Бондарева Анастасия Максимовна, — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Бондарева Анастасия Максимовна,

2020-08-20 133
Бондарева Анастасия Максимовна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

учитель начальных классов высшей категории

МАОУ «Лицей №14» г. Владимира

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Аннотация

В данной статье рассматриваются универсальные нестандартные формы организации родительских собраний. Анализируются основные причины проведения родительских собраний и секреты успешного взаимодействия с родителями в формате родительского собрания.

Родительское собрание является традиционной, устоявшейся формой взаимодействия с семьями учащихся в начальной школе. Такой формат встреч не потерял свою актуальность и сегодня; напротив, в то время как начальная школа переживает очередной этап инновационного развития, родительские собрания проводятся педагогами все чаще.

Родительское собрание– это основная форма совместной работы учителей и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Часто родительское собрание является единственной возможностью для эффективного взаимодействия педагога и родительского коллектива. Поэтому к организации собраний необходимо подходить со всей ответственностью, а также с фантазией и даже юмором. Для начала определим, для чего необходимы такие встречи?

Для чего необходимо родительское собрание:

· Для получения и обмена информацией о детях, жизни классного коллектива.

· Установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д.

· Для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских осмотров и т. д.

· Психолого–педагогическое просвещение родителей, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.

· Экстренные, чрезвычайные встречи при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.

· Собрания-лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения для самообразования родителей.

После того как определились с целью родительского собрания, пришло время задуматься о том, в какой форме будем его проводить. Каждая из предложенных автором статьи форм может стать базой для разработки сценария собственного собрания.

Нестандартные формы родительских собраний

1. Родительские встречи – встречи с другими компетентными по необходимому вопросу родителями. Это могут быть встречи с родителями-медиками в период повышенной заболеваемости, с родителями-работниками правоохранительных органов для профилактики нарушений, с родителями-психологами для разбора определенной ситуации, касающейся всех (многих) обучающихся класса, с родителями других профессий для помощи в профориентации обучающихся и др.

2. Круглый стол – научная форма работы, в которой активное участие принимают все родители. Для разработки сценария данного родительского собрания, берется за основу одна тема, которая озвучивается родителям заранее, выбираются докладчики. В ходе круглого стола родители активно вступают в диалог друг с другом и с педагогом.

3. Родительский ринг – форма дискуссионной работы с родителями. Актуальная и эффективна для решения конфликтных ситуаций, имеющих две и более стороны, для рассмотрения вопросов, имеющих несколько точек зрения. От классного руководителя требуется определить выступающих, обозначить им вектор работы (лучше, если это будут полярные точки зрения), а далее он выступает лишь в роли координатора, т.к. вся основная информация доносится самими выступающими (родителями).

4. Тренинг – работа в группах, выездные мероприятия. Возможно привлечение специалистов, организаторов мероприятий по тимбилдингу.

5. Собрание – деловая игра – визуализация и проигрывание конкретной ситуации. Часто данная форма родительских собраний проводится с привлечением учащихся, но также действенным является инсценировка родителями ситуации «Как бы вы поступили?», это помогает им оказаться на месте ребенка и осознать всю необходимость адекватной оценки происходящего.

6. Мастер-класс. Данная форма предусматривает как мастер класс от педагога, психолога, социального педагога, дефектолога и так далее по общению с детьми, по выполнению того или иного задания, так и, например, в преддверии празднования какого-либо праздника это может быть творческий мастер-класс (ко Дню матери – по скрапбукингу, ко Дню пожилого человека – по кулинарии и т.д.)

7. Собрание «Душевный разговор» – рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, которых объединяет общий вопрос или проблема. Это не индивидуальная беседа и не массовое (общее собрание). Данная форма подойдет для проведения беседы с родителями, которые столкнулись с одной и той же проблемой у своих детей.

8. «Мозговой штурм». Это один из эффективных методов интерактивного обучения, как учащихся, так и родителей. Наиболее популярный метод стимулирования творческой активности, хороший способ быстрого включения всех участников группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Например, эта форма удачна для собрания по организации выезда, похода, выпускного, досугового мероприятия. Для организации такого собрания не нужна большая подготовка педагога, но оно проходит динамично и имеет высокий результат.

Также будет интересна разновидность приема «Мозговой штурм», когда создается некая игровая ситуация с помощью другого приема «Шесть шляп мышления», где цвет каждой из шести шляп задает конкретную позицию, которую должен занять выступающий. Позиции бывают диаметрально противоположные, но именно анализ ситуации (кейса, который заранее готовит учитель) с разных точек зрения, позволяет родителю, услышав различный взгляд на оценку проблемы и способа ее решения, выбрать свой «путь». Данный прием напоминает педагогам известную форму – сюжетно-ролевую игру, а родители, как показывает практика, охотно включаются в решении воспитательных кейсов.

9. Вечер вопросов и ответов. Дебаты. Родителям предлагается заранее подготовить список вопросов для педагога, а педагог готовит вопросы для родителей. Отвечают на поставленные вопросы в специально отведенное время.

10. Собрание «Мини проект» – помогает в наглядной и практической форме решить вопрос. Требует наибольшей подготовки педагога, но также и активного участия каждого присутствующего родителя. Проект можно организовать по любой теме.

Какой бы интересной и необычной ни была форма проводимого родительского собрания, 80 процентов успеха зависит от педагога. От его профессионализма, его подготовленности и возможности свободно владеть ситуацией. Для учителя очень актуально владение такими навыками как эмпатия и эффективная коммуникация.

Секреты успешного родительского собрания:

· Не бойтесь родителей!

· Говорите о проблемах, а не о конкретных учащихся.

· Отмечайте общие успехи, не хвалите постоянно одного и того же ребенка.

· Используйте наглядные примеры как надо и как правильно.

· Не позволяйте родителям высказываться о конкретном ребенке плохо при всём классе.

· Включайте чувство юмора.

При подготовке родительского собрания следует обратить внимание на следующие позиции:

1. Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

2. Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не интересуются жизнью своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

3. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

4. Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, занимательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

5. У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.

6. Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

7. Родительское собрание в форме монолога классного руководителя – это наименее удачная форма его проведения.

Информационные ресурсы

1. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2014/02/23/kak-provesti-pravilno-roditelskoe-sobranie

2. https://infourok.ru/netradicionnie-formi-provedeniya-roditelskih-sobraniy-v-nachalnoy-shkole-2422960.html

3. https://pandia.ru/text/80/314/1015.php

4. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/09/14/tekhnologiya-provedeniya-roditelskogo-sobraniya


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.