Формирование семейной идентичности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формирование семейной идентичности

2020-08-20 206
Формирование семейной идентичности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ п/п Базовые национальные ценности Направленность деятельности по формированию данных ценностей
1. Семья Семейное воспитание
2. Патриотизм Военно-патриотическое, краеведческое, здоровьесберегающее
3. Гражданственность, солидарность Гражданско-патриотическое
4. Приоритет духовного над материальным Духовно-нравственное
5. Труд и творчество Социокультурное

 

Содержательная целостность формирования семейной идентичности выражается во взаимосвязи компонентов:

· структурный, определяющий состав семьи и её членов, совокупность их взаимоотношений, а также место, в котором видит себя человек в семье;

· эмоциональный, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении собственной семьи. Представлен множественными терминами: самооценка, самоотношение, самоуважение, самопринятие в своей семье и пр.;

· когнитивный – осознание своей принадлежности к семье, сложившийся образ семьи; сравнение с другими семьями;

· поведенческий – семейные ритуалы, поддерживающие причастность к семье и сохраняющие семейный опыт;

· ценностный – приоритет семейных интересов.

Отметим, что семейное коллективное «Мы», формируемое в семье, в дальнейшем выразится в гражданском коллективном «Мы». Духовно-нравственные основы личности в гражданском коллективном «Мы» являются главным условием развития гражданского общества.


 

Литература:

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического ответа. В 2-х т. – Новосибирск, 1997-1998.

2. Дьячкова Т. В. Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V международной научной конференции (г. Чита, апрель 2014 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – с. 167-171.

3. Коменский, Я. А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) Текст. / Отв. ред. Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 317 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

5. Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

6. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).

7. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / Сост. Г.Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

8. Фомина Т.А. Социокультурная самоидентификация современного российского студенчества: региональный аспект. Дисс. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2007.

 

 

Шумилина Т.О., канд. пед. наук, доцент,

зав. кафедрой педагогического менеджмента

ГАОУ ДПО ВО ВИРО имени Л.И. Новиковой

Основные направления реализации РЕГИОНАЛЬНой

ПРОГРАММы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ

ОТНОШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и СЕМЬи

Аннотация

В статье рассматриваются приоритетные направлениядеятельности образовательных организаций по реализации Программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи Владимирской области.

Ключевые слова: с емья, партнеры, направления деятельности.

Изменения, произошедшие в жизни нашего общества, повлекли за собой нарушение взаимосвязей в сложившейся системе «образовательная организация – семья». Зачастую влияния, оказываемые образовательной организацией и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации обучающихся, обострению отношений между образовательной организацией и семьей, к взаимному непониманию между педагогами, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка, как со стороны образовательной организации, так и семьи.

Несмотря на это, и образовательная организация, и родители (законные представители) осознают потребность во взаимодействии друг с другом в процессе воспитания ребенка. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда социальная активность ребенка возрастает, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный заряд.

В отечественной истории эта проблема тесно связана с именами таких выдающихся людей XIX века, как А.А. Ширинский-Шихматов, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, М.М. Манасеина, А.Н. Острогорский, П.Ф. Каптерев, В.М. Бехтерев, В.П. Острогорский, Е.Н. Водовозова, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, Н.Ф. Бунаков, Е.И. Тихеева и др.

В советскую эпоху проблема взаимодействия семьи и образовательной организации в воспитании и социализации обучающихся получила развитие в работах С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, В.Н. Сороки-Росинского, А.С. Макаренко, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, В.Н. Шульгина, М.М. Пистрака, П.Н. Шимбирева, В.А. Сухомлинского и др.

Основы организации взаимодействия школы и семьи отражены в трудах Н.И. Болдырева, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, В.А. Караковского, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, Н.Е. Щурковой и др.

Современные проблемы семейного воспитания освещены Ю.П.Азаровым, И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, В.А. Кан-Каликом, О.В. Морозовой, А.В. Петровским, А.С. Спиваковской и др.

Вопросы взаимодействия образовательной организации со средой, в том числе с семьей обучающегося, исследованы В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфовым, В.В. Дружининым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, М.М. Плоткиным, В.Д.Семеновым и др.

Несмотря на многочисленные исследования, сложившаяся практика построения взаимодействия образовательной организации и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

· противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в данной сфере;

· противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на воспитание в образовательной организации и семейное воспитание;

· противоречие между наличием у образовательной организации и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

· противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности образовательной организации в сфере взаимодействия с семьей.

Основной идеей Программы является согласование воспитательно-образовательных позиций педагогов и родителей (законных представителей), конкретизация перспектив развития ребенка и в целом – создание системы содружества образовательной организации и семьи с целью повышения качества образования.

Взаимодействие образовательной организации с семьями обучающихся имеет объективную природу, которая определяется закономерностями целостного и непрерывного педагогического процесса; его развитие связано с усилением роли государства и общественности в образовании. Сущностью такого взаимодействия является заинтересованность и участие семьи в воспитании и развитии ребенка; становление его одним из субъектов социокультурного развития страны, стабильности общества и государства.

Чем более открытое, социально широкое, многостороннее влияние оказывает образовательная организация на социальное окружение, тем более благоприятные основы создаются для её сотрудничества с семьёй. Развитие взаимодействия семьи и образовательной организации связано с выполнением последней не только дидактической, но и социально-педагогических функций, с её становлением как социокультурного и воспитательного центра на территории своей деятельности (А.В. Гаврилин, Л.И Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Генеральная тенденция развития взаимодействия семьи и образовательной организации заключается во всё большей активизации субъектной роли каждого из этих институтов в воспитании и социализации обучающихся. От спонтанного и во многом неуправляемого развития ко всё более организованному и системному взаимодействию, от элементарных стихийных контактов к сотрудничеству.

Взаимодействие семьи и образовательной организации регулируется огромным количеством нормативно-правовых актов различного уровня: от международных до локальных, касающихся деятельности конкретной образовательной организации. Семья здесь рассматривается как первый из двух главных субъектов взаимодействия в сфере воспитания и образования ребенка. Родитель (законный представитель) в новой парадигме образования – это и заказчик, и участник реализации, и контролирующий результаты образовательной деятельности субъект, следовательно, возникает необходимость постоянного пребывания в состоянии «включенности» в образовательный процесс, повышения родительской, педагогической, психологической, а также правовой компетентности.

Семья – главное действующее лицо всех этапов образования. Так, являясь заказчиком образовательных услуг, сначала «…родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать … формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность…» (ФЗ "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ, статья 44, пункт 3.1).

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам:

· для успешной реализации программы дошкольного образования должна быть обеспечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (ФГОС ДО, глава III, пункт 3.2., пп. 3.2.1, часть 8);

· обучающиеся, их родители (законные представители), участвуют «…в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…» (ФГОС НОО, глава IV, пункт 22);

· обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники и общественность участвуют «... в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий её реализации» (ФГОС ООО, глава IV, пункт 21);

· гарантировано участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада (ФГОС С(П)ОО, глава IV, пункт 21).

Таким образом, вместо пассивного наблюдателя и придирчивого критика, образовательная организация в новой парадигме образования получает лояльного сотрудника, соратника, партнёра, постоянно сопровождающего процесс обучения и воспитания, корректирующего и направляющего его, параллельно обогащаясь новыми знаниями и компетенциями.

При таком обилии прав, свобод и привилегий, ответственность, которая и ранее декларировалась нормативно-правовыми актами, значительно возрастает: родители (законные представители) несовершеннолетних «… несут ответственность за полноценную реализацию прав ребенка на образование: …несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка...» (Конвенция ООН о правах ребенка, статья 18); «несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», «...имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования» (Семейный кодекс РФ, статья 63, пункты 1, 2), «…несут ответственность … за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению…» (ФЗ №120, статья 9, пункт 4).

В свою очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, статья 44, пункт 2).

Таким образом, каждый нормативно-правовой акт в сфере образования провозглашает семью как фундаментальную основу реализации права ребенка на получение образования. Любой дефицит в знании правовых норм, как со стороны семьи, так и со стороны образовательного учреждения ведет к спекуляциям, необоснованным требованиям взаимодействующих субъектов друг к другу и, как следствие, нарушениям логики образовательного процесса.

Исходя из современного понимания роли образования как важнейшего фактора экономического роста, социальной стабильности региона и средства удовлетворения образовательных потребностей населения, приоритетной целью в развитии взаимодействия образования и семьи в регионе является объединение усилий семьи и образовательной организации по созданию социально-педагогической среды, обеспечивающей каждому ребенку получение качественного образования.

Достижение поставленной цели возможно через решение ряда задач, связанных с совершенствованием нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения развития системы партнерских отношений между образовательными организациями и семьями обучающихся на региональном и муниципальном уровне, уровне образовательной организации; развитием моделей участия семьи в воспитательной деятельности образовательной организации, в том числе на основе межведомственного взаимодействия; внедрением современных форм и технологий сотрудничества семьи и образовательной организации, способствующих сохранению, укреплению и развитию культуры воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян; развитием педагогической компетентности родителей (законных представителей) с участием образовательных и общественных организаций в целях содействия социализации обучающихся и повышения качества образования; популяризацией лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях с использованием различных форм распространения позитивных практик семейного воспитания; обновлением по форме и содержанию систему подготовки специалистов, осуществляющих педагогическое сопровождение семейного воспитания.

Выше названные задачи позволяют сформулировать приоритетные направлениядеятельности по реализации Программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи.

Первое направление связано с созданием условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими. В регионе совершенствуется нормативно-правовая база, обеспечивающая участие семьи в воспитательной деятельности. Расширился спектр деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией с участием родителей (законных представителей) обучающихся. Созданы управляющие, попечительские, координационные, профилактические и др. советы. В образовательных организациях действуют родительские комитеты, советы отцов, советы матерей, семейные и родительские объединения.

Второе направление решает задачу сохранения, укрепления и развития культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян. В образовательных организациях разработаны программы, содействующие укреплению семьи, повышающие социальный статус и общественный престиж отцовства и материнства. Продолжается реализация программы регионального курса «Основы семейной жизни», в том числе при активном участии родителей (законных представителей). Родители привлекаются к реализации учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». При этом расширяется спектр современных технологий (технология социального проектирования, технология сотрудничества, тренинговая технология, игровые технологии, арт-терапевтические технологии, синема-технологии, коммуникативные технологии и др.) и форм (родительское собрание, родительский лекторий, семейно-педагогические клубы, сетевые сообщества, детско-родительские сообщества, коллективные творческие дела, рейды, досуговые мероприятия и др.) взаимодействия образовательной организации с семьей в сфере духовно-нравственного воспитания, в том числе, с участием социальных партнёров.

Третье направление обеспечивает совершенствование деятельности социально-психолого-педагогических служб работы с семьей в системе образования. Разработаны и реализуются программы повышения психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) в образовательных организациях, программы поддержки разных категорий семей, в том числе родителей детей с ОВЗ, детей-инвалидов, одаренных детей, беженцев, инофонов и др. Развивается система служб медиации в образовательных организациях.

В рамках четвертого направления осуществляется популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях. В регионе проводятся конкурсы, направленные на развитие и укрепление ресурсов семьи как социального института воспитания детей. В образовательных организациях используются различные формы распространения позитивных практик семейного воспитания. Созданы стенды, странички на сайте образовательной организации, действуют социальные сообщества родителей.

Пятое направление, курируемое Владимирским институтом развития образования имени Л.И. Новиковой, обеспечивает подготовку специалистов по осуществлению педагогического сопровождения семейного воспитания. Расширен спектр программ повышения квалификации специалистов, работающих с разными категориями семей (многодетными, неполными, асоциальными, имеющими детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья и др.). Реализуются инновационные программы по развитию педагогического сопровождения семейного воспитания на базе образовательных организаций. Ежегодно издаются методические пособия в целях повышения профессиональной компетентности специалистов по вопросам взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Результаты реализации региональной программы позволяют сделать следующие выводы. Региональная программа позволила разработать организационно-управленческое обеспечение развития системы партнерских отношений между образовательными организациями и семьями воспитанников на региональном, территориальном, местном уровнях; способствовала стимулированию мотивации родительской активности в решении актуальных проблем и задач воспитания детей, в том числе в учебно-воспитательном процессе; содействовала развитию специализированных структур и служб сопровождения воспитания в образовательных организациях; позволила совершенствовать деятельность по обеспечению подготовки специалистов системы образования по вопросам организации социального партнерства между образовательными организациями и семьями детей.

Многое сделано, но еще больше работы впереди. Ориентиром в этом нам будут слова А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Тюкова А. В., канд. ист. наук,

Почетный работник общего образования РФ,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 17 г. Коврова

 

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ: ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных и эффективных практик по организации взаимодействия семьи и школы, направленная на воспитание подростков. Представлены примеры заданий – остроумных забав для детей и родителей, организующихся в пространстве школы.

Ключевые слова: родители, семья, партнерство, игра.

 

«Настоящий учитель – самый лучший, самый верный друг для родителей… Чувствовать себя учителем означает чувствовать себя другом родительского дома»

(А. Дисвергерг)

Актуальность проблемы эффективных практик взаимодействия семьи и школы обусловлена рядом факторов. В современном мире живое общение родителей и детей становится редкостью, если не сказать роскошью. Его заменяют Интернет, телефон, телевизор. Родители погружены в работу, дети – в учебу, на задушевные разговоры времени мало. Именно это неформальное общение очень важно и для детей, и для родителей. Большую редкость представляет реальная совместная деятельность родителей и детей, помочь им в этом призвана школа. В российском обществе в последние годы становится все более явным тренд на активное взаимодействие семьи и школы. Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» от 2012 года перевёл этот разговор в нормативную плоскость, предоставляя семье значительные возможности для участия в управлении школой. Новые рамки взаимодействия семьи и школы заложены и в действующие Федеральные государственные образовательные стандарты, которые ориентируют родителей, учеников и педагогов на равноправное партнерство в задаче получения ребенком образования., «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности, направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. В данном документе прописано о необходимости создания условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими. Существует и другая тенденция – отношение родителей к школе, как к «камере хранения» для своих детей, когда семья делегирует образовательному учреждению часть своих функций по воспитанию и обучению, самоустраняясь при этом.

Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия [4, с.236]. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для школьника в особенности.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и ОУ. Многие исследователи отмечают связь между уровнем взаимодействия семьи и школы и такими характеристиками, как доход семьи, образовательный уровень родителей, этническая принадлежность, семейный статус, возраст и пол родителей, количество детей, рабочий статус. Для взаимодействия семьи и школы важны и социально-психологические установки родителей, их ожидания от школы, отношение к ней, восприятие своего ребенка и предположения относительно своей роли в воспитании и образовании. Значимо то, какое влияние оказывают на взаимодействие между семьей и школой практики, применяемые учителями и школами, а также, насколько учителя заинтересованы в вовлечении родителей.

Встает вопрос – как на практике учитель может выстроить эффективное взаимодействие с родителями? Невольно вспоминается известное выражение «Что наша жизнь – игра!». По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игре принадлежит огромная роль в жизни людей вообще и детей в частности. Она выполняет следующие функции: коммуникативную, развлекательную, терапевтическую (преодоление различных трудностей), диагностическую (самопознание в процессе игры), коррекционную и функцию социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общества). В приоритете развития эффективных практик взаимодействия на первом месте – «живое» общение родителей и детей. Кроме того, коммуникация – это одно из социальных умений, которое не связано с какой-либо предметной областью, но является одним из важных показателей успешности человека, то есть soft-skills (мягкие навыки). Коммуникация подразумевает: умение общаться адекватно коммуникационной ситуации, считывать намёки и жесты, находить точки соприкосновения с собеседником, грамотно начинать и завершать общение, договариваться, подводить итоги разговора.

Ниже приведены эффективные игровые формы, способствующие формированию коммуникации родителей и обучающихся.

Для учащихся начальной школы можно провести совместную с родителями игру-чаепитие «Ассорти остроумных забав». Ассорти – это специально подобранная смесь, набор. Модель данной игры представляет собой разновидность интеллектуальной игровой программы, состоящей из смешения разных жанров познавательных заданий – ассорти забав для разума: загадок, шуточных вопросов, логических задач, перевёртышей, анаграмм, шарад. Ассорти познавательных забав для разума вводится в игровое действие необычным способом. Каждый тип заданий написан на внутреннем вкладыше специально приготовленного набора карамели, радующей глаз яркими блестящими обёртками. Аппетитные конфеты, имеющие интеллектуальную начинку, одновременно служат и средством поощрения за правильное выполнение остроумной забавы. Наименование отдельной карамели соответствует одному из видов познавательных заданий, например: «Гусиные лапки» – сказкам-загадкам;«Клубника со сливками» – шарадам;«Лимонная» – перевёртышам;«Му-Му» – анаграммам;«Мечта» – каверзным вопросам.

Ход проведения мероприятия. Перед началом игры капитан команды набирает ассорти для своей команды: 1-2 шт. каждой карамели (количество карамели оговаривается заранее). Игроки получают одинаковые по форме, но разные по содержанию наборы ассорти. В течение отведённого правилами времени (5-10 мин) все команды выполняют свои задания (отвечают на вопросы). По сигналу гонга команды прекращают совещаться и начинают в произвольной последовательности озвучивать свои задания и ответы на них. Каждый ответ оценивается другими игроками с помощью сигнальных карточек – зелёный цвет: «Согласны, у нас такая же версия»; красный цвет: «Не согласны, у нас другая версия». Команда оставляет у себя только те выигрышные очки-карамельки, на содержимое которых дала правильный первичный ответ. Если правильный ответ дала другая команда, то она получает бонусный балл за сообразительность и интеллектуальную реакцию, так как у неё не было времени на обдумывание.

Примеры заданий – остроумных забав

«Гусиные лапки» – сказки-загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без неё прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (Мама.)

2. Кто любить не устает

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша ... (бабушка).

3. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый ... (дед).

4. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым? (Папа.)

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я – старший брат,

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски? (Сестра.)

«Клубника со сливками» продолжи пословицы:

1. Отца с матерью почитать – горя не знать.

2. При солнышке тепло, при матери добро.

3. Родителей чти – не собьешься с истинного пути.

4. У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

5. У милого дитяти много имен.

6. Холостому помогай, Боже, а женатому хозяйка поможет.

«Лимонная» перевёртыши «Народная мудрость»:

1. Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна.)

2. Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)

3. От смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

4. На полицейском валенки мокнут. (На воре шапка горит.)

5. Скрыл, что водоросль, – выходи из аквариума. (Назвался груздемполезай в кузов.)

«Му-Му» анаграммы:

Анаграмма Ответ
редоилит родители
беёркно ребёнок
бадусь судьба
былука улыбка

 

«Мечта» каверзные вопросы о правовом статусе ребенка:

Назовите возраст, когда ребенок …

1. Становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права. (18 лет.)

2. Может быть членом детской организации с согласия родителей. (6 лет.)

3. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами. (14 лет.)

4. Обратиться в суд за защитой своих прав в соответствии с Семейным кодексом. (14 лет.)

5. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. (С рождения.)

6. Имеет право на имя, отчество и фамилию. (С рождения.)

Для учащихся основной школы, в преддверии 75-летия Победы, можно предложить совместную с родителями игругеокешинг«Память ковровчан о Великой Отечественной войне». Геокешинг (geocaching, от греч. Geo – Земля, англ.сache – тайник) – проектно-исследовательская игра с применением спутниковых навигационных систем (GPS-навигаторов), состоящая в нахождении тайников (в данном случае – достопримечательности «Малой Родины»), и выполнении соответствующих заданий. В ходе игры дети с родителями не только решают образовательные задачи, но и «трогают историю своего населенного пункта руками», гуляя и фотографируясь у местных достопримечательностей. Например, первое задание: найти объект с координатами 56.358966 и 41.308274. Что это за объект? Какому человеку он служит памятником? Сколько звезд в данном архитектурном ансамбле? Сделать фотографию на фоне объекта. Второе задание: к оординаты точки: 56.363647 и 41.316664. Сделайте фотографии объекта, расположенного на местности с историческим названием Прудка. Количество фотографий должно соответствовать числу ёлок около данного объекта. Кого из Героев Советского Союза Вы встретили в списках погибших, высеченных на гранитных пионах; назовите их имена? Третье задание: к оординаты точки: 56.371369 и 41.310280. Что это за объект, на какой улице он распложен? Как называлась эта улица в 1941-1945 гг.? Каким было первое название этой улицы? Четвёртое задание: найдите объект с координатами: 56.367233 и 41. 311332. В честь какого события он был установлен? По углам площади установлены тумбы с картушами, на которых отражены главные вехи истории города. Сколько картушей рассказывают о трудовом подвиге ковровских оружейников в годы войны? Сколько о боевых заслугах ковровчан? Семейные команды представляют результат своих прогулок в формате эссе, фотоколлажа, презентации и т.д. Эта деятельность дает свои результаты: ребенок видит, что родителям интересна его школьная жизнь, а родителям предоставлена возможность больше времени провести со своими детьми.

В формате внеурочной деятельности педагог может вести кружок «Все начинается с семьи» [1, с.176], где на занятиях можно использовать как игры на сближение («Молекулы», «Держи свою мелодию», «Опаздывающее зеркало», «Чей голосок», «Раздувайся, пузырь!»), так и игры на раскрепощение («Ромашка», «Пылесосики», «Скованные одной цепью», «Девочки-мальчики»).

Подводя итог вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Игровые технологии помогают педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, родителями, но и эффективно организовать воспитательный процесс в целом, одновременно формировать мягкие навыки. Игра – сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека.

 

Литература:

1. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы/Сост. А.В. Енин. – М.: ВАКО, 2016.

2. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

4. Словарь социального педагога и социального работника. М.:2003.

5. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001.

Соколинская Г. К.,

доцент кафедры теории и методики воспитания

 ГАОУ ДПО ВО имени Л.И. Новиковой, г. Владимир,

Фомичева Л. А.,

учитель технологии МБОУ «Ковардицкая СОШ» Муромского района

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Аннотация

В статье рассматриваются современные аспекты организации взаимодействия образовательной организации и семьи как приоритетного фактора повышения роли родителей в воспитании детей в условиях, отвечающих современным требованиям. Содружество и сотворчество родителей и педагогов – основа совершенствования воспитательного потенциала семьи, что приводит к правильному формированию личности ребенка.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, взаимодействие, сотрудничество, воспитательный потенциал семьи, педагогическая культура родителей, формы взаимодействия.

 

В современном мире всё больше растет понимание роли семьи, определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном счёте развитие всего общества. В Законе об образовании приоритетное право на воспитание детей закреплено за родителями: «Родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» [3]. Именно семья дает возможность ребенку сделать первые шаги в огромный неизведанный мир. От того, как будут родители сопровождать ребенка по этому пути, зависит его будущее.

Развитие и воспитание школьников осуществляются в сложных общественных условиях, в условиях преломления традиционных ценностей. Наблюдается тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их духовного и физического здоровья. Происходит нравственная деформация, рост бескультурья, жестокости и насилия в семье. Растёт численность семей «группы риска», увеличивается количество неблагополучных семей.

Как в этих условиях можно обеспечить полноценное воспитание родителями своих детей? Кто может помочь родителям постичь премудрости воспитания ребенка? Педагогическая практика показывает, что реализовать задачу эффективного воспитания можно только совместными усилиями родителей и педагогов, которые бы тесно взаимодействовали друг с другом, знали бы особенности процесса взросления ребенка, условия наполнения его личности нравственными качествами и мудро вели бы его по этому пути.

Воспитание начинается в семье. Б


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.