Психоаналитическая теория толпы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психоаналитическая теория толпы

2020-08-19 155
Психоаналитическая теория толпы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В начале 20-х годов ХХ в. Фрейд обратил внимание на конфликт, возникающий между отдельной личностью и обществом. Современная цивилизация посредством моральных норм и социального контроля подавляет и вытесняет естественные инстинкты человека, что приводит к деформации характера, развитию неврозов, отчуждению от культуры. В книге «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921) Фрейд размышляет над великими проблемами общества, возникновением мировых религий и общественных движений. «Мы находимся на территории психологии толп, где не чувствуем себя в своей тарелке», – писал он [104, с. 70]. Он пытается разрешить проблему: почему индивид при условии его включения в толпу, чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать [104, с. 133]. Причем, Фрейд очень часто использует понятие масса как синоним понятия толпа. При исследовании человеческой массы, по его мнению, необходимо решить следующие вопросы:

 

Таблица 8.1. Вопросы и ответы Фрейда

Вопрос Ответ
В чем заключается сущность массы? В несвободе отдельного человека от общества
Как ей удается влиять на индивида? Как появляется ее способность влиять на душевную жизнь отдельного человека? С помощью процесса идентификации
В чем заключается психическое превращение, которому человек подвергается в толпе? В регрессии психики

 

Несвобода отдельного человека. Главное явление массовой психологии не свобода в массе отдельного человека. Каждый эмоционально связан в двух направлениях, с одной стороны, он связан с вождем, с другой – с другими массовыми индивидами. Причем, сущностью массы являются ее либидиозные связи. Простая человеческая толпа еще не есть масса, пока в ней не установились эти два типа связей.

На короткое время в массе исчезает нетерпимость людей друг к другу. Индивиды вынуждены терпеть другого и не испытывать к нему чувства враждебности. В массе появляется ограничение себялюбия. Сущность массы заключается в новообразованных привязанностях участников массы друг к другу. Механизм эмоциональной привязанности Фрейд обозначил термином идентификация.

Идентификация. Известно, что понятие идентификация в первый раз он ввел в 1921 г., рассуждая о взаимоотношениях индивида и массы. Идентификация означает чувство привязанности, общности с другими людьми. «Каждый индивид, – пишет Фрейд, – это составная часть многочисленных масс, он с различных сторон связан идентификацией и создал свой «Идеал Я» [104, с. 181]. Множественным образом индивид связан с массой посредством идентификации. Он построил свой идеал «Я» по различным образцам. Отдельный человек, участник многих массовых душ – своей расы, сословия, церковной общины, государственности и т.д. Но, обладая частицей многочисленных душ масс, преодолевая их, индивид может подняться до уровня независимости и оригинальности. Он выделял два типа идентификации: эротическую и миметическую. Эротическая означает идентификацию с людьми, которыми мы желали бы обладать. Миметическая – это идентификация с людьми, воплощающими то, какими мы хотели бы быть. Эрос не зависит от Мимесиса, а Мимесис – от Эроса. В психике индивида эротическая идентификация преобладает над миметической. В психике массы – наоборот. Итак, сущность массы и ее способность влиять на психику человека Фрейд объясняет посредством процесса идентификации.

Фрейд подчеркивал, что, попадая в толпу, отдельный человек отказывается от своего «Идеала Я» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. В массе возникает двойной вид связи – идентификация и замещение «Идеала Я» личностью вождя.

Идентификация толпы с ее лидером означает, что люди под влиянием внушения отказываются от собственной личности: либо от «супер–эго», либо от «эго», либо от «ид». Функции своей личности они передают лидеру, он осуществляет полный контроль над их взаимоотношениями с обществом. Тем самым они оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое его указание. Этим обусловлено единство толпы, однородность людей, их способность совершать действия, которые индивидуального для каждого из них были бы невозможны.

Регрессия психики. Фрейд утверждал, что личность человека западной культуры состоит из динамики сознательного и бессознательного. «В недрах толпы подавление бессознательных тенденций уменьшается. Моральные запреты исчезают, господствуют инстинкт и эмоциональность. Человек – масса действует как автомат, лишенный собственной воли. Он опускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации» [57, с. 290]. Все это показывает регрессию психики в толпе.

 

* * *

Между позицией Фрейда и позицией Ле Бона существует несколько разногласий:

1. Понимание сущности бессознательного. Для Ле Бона бессознательное имеет коллективную основу, это унаследованные от предков элементы психики. В этом отношении можно считать, что именно Ле Бон, а не Юнг впервые обнаружил существование и вскрыл природу коллективного бессознательного. Источник силы бессознательного состоит в том, что опыт накапливается и передается из поколения в поколение. Это коллективная память расы, народа. В коллективном бессознательном собраны лучшие, элитные достижения человечества, те, которые выдержали отбор поколений. Их стоило запомнить и передать потомкам.

Фрейд говорил об индивидуальном, а не коллективном бессознательном. Его содержание составляют вытесненные, подавленные аспекты психики, все то, что не соответствует социальным и культурным нормам. Содержание бессознательного – это самое худшее, что есть в человеке, то, что его недостойно, то, что не следует знать другим. «Я» прячет там ужасные животные инстинкты. Фрейд не употреблял понятие бессознательное масс.

2. Специфика психологических черт толпы. Ле Бон считал, что индивид не обладает совокупностью черт толпы, он приобретает эти черты, попадая в толпу. Фрейд же считал, что черты толпы изначально существуют в каждом из нас, но они вытеснены в бессознательное. Когда мы попадаем в толпу, сознание ослабевает, подавленные ранее инстинкты прорываются в сознание.

3. Динамика индивидуального сознания и коллективного бессознательного. Ле Бон считал, что в толпе распадается индивидуальное сознание и заменяется коллективным бессознательным. Фрейд придерживался мнения, что человек регрессирует в культурном отношении, возвращается на примитивную стадию психической жизни. Функции сознания посредством процесса идентификации передаются лидеру, а человек попадает во власть инстинктов.

Однако Ле Бон и Фрейд были солидарны относительно роли вождя, в силе его воздействия на психику людей из толпы.

 

* * *

Мы считаем, что толпа является одним из способов формирования коллективного бессознательного, содержанием которого являются совместно переживаемые чувства. Для психики отдельного человека и психологии целой общности важно, чтобы эти чувства носили позитивную направленность, отличались доброжелательностью и преданностью друг другу. Это способствует образованию общности на долговременных основах, порождает сплоченность, солидарность, чувство единения. Агрессивные чувства, порожденные толпой, совершенные совместно преступные действия могут сплотить людей только на кратковременной основе в попытке уйти от ответственности. Однако очень быстро пережитые совместно негативные чувства приводят к взаимной подозрительности и разрушают общность изнутри.

Важно отметить, что содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты, как биологические регуляторы поведения. Инстинкты в индивидуальном и коллективном бессознательном существуют вечно, но крайне редко допускаются из бессознательного в сознание. Проникновение инстинктов в сознание возможно в процессе пребывания человека в толпе. С другой стороны, коллективное бессознательное пополняется и может эффективно функционировать за счет проникновения из сознания в бессознательное позитивно окрашенных чувств, которые способствуют долговременному объединению общности. Причем, из сознания в бессознательное могут проникнуть исключительно чувства, только эмоциональные компоненты психики, и ничто иное. Проникновение сознательных компонентов психики – идей, мыслей, рассуждений в коллективное бессознательное невозможно, иначе оно утратило бы свою суть. Коллективное бессознательное основано на чувственном способе познания окружающего мира, что характерно для естественных общностей. Мысли и идеи не могут проникнуть из сознания в бессознательное полностью. В коллективное бессознательное попадает только чувственный компонент единого процесса познания мира. Итак, содержанием коллективного бессознательного являются инстинкты, глубинные, истинные его обитатели, и чувства, пришельцы из области сознания, надолго поселившиеся в нем. Именно толпа является одним из способов формирования коллективного бессознательного в психике людей. Она является катализатором взаимного обмена инстинктами и чувствами между бессознательным и сознанием. Сознательная, целеустремленная воля отдельного человека, которая выполняет функцию мембраны между сознанием и бессознательным в толпе ослабевает. Мембрана становится прозрачной, преодолимой для взаимопроникновения инстинктов и чувств.

 

Теория толпы С. Московичи

 

Исторический трактат «Век толп» (1981) написал французский психолог Московичи. Он утверждает, что великая тайна всякого поведения – это общественное поведение. Предназначение психологии состоит в ответе на два вопроса: почему возникают толпы и как управлять толпой?

Московичи отмечает, что толпа как вид человеческой общности стремится к низшему уровню психологии ее членов. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. Под влиянием внушения человеку в толпе свойственно:

1. Утрата логического и предпочтение алогичного мышления;

2. Раскол рационального и иррационального в человеке, внутренней и внешней жизни, утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек находится в «состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным;

3. Растворившись в толпе, люди утрачивают свои личные интересы, всякую критичность и способность принимать правильное решение. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, минующий разум, обращенный к чувству;

4. Люди легко подчиняются приказам вождя.

5. Собравшиеся толпы ниспровергают основы демократии и утверждают охлократию – власть толпы.

 

 

 

 


Рис. 8.11. Психологические свойства человека толпы

 

Детально проанализировав взгляды своих предшественников, Московичи строит стройную концепцию психологии толп. Он отмечает, что в науке существует три ответа на вопрос о природе толпы. Первый, толпы – это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям чернь, сброд, люмпен. Второй, толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира. Третий, все толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести. Московичи отстаивает естественную природу толпы. «Толпа – это все: Вы, Я, каждый из нас. Как только люди собираются вместе, они становятся толпой» [57, с. 109]. Толпы представляют собой коллективную форму жизни, поэтому изучать их необходимо не с позиций психологии индивида, а с особых позиций. Московичи утверждает, что «человек–индивид» и «человек–масса» представляют собой два разных проявления психики индивида. Он выделяет два предмета психологии толп. Во-первых, следует изучать изменения психики индивида в толпе. Во-вторых, исследовать взаимодействие толпы и вождя.

Основные идеи Московичи сводятся к следующему:

1. Психологически толпа – это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Мышление индивида – критическое, логическое, использующее идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (точнее человека в толпе) – автоматическое, где господствуют стереотипные ассоциации, клише, конкретные образы. «Существуют два и только два типа мышления, – пишет С. Московичи, – первый нацелен на идею-понятие, второй – на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй – массе» [57, с. 141].

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они всегда кончают восстановлением того, что они низвергали, так как для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Толпы нуждаются в поддержке вождя. Он убеждает их не с помощью рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их как гипнотизер своим авторитетом.

 

 


Рис. 8.12. Качества вождя толпы

 

5. Значимость иррациональных элементов психики. Пропаганда, воздействие на толпу должны иметь иррациональную основу, использовать язык аллегорий – энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками. У толпы нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение, часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей психики, автоматически запускают поведение человека.

6. Способ управлять толпой – это внушение. Потому политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией) должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины), которую внедряют в сознание каждого человека посредством внушения.

Основная идея Московичи состоит в том, что он сформулировал новый закон. Основной постулат науки: «Все, что является коллективным – бессознательно. Все, что бессознательно является коллективным». Он отмечает, что первая часть постулата принадлежит Ле Бону, вторая часть – Фрейду. Итак, открыт закон социальной психологии. Толпа, являясь коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения. Для Московичи очень важно, что в толпе стираются различия между людьми. По его мнению, именно психология толп, как одна из наук о человеке, способна прояснить главные события современности.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.