Устав высшего учебного заведения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Устав высшего учебного заведения.

2020-08-20 210
Устав высшего учебного заведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сентябрь -

 

 

Преемственность курса по отношению к ранее изучавшимся дисциплинам

 

Курс дает целостное представление об истории, законах развития и взаимосвязи образования и науки в стране и в мире

В целом курс  представляет собой единство гуманитарной и технической составляющих, ориентирует студентов на глубокое понимание роли науки и непрерывного образования («через всю жизнь») в будущей профессиональной деятельности в качестве специалистов

Способствует раскрытию методологических, общетеоретических и социально-экономических проблем специальных курсов, формирования научного мировоззрения, творческого освоения будущей специальности 

 

НИТУ -- МИСиС -- вуз материаловедческий и металлургический, поэтому в начале курса раскрывается значение материалов и, я частности металлов в истории развития человеческого общества, государств и России, исторические аспекты развития материаловедения и металлургии и развития высшего образования

 Отмечается большая роль вузов в развитии отечественной и мировой науки о материаловедении, металлах и технологиях.

Уделено внимание разработке новых материалов, материалов с особыми свойствами.    

 

 

1.2. Основные документы, регламентирующие деятельность высших учебных заведений. Что требуется студенту для успешной учебы

Закон о народном образовании,

Распоряжения Правительсьтва

  Положение о вузе,

Устав высшего учебного заведения.

Правила внутреннего распорядка с учетом конкретных условий вуза.

 

Содержание учебной работы определяется

учебным планом

 

специальности или по направлениям подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом

 

Характер вузовской учебы существенно отличается от учебы в средней школе.

В вузе существует несколько видов и форм учебного процесса. Это лекции,

Семинарские и практические занятия,

 

Лабораторный практикум,

Учебно – исследовательские и научно – исследовательские работы,

Различные виды  практик,

 самостоятельная работа.

 

Контроль усвоения учебного материала:

 контрольные работы,

опросы на занятиях,

рефераты,

домашние задания,

зачеты,

защита учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ, экзамены. 

защита дипломной работы или проекта.

.

 Роль лекций в учебном процессе чрезвычайно велика.

Характер и объем работы, выполняемой студентом на лекциях, зависит от него самого. 

Главная трудность в усвоении лекционного материала связана с содержанием лекций.

 Материал, излагаемый на лекциях,

носит, как правило, фундаментальный обобщающий характер, содержит современные научные понятия и идеи, анализ перспектив рассматриваемой области науки и техники. Часто в лекциях излагаются вопросы, которые еще окончательно не решены и должны рассматриваться как проблемы, а не как завершенная область знаний. Как правило, лекционный материал содержит новую информацию. Поэтому, понять, усвоить и законспектировать материал лекции не так просто.

 

  Восприятие лекций

это работа, требующая упорства и умения.

выработать свою методику, в соответствии со своими особенностями. 

 

Самостоятельная работа студентов. –

сложившиеся в высшей школе многообразные виды учебной, научно – исследовательской, производственной и другой деятельности, выполняемой в отсутствие преподавателя.

следить за техническим прогрессом в избранной отрасли,

развивать в себе навыки внеаудиторной, самостоятельной работы.

 

1.3. Взаимосвязь образования и науки

Развитие цивилизации связано с

научно – техническим прогрессом.   

 

В то же время развитие науки и техники тесно связано с

 

образованием.

 

Таким образом, в XXI веке

 

развитие образования становится главным условием социального и экономического развития страны.

Интеллектуальные достижения в обществе определяются –

 

  развитием науки и образования,

 а в системе образования важным звеном является

 

 высшее образование.

 

Роль и эффективность высшей школы зависит от ее способности оперативно осваивать достижения науки, техники, производства и культуры. Через подготовку кадров для научной и образовательной деятельности, для производства, через участие работников вузов в развитии науки, высшая школа оказывает влияние на научно – технический прогресс.

1.4. Роль металлов,   металлургии  и материаловедения в развитии человеческого общества.  

 

 

Различные материалы и в том числе Металлы и металлургия (умение производить металлы) играли важную роль в развитии человеческого общества во все времена - с древнейших времен и до настоящего времени.

 

 

Многостадийностью,

особенно это характерно для производства цветных металлов.

Укрупненно основные этапы производства металлов можно представить схемой.

 

Исходные материалы (сырье)

                  

Подготовка сырья                             

                                                                                      

 Подготовленное сырье                                                                                          

 

Извлечение металла

 

Черновой металл

             

Доведение металла до заданного качества

 

Готовый продукт

   

 

 

 

 

 

 Принципы совершенствования технологий

 

Новые материалы имеют большое, и все возрастающее значение. Все в большей степени они приходят на смену традиционным материалам.

Но также большое значение имеют технологии, по которым осуществляется получение материалов их обработка и изготовление продукции из этих материалов.

Раньше при получении традиционных и новых материалов особенно не обращалось внимание на материалоемкость технологии их получения, на количество отходов, побочных продуктов, энергозатраты,  экологическую безопасность, природоохранные проблемы. Теперь эти вопросы становятся решающими.

Поэтому в разработку новых технологий закладываются определенные принципы. Рассмотрим некоторые из них:

1. Предотвращение образования отходов и побочных продуктов, чтобы уменьшить затраты на их утилизацию, сохранение, очистку, или уничтожение.

2. Методы производства новых материалов должны разрабатываться таким образом, чтобы в состав конечного продукта входило как можно больше атомов используемых исходных реагентов. (например при получении стали из чугуна около 90% атомов железа переходит в сталь. А при получении меди из руды в конечный продукт переходит только 1 – 5% атомов меди)

3.    Использование в качестве исходных (и промежуточных) веществ, в максимально возможной степени нетоксичных или малотоксичных для человека и окружающей среды.

4. Технологии должны обеспечивать создание новых материалов, обладающих наилучшими функциональными характеристиками и наименьшей токсичностью

5. Энергетические расходы должны быть пересмотрены с точки зрения их экономии и воздействии на окружающую среду и минимизированы

6. Следует минимизировать или отказаться от промежуточных производственных стадий (Например, получение железа прямым путем, исключая стадию получения чугуна).

7.  

Раздел 2 Развитие и совершенствование образования в России

           

2.1.  Принципы и структура системы образования. Основные вехи становления и развития высшего образования в России.

 

 

Прошедшее столетие характеризуют быстрые и радикальные изменения в социально – экономических отношениях, интенсивное развитие общественно – политической, культурной и научной жизни. Неоднократно делались попытки найти некоторый показатель, наиболее интенсивное развитие которого, можно принять за выразительную характеристику этой эпохи. Называли этот период

Развитие новых технологий

 будут определять судьбу целых стран.

 

Национальная система образования — одна из основ государства.

 

 Так было во все времена, во всех странах, при всех правлениях.

В XXI веке развитие образования

 

  становится главным условием социального и экономического развития.

И, конечно же: у кого в руках образование, у того и власть.

 

     Когда государство ставит задачу вывести страну из разрухи и отсталости на передовые позиции по всем показателям, то в первую очередь

 

  принимаются меры по развитию образования и науки.

Испания, Китай, СССР, Россия

И не случайно, подчеркивая роль образования вообще и, особенно университетов, один из американских президентов сказал, что американские университеты богаты не потому, что Америка богата, а Америка богата потому, что американские университеты богаты.

Деятельность высшей школы решающим образом определяет успехи: -

- народного хозяйства в целом,

- промышленности,

Сельского хозяйства,

науки и всех других звеньев

 народного образования.

 

 На базе высшей школы действуют

 

-- основные виды непрерывного образования населения:

-- повышение квалификации и

-- переподготовка специалистов, ------ ---

-- дополнительное обучение,

-- аспирантура, докторантура.

 

Важное место занимает высшая школа в развитии 

 

науки и культуры общества.

 

Объединяя свыше трети научных работников страны, высшие учебные заведения не только

 

 готовят кадры для научных учреждений,—

 

 их коллективы активно участвуют в развитии естествознания и техники, гуманитарных наук и искусства

 

Все это определяет необходимость комплексного,

 

всестороннего совершенствования высшего образования, деятельности высших учебных заведений

 

Такое совершенствование высшей школы возможно только на основе

 

системного анализа истории и

 

современного состояния высшей школы.

 

D/files/Father/интеграц н. И образ. Оск. Госуд 2doc. doc 407Kb

 

- Университетское образование в России. Первые университеты. Проблемы университетского образования в разные периоды. Вклад крупных отечественных ученых в развитие университетского образования.                           

 

История высшего образования в нашей стране охватывает около трехсот лет.  

 

Отечественные университеты имеют богатые исторические традиции.

С их деятельностью связано

 возникновение и развитие высшего образования в России.

Первым светским высшим учебным заведением страны является Московский университет, основанный в1755 году при участии «отца отечественной науки» М. В. Ломоносова, имя которого он сейчас носит.

Предшественниками российских университетов были

  коллегии и академии, появившиеся в России еще в XVI.

В 1631г открылось первое учебное заведение университетского типа Киево-Могилянская коллегия. Основал ее П.С. Могила по образцу западно-европейских академий и университетов, где он ранее обучался

  В 1685г. В Москве была организована

Славяно-греко-латинская академия, которая соединяла в себе черты высшей и средней школы.

 Славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевско - Могилянская академия сыграли важную роль

  в становлении светской образованности в России.

Однако к  концу Х VIII в. Обе академии пришли в упадок и были закрыты в 1814г. (Московская) и в 1817г. (Киевская)

 

Идеи М. В. Ломоносова намного опередили свое время и не могли быть полностью претворены в жизнь в то время. Но их прогрессивное воздействие на развитие образования в России – бесспорно.

  Почти 50 лет университет в Москве оставался единственным в стране.

 Дальнейшее

расширение университетского образования в стране осуществляется в начале XIX века, в так называемый «либеральный» период (правления императора Александра  I).

Были открыты

  Дерптский  (1802, в дальнейшем – Юрьевский, и затем Тартусский),

  Виленский  (1803 ),

Казанский (1804),

Харьковский (1805),

Петербургский (1819), университеты, что способствовало общему оживлению культурной и общественной жизни страны.

К 1861г. в России уже было 14 университетов и 40 других высших учебных заведений.   

В то же время, масштабы развития высшей школы оставались несоизмеримыми как с реальными потребностями общественной и хозяйственной жизни, так и с огромными возможностями роста образования.

 

Условия жизни студентов определялись их социальным происхождением. Количество государственных стипендий было мизерным, а размеры их— недостаточными. Характеризуя быт студентов одного из лучших вузов России того времени — Петербургского технологического института, писатель В. Г. Короленко в своих воспоминаниях отмечал: «Это было медленное умирание с голоду, только растянутое на долгое время». Нередко студенты бросали занятия из-за отсутствия средств к существованию. Университеты не имели достаточных средств для оказания материальной помощи студентам. Стипендий было мало. Так в Петербургском университетев 1890г. всего 249 студентов из 1800 получали стипендию.

  Отсюда понятны протесты и волнения студентов.              

 

2.3.     Высшее техническое образование. Организация высших технических вузов в России. Поиски новых форм и методов преподавания

Традиции отечественного технического образования начали формироваться уже в XVIII веке.

В XVIII в. в России интенсивно развиваются

Свободы в изучении науки и

 связи образования с текущей общественной жизнью страны,

освещения в лекциях актуальных для того времени проблем

Комиссия занималась такими вопросами, как

организация учебных занятий,

цели и задачи высшего образования в России,

структура и права высших учебных заведений, положение с

  научными кадрами,

учеными степенями и учеными званиями,

  постановка преподавания, и некоторыми другими. В числе главнейших проблем обсуждалась замена

курсовой системы обучения в высшей школе системой, в пользу которой было настроено

  предметной большинство членов комиссии.

 

  В 1906г. была введена предметная система.

 

 В целом конец XIX—начало XX века характеризуется существенным развитием научной работы университетов.

 

История российских университетов наглядно показывает, что взаимодействие образования и науки - всегда является наиболее прогрессивным элементом развития образования.

В стенах Московского университета в тот период развернулась деятельность крупнейших ученых, которыми гордится наша страна: физиолога растений

К. А. Тимирязева;химиков

 В. В. Марковникова и Н. Д. Зелинского; физиков А. Г. Столетова, Н. А. Умова, П. Н. Лебедева;

 историков Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского;

геохимика В. И. Вернадского;

физиолога И. М. Сеченова

и многих других.

 В первом российском университете учились А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К.Д. Ушинский, А.П. Чехов.

 В Петербургском университете крупные ученые создали оригинальные научные школы и направления: в области математики - П. Л. Чебышев, В. А.. Стеклов, А. М. Ляпунов, А. А. Марков; в области физики — Э.Х. Ленц, А. С. Попов, Д. С. Рождественский; в области химии — А. А. Воскресенский, Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров; в области биологии — А. О. Ковалевский и И. И. Мечников.; в области физиологии -- И. П. Павлов и Н. Е. Введенский; в области филологии - А. А. Шахматов.

 

В университетах осуществлялась подготовка профессорско – преподавательского состава для вузов.,

  

Состояние высшего образования в начале ХХ века.

 Изменение концепции, расширение и развитие образования после Октябрьской революции 1917 года. Преемственность в развитии и сохранение традиций

 

После 1917года был осуществлен целый ряд важных мер по перестройке университетского образования, по созданию условий для его

количественного и качественного роста в соответствии с потребностями нового общественного строя, задачами развития науки, культуры и экономики.

  

 Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны

 в годы гражданской войны, не остановили прогресса университетской науки. Формируются новые

  научные школы:

 И. М. Виноградова (математика),

 А. Е Арбузова (химия),

 Б. Д. Грекова (история).

 Появилась целая плеяда молодых ученых, прославивших своими достижениями отечественную науку.

В их числе, выпускники Московского и Ленинградского университетов:

А. Н. Несмеянов, А. Н. Колмогоров, И. Г. Петровский, П. А. Ребиндер, С. Л. Соболев, Д. Н. Насонов и многие другие.          

 

В процессе своей работы

  русская высшая школа накопила ценный педагогический опыт. Вырабатывались совершенные системы обучения, получившие международное признание и применение.

 

После Октябрьской революции стране необходимо было

 в короткий период создать предпосылки для обучения и воспитания 

производственно - технической интеллигенции.

Были принятыдокументы, предопределившие

  коренной поворот в развитии высшего образования в России.

 

 Был открыт широкий доступ в аудитории высших учебных заведений всем желающим учиться — вне зависимости от их

  сословной принадлежности,

 национальности и пола,

 отменена плата за обучение,

введена система материального обеспечения студентов.

Важной вехой явилась организация при высших учебных заведениях рабочих факультетов с целью подготовки рабочих и крестьян к обучению в высшей школе. 

Изменение целей обучения и воспитания специалистов – парадигмы образования - обусловили потребность в глубоком преобразовании форм и методов подготовки в высшей школе, в разработке и внедрении принципов вузовской педагогики, соответствующих новому этапу развития высшего образования.

 

 Для этого в первую очередь надо было обеспечить высшие учебные заведения

профессорско-преподавательскими кадрами,

способными как в качественном, так и в количественном отношении удовлетворить запросы интенсивно развивающейся высшей школы. 

   После революции 1917 года в стране создается ряд

  новых высших учебных заведений, сыгравших важную роль в подготовке инженерных кадров и превратившихся в настоящее время в мощные учебно-научные центры. 

 

. В 1914 году в России было 93 вуза с числом студентов – 117 тысяч.

  В 1927/28 учебном году в стране насчитывалось уже 148 высших учебных заведений. Число студентов в них составило 168,5 тыс.

1918г - создана Московская Горная Академия и из нее

  в 1930г выделилось 6 вузов, в том числе Институт стали.

 

 Новые центры по подготовке специалистов появились на территории бывших национальных окраин.

 Так, уже в 1921 учебном году было открыто 

7 вузов в Белоруссии,

 5 — в Азербайджане,

4— в Узбекистане, по одному—в Армении и Казахстане.

 

Большую роль в пополнении кадров педагогических работников высших учебных заведений, развитии науки и культуры сыграла организация в 1925 году аспирантуры.  

  В этот период 

темпы развития высшего образования в нашей стране очень высоки.

  Общий контингент студентов вузов страны

 в 1940/41 учебном году достиг 811,7 тыс. человек.

 

 

Отраслевая структура высшей школы была максимально приближена к потребностям экономики, науки и культуры страны. Наряду с интенсивным развитием высшего технического образования, неуклонно расширялась подготовка кадров и по другим направлениям. Возрастала численность обучающихся в вузах просвещения, культуры и искусства, в вузах сельского хозяйства, здравоохранения, физической культуры и спорта.

 

 

Великая Отечественная война явилась самым трудным периодом в жизни высшей школы нашей страны. 

 В борьбе против фашистских захватчиков принимали активное участие научно-педагогические работники и студенты высших учебных заведений.

 

Тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны

  не прервали развития высшей школы в целом и, в том числе, высшего технического образования. Успешно продолжалась подготовка инженерных кадров.

 

Вся деятельность высшей технической школы была направлена на достижение скорейшей победы над врагом.

Учебно-методическое объединение вузов

по группам специальностей. Учебно-методическое объединение по металлургическим специальностям длительное время возглавляет МИСиС. 

Квинтэссенцией  учебно-методической работы является составление

учебных планов и программ.

  Учебный план вуза, является

основным методическим документом, регламентирует организацию учебного процесса и предопределяет перечень, объем и последовательность изучения фундаментальных и прикладных наук, владение основами которых необходимо специалисту в данной области. Учебный план должен обеспечивать глубокие и обширные знания и на основе этих знаний выработку умений и навыков.

 

 

Поэтому совершенствование и оптимизация учебных планов является одной из главных забот работников всей высшей школы страны.

Цели подготовки специалиста с высшим образованием за последние годы сильно

  изменились. Это связано с быстрым обновлением знаний в современном мире.

 Если ранее главная задача высшего образования заключалась в основном в передаче

  содержания обучения,

 то теперь само содержание не остается доминирующим. Задача высшего образования становится в большей степени методологической. Специалист, получивший высшее образование, должен быть способен

 

  непрерывно совершенствовать свои  знания.

За период обучения в высшей школе необходимо привить

  навык познавательной деятельности,

основанной на научных методах умственного труда.

Одна сторона —

  содержание,

т. е. информация, необходимая для понимания последующих разделов смежных дисциплин, следующихза данной дисциплиной.

 Другая сторона - это материал

Для развития мышления

в области данной науки, для развития способностей познавательной деятельности.

Конкретное содержание каждой предусмотренной учебным планом дисциплины, определяется

учебными программами. За последние годы проделана большая и полезная работа по модернизации и согласованию учебных программ фундаментальных, общеинженерных и инженерно-технологических дисциплин.

 

В эпоху научно-технической революции развитие промышленности происходит ускоренными темпами. Непрерывно

создаются новые материалы и осваивается их производство. Без сверхчистых веществ с их уникальными свойствами полупроводников, люминофоров, светопроводов, не было бы современной радиоэлектроники, телевидения, лазерной техники, средств быстрой передачи информации. Развитие ядерной энергетики потребовало производства в больших масштабах материалов высокой чистоты. Интенсификация сельского хозяйства, резкое повышение его продуктивности невозможны без широкого и комплексного применения удобрений, средств защиты растений, дефолиантов, антибиотиков, кормовых добавок.

 

Происходит дальнейшая

дифференциация наук, появляются новые научные направления.

Все это требует от выпускников, особенно технологических вузов, мобильности,

Задачи завтрашнего дня.

Поэтому высшая школа должна предусмотреть, в их подготовке комплекс навыков, обеспечивающий их творческий потенциал и деловые качества в будущем.

Среди этих качеств едва ли не самыми главными являются

 

-- стремление к постоянному пополнению своих знаний, -

 -- -способность к обобщениям в поисках конструктивных решений,

 --смелость и самостоятельность в решении возникающих проблем.

Воспитание самостоятельности и развитие творческих способностей будущих специалистов становится одной из главных задач высшей школы.

Глубоко и в полном объеме овладеть программным материалом вуза важно, и совершенно необходимо. Но одного этого недостаточно. Надо научиться совершенствовать свои знания,

вырабатывать навыки исследования, широкий творческий кругозор.

Технология чрезвычайно быстро обновляется: за время обучения студента объем знаний в этой области примерно удваивается. Поэтому инженер технолог должен быть специалистом

широкого профиля,

 обладающим хорошей подготовкой

в фундаментальных дисциплинах: математике, физике, химии, химической технологии и т. д., что обеспечивает ему возможность следить за техническим прогрессом в избранной им отрасли, постоянно изучать новейшую литературу, и самостоятельно, творчески применять полученные сведения.

 

Требования к инженерам - металлургам в таких странах как Великобритания, США, Германия разрабатываются как профессиональными объединениями, так и смешанными комиссиями, состоящими из представителей промышленности, вузов, технических обществ и администрации.

Эти требования, естественно, меняются во времени и 30 – 40 лет назад они включали

-- умение управлять предприятием,

--   сбывать продукцию,

-- осуществлять производственную деятельность,   

-- реконструировать и развивать производство,

-- вести исследовательскую работу.

 В 90-х годах прошедшего века эти требования изменились и формулируются как

--   наличие творческих способностей,

-- стремление к высокому качеству продукции,

-- знание иностранного языка,

-- высокий культурный уровень,

-- экономические и общественно – политические знания.

Прослеживается гуманитаризация высшего металлургического образования.

 

В последние 20 лет все больше укрепляется мнение о предпочтительности

  широкого образования с уклоном в область практического применения знаний, по сравнению с узкой специализацией

 

Поэтому учебный план для подготовки таких специалистов для металлургии по объему фундаментальной подготовки приближается к российским классическим и некоторым известным зарубежным университетам. Это видно из приведенной таблицы,

 МИСиС (1), университетов США – Беркли (2), Массачусетского (3), Мичиганского (4), Королевского технологического института в Швеции (5).

Цикл 1 2   3   4   5
Фундаментальный  

35 48 28   36 35      

Общетехнический16 28 20   17 25      

Специальный  29 3  20   25 35     

Гуманитарный 16 18 24   22 -- --

 

Экономический, 4   3   8    --  5

 

в т.ч. дисциплины 16 6   --   6   -- по выбору (электив-

 ные)

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Подготовка специалистов широкого профиля, способных постоянно совершенствовать свои знания и навыки, а при необходимости и изменить свою узкую специализацию, требует развития у них

навыков самостоятельной работы.  

  Сегодня самостоятельная работа студентов приобретает все большее значение в связи

с быстрым ростом объема необходимых специалисту знаний и умений.

  Главная задача студента состоит, в конечном счете, не в усвоении определенной суммы фактов, а в умении самостоятельно пополнять знания. Выпускник вуза должен уметь ориентироваться в быстро растущем потоке информации.

 

2.9. Изменение парадигмы образовательной системы в последние  годы.

 

На 1 сентября 1990 года в СССР насчитывалось

904 вуза с 5,2 млн. студентов. На территории Российской федерации было

512 вузов с контингентом студентов – 2,86 млн. человек.

В стране значительно возрос

Специфика научного труда.

 

Труд в сфере науки имеет свои

  специфические особенности.

В производство научного продукта вовлечены огромные массы людей, многочисленные научные коллективы, материальные средства.

Современный

 н аучно-технический прогресс - детище науки, которая связана буквально со всеми видами деятельности людей (рис.1).

 

 

Рис.1. Наука и внешние связи.  

 

 

Наука занимает особое место в комплексе с техникой и производством. Темпы развития науки должны опережать темпы развития техники и производства.

Одной из причин ускоряющегося развития науки является

 

кумулятивный характер научного знания.

 

Ньютон когда-то говорил: "Если я вижу дальше Декарта, то     

 это потому, что я стою на плечах гиганта". Каждое поколение ученых работает, используя опыт всех предшествующих поколений. Этот закон ускоряющегося развития науки  

 

сформулировал Ф.Энгельс: "...Наука растет, по меньшей мере, с такой же быстротой, как и население; население растет пропорционально численности последнего поколения, наука движется вперед

Позволяет выяснить,

Использовать эти знания

 применительно к конкретным условиям своей научной работы.

исследователю целесообразно

 

Критерии научности.

 Научная теория включает: 

1. Эмпирический базис – фактические данные, которые составляют конкретное содержание теории;

2. Теоретический базис – основные абстракции, принципы, законы, допущения;

3. Логический базис – логический аппарат, правила вывода одних утверждений из других, принципы доказательства и обоснования суждений;

4.  Множество содержательных утверждений,

полученных на основе использования логического аппарата из предложений эмпирического и теоретического базиса.

Критерии научности – это правила оценки

соответствия или несоответствия некоторых знаний представлениям теории познания об установленных и принятых стандартах научного знания.

Согласно критериям научности к числу типичных

  признаков научности обычно относят: истинность, обоснованность, интерсубъективность, системность, методичность.

При этом следует отметить, что каждый в отдельности признак не способен определить истинность природы научного теоретического знания.

Признак истинности подразумевает соответствие этого знания исследуемому предмету и выражает содержательную сторону форм знания с точки зрения, ее объективности и безотносительно субъективной ее оценки и признания.

Признак интерсубъективности выражает свойства общезначимости, общеобязательности всеобщности сферы знания в отличие, например, от сферы мнения.

Истины научного знания универсальны и не являются "персональными" истинами, зависящими от конкретного человека.

    Признак системности связывается с организованностью имеет строгую причинно-следственную структуру, базируется на принудительной последовательности понятий и суждений, формирует чувство субъективной убежденности в обладании истиной в пределах данной системы знания.

Познавательные функции научной теории. Очевидными

 

Критерием достоверности выступает экспериментальная деятельность ученых, вся общечеловеческая практика.

 

Так, практика подтвердила прогноз Леверье о существовании неизвестной планеты (Нептуна) исходя из аномалий движения Урана, обусловленных движением этой планеты. Практика же и опровергла прогноз Леверье о наличии неизвестной планеты между Меркурием и Солнцем, сделанный им для объяснения аномалий движения Меркурия.    

Логические основания теории предназначены для обоснования теоретических утверждений.

Собственно научные основания теории определяют непосредственное содержание теории. Структуру научной теории составляют факты, законы, утверждения относительно фактов и законов, а также основные принципы и постулаты, положенные в основу теории.

Философские основания теории - это совокупность принципов, включающих знания об универсальных свойствах материи, о законах ее развития, природе мышления, принципах познавательной деятельности.

 

В теории мы всегда имеем дело

с идеальным объектом:

 в фундаментальных теориях - с наиболее абстрактным идеальным объектом,

 Отличие теоретического уровня знаний от эмпирического состоит в том, что в теории мы имеем дело с

 

  интеллектуально контролируемым объектом,

 

в то время как на эмпирическом уровне –

  с реальным объектом, обладающим бесконечным количеством свойств.

   

Роль философии в структуре научного знания

 проявляется весьма выразительно при построении теорий в области явлений микромира. Так, хорошо известна широчайшая дискуссия, которая развернулась вокруг проблем квантовой механикимежду двумя направлениями, виднейшими представителями которых были А. Эйнштёйн и Н. Бор.

Например, отличия между объектами физики и истории. Физические яв


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.263 с.