Система работы с родителями. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Система работы с родителями.

2020-07-07 175
Система работы с родителями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Для решения задачи - создание условий для повышения компетентности и уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом в вопросах познавательного развития ребёнка  применяется технология Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья». Основное положение технологии как нельзя лучше отвечает нашим запросам – построение партнёрского сотрудничества между педагогами и родителями в едином образовательном пространстве. А средством достижения этого является – диалогическое общение двух партнёров – педагога и родителя. Чтобы общение стало диалогическим, автор опыта придерживается определённых правил в общении с родителями:

ü безоценочно и позитивно принимать собеседника (принцип «безусловного принятия другого»);

ü слушая собеседника, активно сопереживать ему, выражать своё понимание словами или действиями (принцип «услышанности»);

ü в общении выражать собственные искренние чувства (принцип «конгруэнтности»).

В рамках решения задачи № 4 автором работы были подобраны и апробированы методы сотрудничества с родителями в зависимости от их компетентности и уровня мотивации.

На тренингах, дискуссиях, диспутах, конференциях, семинарах и т.д. (Приложение 3 – план работы с родителями) применяются разнообразные нетрадиционные приемы, стимулирующие активность родителей.

Ø Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос. Этот приём настроит родителей на размышление. Например: «Ребёнок с высоким уровнем познавательного развития, какой он на ваш взгляд?». Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними.

Ø Решение проблемных ситуаций. Решение проблемы, изложенной в данной ситуации, побуждает родителей к анализу приёмов познавательного развития ребенка, повышает их компетентность.

Ø Ролевое проигрывание познавательных игр и упражнений, моделирующих способы передачи познавательной информации от родителя ребенку. Например, с родителями проигрывается ситуация обучения компьютерной игре «Найди лишний», которую в дальнейшем родители апробируют дома с детьми.

Ø  Тренинговые игровые упражнения и задания. Позволяют дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему. Например: вместо «Ты опять неправильно выполнил?»,  сказать: «Я не сомневаюсь, что если ты меня внимательно послушаешь, то это задание выполнишь правильно!».

Ø Анализ родителями детского поведения. Этот прием помогает понять родителям особенности поведения детей с задержкой психического развития на занятиях познавательного цикла. Например, родителям предлагается пример отрицательного поведения ребенка на занятии: «Оцените этот поступок ребенка. Как бы вы поступили?».

Ø Анализ приёмов, способствующих познавательному развитию. Анализируя собственную деятельность, родители меняют методы воздействия на ребёнка, начинают смотреть на ситуацию «глазами ребёнка».

Ø Обращение к опыту родителей.  Обмениваясь опытом,  родители видят собственные удачи и просчёты.

Ø Рубрика «Говорят дети».Родителям предлагается прослушать аудиозапись детских размышлений на  различные темы, например,  «Чему бы я хотел научиться?». После прослушивания родителям задается вопрос: «Как этого достичь? Ваше участие в достижении цели ребенка?». Прием направлен на формирование мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом.

Ø Игра «Испорченный телефон». Передача короткой информации – родители рассаживаются по кругу, называется фраза из двух слов, которую передают друг другу шепотом. Передача объемной информации – вызывается четверо родителей. Один родитель остается в кабинете, остальных просят выйти. Ему сообщают текст, который он должен достоверно передать другому родителю по очереди. Вывод: подчеркивается важность прослушивания информации лично родителями. Показывается, как полученная информация искажается при передаче другим лицом.

Ø Упражнение «Конверт откровений». Родителям предлагается написать на листке бумаги волнующую их проблему по обсуждаемой теме и положить ее в «конверт откровений». В течение всего мероприятия записки находятся в конверте. По окончании мероприятия записки возвращаются родителям: «Нашли ли вы ответ на обозначенный вопрос в ходе обсуждения». Прием направлен на формирование компетентности родителей.

Ø «Клубок советов». Родителям предлагается клубок ниток, в который замотаны записки с советами. Родители, по очереди передавая клубок, разматывают его и читают совет, рекомендацию, метод работы с детьми с задержкой психического развития. Прием направлен на формирование компетентности родителей.

Ø «В сундуке у бабушки». В сундуке лежат несколько предметов (книга сказок, букварь, старинные фотографии, игрушки бабушки, пряники, вязальные спицы, кулинарная книга, рыбий жир, и т.д.). Педагог поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этого предмета в познавательном развитии детей дома. Решают оставить этот предмет, как инструмент развития или удалить.

  Одним из важных условий проводимых мероприятий с родителями является педагогическая рефлексия: умение родителей анализировать собственную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов, соответствующий особенностям ребенка и конкретной ситуации. Рефлексия родительского опыта даёт возможность «обратиться назад», «заглянуть внутрь себя», переосмыслить взгляды на познавательное развитие ребенка. Повторное использование приемов позволяет заметить изменения стереотипов родительского мышления.

во взаимодействии с родителями используются и информационно коммуникационные технологии:

ü просвещение родителей через тематические материалы (презентации в программе Microsoft Power Point, видеопросмотр);

ü представление результатов мониторинга качества образования;

ü индивидуальное информирование об изучении программного материала в период отсутствие ребенка (по причине болезни) и просвещение родителей по актуальным проблемам познавательного развития через Internet.

4.7.  Ожидаемые результаты:

1. Увеличение доли детей с задержкой психического развития с высоким уровнем познавательного развития не менее чем на 50%.

2. Мотивация к сотрудничеству с педагогом у 100% родителей.

Повышение компетентности родителей на 50% в вопросах познавательного развития детей с задержкой психического развития.

Средства диагностики

Для оценки результативности опыта использовалась методика Е.А. Стребелевой (Приложение 1). Авторы выделяют основные параметры оценки познавательной деятельности детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

Выше перечисленные параметры отражаются в бальной оценке.

1 балл – ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению.

3 балла – ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, после обучения переходит к самостоятельному выполнению.

4 балла – ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученное при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития ребенка, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 - 40).

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют I неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.

    Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познаватель­ных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному вы­полнению задания. У них не сформированы продуктивные   виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грам­матического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, кото­рые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные за­дания. В процессе выполнения познавательных задач они при­меняют в основном практическую ориентировку — пере­бор вариантов, а после диагностического обучения исполь­зуют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструи­рование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они мо­гут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами.

  Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зритель­ной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного разви­тия и имеют сформированные предпосылки к учебной де­ятельности.

Баллы

Уровни

Критерии

Принятие задания (интерес к заданию)

Способы

выполнения

задания

Обучаемость

Показатели

10—12 баллов первая группа Глубокое познавательное недоразвитие Не проявляют интереса к заданиям.

Не решают познавательных задач

При обучении действуют неадекватно. 13—23 балла вторая группа Низкий уровень Эмоционально реагируют на игрушки, включается с интересом в совместные действия со взрослым.

Самостоятельно действуют не результативно.

После обучения не переходит к самостоятельному выполнению заданий. 24—33 балла третья группа Средний уровень Заинтересованы в действиях с игрушками.

В процессе выполнения заданий использует метод проб и ошибок.

После обучения могут выполнить некоторые задания самостоятельно. 34—40 баллов четвертая группа Высокий уровень Отмечается интерес к познавательным задачам. При выполнении заданий следует словесной инструкции, используют зрительную ориентировку.

Самостоятельно справляются с предложенными заданиями.

           

4.9.  Результативность образовательного процесса

В ходе мониторинга выявилась успешная динамика познавательного развития детей с задержкой психического развития (Приложение 1):

Группа детей

Дата  обследования

сентябрь 2008 г. май 2009 г. сентябрь 2009г. март 2010 г.
Первая группа        
Вторая группа 62.5%      
Третья группа 37.5% 62.5% 87.5% 37.5%
Четвертая группа 0% 37.5% 12.5% 62.5%

 

На итоговом обследовании выяснилось, что у 62,5% детей отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зритель­ной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного разви­тия и имеют сформированные предпосылки к учебной де­ятельности.

 37,5% детей заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные за­дания. В процессе выполнения познавательных задач они при­меняют в основном практическую ориентировку — пере­бор вариантов, а после диагностического обучения исполь­зуют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструи­рование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они мо­гут только после обучения. У них фразовая речь с аграмматизмами.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.