Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-07-07 | 175 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для решения задачи - создание условий для повышения компетентности и уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом в вопросах познавательного развития ребёнка применяется технология Е.П. Арнаутовой «Педагог и семья». Основное положение технологии как нельзя лучше отвечает нашим запросам – построение партнёрского сотрудничества между педагогами и родителями в едином образовательном пространстве. А средством достижения этого является – диалогическое общение двух партнёров – педагога и родителя. Чтобы общение стало диалогическим, автор опыта придерживается определённых правил в общении с родителями:
ü безоценочно и позитивно принимать собеседника (принцип «безусловного принятия другого»);
ü слушая собеседника, активно сопереживать ему, выражать своё понимание словами или действиями (принцип «услышанности»);
ü в общении выражать собственные искренние чувства (принцип «конгруэнтности»).
В рамках решения задачи № 4 автором работы были подобраны и апробированы методы сотрудничества с родителями в зависимости от их компетентности и уровня мотивации.
На тренингах, дискуссиях, диспутах, конференциях, семинарах и т.д. (Приложение 3 – план работы с родителями) применяются разнообразные нетрадиционные приемы, стимулирующие активность родителей.
Ø Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос. Этот приём настроит родителей на размышление. Например: «Ребёнок с высоким уровнем познавательного развития, какой он на ваш взгляд?». Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними.
Ø Решение проблемных ситуаций. Решение проблемы, изложенной в данной ситуации, побуждает родителей к анализу приёмов познавательного развития ребенка, повышает их компетентность.
|
Ø Ролевое проигрывание познавательных игр и упражнений, моделирующих способы передачи познавательной информации от родителя ребенку. Например, с родителями проигрывается ситуация обучения компьютерной игре «Найди лишний», которую в дальнейшем родители апробируют дома с детьми.
Ø Тренинговые игровые упражнения и задания. Позволяют дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему. Например: вместо «Ты опять неправильно выполнил?», сказать: «Я не сомневаюсь, что если ты меня внимательно послушаешь, то это задание выполнишь правильно!».
Ø Анализ родителями детского поведения. Этот прием помогает понять родителям особенности поведения детей с задержкой психического развития на занятиях познавательного цикла. Например, родителям предлагается пример отрицательного поведения ребенка на занятии: «Оцените этот поступок ребенка. Как бы вы поступили?».
Ø Анализ приёмов, способствующих познавательному развитию. Анализируя собственную деятельность, родители меняют методы воздействия на ребёнка, начинают смотреть на ситуацию «глазами ребёнка».
Ø Обращение к опыту родителей. Обмениваясь опытом, родители видят собственные удачи и просчёты.
Ø Рубрика «Говорят дети».Родителям предлагается прослушать аудиозапись детских размышлений на различные темы, например, «Чему бы я хотел научиться?». После прослушивания родителям задается вопрос: «Как этого достичь? Ваше участие в достижении цели ребенка?». Прием направлен на формирование мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом.
Ø Игра «Испорченный телефон». Передача короткой информации – родители рассаживаются по кругу, называется фраза из двух слов, которую передают друг другу шепотом. Передача объемной информации – вызывается четверо родителей. Один родитель остается в кабинете, остальных просят выйти. Ему сообщают текст, который он должен достоверно передать другому родителю по очереди. Вывод: подчеркивается важность прослушивания информации лично родителями. Показывается, как полученная информация искажается при передаче другим лицом.
|
Ø Упражнение «Конверт откровений». Родителям предлагается написать на листке бумаги волнующую их проблему по обсуждаемой теме и положить ее в «конверт откровений». В течение всего мероприятия записки находятся в конверте. По окончании мероприятия записки возвращаются родителям: «Нашли ли вы ответ на обозначенный вопрос в ходе обсуждения». Прием направлен на формирование компетентности родителей.
Ø «Клубок советов». Родителям предлагается клубок ниток, в который замотаны записки с советами. Родители, по очереди передавая клубок, разматывают его и читают совет, рекомендацию, метод работы с детьми с задержкой психического развития. Прием направлен на формирование компетентности родителей.
Ø «В сундуке у бабушки». В сундуке лежат несколько предметов (книга сказок, букварь, старинные фотографии, игрушки бабушки, пряники, вязальные спицы, кулинарная книга, рыбий жир, и т.д.). Педагог поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этого предмета в познавательном развитии детей дома. Решают оставить этот предмет, как инструмент развития или удалить.
Одним из важных условий проводимых мероприятий с родителями является педагогическая рефлексия: умение родителей анализировать собственную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов, соответствующий особенностям ребенка и конкретной ситуации. Рефлексия родительского опыта даёт возможность «обратиться назад», «заглянуть внутрь себя», переосмыслить взгляды на познавательное развитие ребенка. Повторное использование приемов позволяет заметить изменения стереотипов родительского мышления.
во взаимодействии с родителями используются и информационно коммуникационные технологии:
ü просвещение родителей через тематические материалы (презентации в программе Microsoft Power Point, видеопросмотр);
ü представление результатов мониторинга качества образования;
ü индивидуальное информирование об изучении программного материала в период отсутствие ребенка (по причине болезни) и просвещение родителей по актуальным проблемам познавательного развития через Internet.
|
4.7. Ожидаемые результаты:
1. Увеличение доли детей с задержкой психического развития с высоким уровнем познавательного развития не менее чем на 50%.
2. Мотивация к сотрудничеству с педагогом у 100% родителей.
Повышение компетентности родителей на 50% в вопросах познавательного развития детей с задержкой психического развития.
Средства диагностики
Для оценки результативности опыта использовалась методика Е.А. Стребелевой (Приложение 1). Авторы выделяют основные параметры оценки познавательной деятельности детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
Выше перечисленные параметры отражаются в бальной оценке.
1 балл – ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает цели.
2 балла – ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению.
3 балла – ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, после обучения переходит к самостоятельному выполнению.
4 балла – ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Суммарное количество баллов, полученное при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития ребенка, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 - 40).
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют I неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.
|
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Баллы
Уровни
Критерии
Способы
выполнения
задания
Показатели
Не решают познавательных задач
Самостоятельно действуют не результативно.
В процессе выполнения заданий использует метод проб и ошибок.
|
Самостоятельно справляются с предложенными заданиями.
4.9. Результативность образовательного процесса
В ходе мониторинга выявилась успешная динамика познавательного развития детей с задержкой психического развития (Приложение 1):
Группа детей |
Дата обследования | |||
сентябрь 2008 г. | май 2009 г. | сентябрь 2009г. | март 2010 г. | |
Первая группа | ||||
Вторая группа | 62.5% | |||
Третья группа | 37.5% | 62.5% | 87.5% | 37.5% |
Четвертая группа | 0% | 37.5% | 12.5% | 62.5% |
На итоговом обследовании выяснилось, что у 62,5% детей отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
37,5% детей заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после обучения. У них фразовая речь с аграмматизмами.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!