выступающая в качестве ответчика, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в соответствии со ст. 132 АПК РФ вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков.

Встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если:

- встречное требование направлено к зачету первоначального требования;

- удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.

Если перечисленные условия отсутствуют, арбитражный суд возвращает встречный иск ответчику.

Кроме налогоплательщика или его представителя право обратиться в арбитражный суд в интересах налогоплательщика с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, а также незаконными действия или бездействия должностного лица имеет прокурор.

 

1.2.7. Меры по обеспечению исковых требований

Налогоплательщик при подаче искового заявления к налоговой инспекции имеет право подать заявление об обеспечении иска в соответствии со ст. 92 АПК РФ. Это заявление может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть также изложено в исковом заявлении. В этом случае оно рассматривается арбитражным судом в порядке и сроки, установленные для рассмотрения заявлений об обеспечении иска, отдельно от других содержащихся в исковом заявлении ходатайств и требований.

К обеспечительным мерам относятся, в частности:

-запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

-приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном порядке;

-приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер. Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

Заявление об обеспечении иска рассматривается арбитражным судом, рассматривающим дело, не позднее следую­щего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон. Заявление об обеспечении иска рассматривается судьей единолично. По результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении или об отказе в обеспечении иска.

Копии определения об обеспечении иска не позднее следующего дня после дня его вынесения направляются лицам, участвующим в деле, и другим лицам, на которых арбитражным судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер. Копия определения об отказе в обеспечении иска направляется лицу, обратившемуся с заявлением об обеспечении иска. Определение арбитражного суда об обеспечении или об отказе в обеспечении иска может быть обжаловано. Подача жалобы на определение об обеспечении иска не приостанавливает исполнение этого определения.

Арбитражный суд, принимая определение об обеспечение иска, по ходатайству ответчика может потребовать от истца предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. Размер встречного обеспечения может быть установлен в пределах имущественных требований истца, указанных в его заявлении, а также суммы процентов от этих требований. Размер встречного обеспечения не может быть менее половины размера имущественных требований. Встречное обеспечение может быть предоставлено также ответчиком взамен мер по обеспечению иска о взыскании денежной суммы путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере требований истца.

О встречном обеспечении арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления в суд заявления об обеспечении иска. В определении указываются размер встречного обеспечения и срок его предоставления, который не может превышать пятнадцать дней со дня вынесения определения. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня вынесения определения. Определение о встречном обеспечении может быть обжаловано.

В случае вынесения определения о встречном обеспечении арбитражный суд не рассматривает заявление об обеспечении иска до представления в арбитражный суд документа, подтверждающего произведенное встречное обеспечение. Неисполнение лицом, ходатайствующим об обеспечении иска, определения арбитражного суда о встречном обеспечении в срок, указанный в определении, может быть основанием для отказа в обеспечении иска. Представление ответчиком документа, подтверждающего произведенное им встречное обеспечение, является основанием для отказа в обеспечении или отмены обеспечения иска.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска выдается исполнительный лист. За неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу в порядке и в размерах, которые установлены гл. 11 АПК РФ.

В случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.

В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит оп­ределение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, оставлении иска без рассмотрения, прекращении производства по делу.

Обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело. Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения ходатайства об отмене обеспечения иска выносится определение. Определения арбитражного суда об отмене обеспечения иска и об отказе в отмене обеспечения иска могут быть обжалованы. Отказ в отмене обеспечения иска не препятствует повторному обращению с таким же ходатайством при появлении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отмены обеспечения иска.

Нужно иметь в виду, что, если суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, руководствуясь ст. 91 АПК РФ, запретил ответчику (налоговому органу) производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.

Пункт 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Эта мера также относится к обеспечительным, а специфика ее применения изложена в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №83 от 13.08.2004 г.

 

Подготовка к судебному заседанию

 

Статьей 133 АПК РФ установлено, что арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. На подготовку дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии заявления к производству.

Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения. Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса, оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств, примирение сторон.

Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, как правило, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья:

- вызывает стороны и проводит с ними собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений;

предлагает раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъясняет сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определяет по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания;

- разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, на передачу спора на разрешение третейского суда, на обращение за содействием к посреднику в целях урегулирования спора и последствия совершения таких действий; принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения; содействует примирению сторон;

-оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств; истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, по своей инициативе необходимые доказательства; разрешает вопросы о назначении экспертизы, вызове в судебное заседание экспертов, свидетелей, привлечении переводчика, необходимости осмотра на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры для представления сторонами доказательств;

- по ходатайст


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.