II. Сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

II. Сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян

2020-08-20 92
II. Сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Боликова В.Г. Детско-родительская творческая мастерская во внеурочной деятельности как средство формирования личностных компетенций, учащихся при изучении русского язык............................................................................................. 36

Адамова Н.В., Шадикова Т.Ю. Мир не погибнет, пока существует семья (к вопросу о взаимодействии семьи и ДОУ: духовно-нравственный аспект).................... 39

Власова А.В. Взаимодействие семьи и детских объединений посредством реализации дополнительной общеразвивающей программы......................... 44

Кожемякина О.А. Мы вместе........................................................................... 49

Горбунова Л. А., Сырбу А.А. Педагогические условия преодоления социальной индифферентности................................................................................................. 51

III. Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций

Рябова М.В. Региональная модель психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей.................................................................................................. 56

Циглова О.О. Воспитательный потенциал этнографического клуба в работе с современной семьей.............................................................................................. 59

Кистенене Г.Ю., Скорищенко О.А. Равнодушие как явление: социальный аспект............................................................................................................................ 63

Седова Т.Ю., Серова И.В., Дмитриева М.Г. Клуб отцов «АКАДЕМИЯ ДЛЯ ПАП» эффективная форма популяризации и активизации роли отца в семье.......... 67

Щеголева О.В. Формирование культуры здорового образа жизни в учреждении дополнительного образования через реализацию социального проекта «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО ЗДОРОВО!».................................................................... 71

IV. Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семья х

Лесина О. М., Ромашкина Н.Н. Сквозные проекты преемственности в детском саду и в школе «Образовательные маршруты – маршрут выходного дня – культурный дневник школьника»......................................................................................... 73

Черашева Е.В. Семейный клуб как эффективное условие повышения психолого-педагогической компетенции современного родителя.................................... 77

Мухина М.В. Информационный стенд как средство вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольной организации.................. 80

Булыгина Е. Е., Виссарионова Н. В. Родительский клуб, как основа счастливого настоящего наших детей.................................................................................. 84

Пыркова А.И. Содействие повышению знаний родителей о родном крае с помощью путеводителя............................................................................................. 89

Карпова О. Н., Петрова О.В., Иудина Д.М. Совет Отцов как форма взаимодействия семьи и школы с целью профилактики преступности среди несовершеннолетних................................................................................................................. 92

 

Сведения об авторах........................................................................................ 96

                                                                                                                     


От составителей

Современное российское образование, как единый процесс обучения и воспитания, направлено на совершенствование интеллектуальных и нравственных качеств личности обучающихся. Педагогическое сообщество призвано уделять пристальное внимание организации работы с семьей. В этой связи особое значение приобретает внедрение мягких форм взаимодействия педагогов и родителей, направленных на определение эффективных способов совместного воспитания.

Причинами, обусловливающими необходимость организации партнерских взаимоотношений специалистов в области воспитания, педагогов-практиков и родителей по формированию семейной идентичности у современного подрастающего поколения, являются:

- ситуация неопределенности в выборе жизненных целей;

- культурный маргинализм подрастающего поколения;

- продолжающиеся социальные перемены;

- тинейджерская революция.

Статьи, представленные в данном сборнике, раскрывают механизмы организации партнерских взаимоотношений семьи и образовательной организации, поделены на четыре раздела по направлениям:

· Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций.

· Сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей россиян.

· Содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций.

· Популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях.

I. Создание условий для расширения участия семьи

в воспитательной деятельности образовательных организаций

Морозова Е.А., канд. пед. наук,

и.о. зав. кафедрой ТиМВ ВИРО имени Л.И. Новиковой

 

СЕМЕЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье представлены уровни самоидентификации, компоненты семейной идентичности и методы ее формирования.

Ключевые слова: структура, формы, компоненты, семейная идентичность.

«Надо чувствовать за собой прошлое, культуру, род, Родину. У кого нет рода, у того нет Родины, народа. Без генеалогии нет патриотизма»

(П. Флоренский)

Формирование позитивного семейного самосознания происходит в виде двухстороннего процесса самоидентификации «Я сам» и коллективного «Мы» и является важной задачей процесса воспитания, духовно-нравственного развития личности.

Семейная идентичность включает в себя совместные представления, планы, обязанности, намерения, воспоминания, характеризующие семейную общность. Составляющими семейной идентичности являются материальные и духовные свидетельства семейной жизни: альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, семейные реликвии, передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Первоначальное формирование личности человека, его самосознания происходит в процессе его реального становления как члена семейной структуры на основе идентичности с семьей.

Семейная идентичность сопряжена с самоидентификацией – парадоксальным процессом, имеющим два основных уровня:

Ø Индивидуальный уровень – осознание уникальных, своеобразных качеств, обеспечивающих единство личности и выделяющих ее из социальной структуры.

Процесс формирования самоидентичности происходит поэтапно:

– в 6–7 лет ребенок приобретает первые знания о своей семье, непосредственном социальном окружении;

– в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своим родом, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;

– в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) начинает замечать уникальность истории своего рода, семьи и страны.

Ø Социокультурный уровень – отождествление себя с макросоциальными общностями: обществом в целом, государством, нацией; идентификация с символами и ценностями культуры, системой социальных норм (коллективное «Мы»).

Социокультурная направленность обуславливает рассмотрение процесса идентификации личности как интериоризацию ею социокультурных воздействий в ходе выстраивания коммуникативных отношений, т.е. взаимодействия личностных и социокультурных начал.

Социокультурная идентичность рассматривается в аспектах:

· осознание принадлежности к определенной социокультурной группе, например к семье, солидарность с ее принципами, формирование мотивов отношений к различным ситуациям; выработка мнения-самооценки о себе как члене этой группы;

· чувственная оценка адекватности собственного «Я»;

· реализация способов поведения внутри и вне группы.

· Семейная и гражданская идентичность также имеют общие факторы:

· Общность исторического прошлого семьи и страны;

· Граждане страны – россияне;

· Общая культура (духовная, экономическая, политическая…);

· Общие эмоциональные переживания.

Формирование российской гражданской идентичности возможно при условии изучения семейно-родовой истории.

Концепты восприятия своей семьи как части истории Отечества:

· единое происхождение;

· персоналии поколений (внешнее сходство, имя, профессия, судьбоносные события);

· семейные реликвии (дневники, письма…);

· семейные традиции (называть детей в честь предка, продолжать династию, хранить и передавать по наследству ценности...).

Все концепты, безусловно, имеют и духовные, и нравственные корни. Духовные обусловлены формированием внутреннего мира личности, нравственные корни, как способность поступать по совести, центрированы на принятии правил и норм, соблюдаемых здесь и сейчас. Духовность и нравственность в своем развитии детерминированы взаимообратной связью. Духовность создает смысловые ориентиры и мотивы, а нравственность проявляется в действии, т.е. если нравственные качества присутствуют в человеке, то они обязательно проявятся через поступок.

Как правило, в процессе воспитания родители передают своим детям смысловые ориентиры и мотивы к нравственному поступку.

Подрастающее поколение является главным агентом социальных перемен, которые могут выступать проводниками социальных инноваций, необходимых для социального благополучия в нашей стране. Соответственно, формирование позитивной социокультурной, семейной идентичности, направленной на духовно-нравственное совершенствование, получает все большую актуальность.

Методами, направленными на формирование семейной идентичности, служат:

· общедидактические (дискуссионные, игровые, поисковые, проектные и др.);

· методы народной педагогики (воспитание словом, искусством, игрой, мнением отца, матери, деда и др.);

· методы семейного воспитания (моделирование, реконструкция, кейс, супервизия, тандем-метод и т.д.).

Процесс формирования семейной идентичности опирается на базовые национальные ценности: семья, приоритет духовного над материальным, патриотизм, гражданственность, солидарность, труд и творчество и др. Традиционно, с формированием этих ценностей связывается образовательная деятельность, имеющая духовную и нравственную, краеведческую, семейную, военно-патриотическую, здоровьесберегающую, гражданско-патриотическую, социокультурную направленность. (Таблица 1.)

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.