Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-08-20 | 128 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В регуляции двигательной активности билиарной системы принимают участие парасимпатический и симпатический отделы вегетативной нервной системы, а также эндокринная система, обеспечивающие синхронизированную последовательность сокращения и расслабления желчного пузыря и сфинктерного аппарата.
Кроме гастроинтестинальных пептидов, в регуляции функции билиарной системы участвуют внутриполостное давление в ней, состав желчи, средовые факторы и т.д.
В регуляции секреции желчи имеют значение также:
Ø давление в желчных протоках (в норме 150 – 200 мм вод.ст.); при давлении 350 мм вод.ст. прекращается секреция билирубина, желчных кислот, воды;
Ø концентрация ионов кальция в секреторных клетках, увеличение ее ингибирует билиарную продукцию;
Ø секретин, холецистокинин.
Условия, обеспечивающие поступление желчи в ДПК:
Ø нормальный процесс синтеза и секреции печеночной желчи;
Ø концентрация желчи в желчном пузыре;
Ø сохранная функция желчного пузыря и сфинктера Одди;
Ø нормальное интрадуоденальное давление.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ ЖАЛОБ И АНАМНЕЗА
ПРИ ПОРАЖЕНИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЖАЛОБЫ
1. Боли в животе:
- локализация (эпигастральная область, правое подреберье, околопупочная область, левое подреберье, подвздошная область, разлитые);
- иррадиация;
- характер (ранние - во время еды, сразу после приема пищи, поздние боли - через 1-2 часа после еды, ночные);
- острые, приступообразные, тупые, давящие, ноющие, продолжительность болей;
- мойнигамовский ритм болей (при язвенной болезни: голод- боль- облегчение после еды- голод- боль и т.д.).
|
2. Диспептические расстройства:
- аппетит (отсутствует, понижен, повышен, извращен);
- отрыжка (кислым, тухлым, с примесью горечи);
- изжога, тошнота, рвота (характер, частота ее, с примесью желчи, крови, съеденной накануне пищей, натощак, после еды, облегчение состояния после рвоты, рвота «фонтаном», ацетонемическая рвота);
- ощущение урчания в животе;
- запоры, понос: частота стула, патологические примеси (слизь, зелень), обильный, скудный, водянистый, типа “болотной тины”, “малинового желе”.
3. Астено-вегетативные расстройства: утомляемость, слабость, головная боль.
АНАМНЕЗ:
- давность заболевания;
- сезонность обострения (весна, осень);
- характер вскармливания на первом году жизни (искусственное, раннее смешанное);
- наследственная отягощенность (гастроэнтерологические заболевания у родителей и ближайших родственников);
- нарушение ритма питания(длительные интервалы между приемами пищи, еда всухомятку, переедание, злоупотребление острой, грубой пищей со специями, употребление слишком холодной или горячей пищи, недостаточное пережевывание пищи);
- нарушение режима дня (переутомление, ограниченный по времени сон, дополнительные занятия в художественной, музыкальной школах и т.д.);
- гиподинамия (недостаточное пребывание на свежем воздухе, длительные приготовления домашних заданий, нерегулярные занятия физкультурой);
- отрицательные эмоции (неблагоприятные отношения в семье, школе, неполная семья, алкоголизм родителей);
- перенесенные инфекционные и паразитарные заболевания желудочно-кишечного тракта (инфекционный гепатит, дизентерия, сальмонеллез, кишечная колиинфекция, энтеробиоз, аскаридоз);
- хроническая интоксикация (тонзиллит, гайморит, аденоиды, кариозные зубы, хроническая пневмония и т.д.);
- повышенная чувствительность к пищевым аллергенам (яйца, шоколад, цитрусовые и т.д.);
- при длительном заболевании и взятии на диспансерный учет выясняются мероприятия по оздоровлению (щадящее питание, противорецидивное лечение весной и осенью, санаторно-курортное лечение).
|
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
I. РАССПРОС
- жалобы
- история настоящего заболевании
- история жизни больного
II. ОСМОТР
1. Общий осмотр:
- цвет кожных покровов (бледность, желтушность)
- состояние физического развития (гипотрофия, истощение, паратрофия, ожирение)
- положение ребенка (обычное, вынужденное)
- выражение страха, страдания на лице (признак боли в животе)
2. Осмотр полости рта: цвет слизистой оболочки;
- высыпания на слизистой рта;
- состояние миндалин, глотки;
- состояние языка (размеры, окраска, влажность, налеты, сосочки
языка, «географический» язык).
3. Осмотр живота:
- форма, величина, симметричность;
- участие брюшной стенки в акте дыхания;
- венозная сетка;
- симптом «песочных часов» - видимая перистальтика желудка;
- послеоперационные рубцы;
- грыжи (пупочная, белой линии, паховая)
- области живота
Рис. 1.
Клиническая топография передней брюшной стенки:
1 – эпигастральная область; 2 – области подреберий (правого и левого);
3 – околопупочная область; 4 – фланки (правый и левый);
5 – надлобковая область; 6 – подвздошные области (правая и левая)
Визуально линии проводятся следующим образом:
- 2 горизонтальные – по нижним краям 10 ребер с обеих сторон и между передними верхними остями подвздошных костей;
- 2 вертикальные линии – по наружным краям прямой мышцы живота.
4. Осмотр ануса: атрезия, зияние, трещины, изъязвления, выпадение
прямой кишки.
III. ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА
Так как большинство детей, особенно при первом осмотре, боятся пальпации, необходимо вначале войти в контакт с ребенком, отвлечь его внимание разговором, игрушкой.
Положение ребенка во время обследования:
- лежа на спине;
- на плотной поверхности;
- ноги обследуемый должен согнуть в тазобедренных и коленных суставах примерно под углом 45 градусов;
- руки ребенка – вдоль туловища;
- голова обследуемого – на плоской поверхности (не на подушке).
|
Все эти правила необходимы для получения достоверных результатов, так как при описанном положении отсутствует напряжение мышц живота, что помогает врачу глубже проникнуть к органам брюшной полости, хорошо их ощутить и получить объективные данные.
В ряде случаев пальпация проводится в специальном положении ребенка:
- на боку – это сдвигает кишечник вниз и улучшает доступ к пальпируемому органу (например, при пальпации слепой кишки ребенка иногда кладут на левую сторону);
- стоя – в этом положении иногда лучше ощущаются увеличенные или смещенные вниз органы.
Если ребенок стоит, то врач и больной должны быть в удобном для обоих положении:
- обследуемый высокий – врач стоит возле него с правой стороны;
- невысокий больной – врач сидит или ставит его на стул.
Если больной находится в горизонтальном положении, врач располагается с правой стороны ребенка, сидя (!) на стуле или на краю кровати.
В большинстве случаев применяется бимануальный метод пальпации, при котором живот пальпируется одной рукой, а вторая рука поддерживает туловище на противоположном месте со стороны спины:
- при исследовании органов, расположенных в правой половине брюшной полости, левая рука располагается на пояснице справа и осторожными движениями приближает органы к правой руке, которой проводится пальпация;
- при исследовании органов левой половины брюшной полости пальпация проводится правой, иногда левой рукой, а на пояснице размещена вторая рука.
Пальпация проводится в определенном порядке. Однако он нарушается, если врач знает о болезненности в каком-нибудь участке брюшной полости – это место исследуется в последнюю очередь.
В большинстве случаев пальпация проводится на фоне выдоха, что расслабляет брюшной пресс. Иногда следует попросить ребенка сделать глубокий вдох – это сместит вниз в первую очередь печень, и тогда органы брюшной полости будут ощущаться лучше.
1. ПОВЕРХНОСТНАЯ ПАЛЬПАЦИЯ выявляет: болезненность, гиперестезию кожных покровов (зоны Захарьина – Геда)
Зоны кожной гиперестезии, определяемые при поверхностной пальпации, закономерно появляются при многих хронических заболеваниях органов брюшной полости. При этом зоны кожной гиперестезии могут появляться раньше и держаться дольше по сравнению с другими симптомами. Различают следующие зоны гиперестезии (зоны Захарьина – Геда):
|
Холедоходуоденальная – правый верхний квадрант (рис. 2) – зона, ограниченная правой реберной дугой, белой линией живота и линией, проходящей через пупок, перпендикулярно белой линии живота.
Эпигастральная зона – занимает эпигастрий (область живота выше линии, соединяющей правую и левую реберные дуги).
Зона Шоффара – расположена между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта (рис. 3).
Панкреатическая зона – зона в виде полосы, занимающей мезогастрий.
Болевая зона тела и хвоста поджелудочной железы – занимает весь левый верхний крадрант (рис.3).
Аппендикулярная зона – правый нижний квадрант (рис. 2)
Сигмальная зона - левый нижний квадрант (рис. 2).
Для выявления повышенной чувствительности может быть использован также метод щипка или прикосновения кончиком иглы на симметричных участках кожи живота. Выявление зон гиперестезии у детей младшего возраста (до 7 – 10 лет) не имеет большого диагностического значения в связи с неумением маленького ребенка локализовать болевые ощущения.
При поверхностной пальпации может быть выявлена и мышечная защита. Клинический опыт показывает, что нет мышечной защиты без болей, хотя и может быть боль без мышечной защиты.
Рис. 2.
Зоны кожной гиперестезии:
1 – холедоходуоденальная зона; 2 – аппендикулярная зона;
3 – сигмальная зона
Рис. 3.
Зоны кожной гиперестезии:
1 – зона Шоффара; 2 – зона тела и хвоста поджелудочной железы
При поверхностной пальпации можно выявить также:
- напряжение мышц брюшной стенки
- расслабление мышц брюшной стенки
- грыжи
- размеры внутренних органов – их увеличение
- вздутие живота.
2. ГЛУБОКАЯ ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА (порядок пальпации и критерии оценки)
2.1. Сигмовидная кишка.
В норме безболезненная, поверхность гладкая, размеры (ширина) – 1-2 см, мягкая, подвижная, урчания нет.
2.2. Слепая кишка.
В норме безболезненная, размеры 3 - 3,5 см, малоподвижная, относительно плотная, поверхность гладкая, при надавливании может быть урчание.
Характерным признаком патологического состояния кишечника является симптом Щеткина – Блюмберга. При наличии патологии обычное медленное надавливание на брюшную стенку вызывает боль. Если при быстром отнятии руки боль резко усиливается – с имптом Щеткина – Блюмберга положительный. Если же при отнятии руки интенсивность боли не изменяется – симптом отрицательный. Положительный симптом обусловлен раздражением брюшины и наиболее характерен для перитонита. В случае перфорации полого органа в брюшную полость и заполнении ее его содержимым – симптом положительный во всех отделах живота. При ограниченном перитоните с-м определяется локально. Этот же симптом Щеткина – Блюмберга является характерным признаком острого аппендицита, как и симптом Ровсинга (усиление боли в правой подвздошной области в момент пальпации при поднятии вверх выпрямленной правой ноги).
|
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!