Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-08-20 | 115 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов
педиатрического факультета
Оренбург - 2009
УДК:[611.3:612.3:616.3 – 053.2 – 071] (075.8)
Авторы: Мотыженкова О.В., Зыкова Л.С.,
Любимова О.К.
Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой
«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
У ДЕТЕЙ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней
для студентов педиатрического факультета. – 2009. – с.
Аннотация: в пособии представлены некоторые особенности пищеварения у детей, особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов пищеварения. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Рецензенты:
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.
Оренбургская государственная медицинская академия
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. | Тема занятий ……………………………………………….. | 6 | |
2. | Целевые установки ………………………………………… | 6 | |
3. | Теоретическая справка ……………………………………. | 8 | |
4. | Занятие 1. «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» Самостоятельная работа во внеучебное время.…... | 9 | |
4.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. | 9 | ||
4.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы…………………………………………. | 10 | ||
4.3. Особенности пищеварения у детей …………………... | 11 | ||
4.4. Анатомия и физиология внепеченочной билиарной системы ……………………………………………………… | 12 | ||
4.5. Рекомендации по методике исследования органов пищеварения у детей ………………………………………... | 15 | ||
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. | 26 | ||
5. | Формы самостоятельной аудиторной работы на I занятии.............................................................................. | 31 | |
6. | ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | ||
6.1. Материальное обеспечение 1 занятия ……………… | 32 | ||
6.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» …………………… …………………….. | 32 | ||
7. | Занятие 2. «Методы исследования органов пищеварения у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время.….. | 33 | |
7.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. | 33 | ||
7.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии… | 34 | ||
7.3. Письменное задание и список литературы …………... | 34 | ||
7.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………… | 35 | ||
8. | Формы самостоятельной аудиторной работы на 2 занятии…………………………………………………. | 40 | |
9. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2 | ||
9.1. Желудочная секреция и кислотность у детей разного возраста ………………………………………………………. | 42 | ||
9.2. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока …………………………………………… | 43 | ||
9.3. Стимуляторы желудочной секреции …………………. | 46 | ||
9.4. Многодатчиковая внутрижелудочная РН-метрия …… | 47 | ||
9.5. Дуоденальное зондирование ………………………….. | 48 | ||
9.6. Функции печени ………………………………………... | 52 | ||
9.7. Основные показатели биохимического анализа крови, характеризующие функции печени ………………………... | 53 | ||
9.8. Копрологические исследования ………………………. | 55 | ||
9.9. УЗИ органов брюшной полости ………………………. | 57 | ||
9.10. Эндоскопические методы исследования …………….. | 58 | ||
9.11. Рентгенография органов пищеварения ……………… | 60 | ||
10.
| ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | ||
10.1. Материальное обеспечение 2 занятия ………………. | 66 | ||
10.2. Интеграция темы «Методы исследования органов пищеварения у детей» ………………………………………. | 67 | ||
11. | Занятие 3. «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время…………………………………………. | 67 | |
11.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………. | 67 | ||
11.2. Письменное задание ………………………………….. | 68 | ||
11.3. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы ………………………………………... | 68 | ||
11.4. Клинические задачи для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. | 70 | ||
12. | Формы самостоятельной аудиторной работы на 3 занятии ………………………………………………… | 76 | |
13. | ПРИЛОЖЕНИЕ 4 | ||
13.1. Некоторые заболевания органов пищеварения …….. | 78 | ||
14. | ПРИЛОЖЕНИЕ 5 | ||
14.1. Материальное обеспечение 3 занятия ………………. | 82 | ||
14.2. Интеграция темы «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей»……………………….. | 83 |
1. ТЕМА: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И
СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»
ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Изучить на уровне воспроизведения по памяти:
1. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, особенности регуляции процессов пищеварения у детей.
2. Основные симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы.
3. Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние печени.
4. Технику проведения желудочного и дуоденального зондирования.
5. Правила подготовки ребенка к УЗИ органов пищеварения, к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию пищеварительной системы.
|
Овладеть умениями:
1. Целенаправленно собрать и оценить анамнез у ребенка с патологией органов пищеварения.
2. Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов пищеварения у детей разного возраста.
3. Описать результаты объективного исследования ребенка в рабочих тетрадях.
4. Выделить синдромы поражения у больных с патологией органов пищеварения.
5. Оценить анализы желудочного сока, желчи, биохимические анализы крови, копрограммы, результаты бактериологического исследования кала.
Иметь представление о:
1. Дополнительных методах исследования системы пищеварения у детей:
а) УЗИ органов пищеварения с определением показателя двигательной функции (ПДФ) желчного пузыря;
б) эндоскопических методах:
- ЭГДС с интрагастральной Ph –метрией
- колонофиброскопии
- ректороманоскопии
- лапараскопии брюшной полости
в) радиологических методах (динамической
гепатобилисцинтиграфии)
г) рентгенологических:
- R- скопии (графии) пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария
- ирригоскопии (графии)
- холецистографии
- компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной холангиопанкреатографии.
2. Некоторых нозологических формах патологии пищеварительной системы:
- пилоростенозе, пилороспазме
- гастрите
- дуодените
- дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональных расстройствах билиарного тракта)
- холецистите, холангите
- гепатите
- панкреатите
- муковисцидозе
- энтерите, колите.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Больные с патологией желудочно – кишечного тракта среди обратившихся за медицинской помощью в лечебные учреждения занимают одно из ведущих мест, а в экстренной хирургии – первое место.
Распространенность заболеваний органов пищеварения у детей в разных регионах России достигает 297-400 на 1000 (Пайков В.Л., Эрман, Л.В.,1998)
Эта патология отрицательно сказывается на здоровье детского населения и может приводить в дальнейшем к серьезным осложнениям у взрослых.
Для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварения врачу необходимо знать особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, уметь провести клиническое обследование данной системы, оценить результаты лабораторных, инструментальных методов исследования органов пищеварения.
|
Изучению данных вопросов посвящены три практических занятия:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ
1. Морфологические и функциональные особенности органов пищеварения:
- полости рта (приспособления к акту сосания, особенность кровоснабжения, слюнных желез)
- пищевода (расположение, анатомические сужения и степень их выраженности в разном возрасте)
- желудка (особенность развития отделов желудка в периоде новорожденности, функциональная незрелость желудочных желез, ферменты желудочного сока)
- кишечника (особенности расположения, относительно большая длина по отношению к длине тела, особенности кровоснабжения, развития ворсинок, секреторного аппарата, развития нервных путей, клапанного аппарата, особенности лимфооттока от тонкой кишки)
- печени (масса печени относительно массы тела, особенности строения, кровоснабжения. Роль печени в организме)
- поджелудочной железы у детей разного возраста.
2. Регуляция пищеварения у детей (роль парасимпатической и симпатической нервной системы, гормонов и активных полипептидов, клапанного аппарата желудочно-кишечного тракта. Влияние раннего прикладывания к груди на образование энтеральных гормонов у новорожденных).
3. Особенности пищеварения у детей (пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Роль нормальной микрофлоры кишечника).
4. Методика исследования органов пищеварения:
- жалобы, предъявляемые больными с патологией пищеварительной
системы и их родителями;
- анамнез заболевания;
- особенности анамнеза жизни (факторы риска);
- цвет кожных покровов, слизистых оболочек;
- осмотр полости рта, зева;
- осмотр живота, ануса;
- поверхностная пальпация живота;
- губокая пальпация живота: толстого, тонкого кишечника; желудка;
поджелудочной железы (точки Дежардена, Мейо-Робсона, Зона
Шоффара); печени, желчного пузыря (пузырные симптомы Кера,
Мерфи, Ортнера- Грекова, Георгиевского-Мюсси, Боаса);
- перкуссия живота (определение размеров печени по Курлову,
наличие свободной жидкости в брюшной полости);
- аускультация живота.
5. Особенности методики исследования системы пищеварения у
детей раннего возраста.
4.2. ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:
«Возрастные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей»
|
ü «Особенности регуляции пищеварения и всасывания у детей»
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.-
С.-Петербург.- 1999. – с. 482-517.
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -
М., 1985.- с. 181-208, 107.
3. Пропедевтика детских болезней. Практикум./ Под ред. В.В.Юрьева. –
Питер, 2003.- с. 267-297.
4. Лекции сотрудников кафедры.
5. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. –
М: МЕДпресс-информ, 2006.
Д ополнительная:
1. Пайков В.Л., Хацкель С.Б. и др. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб, 1998.
2. Хавкин А.И., Жихарев Н.С. и др. Медикаментозная терапия язвенной болезни у детей // Лечащий врач.- 2006.- № 1.- с. 26-30.
3. Шендеров Б.А. Нормальная микрофлора и ее роль в поддержании здоровья человека //Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. - 1998. - № 1.- с. 61-65.
Желудок
Кальций Желчь
Магний
Панкреатические
Железо ферменты
Моносахариды Жирорастворимые
витамины (А, Д)
Дисахариды
Белок
Водорастворим.
Витамины Аминокислоты
(В1, В2, В6, С,
фолиевая кислота)
Жир
Подвз - Жирные кислоты
дошная Вит. В12
кишка
Желчные кислоты
Толстая
Кишка
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ЖАЛОБЫ
1. Боли в животе:
- локализация (эпигастральная область, правое подреберье, околопупочная область, левое подреберье, подвздошная область, разлитые);
- иррадиация;
- характер (ранние - во время еды, сразу после приема пищи, поздние боли - через 1-2 часа после еды, ночные);
- острые, приступообразные, тупые, давящие, ноющие, продолжительность болей;
- мойнигамовский ритм болей (при язвенной болезни: голод- боль- облегчение после еды- голод- боль и т.д.).
2. Диспептические расстройства:
- аппетит (отсутствует, понижен, повышен, извращен);
- отрыжка (кислым, тухлым, с примесью горечи);
- изжога, тошнота, рвота (характер, частота ее, с примесью желчи, крови, съеденной накануне пищей, натощак, после еды, облегчение состояния после рвоты, рвота «фонтаном», ацетонемическая рвота);
- ощущение урчания в животе;
- запоры, понос: частота стула, патологические примеси (слизь, зелень), обильный, скудный, водянистый, типа “болотной тины”, “малинового желе”.
3. Астено-вегетативные расстройства: утомляемость, слабость, головная боль.
АНАМНЕЗ:
- давность заболевания;
- сезонность обострения (весна, осень);
- характер вскармливания на первом году жизни (искусственное, раннее смешанное);
- наследственная отягощенность (гастроэнтерологические заболевания у родителей и ближайших родственников);
- нарушение ритма питания(длительные интервалы между приемами пищи, еда всухомятку, переедание, злоупотребление острой, грубой пищей со специями, употребление слишком холодной или горячей пищи, недостаточное пережевывание пищи);
- нарушение режима дня (переутомление, ограниченный по времени сон, дополнительные занятия в художественной, музыкальной школах и т.д.);
- гиподинамия (недостаточное пребывание на свежем воздухе, длительные приготовления домашних заданий, нерегулярные занятия физкультурой);
- отрицательные эмоции (неблагоприятные отношения в семье, школе, неполная семья, алкоголизм родителей);
- перенесенные инфекционные и паразитарные заболевания желудочно-кишечного тракта (инфекционный гепатит, дизентерия, сальмонеллез, кишечная колиинфекция, энтеробиоз, аскаридоз);
- хроническая интоксикация (тонзиллит, гайморит, аденоиды, кариозные зубы, хроническая пневмония и т.д.);
- повышенная чувствительность к пищевым аллергенам (яйца, шоколад, цитрусовые и т.д.);
- при длительном заболевании и взятии на диспансерный учет выясняются мероприятия по оздоровлению (щадящее питание, противорецидивное лечение весной и осенью, санаторно-курортное лечение).
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
II. ОСМОТР
1. Общий осмотр:
- цвет кожных покровов (бледность, желтушность)
- состояние физического развития (гипотрофия, истощение, паратрофия, ожирение)
- положение ребенка (обычное, вынужденное)
- выражение страха, страдания на лице (признак боли в животе)
2. Осмотр полости рта: цвет слизистой оболочки;
- высыпания на слизистой рта;
- состояние миндалин, глотки;
- состояние языка (размеры, окраска, влажность, налеты, сосочки
языка, «географический» язык).
3. Осмотр живота:
- форма, величина, симметричность;
- участие брюшной стенки в акте дыхания;
- венозная сетка;
- симптом «песочных часов» - видимая перистальтика желудка;
- послеоперационные рубцы;
- грыжи (пупочная, белой линии, паховая)
- области живота
Рис. 1.
Клиническая топография передней брюшной стенки:
1 – эпигастральная область; 2 – области подреберий (правого и левого);
3 – околопупочная область; 4 – фланки (правый и левый);
5 – надлобковая область; 6 – подвздошные области (правая и левая)
Визуально линии проводятся следующим образом:
- 2 горизонтальные – по нижним краям 10 ребер с обеих сторон и между передними верхними остями подвздошных костей;
- 2 вертикальные линии – по наружным краям прямой мышцы живота.
4. Осмотр ануса: атрезия, зияние, трещины, изъязвления, выпадение
прямой кишки.
III. ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА
Так как большинство детей, особенно при первом осмотре, боятся пальпации, необходимо вначале войти в контакт с ребенком, отвлечь его внимание разговором, игрушкой.
Положение ребенка во время обследования:
- лежа на спине;
- на плотной поверхности;
- ноги обследуемый должен согнуть в тазобедренных и коленных суставах примерно под углом 45 градусов;
- руки ребенка – вдоль туловища;
- голова обследуемого – на плоской поверхности (не на подушке).
Все эти правила необходимы для получения достоверных результатов, так как при описанном положении отсутствует напряжение мышц живота, что помогает врачу глубже проникнуть к органам брюшной полости, хорошо их ощутить и получить объективные данные.
В ряде случаев пальпация проводится в специальном положении ребенка:
- на боку – это сдвигает кишечник вниз и улучшает доступ к пальпируемому органу (например, при пальпации слепой кишки ребенка иногда кладут на левую сторону);
- стоя – в этом положении иногда лучше ощущаются увеличенные или смещенные вниз органы.
Если ребенок стоит, то врач и больной должны быть в удобном для обоих положении:
- обследуемый высокий – врач стоит возле него с правой стороны;
- невысокий больной – врач сидит или ставит его на стул.
Если больной находится в горизонтальном положении, врач располагается с правой стороны ребенка, сидя (!) на стуле или на краю кровати.
В большинстве случаев применяется бимануальный метод пальпации, при котором живот пальпируется одной рукой, а вторая рука поддерживает туловище на противоположном месте со стороны спины:
- при исследовании органов, расположенных в правой половине брюшной полости, левая рука располагается на пояснице справа и осторожными движениями приближает органы к правой руке, которой проводится пальпация;
- при исследовании органов левой половины брюшной полости пальпация проводится правой, иногда левой рукой, а на пояснице размещена вторая рука.
Пальпация проводится в определенном порядке. Однако он нарушается, если врач знает о болезненности в каком-нибудь участке брюшной полости – это место исследуется в последнюю очередь.
В большинстве случаев пальпация проводится на фоне выдоха, что расслабляет брюшной пресс. Иногда следует попросить ребенка сделать глубокий вдох – это сместит вниз в первую очередь печень, и тогда органы брюшной полости будут ощущаться лучше.
1. ПОВЕРХНОСТНАЯ ПАЛЬПАЦИЯ выявляет: болезненность, гиперестезию кожных покровов (зоны Захарьина – Геда)
Зоны кожной гиперестезии, определяемые при поверхностной пальпации, закономерно появляются при многих хронических заболеваниях органов брюшной полости. При этом зоны кожной гиперестезии могут появляться раньше и держаться дольше по сравнению с другими симптомами. Различают следующие зоны гиперестезии (зоны Захарьина – Геда):
Холедоходуоденальная – правый верхний квадрант (рис. 2) – зона, ограниченная правой реберной дугой, белой линией живота и линией, проходящей через пупок, перпендикулярно белой линии живота.
Эпигастральная зона – занимает эпигастрий (область живота выше линии, соединяющей правую и левую реберные дуги).
Зона Шоффара – расположена между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта (рис. 3).
Панкреатическая зона – зона в виде полосы, занимающей мезогастрий.
Болевая зона тела и хвоста поджелудочной железы – занимает весь левый верхний крадрант (рис.3).
Аппендикулярная зона – правый нижний квадрант (рис. 2)
Сигмальная зона - левый нижний квадрант (рис. 2).
Для выявления повышенной чувствительности может быть использован также метод щипка или прикосновения кончиком иглы на симметричных участках кожи живота. Выявление зон гиперестезии у детей младшего возраста (до 7 – 10 лет) не имеет большого диагностического значения в связи с неумением маленького ребенка локализовать болевые ощущения.
При поверхностной пальпации может быть выявлена и мышечная защита. Клинический опыт показывает, что нет мышечной защиты без болей, хотя и может быть боль без мышечной защиты.
Рис. 2.
Зоны кожной гиперестезии:
1 – холедоходуоденальная зона; 2 – аппендикулярная зона;
3 – сигмальная зона
Рис. 3.
Зоны кожной гиперестезии:
1 – зона Шоффара; 2 – зона тела и хвоста поджелудочной железы
При поверхностной пальпации можно выявить также:
- напряжение мышц брюшной стенки
- расслабление мышц брюшной стенки
- грыжи
- размеры внутренних органов – их увеличение
- вздутие живота.
2. ГЛУБОКАЯ ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА (порядок пальпации и критерии оценки)
2.1. Сигмовидная кишка.
В норме безболезненная, поверхность гладкая, размеры (ширина) – 1-2 см, мягкая, подвижная, урчания нет.
2.2. Слепая кишка.
В норме безболезненная, размеры 3 - 3,5 см, малоподвижная, относительно плотная, поверхность гладкая, при надавливании может быть урчание.
Характерным признаком патологического состояния кишечника является симптом Щеткина – Блюмберга. При наличии патологии обычное медленное надавливание на брюшную стенку вызывает боль. Если при быстром отнятии руки боль резко усиливается – с имптом Щеткина – Блюмберга положительный. Если же при отнятии руки интенсивность боли не изменяется – симптом отрицательный. Положительный симптом обусловлен раздражением брюшины и наиболее характерен для перитонита. В случае перфорации полого органа в брюшную полость и заполнении ее его содержимым – симптом положительный во всех отделах живота. При ограниченном перитоните с-м определяется локально. Этот же симптом Щеткина – Блюмберга является характерным признаком острого аппендицита, как и симптом Ровсинга (усиление боли в правой подвздошной области в момент пальпации при поднятии вверх выпрямленной правой ноги).
IV. ПЕРКУССИЯ ЖИВОТА
В норме почти по всей поверхности возникает тимпанический звук, формирование которого связано с наличием газа в кишках, заполняющих большую часть объема брюшной полости.
Тупой звук определяется над печенью, селезенкой, участками кишок, заполненных каловыми массами (чаще всего над сигмовидной кишкой, и над заполненным мочевым пузырем, исчезает после его опорожнения).
1. У детей старше 5 лет устанавливаются размеры печени по Курлову.
V. АУСКУЛЬТАЦИЯ ЖИВОТА
Можно услышать перистальтику кишечника. Интенсивность этих звуковых явлений невелика. Увеличение количества звуков и их интенсивности возникает при кишечных расстройствах, спазме кишечника. Отсутствие урчания - признак пареза кишечника при перитоните.
Методом аускульто-аффрикции определяется нижняя граница желудка. В норме она находится посередине между пупком и нижним краем мечевидного отростка
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ
Выбрать все правильные ответы:
1. Склонность детей первого года жизни к срыгиванию обусловлена тем, что:
1) желудок расположен вертикально
2) дно желудка лежит ниже антрально-пилорического отдела
3) имеется высокий тонус кардиального сфинктера
4) слабая запирательная функция нижнего пищеводного
сфинктера
5) высокий тонус пилорического отдела желудка
6) тупой угол Гиса.
2. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизни относятся:
1) низкая кислотность (рН выше 4)
2) высокая кислотность (рН ниже 2)
3) высокая активность пепсина
4) высокая активность ренина и гастриксина
5) низкая протеолитическая активность
6) хорошо выражены защитные свойства.
3. У детей раннего возраста функциональными особенностями тонкой кишки являются:
1) интенсивность полостного пищеварения больше, чем
мембранного
2) всасывательная способность больше, чем у взрослого
3) дистантное пищеварение
4) низкая активность гидролитических ферментов
5) высокая проницаемость слизистой оболочки.
4. Транзит пищи по желудочно-кишечному тракту у детей 1 года жизни:
1) происходит быстрее
2) происходит медленнее
3) при искусственном вскармливании пища проходит
быстрее
4) при естественном вскармливании пища проходит
быстрее
5) вид вскармливания не имеет значения.
Выбрать один правильный ответ:
5. При грудном вскармливании преобладающей флорой кишечника являются:
1) бифидум-бактерии
2) ацидофильные палочки
3) кишечные палочки
4) энтерококки.
6. У здоровых детей нижний край печени выходит из-под правого края реберной дуги до:
1) 3-5 лет 2) 5-7 лет 3) 7-9 лет 4) 9-11 лет
Выбрать все правильные ответы.
7. К анатомическим особенностям печени у детей раннего возраста относятся:
1) большая величина относительно массы тела;
2) относительно большая правая доля;
3) относительно большая левая доля;
4) лябильность увеличения в размерах;
5) возможность пальпации нижнего края.
8. К функциональным особенностям поджелудочной железы у детей первого года жизни относятся:
1) высокая активность амилазы
2) низкая активность липазы
3) низкая активность трипсина
4) с возрастом сначала увеличивается активность амилазы,
затем трипсина, позднее липазы
5) с возрастом сначала увеличивается активность трипсина,
затем амилазы, липазы
6) становление ферментативной активности зависит от
вида вскармливания.
9. Причины затрудненного усвоения жиров у детей раннего возраста:
1) низкая активность липазы;
2) хорошее эмульгирование жира;
3) избыток желчных кислот;
4) низкая активность желчных кислот;
5) относительная гипопротеинемия.
10. В подвздошной кишке всасываются:
1) дисахариды; 2) аминокислоты;
3) витамин В12 4) желчные кислоты;
5) витамин Д
11. В проксимальных отделах тонкого кишечника всасываются:
1) витамин С; 2) витамин В1 и В2
3) витамин В12 4) желчные кислоты;
5) моносахариды.
12. Ферментами тонкого кишечника являются:
1) сахараза; 2) мальтаза 3) декстриназа
4) амилаза 5) катепсин
13. Ферменты панкреатического сока:
1) пепсин 2) трипсин 3) липаза
4) амилаза 5) лактаза
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ
1) 2, 4, 5, 6
2) 1, 4, 5
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 4
5) 1
6) 2
7) 1, 3, 4, 5
8) 2, 3, 5, 6
9) 1, 4, 5
10) 3, 4
11) 1, 2, 5
12) 1, 2, 3
13) 2, 3, 4
14) 1, 3, 4, 6
15) 2, 3, 4, 6
16) 4-5 мес.
17) 1-а, 2-в, 3-д, 4-е, 5-з
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
НА 1 ЗАНЯТИИ
Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на 1 практическом занятии:
1. Целенаправленный сбор анамнеза жизни (биологический, генетический, аллергологический) у ребенка с патологией органов пищеварения.
2. Оценка анамнеза жизни (письменное заключение с выделением факторов риска развития заболевания с учетом экологических, экономических, социальных и других факторов).
3. Целенаправленный сбор анамнеза болезни с учетом предполагаемого заболевания.
4. Осмотр ребенка с патоло
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!