Бог защищает и прославляет свою Церковь — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Бог защищает и прославляет свою Церковь

2020-08-21 89
Бог защищает и прославляет свою Церковь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Джон Брайн (1734)

http:// www. mountzionpbc. org / John _ Brine / jb _ d efence.htm

Ибо Я, говорит Господь, буду стеной огня вокруг них и слава Моя будет среди них.

Зах.2.5

 

Это пророчество было сказано о времени возвращения евреев из Вавилона, где они находились в плену семьдесят лет. Теперь пророк побуждает их быстрее покинуть страну своих врагов и воодушевляет заново отстроить Иерусалим, заверяя их в успехе в этом деле, хотя участие в нем было сопряжено с трудностями, которые казались непреодолимыми. Чтобы избежать возражений относительно безопасности города, который должен быть построен среди великих держав и вблизи врагов, Господь в этих словах заявляет, что Он будет его Защитником; Он будет стеной огня вокруг Иерусалима, то есть будет надежно охранять и защищать его, и истребит всех, кто попытается разрушить его, и добавляет, что Он наполнит его славой, и слава Его будет среди него. Эта великая привилегия обещана не только народу Израиля, ибо она касается всей Церкви в любом ее возрасте и во всякое время.

Этот текст дает нам учение, что Бог есть защита и слава Своей Церкви. Это доктринальное утверждение двояко: во-первых, вся безопасность Церкви в Боге; во-вторых, она получает всю славу от Него.

Начну с первого. Церковь не могла бы существовать ни в какое время без Божественной власти, которая защищала и поддерживала ее. Народ Божий никогда не был в силах сам защитить себя от неутомимых попыток врагов уничтожить его, что очевидно из следующих вещей.

1.Церковь значительно уступает миру в числе, ибо это всего лишь небольшое собрание людей из многочисленных толп мира. Поэтому Христос говорит, что Его последователи - это малое стадо: "Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк.12.32). Врагов истинной религии гораздо больше, чем ее истинных, сердечных и постоянных друзей; множество людей позволяет себе выступать против дела Божьего, и лишь незначительное меньшинство защищает его.

2. Церковь в целом состоит из людей среднего и низкого положения, и в ней немного людей богатых и могущественных, и это требует достаточного смирения, чтобы поддерживать и защищать презираемый интерес к Искупителю. Наблюдение апостола справедливо и по сей день: "не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор.1.26). Некоторые люди высокого положения становятся предметами суверенной благодати, взгляд на которую должен разжечь их рвение к чести Бога и оживить их желание внести свой вклад в распространение Евангелия; но гораздо большая часть верующих ведет трудную и скорбную жизнь, поэтому не следует ожидать, что истинная религия может поддерживаться их властью и влиянием, достаточными, чтобы принять ее.

3. Народ Божий не равен в мудрости и политике его врагам. Большинство тех, кто исповедует имя Христа - это люди не великого ума, и поэтому наш Господь воссылает благодарность Отцу, что Он "сокрыл тайны Евангелия от мудрых и разумных", то есть от людей с высоким уровнем знаний и способностей, и "открыл младенцам", людям невысокого и среднего ума (Мтф.11.25); обстоятельства не позволили этим людям достичь совершенства в области знаний и опыта, как и в других интересах, поэтому дело Христа лишено той земной помощи в его поддержке и распространении, которой оно могло бы быть оснащено в ином случае. Таким образом, дело несомненно должно обстоять так, что защита и безопасность Церкви не сходят от нее самой.

Во-вторых, враги Церкви готовы использовать все свои возможности и преимущества, чтобы нарушить ее покой и заставить ее страдать. Плотской ум человека неизменно наполнен отвращением к Богу и всем духовным благам, как утверждает апостол: "потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (Рим.8.7). И потому, чем больше святые приближаются к подобию Божию, тем больше ненависть злых людей к ним. Таким образом Каин убил своего брата Авеля, "потому что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1 Иоан.3.12). Эта изощренная вражда к благочестию в сердцах людей создает исповедникам веры величайшие опасности. Тому есть множество доказательств во все времена; возьмем хотя бы заговоры по отношению к ветхозаветной Церкви, когда она была пленена в Вавилоне. У меня слишком мало времени, чтобы описывать противостояние врагов Церкви, пытавшихся помешать восстановлению святого города и Храма. Сколько мы найдем здесь лицемерия, клеветы, заядлой лести, которую пустили они в ход, когда началось то, что было предсказано пророком Иеремией и Кир, царь Персии, принял указ, позволивший евреям вернуться в свою землю и восстановить Храм Господень! Ездра сообщает нам: "первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее" (Езд.1.1-2). После этого руководитель и вождь народа радостно отправился из Вавилона исполнить царскую волю Кира, который постановил снабдить его всем необходимым. Когда работа началась, самаритяне сделали вид дружбы с евреями и предложили им союз и помощь, но на самом деле ничем не помогали им, а только мешали, что показали и дальнейшие их действия. Такое притворство и лицемерие не является чем-то необычным для противников Церкви, ибо так они получают большие преимущества против нее. Нашлись лица, которые направили письмо царю Камбизу (Артаксерксу), полное ложных и тяжелых обвинений против народа, выражая царю уважение, а евреев представляя как исполненных крамолы и мятежа, что заставило его издать строгие указы и остановить работу, и весь поход оказался бесполезен (Езд.4) вплоть до второго года царствования Дария, сменившего Камбиза на престоле.

Враги Церкви и дальше боролись, чтобы предотвратить ее успех, но Провидение всегда управляет теми способами, которыми они укрепляют свою руку. "Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу" (Езд.5.5). Город и Храм были восстановлены, несмотря на яростное сопротивление непримиримых врагов, которые не брезговали ничем, чтобы помешать работе. Вот здесь Господь и возвел огненную стену вокруг него, ибо такое дело не могло бы совершиться человеческими силами или политикой, но чудесным благословением Провидения, как мы читаем: "Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах.4.6).

Церковь прежнего Завета была окружена врагами, но и позже ей пришлось претерпеть множество страданий от рук могущественных противников. Когда христианство было насажено впервые, против него было поднято великое гонение языческим Римом, о котором нам сообщает история; тем не менее чистота и сила религии в высшей мере процветала, и множество людей приняли христианскую веру, будучи воодушевлены к благочестию и торжеству святых среди самых жестоких мучений, которые только могла изобрести ярость ада. Я думаю, что некоторое число христиан всегда существовало на земле даже при самых сильных гонениях, которых их враги могли произвести против них, и бедствия всегда больше шли на пользу Церкви, чем процветание. Это проявилось после поворота, который произошел в царствование Константина, первого христианского императора, ибо под его правлением амбициозное духовенство ввело большую порчу в учение и суеверия в богослужение, ибо оно ценило христианскую веру не больше как исповедание, служившее для продвижения его временных интересов. Именно из этого, я думаю, проистекли отвратительные заблуждения и идолопоклонство римской церкви. 

Когда же Богу было угодно восставить предтеч Реформации - Уиклифа в Англии, Гуса и Иеронима в Праге - в какую же ярость впал дьявол! Сколько смуты он привнес среди тех, кто встал за это славное дело! Но работа Божия процветала, несмотря на все противостояние, даже когда с момента учреждения реформатской веры были приняты бесчисленные усилия, чтобы покорить Англию, этот оплот протестантизма, папскому игу. Это часто пытались сделать путем открытого насилия, тайных интриг и дьявольских замыслов, когда жестокие паписты собирались нанести смертельный удар по протестантской общине Англии, ее королю, лордам и общинам, и если бы они преуспели здесь, разве не начались бы сразу зверские убийства во всем королевстве? Но Провидение обнаружило эти отвратительные замыслы, когда уже начались казни, и спутало его авторов к невыразимой радости всего народа. Это было памятным освобождением, которое никогда не должно быть забыто всеми, кто действительно любит религию и свободу*. И во многих других случаях Великий Бог стоял за нас. Король Джеймс II стремился поработить народ, снова ввести папизм и деспотическую власть**, но замысел врагов Церкви и здесь был чудесным образом расстроен***, когда они потеряли трон и к власти пришел принц Оранский, одинокий герой в поле, но как глава государства - человек поразительно добрый и в то же время стойкий в принципах религии и в деле свободы****. В течение всего своего царствования он приложил горячее усердие к обеспечению протестантских интересов и дал ясное доказательство их, чем упрочил авторитет короны и прославленной Ганноверской династии*****; и его семья, которая последовала этому щедрому и благородному примеру, показала, что возведение его на трон не было ошибкой. И давайте не будем забывать, что меры, принятые в конце его царствования и способные лишить нас счастливого покровительства столь добрых властей, тоже провалились, ибо Бог вновь расстроил замыслы наших врагов, позволив королю Георгу взойти на британский престол, на который он имел неоспоримое право******. Это значит, что Бог хранит те принципы, что воодушевляли все ветви этой благородной семьи, которая сможет продолжать нести английскую корону до своих последних потомков.

Вот некоторые полезные наблюдения, которые могут быть выведены из этих вещей.

1. Это значит, что христианская и реформатская религия истинна и исходит от Бога, ибо ничто меньшее, чем сила Божия, не могло бы распространить христианскую веру в первые века Церкви, когда весь мир ополчился против нее и решил разрушить ее, а ее распространение было уделом лишь небольшой группы не слишком образованных и грамотных людей, и тем не менее слово Господне "распространялось свободно и прославлялось" (2 Фес.3.2). Оно завоевало многие страны мира, но не человеческими силами, ибо его люди были слишком обездолены, и оно было слишком чуждо их природе; и в значительной мере то же самое можно сказать и о реформатской религии. Людей, начавших Реформацию, было очень мало, а их враги были многочисленными и мощными и воздвигли на них самые свирепые и жестокие гонения; тем не менее люди Божьи обрели удивительные достижения в самое короткое время, и это очевидным образом показывает, что это было делом Божьим. 

2. Это показывает большую глупость тех, кто пытается разрушить Церковь, ибо даже при том, что они терпят поражения в своих замыслах против нее, они продолжают думать, что Бог ее не защитит. Легко понять, что тщетность их замыслов такова же, как извращенность их ума, и это будет фатальным для них. И это достаточно воодушевляет Церковь, ибо в наибольших опасностях она зависит от защиты Провидения; Бог посреди нее, она не поколеблется, и Он поможет ей и с раннего утра (Пс.46.5 KJV). То, что Бог хранит в безопасности Свой народ, можно заключить из следующих вещей:

(1) Он иначе ценит его, чем мир. Церковь в наибольшей мере заинтересована в Его благосклонности, ибо Он относится к иным с пренебрежением в сравнении с ней: когда народы и царства встают на пути Его благих целей, касающихся святых, Он отдает их в бедствия и пагубу, и потому Он говорит Церкви: "Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою" (Ис.43.3-4). Никто от мира не пользуется таким Его расположением, но только Его дети, и потому Он говорит так: "Народ Мой взят даром, властители их неистовствуют" (Ис.52.5). Этот язык ясно намекает, что весь мир пред Его достоинством ничто в сравнении с Его нежной заботой о Церкви, которую Он выражает в самых трогательных словах: "касающийся тебя касается зеницы ока Моего" (Зах.2.8). Как человек усердно бережет свои глаза, так Он бережет наше благополучие и безопасность и ценит нас в Своей бесконечной любви.

(2) Он пообещал это навсегда, и все Писание изобилует обетованиями такого рода. Церковь может ожидать вечной защиты от Бога, как мы узнаем из слов Его: "В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него" (Ис.27.2-3). "В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала" (Ис.26.1). Это щедрое обетование, на которое можно полностью полагаться: "Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его" (Иов 23.13). "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис.23.19).

(3) Его собственная слава заинтересована в этом, ибо благостояние Церкви переплетается с честью ее Бога, когда Его имя проповедуется всенародно, Его Слово драгоценно для людей и твердо стоят Его установления; потому члены Церкви названы "деревьями праведности, насаждением Господа, чтобы Он мог быть прославлен" (Ис.56.3 KJV). Господь говорит нам, что мы народ, который Он "создал для Себя, чтобы он возвещал хвалу Ему" (Ис.43.21). Церковь - это надлежащее место Божественной славы на земле. Именно это апостол имеет в виду, говоря: "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все века" (Еф.2.21). То, что Бог защищает Свою честь, влияет и на защиту Им Своих святых.

(4) Он сокрушит и истребит тех, кто стремится к погибели Его Церкви, и никто из них не сможет поражать святых без тягчайшей кары для себя, ибо Бог хранит их как зеницу ока Своего. Церковь - это тяжелый камень: "И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли" (Зах.12.3). В Своей мудрости Бог позволяет врагам Своих людей беспокоить их и заставлять страдать, и Он может использовать это для исправления Своих детей, однако Он не простит этого гонителям, которые навлекут на себя самый тяжкий Его гнев: "так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло" (Зах.1.14-15). Так Господь ограждает Свой народ стеной огня, за которую нельзя вторгнуться безнаказанно. Он истребит и сожжет тех, кто попытается уничтожить Его Церковь, град, который Он ограждает и защищает. Грозные враги Церкви могут представлять так, что пожрать ее - это легкое дело, ибо она сама слаба и беззащитна, но, как было и раньше, они обнаружат, что это абсолютно невозможно, и что они лишь сами обрушили на себя невыносимую тяжесть Божественной мести. Огонь и пламя пожрут тернии, и не только потому, что они причинили боль и горе Церкви, но и потому, что они раздражили Бога; для них Он всегда будет "огнем поядающим" (Евр.12.28), который не успокоить.

Я перехожу к рассмотрению второго момента.

Церковь получает всю свою славу от Бога, ибо слава Его среди нее. Эти слова могут быть поняты пассивно или активно, хотя Корнелиус Лапид отмечает, что следует предпочесть последний смысл: "в пассивном смысле Я буду славен, то есть буду прославлен и почитаем служением в Иерусалиме, но главное, что Я прославлю Иерусалим, излив славу Свою на него". В этом свете я рассмотрю оба смысла славы Божией в Церкви, то есть как Он работает в ней и что позволяет делать ей самой в Свою честь. 

I. Бог оказывает великую честь Церкви тем, что Он работает в ней.

1. Он завоевывает в ней сердца мятежных людей. Своей всемогущей благодатью Он подчиняет упрямую и извращенную волю человека, чтобы дать ему увидеть Христа как Царя и повиноваться Ему как таковому. Любой человек не хочет, чтобы Христос властвовал над ним (Лк.19.14). Но Бог побеждает непреклонную волю грешников, ибо по обетованию Его вечного завета "народ Твой будет готов ко дню Твоему" (Пс.110.3 KJV). Эта Его работа приносит самую обильную славу богатству благодати Божией, как ясно сказано: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф.2.4-7).

2. Он отстаивает Своих святых, ибо их силы недостаточны для исполнения того, что духовно; их растленная природа сильно отторгает их от Бога, поэтому Господь говорит им: "народ Мой закоснел в отпадении от Меня" (Ос.11.7). Они подвергаются многим искушениям и соблазнам и бывают не в силах противостоять им, ибо зло, которое есть в них, опутывает их привязанности и влияет на волю. И поэтому они не могут устоять в святости своими силами, но должны "соблюдаться силою Божией через веру ко спасению" (1 Пет.1.5), и их поддерживает и сохраняет явная мудрость Божия, которая помогает им одолеть врагов, грех, сатану и мир, против которых сами они бессильны, и это легко признают все святые, верящие в свободную благодать. Также всемогущая рука Божия ясно и ярко явлена в том, что Он позволяет столь немощным и слабым существам выстоять и победить мощного, тонкого и неутомимого противника.

II. Бог прославляется в Церкви тем, что Он позволяет ей выполнить ее прямую цель - воздать Ему честь.

(1) Через веру, осуществляемую в ней. Истинная Церковь состоит из верующих во Христа; это "духовный дом, созидаемый из живых камней", по вере апостольской (1 Пет.2.5). Это люди, наделенные сверхъестественной жизнью, которая является надлежащим принципом всех духовных актов. Те, кто находятся в невозрожденном состоянии, нуждаются в таком принципе благодати, и потому апостол отмечает, что они когда-то были мертвы во грехе, а теперь живы: "вас, мертвых по преступлениям и грехам, оживил" (Еф.2.1). Этой жизни обязательно должна предшествовать духовная причина, как ее следствию, ибо все духовные действия вытекают из духовной жизни, и это закон, опирающийся на Божие основание, которым является вера. Осуществление этой благодати - великая честь для Бога, и потому сказано, что "Авраам не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу" (Рим.4.20). Это дивная благодать, ибо она смиряет тварь и усваивает все наше спасение и всю благодать Богу, она восхищается Его неизреченной мудростью, огромным и безграничным благоволением, превозносит Его власть и предоставляет Ему абсолютное владычество во всем.

(2) Святое послушание Церкви прославляет ее Бога, Который строго блюдет Свою честь и желает полного соответствия Его всеправедной воле. Под самым тяжелым бременем, которое, если оно преобладает в душах святых, доставляет им невыразимое беспокойство, они чувствуют влияние, исходящее от Отца Небесного, Которого они молят: "научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Мой Бог, Дух Твой благой ведет меня в землю правды" (Пс.143.10). Основа их послушания не эгоистичная и плотская, но евангельская и духовная; оно не выступает с ожиданием купить благоволение Бога, но признает с почтительной благодарностью Его незаслуженную любовь, и этот по-настоящему щедрый и благородный принцип производит в них Дух Святой, Который совершает все дело Божие во святых.

(3) Бог воздает Себе славу через восхитительное служение Церкви на небесах, которое продолжается непрерывно, и через Его работу, которая начинается в святых еще на земле, когда у них появляется живое чувство их собственного недостоинства и грязных примесей в их сердцах, и недостатков, которые присутствуют во всех их обязанностях, ибо все это придает перспективу, отягчающую их вину. И когда преизобилующая благодать Божия возвышается над всем их грехом и бунтом, это самое ценное Его благословение для них, и они столь поражены, что не могут воздать Ему славу иначе как в самых смиренных выражениях: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Пс.115.1). С великой радостью тогда они присоединяются к хвале апостола: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением в небесах во Христе" (Еф. 1.3). Так прославляется Бог в Церкви.

III. Эти слова могут быть поняты в активном смысле: Я наполню ее славой. Слава Церкви не сводится к множеству ее членов. Христианская община может быть большой и многочисленной, и все же бесславной, ибо богатство и величие ее членов не являются ее славной, как и красивые сооружения для осуществления публичных религиозных обязанностей. Ее честь не состоит также в помпезном и пышном поклонении, ибо Церковь может быть действительно славной, даже будучи лишена всех этих вещей. Вполне возможно, что самая чистая Церковь, которая когда-либо на земле могла претендовать на истинную честь и в состав которой вошли Сам Христос и Его апостолы, для большей части человечества представилась бы такой, что в ней не увидели бы славы религии. Ибо красота Церкви не видима плотскими очами, она является внутренней, духовной и невидимой, и все же она невыразимо прекрасна, ибо "слава дочери царя внутри нее" (Пс.45.13). Ее внешний вид может быть самым заурядным, но внутренне она обладает наибольшей славной, и о ней сказано: "черна я, но красива, как шатры Кедарские, как завесы Соломона" (Песнь 1.5); она внешне груба, но внутри дивно прекрасна и богата, и ее настоящая красота и блеск заключены именно в этом.

1. Слава Церкви - в чистоте принципов, которые она охватывает и защищает. Евангелие является дивной системой учений, которые воздают честь Богу и славу Его Посреднику, и потому оно названо "славным благовестием благословенного Бога" (1 Тим.1.11). Честь и польза святых - сохранять это Евангелие чистым и свободным от человеческих изобретений. Изначальная Церковь строго следила за соблюдением Божественной истины, и народ "постоянно пребывал в учении и общении апостолов, в преломлении хлеба и молитве" (Деян.2.42). Когда же церковь развращается, она отказывается от ее истинной славы, и поэтому пусть все святые, как увещает апостол, стоят "в одном духе и в одних мыслях, подвизаясь единодушно за веру евангельскую" (Фил.1.27 KJV). Те, кто никогда не видел превосходства, не чувствовал силы и не вкусил сладости христианского учения, могут подумать, что в нем мало многообразия и радости. Но Господь Своей благодатью раскрывает превосходство Своей славы в них, и это требует от них строго блюсти все ветви Его истины и быть чувствительными к ней, ибо учение благодати Божией является источником всего их подлинного утешения и суммой их надежды на будущее, и поэтому они не могут не чтить его превыше всего остального, ибо знают, что оно для них "лучше чем золото, и золото чистое, и слаще, чем сотовый мед" (Пс.19.10 KJV). То, что возвышает славу Евангелия - это Откровение, которое содержит полное отражение Божественного совершенства, которое гармонично соединяется в спасении потерянного человека через послушание, распятие и смерть Христа. Итак, если честь Церкви - принимать и поддерживать всю совокупность учений, воздающих славу Богу, то ее особая слава - то, что ей дано стоять в этой истине. 

2. К чести Церкви - строгость учеников. Христос, ее Глава, предписал им сохранять единство, святость жизни и целомудрие ума, и это то, что каждая христианская община должна строго соблюдать. Ни одна община не может мириться с тем, что ее члены ведут пагубную и соблазнительную жизнь, тем самым хуля Христа. Таким образом, Он упрекает церковь в Пергаме, поскольку некоторые из ее членов увлеклись лжеучениями и были повинны в злых делах: "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу" (Откр.2.14-15). Врагам религии выгодно противопоставлять каждый неправильный шаг святых истине, которую они исповедуют, и представлять их греховные действия как следствие доктрины, якобы учащей распущенности и оказывающей дурное влияние на сердца и жизни людей; и поэтому каждая община Христова находится под строгим обязательством изгонять всех, чье поведение не отвечает их исповеданию, с тем чтобы предотвратить открытые упреки со стороны мира.

3. Порука славы Церкви - это святость ее членов. Это, конечно же, ее честь - соответствовать своему Господу, "святому, непричастному злу, непорочному и отделенному от грешников" (Евр.7.26). Свободный от всякого растления в сердце и жизни, Он "не сделал никакого зла, и не было дести в устах Его" (1 Пет.2.22), и потому Он есть идеальный Образец, Которому нам должно следовать, и Он прямо рекомендует это Своему народу: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мтф.11.29). Мы должны подражать другим людям не дальше, чем они сами идут по Его стопам. Великий апостол предлагает себя в пример коринфянам, но с ограничением: "подражайте мне, как я Христу" (1 Кор.11.1). Распущенность и безнравственность среди исповедующих людей - великое бесчестие христианскому имени, призыву Евангелия и Самому Христу, путь Которого оказывается в поношении, как бывало и раньше. Напротив, правильное и святое хождение по заповедям религии подтверждает учение благодати, отводя лживую клевету, которую бросают на него противники, и является очевидным доказательством того, что возражение против этого учения, что оно ослабляет рвение к святости - это просто клевета и фальшь, ибо влияние его действительно таково, что люди начинают прилагать все силы, чтобы избегать греха и практиковать добродетель. Это был счастливый плод, принесенный в первых христианах, ибо, как говорит апостол, "явилась благодать Божия, приносящая спасение и научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит 2.11-12)

4. Слава Его Церкви состоит в единстве и любви. Многие учреждения разогревают враждебность между святыми, ослабляют их руки и дают врагам Евангелия возможность наносить ущерб их общим интересам и сеять разногласия. Но это незаконно, ибо долг обязывает нас бороться за веру, и мы прямо призваны к тому, чтобы, как пишет и призывает апостол, "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.1.3), и это сказано о явленной нам истине. Когда учению Христа противостоит множество ошибок, Провидение призывает Своих служителей оправдывать истину и обличать ложь, что должно делаться с усердием и строгостью, но без чрезмерного пыла или перехода на личности; и для тех, кто стремится защитить Откровение, очень плохо быть прохладным или безразличным к доктринам, которые оно содержит, каково бы ни было общее мнение о них. Ни одна часть священной истины не должны быть принесена в жертву миру, хотя некоторые могут позволить себе мало заострять внимание на ее следствиях или глубинах, и если не будет достаточно последнего, следует, по крайней мере, не отказываться от первого, если мы не хотим бессмыслицы. Покупать мир за счет истины значит делать слишком дорогие ставки; но там, где дело не касается истины, мы должны "искать того, что служит к миру и к взаимному назиданию" (Рим.14.19), и это прекрасно и дивно, о чем и пишет псалмопевец: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края оджды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки" (Пс.132).

И последнее. Наибольшей честью для нас является осуществление Божественного Присутствия. Слава христианской религии состоит главным образом во влиянии Бога на Его народ и в проявлениях Его любви к нему, причем внешняя часть этих благ может и быть образом, подобием или пропорциями их, но это лишь образ, причем не лучший, мертвая и безжизненная форма, без близости и общения с Богом, как объектом нашего поклонения, которое возвышает нашу душу, укрепляет ее благодатью и придает смысл всем нашим религиозным действиям. Достаточно серьезных размышлений и других обычных путей, которыми мы выполняем упражнения в религии, будь то в молитвенной комнате, в семье или в доме Божием, и мы обнаружим отличный повод признать, что духовная и опытная часть религии у нас в большом пренебрежении. Разве среди нас нет небрежности в своем долге? Разве для нас не скучно и не тяжело исполнение его, и мы не блуждаем вдали от Бога? Мы мало видим или ощущаем среди себя могущественное благочестие, и потому наша слава значительно затмевается. Сколько поводов у нас сказать: "Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!" (Пл.Иер.4.1-2). Пусть же ускорится наступление счастливого времени, когда Церковь должна будет стать "венцом славы в руке Господа и царскою диадемою в руках ее Бога" (Ис.62.3). И скажет он Сиону: "Восстань, светись, пришел твой свет, и слава Господня взошла над тобою".

 

* Д. Брайн говорит о падении в 1558 г. режима Марии Кровавой (1516-1558), при которой гонения на протестантизм действительно поставили Англию на грань геноцида, так что восшествие на престол Елизаветы I было воспринято большинством народа как избавление.

** Яков (Джеймс) II Стюарт (1633-1701) - король Англии, Шотландии и Ирландии, внук Якова I, второй сын Карла I и младший брат Карла II, последний британский король-католик. Подорвав свою репутацию в протестантской стране, был свергнут в результате Славной революции 1688 г. О нем см.: Earle P. The Life and Times of James II. L.,1972

*** Имеется в виду Славная революция (англ.Glorious Revolution) - государственный переворот 1688 г., в результате которого был свергнут Яков (Джеймс) II Стюарт и на престол Англии взошел его зять, правитель Нидерландов Вильгельм Оранский  Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества и явился одним из значительнейших событий всей истории Великобритании. Его фактическим результатом стало ограничение королевских прерогатив и создание постепенно развивавшейся веротерпимости, что сыграло решающую роль в дальнейшем развитии британского протестантизма. О Славной революции см.: Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. N.Y.,1966; Jones J.R. The Revolution of 1688 in England. L.,1988; Miller J. The Glorious Revolution. L.,1997; Harris T. Revolution: The Great Crisis of the British Monarchy, 1685–1720. L.,2006; Pinkus S. 1688: The First Modern Revolution. New Haven - L.,2009; Prall S. The Bloodless Revolution: England, 1688. Garden City N.Y.,1972 и др.

**** Вильгельм III Оранский (1650-1702) - крупнейший общеевропейский государственный деятель Нового времени, правитель Нидерландов (статхаудер) с 1672 г., король Англии с 13 февраля и Шотландии с 11 апреля 1689 г. Инициатор реформ, заложивших основы современной британской политической системы и способствовавших становлению мировой державы, а также традиции, ограничившей королевскую власть "Биллем о правах английских граждан" (см.: Томсинов В.А. «Славная революция» 1688—1689 годов в Англии и Билль о правах. М.,2010). Исповедовал кальвинизм. Вклад Вильгельма III в историю Церкви определяется его ролью в принятии парламентом 24 мая 1689 г. Акта о веротерпимости (Toleration Act, полное название - «Акт об освобождении от наказаний, предусмотренных соответствующими законами, протестантских верноподданных, отделившихся от Церкви Англии»). Действие Акта распространялось на протестантов-нонконформистов и других диссентеров, в том числе, с ограничениями, на баптистов, при условии их безусловной лояльности новым властям. Под акт не подпадали католики и антитринитарии. Вместе с тем положение диссентеров лишь облегчалось, и правовые ограничения с запретом на публичные должности, ряд форм образования и т.д. сохранялись. О Вильгельме в целом см.: Baxter S.B. William III and the Defense of European Liberty. 1650–1702. L.,1966; Claydon T. William III: Profiles in Power. L.,2002; Troost W. William III, The Stadholder-king: A Political Biography. Aldershot,2005

***** Ганноверская династия - ветвь древнего германского рода Вельфов, ранее династия Брауншвейга; правила Великобританией с 1714 по 1901 г. Первых четырех королей звали Георгами (Plumb J. H. The First Four Georges. L.,1974; Smith H. Georgian Monarchy: Politics and Culture 1714–60. Cambridge,2006); их правление было периодом становления современного парламентаризма и британской демократии, бурного роста промышленного и торгового капитализма, ранней индустриальной революции и превращения Великобритании в наиболее экономически развитое государство мира (см.: Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии 1689-1714. М.,1994). Именно это было историческим фоном и расцвета радикального кальвинизма. О династии в целом см.: Redman A. The House of Hanover. L.,1960

****** Георг I (нем. Georg Ludwig von Hannover, 1660-1727) - король Великобритании с 1 августа 1714 г., первый представитель Ганноверской династии на британском престоле. Будучи сыном Эрнста Августа, первого брауншвейгского курфюрста, принц Георг Людвиг получил права на британскую корону благодаря своей матери, принцессе Софии Ганноверской, ближайшей протестантской родственнице Стюартов (внучке Якова I), а также благодаря Акту о престолонаследии, принятому парламентом в 1701 г. Согласно этому Акту, престолы Англии и Шотландии не могли занимать католики и лица, вступившие в брак с таковыми. В 1715 г. в Англии вспыхнуло восстание якобитов, желавших вопреки этому Акту видеть на престоле католика Якова (Джеймса) Стюарта; оно было подавлено (подробнее см.: Doran H. London in the Jacobite Times. L.,1877. 1:19-108). В целом см.: Beattie J.M. The English Court in the Reign of George I. L.,1967


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.