Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»(20 мин) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»(20 мин)

2020-08-20 215
Игра «Рассмеши принцессу Несмеяну»(20 мин) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел I.

«МОИ ЭМОЦИИ»

 (20 занятий)

Цели:

• расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, удивление, страх, гнев;

• знакомство с новыми эмоциями: отвраще­ние, презрение — зависть, стыд — вина;

• развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

• развитие способности различать свои мы­шечные и эмоциональные ощущения;

• развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Занятие 1. вводное занятие

Цель: знакомство с лесными человечками — гномиками; установка на дальнейшую работу.

Оборудование: игрушка гномика, желуди, каштаны, листья клена, шишки, запись «Звуки леса», рисунок гномика и колпачки для каждого ребенка, цветные карандаши для каждого ребенка.

Разминка (. Ъ мин.)

Педагог, показывая фигурку гнома, задает детям вопросы о маленьких лесных человечках: какого они роста, во что одеты, где живут.

«Я сейчас надену на каждого из вас вот такой удивительный колпачок, превращу вас из детей в маленьких гномиков. Мы возьмемся за руки и отправимся с вами в удивительное путе­шествие — вон в тот красивый лес!» (Педагог «надевает» всем детям колпачки и идет с ними в воображаемый лес.)

Упражнение «Гномики в лесу» (7 мин.)

Педагог включает кассету с записью «Звуки леса»: «Малень­кие гномики пришли в осенний лес. Давайте посмотрим, какие же деревья растут в этом лесу». На полу лежат желуди, листья клена, каштаны и шишки. Педагог вместе с ребятами подходит к каждому «дереву». Рассматривая их, дети показывают, какой толстый ствол у дуба, как легко кружатся в веселом танце кле­новые листья, какие колючие иголки у елочки.

Педагог делает вывод: «Вот в каком замечательном лесу живут маленькие гномики. Давайте еще раз вспомним, какие де­ревья в нем растут. (Ответы детей.) Правильно, дубы, каштаны, клены и ели».

Педагог: «А где же домик, в котором живут наши гномики? Вон вдалеке. Надо до него дойти. А сил уже не осталось. Пока­жите, как устали гномы, ножки еле идут, ручки повисли, мы все расслабились, но ведь надо дойти. Дорожка широкая, гладкая, идти одно удовольствие (расслабление). Но вот тропинка стала узкой. Надо собрать силы, напрячься и на носочках пройти по ней (Педагог вместе с детьми идет по узкой дорожке на носочках.) Вот мы и пришли. Входите в дом, садитесь на стулья».

Упражнение «Кто сидит справа (слева) от меня» (.3 мин.)

Педагог: «Маленькие гномики живут в уютном доме. Посмот­рите, как красиво вокруг, много игрушек, тепло. Вам нравится здесь? (Ответы детей.) Сейчас каждый из вас произнесет свое имя. (Дети выполняют задание.) А теперь поднимите правую руку и положите ее на плечо соседа. Сейчас каждый из вас скажет: „Справа от меня сидит..." называете имя своего соседа справа и улыбаетесь ему. То же самое упражнение проделаем с левой рукой. Сначала поднимем левую руку, потом положим ее на плечо соседа5 и произнесем: „Слева от меня сидит..." Не забудьте улыбнуться. (Дети выполняют задание.) Вот мы и познакомились».

Рисунок «Маленькие человечки» (5 мин.)

На столах лежат листы бумаги с нарисованными гномами и наборы цветных карандашей. Детям предлагается раскрасить своего гномика в любой цвет. Педагог: «У каждого из вас теперь есть свой гномик».

Заключение (2 мин.)

Педагог подводит итог занятия, предлагая детям вспомнить, кто такие гномы, в каком лесу они живут, уютно ли в их доме. За­тем каждый ребенок показывает своего раскрашенного гномика.

Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие, но оно было не последним. Впереди у нас много встреч. Мы с вами побываем

в разных волшебных странах, познакомимся с их жителями. А те­перь волшебная палочка превратит гномиков обратно в детей (педагог дотрагивается до каждого ребенка), мы улыбнемся и скажем друг другу: «Спасибо! До свидания!»

Занятие 2

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РАДОСТИ»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «ра­дость»; формирование положительных эмоций, чувств через улыбку; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребенка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

Упражнение «Страна Радости» (3 мин.)

Педагог: «Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня мы на­чинаем удивительное путешествие по разным странам. А покажет нам эти страны наш друг — гном Вася. Сегодня мы отправимся в волшебную страну... А как она называется, узнаем позже».

Звучит веселая музыка, и, держась за руки, педагог вместе с детьми идет по кругу. Дети садятся на ковер. Педагог читает стихотворение:

У канавки две козявки

 Продают ежам булавки

. А ежи-то хохотать!

 «Эх, вы, глупые козявки!

 Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!

Затем взрослый обсуждает с ребятами настроение ежико После обсуждения демонстрируется иллюстрация с изображнием веселой девочки.

На столах лежат листы бумаги с «пустыми лицами» и набор цветных карандашей. Детям предлагается нарисовать радостно лицо. После выполнения задания ребята возвращаются обрати на ковер, педагог вместе с ними рассматривает то, что получи лось, и сравнивает с пиктограммой «радость».

Педагог: «Так как же называется страна, в которую мы сего дня отправимся?» (Ответы детей.) «Правильно, вместе с гномо Васей мы отправимся в страну Радости».

Заранее на стульях или на полу можно расположить не сколько мягких игрушек. Педагог вместе с ребятами проходи мимо каждой из них: «Посмотрите, кто живет в стране Радост (перечисляет игрушки). У жителей этой удивительной странь всегда хорошее настроение, они смеются, улыбаются и говоря' друг другу только хорошие слова. Давайте и мы покажем, ка! умеем улыбаться».

Упражнение «Зеркало» (2 мин.)

Дети садятся на стулья. Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Наблюдение. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Гном: «Ребята, расскажите жителям страны Радости, когда у вас бывает хорошее настроение».

Игра «Я радуюсь, когда...» 4 мин.)

Педагог называет одного из участников группы, бросает ■му мячик и говорит: «(Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда...» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорошее настроение и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей.)

Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму»* (6 мин.)

Гном обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то по­дарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам, он рассказывает следующую историю:

«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Це­лыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело, и ничто не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и... увидел в раковине много грязной посуды. „Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды, — подумал малыш. — Может, я справ­люсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, ра­достный котенок потащил ее на кухню. „Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: „Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А котенок тоже улы­бался — оказывается, так приятно доставить кому-то радость».

После чтения истории каждому ребенку предлагается по очереди изобразить котенка, взрослый берет на себя роль ма­мы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость оттого, что помогли маме. В конце можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Рисунок  «веселые гномы» (5 мин.)

Гном: «Наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Радости рисунок веселого гнома. Са­дитесь за столы, перед вами лежат гномы, но непонятно, какое у них настроение. Превратите их в веселых человечков».

После выполнения задания дети показывают то, что у них получилось, а гном, пользуясь пиктограммой, еще раз обращает внимание на движение рта, глаз, бровей, щек человека, который улыбается. В конце каждый ребенок «дарит» на память одному из «жителей» страны Радости свой рисунок. Желательно, чтобы при этом произносились добрые слова.

Заключение (1 мин.)

Педагог: «Жители страны Радости счастливы, что гном Вася познакомил их с вами, ребята, но наступает ночь, и им надо ложиться спать. Попрощайтесь со всеми (дети прощаются с игрушками)».

Прощание  (1 мин.)

Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:

Мы попрыгаем немножко (дети прыгают).

И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши).

А теперь мы покружились (кружатся).

И на землю опустились (садятся на пол близко друг к другу).

Потянулись, потянулись (потягиваются).

И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются').

Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя).

Потому что мы — друзья! (встают, берутся за руки).

Затем дети прощаются с гномом Васей, благодарят его за интересное путешествие и уходят в группу.

Занятие 3. «Мое веселое настроение»

Цель: тренировка радостных эмоций; развитие умения по­нимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональ­ным ощущениям.

Оборудование: игрушка гнома, кассета с веселой музы­кой, цветные воздушные шары, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка.

Разминка (1 мин.)

Дети под веселую музыку заходят и рассаживаются по кругу на ковре.

Педагог: «Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в ка­кой стране мы с вами были в прошлый раз? Кто вместе с нами путешествовал? (Ответы детей.) Правильно, мы были в стране Радости вместе с гномом Васей. А какое настроение бывает у жителей этой удивительной страны? (Ответы детей.) Давайте подарим друг другу улыбку». (Дети выполняют задание.)

Упражнение «Моя улыбка похожа на...» (3 мин.)

Детям предлагается подумать, на что похожа их улыбка. По­сле ответов педагог подводит итог и перечисляет все варианты детей, не забывая сказать о своем.

 

Упражнение «вспоминалки» 03 мин.)

Педагог предлагает детям вспомнить, в каких ситуациях человек испытывает чувство радости. Каждому участнику группы задаются вопросы о том, что доставило ему радость за послед­ние несколько дней (имеется в виду время между предыдущим и нынешним занятиями).

Упражнение «р азноц ветные шары» (5 мин.)

Шары разных цветов надуваются заранее (цвета должны повторяться) и накрываются материей.

Педагог: «Сегодня к нам в гости опять пришел гном Вася (достает игрушку гнома, и дети здороваются с ним)».

Гном: «Здравствуйте, ребята. Когда у нас хорошее настрое­ние, мы улыбаемся. Подумайте, какого цвета бывает ваше ве­селое настроение?»

После ответов детей педагог говорит о том, что гном пригото­вил для них сюрприз. Ребятам предлагается заглянуть в царство волшебных шаров и выбрать шарик с цветом их хорошего настрое­ния. Под веселую музыку дети танцуют со своими шарами.

Гном: «Хорошее настроение отображают яркие цвета. У нас получился замечательный волшебный танец».

Шарики возвращаются на место, в свое царство.

Игра «На полянке» (5 мин.)

Гном: «А теперь давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково све­тит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета».

После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушива­ется рассказ каждого ребенка.

 

Рисунок «Мой цветок» (5 мин.)

Детям предлагается нарисовать увиденный на полянке цветок.

Заключение (2 мин.)

Рисунки детей кладутся в середину круга. Гном восхищает­ся получившейся полянкой и просит каждого ребенка немного рассказать о своем цветке и о том, что понравилось на сего­дняшнем занятии.

Прощание  (1 мин.)

Здесь и далее прощание проходит так же, как на занятии 2.

Занятие 4.

«Путешествие в страну грусти »

Цель: расширение представлений детей об эмоции «грусть»; формирование умения выражать свои эмоции.

Оборудование: пиктограмма «грусть»; картинка с изобра­жением грустного мальчика; рисунок «пустого» лица для каждого ребенка; несколько мягких игрушек; мячик; кассета с записью музыки для разыгрывания сказки, магнитофон, чистые листы бумаги, цветные карандаши для каждого ребенка.

Упражнение «Страна Грусти» (4 мин.)

Педагог вместе с ребятами вспоминает, по какой стране они путешествовали с гномом Васей, и просит изобразить на­строение, которое всегда бывает у жителей этой страны. После подаренных друг другу улыбок он говорит о том, что сегодня они отправятся в гости, а к кому — это предстоит им узнать позже.

Педагог читает детям стихотворение:

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

 Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему- то я не рад,

Может, дождик виноват?

После прослушивания стихотворения дети отгадывают, какое настроение было у мальчика. Затем демонстрируется иллюст­рация с изображением грустного мальчика.

На столах лежат листы бумаги с «пустыми лицами» и наборы цветных карандашей. Детям предлагается нарисовать грустное лицо. После выполнения задания ребята возвращаются обратно на ковер, педагог вместе с ними рассматривает то, что получи­лось и сравнивает с пиктограммой «грусть».

Затем педагог достает игрушку гнома, все здороваются с ним.

Гном: «Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, как называется страна, в которую мы сейчас отправимся?»

После ответов детей гном рассказывает о том, что у жите­лей страны Грусти всегда печальное настроение, ничего их не радует, они часто плачут (во время реплики гнома дети вместе со взрослым идут вдоль заранее рассаженных мягких игрушек). Ребятам предлагается изобразить «грусть» на своем лице.

Игра «Я грушу, когда...» (3   мии.)

Гном предлагает поиграть в игру. Все становятся в круг и взрослый, называя одного из участников группы, бросает ему мячик и просит рассказать, в каких ситуациях он бывает грустным. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не расскажут о своей грусти.

Упражнение «Покажи эмоцию» (2- мин.)

Гном предлагает детям представить, что они находятся в лесу на солнечной полянке. К ним в гости пришли веселые зайчики, грустные лягушки, веселые мишки, грустные мишки, веселые лягушки, грустные зайчики. Гном просит ребят изобразить этих животных.

Рекомендация: необходимо проследить, чтобы лица детей выражали заданную эмоцию.

Этюд «Золушка» (7 мин.)

Гном предлагает детям сесть поудобнее и послушать исто­рию про Золушку.

«Жила когда-то девочка Золушка. Жила она с отцом, ма­чехой и двумя сестрами. Мачеха невзлюбила ее, заставляла много работать, обижала. И даже не взяла на бал. Но добрая фея, крестная Золушки, помогла ей: подарила платье, карету, хрустальные туфельки. И Золушка отправилась на бал. Принцу она сразу же понравилась, они танцевали и не заметили, как наступила полночь, часы стали бить 12 раз. Золушка испуга­лась, так как знала, что и красивое платье, и карета с лошадь­ми исчезнут после последнего удара часов. Она побежала и в спешке обронила туфельку. Печальная возвращалась Золушка домой. Таким же грустным был Принц: ему очень понравилась эта девочка, а он даже не спросил ее имени».

Затем дети разыгрывают эту историю, начиная с того момен­та, когда Золушка и Принц встретились на балу. В инсценировке участвуют 2 человека. Используется кассета с записью музыки. Можно выбрать еще третьего, чтобы он «бил» полночь. Все дети должны проиграть эту сказку.

Затем гном задает ребятам вопросы:

• Как менялось настроение Золушки?

• Какое настроение было у Принца?

• Кто знает, как закончилась эта история?

В конце делается вывод: даже самая грустная история за­канчивается весело.

Рисунок «Радость -~ грусть» (6 мин.)

Гном: «На столе вас ждет лист бумаги и карандаши. Нари­суйте, пожалуйста, по своему выбору печального Принца или грустную Золушку».

После выполнения задания ребята показывают свои ри­сунки.

Заключение (1 мин.)

Гном: «Давайте мы не будем грустить. Попрощаемся с жи­телями страны Грусти (дети выполняют задание) и постараемся запомнить, что даже из самой грустной ситуации всегда можно найти выход».

Гном спрашивает детей о том, какие упражнения им больше всего понравились на занятии.

Прощание (1 мин.)

Занятие 5.

«РАССМЕШИ ПРИНЦЕССУ НЕСМЕЯИУ»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофи­зического напряжения; развитие воображения.

Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Разминка (3 мин.)

Педагог рассказывает детям о том, что сегодня вместе с гномом Васей они отправятся в удивительную страну под назва­нием Песочница. В центре стоит стол, на котором располагается

Поднос с песком. Дети садятся на стульчики вокруг стола. Перед началом работы взрослый достает игрушку гнома, все здорова­ются с ним.

Гном: «Здравствуйте, ребята. В этой сказочной стране живет моя знакомая — песочная Фея (педагог достает игрушку феи, дети здороваются с ней)».

Фея: «Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Хочу познакомить вас с некоторыми правилами моего песочного царства: посмотрите, песок состоит из множества песчинок, им нельзя кидаться друг в друга, его нельзя выбрасывать за пределы песочницы и брать в рот. Иначе маленькие песчинки потеряются, и моя страна перестанет существовать».

Затем детям предлагается опустить руки на песок и поиграть с ним немного.

Фея: «Ребята, расскажите о своих ощущениях». (Ответы детей.) Обычно дети с удовольствием выполняют инструкции взрослых, поскольку игры в песочнице — это любимое занятие дошкольников.

 

Прощание  (1 мин.)

Занятие 6.

«Путешествие в страну удивления»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «удив*
ление»; развитие воображения.                                                                                                 v,

Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек,
пиктограмма «удивление», бумажные салфетки, карандаши и
листы бумаги для каждого ребенка.                                                                                          j

Упражнение «Страна Удивления» (4 мин.)                                                     '

Педагог вместе с ребятами вспоминает, в каких странах они побывали вместе с гномом Васей, какое настроение бывает у жителей страны Радости и страны Грусти. Взрослый предлагает новое путешествие. Появляется игрушка гнома, дети здорова ются с ним.

Гном: «Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить новую страну». Зачитывается часть стихотворения «Человек рассеянный»:

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

«Глубокоуважа емый вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало                                                                                                 '

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился

Трамвай остановился.

После прочтения идет обсуждение, какое чувство возникло у вагоновожатого.

Гном: «Как вы думаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, мы попали в страну Удивления. Ее жители все

время удивляются { во время реплики гнома дети вместе с взрос­ лым идут вдоль заранее рассаженных мягких игрушек). Наверно, ото происходит потому, что здесь все сказочно и необычно».

Ребятам предлагается изобразить эмоцию удивления. За­канчивается упражнение показом пиктограммы «удивление» и подведением итогов: у человека, который чем-то удивлен, глаза широко распахиваются, брови ползут вверх, а рот широко открывается и вытягивается буквой «О».

Упражнение «Маски» (3   мин.)

Детям раздаются бумажные салфетки и предлагается щипковыми движениями проделать в них отверстия так, чтобы получились маски, выражающие чувство удивления. При этом пиктограмма не убирается.

"ТТсихогимнастическое упражнение «Прогулка по стране Удивления»* (4 мин.)

Гном предлагает детям прогуляться по сказочному лесу, в котором лягушки летают по небу, лапками, как крылышками, машут. А на дерево волк забрался, шишки срывает и орешки ест. Затем звучит вопрос: «Кто из вас еще что-то необычное видит?» (Ответы детей.)

Гном: «Вот и кончился сказочный лес. Посмотрите, какой впереди красивый шатер. Это, наверное, цирк. Хотите побывать в цирке?»

Этюд «Фокусник в цирке» (4 мин.)

Детям предлагается побыть фокусниками и превратить, например, кошку в мышку. У фокусника есть волшебный ящик. Он сажает туда кошку, закрывает ящик, а когда откроет, оттуда выскочит мышка. Каждый ребенок должен побывать в роли фокус­ника и придумать свое выступление, остальные дети — зрители, которые удивляются тому, что происходит на «арене». В конце эанятия гном обязательно хвалит всех фокусников.

Рассказ «Круглые глаза» (4 мин.)

Гном предлагает детям немного отдохнуть и послушать ис­торию о Саше и его маме, которые возвращались из магазина домой. Подходя к дому, они заметили, что на крыльце прыгает.. '.- тряпка. Под тряпкой оказался маленький котенок.

Ребята отвечают на вопросы: какое чувство было у Саши и его мамы, когда они увидели движущуюся тряпку? почему это рассказ называется «Круглые глаза»?

Рисунок  «Чудеса» (5 мин.)

Гном предлагает детям нарисовать на листах то, что им запомнилось на занятии, с какими чудесами они сегодня, столкнулись. Эти рисунки они дарят на память жителям страны Удивления.

Заключение (1 мин.)

Путешествие подошло к концу. Гном еще раз обращает внимание на движение рта, глаз, бровей человека, который удивляется.

Прощание (1 мин.)

Занятие 7. «УДИВИ МЫШКУ»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «удив­ление»; развитие воображения; снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песочная Фея, поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Разминка (3 мин.)

Педагог говорит детям о том, что сегодня они отправятся н гости к песочной Фее (взрослый достает игрушку, дети здо­роваются с ней).

Фея: «Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас в моей сказочной стране. Давайте вспомним правила работы с песком». Дети садятся вокруг стола, на котором стоит поднос с песком, и вспоминают правила работы.

Фея просит «нежно, а потом сильно поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:

• ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами од­ной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одно­временно;

• ребенок легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой — внутрен­ней, затем тыльной ее стороной.

В конце разминки дети вспоминают страну Удивления, изо­бражая эмоцию на лице.

Игра «Удиви мышку»* (20 мин.)

Фея рассказывает историю о мышке-путешественнице, ко­торая объехала много стран, повидала много интересного. Она хочет узнать, какие удивительные истории спрятались у нас. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать пер­сонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему: «Вспомни, что удивительного ты видел на прогулке, в цирке, в гостях и т. д.» После проигрывания всех историй фея вместе с мышкой хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

В конце игры дети прощаются с песочной феей.

 

Прощание (1 мин)

Занятие &.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СТРАХА»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «страх»; обучение детей пониманию относительности в оценке чувств; формирование умения выражать эмоцию страха, проговаривая характерные детали этого чувства; знакомство со способами избавления от страха.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма эмоции «страх», мячик, карандаши и листы бумаги для каждого ребенка.

Упражнение «Страна Страха» (4 мин.)

Педагог предлагает детям новое путешествие, предвари­тельно проговорив с ними их состояние и настроение на данный момент. Затем он достает игрушку Гнома, дети здороваются с ним.

Гном: «Здравствуйте, ребята. Я хочу прочитать вам стихо-, творение „Черепаха":

До болота идти далеко

До болота идти нелегко.

„Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги!"

И на камень лягушки кладут узелок.

„Хорошо бы на камне прилечь на часок!"

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

ЭТО - ЧЕ!

ЭТО - РЕ!

ЭТО - ПАХА!

ЭТО - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!

Затем идет обсуждение, что чувствовали лягушки, когда ка­мень, на котором они хотели отдохнуть, вдруг начал двигаться.

После ответов ребят Гном задает вопрос: «Когда мы смотрим на испуганного человека, что помогает нам опознать это чув­ство?»

Детям предлагается изобразить эмоцию страха. Идет об­суждение мимики лица испуганного человека. Ответы ребят сравниваются с пиктограммой эмоции «страх».

Упражнение «Страх —это...» (3 мин.)

Гном предлагает детям встать в круг. Взрослый кидает каждо­му по очереди ребенку мячик и предлагает вспомнить ситуации, в которых тот испытывал чувство страха. В конце упражнения гном перечисляет все рассказанные истории.

)

Упражнение «Победим страх» (2- мин)

Продолжение предыдущего упражнения. После перечисления всех ситуаций, рассказанных детьми, гном предлагает выбрать самые страшные и обсудить их. Он открывает ребятам один маленький секрет о том, что у страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется огромным, но стоит только назвать страх вслух, как он теряет почти половину своей значимости. После проговаривания своих страхов гном предлагает детям увидеть в страшном что-то смешное, объясняя ребятам, что страхи не терпят юмора.

Упражнение «Посмеемся над страхами»* (5 мин.)

Это упражнение лучше выполнять сидя на ковре. Можно взять все те же ситуации или вспомнить что-нибудь еще. Ре­бята вместе с гномом ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

Наблюдение: дети очень любят это упражнение. Оно под­нимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от

души, но по мере сплочения группы зажатость исчезала, и мы стали довольно часто по их просьбе включать в занятие «раз минки-смешилки».

Рисунок «Страшный сказочный герой» (5 мин.)

 

Гном предлагает детям нарисовать того персонажа сказки, которого он боится, а потом спрашивает каждого ребенка, чтобы он хотел с ним сделать. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый предлагает ему посадить этого героя в клетку, закрыть на ключ, а потом мысленно выбросить этот ключ, или заштри-t ховать пугающего героя черным фломастером. А можно вообще разорвать рисунок на мелкие кусочки.

Заключение (1 мин.)

Гном, подводя итоги занятия, просит ребят озвучить все способы борьбы со страхом, о которых они узнали во время путешествия.

"Прощание (1 мин.)

З АНЯТИ Е 9

«МАЛЕНЬКИЙ ГИОМИК И БАБА ЯГА»

Цель: способствовать ослаблению тревожных состояний и страхов.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма эмоции «страх», «голова Бабы Яги», колпачок для гномика.

Упражнение «У страха глаза велики» (5 мин.)

В начале занятия педагог достает игрушку гнома, ребята здороваются с ним.

Гном вместе с ребятами вспоминает все знания и умения, которые они приобрели, путешествуя в страну Страха. Затем он вместе с детьми обсуждает поговорку «У страха глаза велики».

ЭТЮД «Маленький Гномик и Баба Яга» (15 мин.)

Гном читает детям сказку О. В. Хухлаевой «Смелый Гно­мик»:

«В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.

И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Троля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но по­том решил доказать всем, что он тоже смелый, и пошел в лес один.

Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело, и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки от­ворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.

К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки, и Гномик увидел ее: скрюченная, несча­стная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. „Не бойся меня, — промолвила Баба Яга, — я не сделаю тебе ничего пло­хого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала". Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу, и он ее спросил: „Чем я могу тебе помочь?" — „Принеси мне, пожалуйста, из леса еловых веток, со­сновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь".

Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так

благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехам и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой* Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: „Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе".

Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Вс вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали при­ключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сын и сказала: „Ты у меня самый любимый и самый смелый"».

После прочтения сказки гном задает ребятам вопросы: поче­
му Гномик отправился в лес один? в каком он был настроении?,
какое настроение было у него, когда в лесу стало темнеть? что,
бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? помог бы ты
ей?
почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?                                                                               

Затем ребята делятся на пары и проигрывают эту историю. Задача педагога — проследить, чтобы все дети побывали в роли. Гномика и Бабы Яги. Исключение составляет только тот случай^ когда у ребенка очень высокий уровень тревожности и он кате­горически отказывается от участия в этой игре.

После проигрывания сказки дети отвечают на вопросы: кого' им было легче изображать? кого сложнее? почему?

 

Гном хвалит детей за то, что все замечательно сумели по­бороть свои страхи.

Прощание (1 мин.)

Занятие 10.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЛОСТИ»

Цель: познакомить детей с эмоцией «злость, гнев», спо­собствовать проявлению эмоции социально приемлемыми способами, ослабление агрессивного поведения, учить детей

анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «злость», мишень с шариками — липучками, газетная или любая другая бумага, подушка.

Упражнение «Страна Злости» (3   мин.)

В начале занятия педагог достает игрушку гнома, ребята здороваются с ним.

Гном: «Здравствуйте, ребята. Я хочу прочитать вам отрывок из „Мойдодыра":

Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников начальник И мочалок командир! Если топну я ногою, Позову своих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадутПрямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!»

Ребята обсуждают чувство, которое испытал Мойдодыр. Они рассматривают предлагаемую гномом пиктограмму «злость» и пытаются изобразить эту эмоцию. Затем делается вывод о том, что сегодняшнее путешествие будет в страну Злости. У всех жителей этой страны злое выражение лица, а узнаем мы это так: брови нахмурены, рот открыт, растянут в стороны, видны два ряда сжатых зубов.

Упражнение «Шкала злости» (4   мин.)

Гном рассказывает ребятам о том, что все люди когда-то1 злятся. Наша злость бывает слабой, средней и сильной.

Детям предлагается подойти к мишени и по очереди кидать нее шарики. Первый раз со словами: «Я слегка разозлилась(ся), когда...», второй раз со словами: «Я разозлилась(ся) сильнее, ко­гда...» и последний раз со словами: «Я разозлился очень сильно, когда...». Гном объясняет, что главное в этом упражнении — это сила, с которой они должны бросить шарик. Она должна быть такой же, как их раздражение или злость. Дети по очереди вы­полняют задание. Если ребенок забы


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.