Отношение к старости в различных культурах. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Отношение к старости в различных культурах.

2020-08-21 623
Отношение к старости в различных культурах. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века. И уже в 1990-е годы «старение населения» начинает восприниматься как угроза социуму.

Можно выделить ряд социальных факторов, которые определяют статус пожилых людей в обществе: биологические показатели процесса старения, владение собственностью и доход, знания, работоспособность, взаимная зависимость поколений, традиции и религия др. Эти социальные факторы одновременно являются и теми индикаторами, которые формируют отношение к пожилым людям. Рассмотрение истории общества старости будет взаимосвязано с формированием отношения к пожилым.

Общества, которые имели устные традиции и обычаи, были добрее к старости. Традиции и обычаи действовали как связи между поколениями, являлись коллективной памятью. Стремительное развитие общества и на учно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который уже не эквивалентен знаниям. Поэтому пожилым не удается включиться в социальную эволюцию, быть «стратегическими учителями»

Отношение к старости в европейской культуре

В Новое время с разрушением общины и широким распространением вторичных соц.групп в условиях фабричного производства и капиталистических отношений система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость.

В эпоху Возрождения эвтаназия и суицид в пожилом возрасте оправдываются, что демонстрирует невысокую ценность поздних возрастов жизни в данный период. Общественная поддержка пожилых сведена к минимуму, в пространстве города физическая близость сосуществует с духовной отдаленностью, при все увеличивающемся разрыве между поколениями в ценностях, идеалах, образе мыслей. В результате уже к 16-17 веку старик стал восприниматься как развалина, исчерпавший себя человек; в целом до 18 века пожилые оставались чем-то смешным, лишь в 19 веке возникает образ респектабельного старца с богатейшим опытом жизни.

Сегодня то, что европейцы живут долго и отличаются хорошим состоянием здоровья - это общепризнанный факт. Это позволяет пожилым европейцам реализовать все возможности и привилегии «золотого» возраста (старше 50 лет). Перед политиками ставится задача увеличить возможности для активно стареющего населения в таких областях, как трудовая занятость, здравоохранение, социальные услуги, обучение взрослых, волонтерство, жилье, и др. Для экономического состояния Европы жизненно необходимо, чтобы ее жители как можно дольше оставались работоспособны. По прогнозам социологов к 2020 году в Европе будет создано 7 миллионов новых рабочих мест, но при этом ее население сильно сократится. Для современной западной культуры характерно «исчезновение» старости — теперь это «человек в солидном возрасте». В США термин «пожилой» был заменен на «третий возраст». Здесь пожилые люди хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста». Такое отношение к старости характеризуется не ее принятием, а скорее избеганием. Стефани Фол, «список поступков, которые, с точки зрения жителей Нового Света, совершенно недопустимы»: старение, полнота и смерть. Старение в корне противоречит всем американским идеалам и понятиям. Лозунг для мужчин и женщин — «выгляди на двадцать лет моложе».

Отношение к старости в восточной культуре

В расширенных семьях на Востоке пожилые люди получают ощущение надежности, эмоциональное тепло и защищенность. В странах Запада старость часто воспринимается негативно, и общество лишает пожилых людей многих социальных прав.На востоке престарелые люди находят уважение и всеобщую любовь, прививаемые с самого раннего детства. Число домов для престарелых на востоке очень мало. Это показатель того, что стариков любят в семьях и до конца жизни ухаживают за ними в своих семьях. Старость на Востоке синонимична мудрости.

Отношение к старости в русской культуре

Русское «старый» имеет значение «большой», «крепкий», «твердый», «сильный», что соответственно подразумевается не немощь, а наоборот, силу, могущество, господство. Это связано с тем, что старостью считался более ранний возраст, чем принятый в наши дни. Специфика российских реалий такова, что поиск основ взаимопонимания осложняется несовпадением и даже противостоянием систем ценностных ориентации. Номинально русские по-восточному уважают стариков и плохо реагируют на примеры отторжения стариков в европейских семьях, «ссылку» стариков в дома для престарелых. У них очень плохое впечатление от подобных домов в России. В тоже время реалии изобилуют примерами несправедливого и жестокого отношения к пожилым людям.

 

28. Возрастные кризисы в старости.
1968 – Пек, 3 конфликта старости

· К. переоценки себя вне проф.роли
Многие
, особенно мужчины, рассматривают свое Я через призму проф.деятельности. Стремясь тянуть старость, продолжают работать, что вредит сомат.здоровью. С уход ом на пенсию (потеря проф.статуса) с целью преодоления потери Я важно найти замену профессиональному Я.

· Осознание ухудшения здоровья и старения тела.
Если человек придавал слишком большое значение здоровью и удовлетворенности жизнью, его ждет разочарование. Важно найти род деятельности, который бы удовлетворял наличному состоянию организма.

· Утрата самоозабоченности.
Человек ощущает присутствие близкой смерти, у многих возникает страх перед ней. Когда же человек принимает неизбежность смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Преодоление этого конфликта лежит в заботах о других, в попытках улучшить их жизнь.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.