Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

2020-07-07 140
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Паспорт программы ….…………………………………………………......3

2. Пояснительная записка …………………………………………………….5

3. Цели и задачи программы………………………………………………………7

4. Содержание программы ……………………………………………………9

4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития старшего дошкольного возраста………………….9

4.2. Условия реализации программы ……………………………………………12

4.3. Критерии познавательного развития детей ………………………………...13

4.4. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей

в организации образовательного процесса……………………………………..19

4.5. Планирование игр и упражнений…..………………………………………..19

4.6. Система работы с родителями ………………………………………………21

4.7. Ожидаемые результаты ……………………………………………………...24

4.8. Средства диагностики познавательного развития детей ………………….24

4.9. Результативность образовательной работы ………………………………..26

 

Список использованной литературы …………………………………................29

Приложение:

Приложение 1. Методика обследования познавательного развития,

диагностическое обучение, качественная и количественная оценка

действий ребенка 5 – 7 лет ………………………………………………………..............1

Приложение 2. Конспекты познавательных занятий с детьми

с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста..............13

Приложение 3. Программа работы с родителями детей группы

компенсирующей направленности ………………………...................................24

 

Паспорт программы

Наименование программы «Развивайка» - направлена на повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, через использование инновационных технологий на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Организация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Медвежонок»
Юридический адрес 628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,              г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 74-а, 7 мкр.
Телефон (8 – 3466) 46 – 21 – 48; (8 – 3466) 65 – 16 - 67
Автор опыта Учитель – дефектолог Сидорова Ирина Николаевна
Координатор программы Методический совет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №31 «Медвежонок» г. Нижневартовска
Целевые группы Воспитанники группы компенсирующей направленности (дети с  задержкой психического развития старшего дошкольного возраста). Родители детей группы компенсирующей направленности.
Сроки реализации программы   1. Этап организационный, сентябрь - октябрь 2008 года: подбор диагностического материала и выявления уровня развития детей. 2. Этап практический - октябрь 2008 – май 2010 года, апробация следующих  технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П Арнаутова). 3. Этап итоговый - май 2010 года. Диагностика  с целью определения правильности применения технологий для решения обозначенных противоречий.
Противоречия на основании которых разработана программа ¨ между необходимостью повышать уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко процесса познавательного развития детей и сотрудничества с родителями. ¨ между социальным заказом родителей на подготовку ребёнка к обучению в школе в условиях детского сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами, низким уровнем компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребёнка; ¨ между стремлением педагога добиться позитивных результатов в познавательном развитии ребенка и использованием традиционных методов и форм работы с детьми и семьёй, в то время как необходим поиск инновационных решений задач познавательного развития детей в современных условиях.
Краткая характеристика программы Идея программы направлена на  поиск эффективных технологий работы с детьми и с семьёй в дошкольном учреждении, способствующих повышению качества познавательного развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. Новизна программы состоит в применении в условиях группы компенсирующей направленности следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П. Арнаутова).
Цель программы Повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития через использование инновационных технологий.
Задачи программы   Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1. Развивать у детей с задержкой психического развития интерес к выполнению задания 2.  Развивать у детей с задержкой психического развития навыки владения различными способами выполнения заданий 3. Формировать у детей с задержкой психического развития навыки самостоятельного выполнения заданий 4. Создать условия для повышения уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом и их компетентности в вопросах познавательного развития ребёнка с задержкой психического развития. 5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности, следующие технологии: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П. Арнаутова.).
Объёмы и источники финансирования программы Финансирование за счёт: - бюджетных средств – 50% - внебюджетных средств – 50%
Практическая значимость программы   Программа позволяет в условиях дошкольного образовательного учреждения: - позволяет увеличить долю детей с высоким уровнем познавательного развития, благодаря подобранным и адаптированным технологиям; - позволяет выполнить социальный заказ родителей на подготовку ребенка к обучению в школе, т.к. познавательное развитие является важным компонентом подготовки; - позволяет повысить мотивацию и компетентность родителей в вопросах познавательного развития детей.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного познавательного развития и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается его реализовать в полной мере.

С 2003 года в дошкольном образовательном учреждении № 31 города Нижневартовска функционируют группы компенсирующей направленности, в том числе для детей с задержкой психического развития.

    С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с задержкой психического развития не так уж отличаются от сверстников. Родители часто не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь в последствии – при выполнении заданий учебного плана.

    К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными проблемы в усвоении программы детского сада: дети плохо запоминают материал, малоактивны на занятиях, легко отвлекаются. Низкой уровень познавательного развития оказывается более низким по сравнению с нормой.

    С началом обучения в школе клиническая картина становится более выраженной. Психологические проблемы генерализуются и приобретают более глубокий и стойкий характер. Возникают серьезные проблемы в усвоении школьной программы, многие дети становятся неуспевающими, и составляют около 50% среди всех неуспевающих школьников.

Обучение и развитие детей данной группы в нашем дошкольном учреждении осуществляется по программе С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Авторы данной программы отмечают основную характерную черту детей с задержкой психического развития – низкий уровень познавательного развития.

 

Е.А. Стребелева выделяет основными критериями познавательного развития детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость. По данным критериям и осуществлялось педагогическое обследование детей. (Приложение 1).

Результаты диагностики показали, что 62,5% детей составляют группу, у которых в процессе самостоятельного выполнения познавательных задач отмечаются нерезультативные действия, в условиях обучения эти дети  действуют адекватно, но после него не переходят к самостоятельному выполнению. У них не сформировано умение работать по образцу. 37,5% составляют группу детей, которые в процессе выполнения задания применяют в основном практическую ориентировку – метод проб и ошибок. Самостоятельно выполнить некоторые задания могут только после обучения.

Проанализировав используемую программу, было выявлено, что раздел познавательного развития в ней не выделен и  технологии, направленные на решения познавательных задач не представлены. Кроме того, для положительной динамики развития ребенка необходима преемственность в содержании, методах, технологиях работы с детьми в детском саду и семье, но это важное направление в программе не освещено, поэтому необходим поиск конкретных путей взаимодействия с родителями.

В результате исследования семей выявлено, что 100% родителей хотят, чтобы их дети были подготовлены к обучению в школе, из них 18% родителей не готовы сотрудничать с педагогами, остальная часть (82%) родителей готовы сотрудничать, но они не имеют четкого представления о совместной работе по познавательному развитию детей, не могут определить какие виды помощи им нужны со стороны педагога.  80% родителей не имеют представления о причинах возникновения нарушений в познавательном развитии детей, не считают необходимым обращение к помощи медицинских специалистов.

Таким образом, обнаруживаются п ротиворечия:

¨ между необходимостью повышать уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко процесса познавательного развития детей и сотрудничества с родителями.

¨ между социальным заказом родителей на подготовку ребёнка к обучению в школе в условиях детского сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами,  низким уровнем компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребёнка;

¨ между стремлением педагога добиться позитивных результатов в познавательном развитии ребенка и использованием традиционных  методов и форм работы с детьми и семьёй, в то время как необходим поиск инновационных решений задач познавательного развития детей в современных условиях.

3. Цели и задачи программы. Изучив уровень развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, была поставлена цель: повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития через использование инновационных технологий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Повышать интерес детей с задержкой психического развития к собственной деятельности и ее конечному результату.

2. Развивать у детей с задержкой психического развития навыки владения различными способами выполнения заданий.

3. Формировать у детей с задержкой психического развития навыки самостоятельного выполнения заданий.

4. Создать условия для повышения уровня мотивации родителей к сотрудничеству с педагогом и их компетентности в вопросах познавательного развития ребёнка  с задержкой психического развития.

5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности, следующие технологии: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).

Идея программы направлена на поиск эффективных технологий работы с детьми и с семьёй в дошкольном учреждении, способствующих повышению качества познавательного развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте.

Новизна программы состоит в применении в условиях группы компенсирующей направленности следующих технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).

Сроки реализации программы – сентябрь 2008 года – май 2010 года.

Этапы реализации программы

1. Этап организационный сентябрь - октябрь 2008 года, предполагает выявление  проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня развития детей.

2. Этап практический - октябрь 2008 – май 2010 года,  на этом этапе была проведена апробация следующих  технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П.Арнаутова).

3. Этап итоговый - май 2010 года. Диагностика на итоговом этапе  определит правильность выбранных технологий для решения обозначенных противоречий.

Содержание программы

Планирование игр и упражнений

Апробация данных технологий осуществлялась на всех видах занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).

 

Технология

Возраст

Название игр и

Упражнений

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь январь

Февраль

Март

Апрель

май

Песочная игротерапия

Лет

1. «Волшебный   песок».

+

+

 

   

 

 

 

  2. «Хотим узнать!»

 

+

 

   

 

 

 

  3. «Волшебные ручки» 

 

 

+

   

 

 

 

  4. «Художники»

 

 

+

+ +

+

+

+

+ 5. 1. «Строители» 5.2. «Строители»

 

+

+

      +

 

+

 

+

 

  6. «На что похожа?»

 

 

 

+ +

+

+

+

+ 7. «Что спрятано?»

 

+

+

+  

 

 

 

 

Лет

1.«Послушные руки»

+

+

+

+ +

+

+

+

+ 2. «Дорисуй»

 

+

+

+ +

 

 

 

  3. «Узнай и нарисуй»

 

 

+

+ +

 

 

 

  4.. «Левее - правее»

 

 

 

   

+

+

+

  5.«Кто больше?»

 

 

 

  +

+

+

+

+

Лет

1. «Сравни предметы» - 1 уровень

+

+

+

   

 

 

 

  2. «Последовательность из 2 элементов

 

+

+

+ +

+

+

+

  3. «Что сначала, что потом» - 2, 3 этапа развития предмета.

 

+

+

  +

+

 

+

+ 4. «Раскрась картинку» - 1 уровень

+

+

+

   

 

 

 

  5. «Раскрась картинку» - 2 уровень

 

 

 

   

 

+

+

+ 6. «Убери лишний» - 1, 2 уровень

Игра подбирается с учетом изучаемой

лексической темы

7. «Заполни таблицу» - 1 уровень

 

 

 

   

+

+

+

+ 8. «Парные картинки» 1 уровень

 

+

+

+ +

 

 

 

 

Лет

1. «Последовательность из 3, 4 элементов»

 

+

+

+ +

+

+

+

+ 2. «Сравни предметы» - 2 уровень

 

+

 

+  

+

 

+

  3. «Что сначала, что потом» - 4, 5 этапов развития предмета.

+

+

+

+  

 

 

 

  5. «Раскрась картинку» - 2 уровень

 

 

+

+ +

+

+

 

  6. «Убери лишний» - 1, 2, 3 уровень

Игра подбирается с учетом изучаемой

лексической темы

7. «Заполни таблицу» - 1, 2 уровень  

 

 

 

 

+

+

+

+

8. «Парные картинки» 1 уровень +

+

+

 

 

 

 

 

 

                                         

 

Средства диагностики

Для оценки результативности опыта использовалась методика Е.А. Стребелевой (Приложение 1). Авторы выделяют основные параметры оценки познавательной деятельности детей дошкольного возраста: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

Выше перечисленные параметры отражаются в бальной оценке.

1 балл – ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению.

3 балла – ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, после обучения переходит к самостоятельному выполнению.

4 балла – ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученное при выполнении десяти заданий, является важным показателем познавательного развития ребенка, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34 - 40).

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют I неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы. Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.

    Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым. В процессе самостоятельного выполнения познаватель­ных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному вы­полнению задания. У них не сформированы продуктивные   виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грам­матического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, кото­рые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные за­дания. В процессе выполнения познавательных задач они при­меняют в основном практическую ориентировку — пере­бор вариантов, а после диагностического обучения исполь­зуют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструи­рование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они мо­гут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами.

  Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зритель­ной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного разви­тия и имеют сформированные предпосылки к учебной де­ятельности.

Баллы

Уровни

Критерии

Принятие задания (интерес к заданию)

Способы

выполнения

задания

Обучаемость

Показатели

10—12 баллов первая группа Глубокое познавательное недоразвитие Не проявляют интереса к заданиям.

Не решают познавательных задач

При обучении действуют неадекватно. 13—23 балла вторая группа Низкий уровень Эмоционально реагируют на игрушки, включается с интересом в совместные действия со взрослым.

Самостоятельно действуют не результативно.

После обучения не переходит к самостоятельному выполнению заданий. 24—33 балла третья группа Средний уровень Заинтересованы в действиях с игрушками.

В процессе выполнения заданий использует метод проб и ошибок.

После обучения могут выполнить некоторые задания самостоятельно. 34—40 баллов четвертая группа Высокий уровень Отмечается интерес к познавательным задачам. При выполнении заданий следует словесной инструкции, используют зрительную ориентировку.

Самостоятельно справляются с предложенными заданиями.

           

4.9.  Результативность образовательного процесса

В ходе мониторинга выявилась успешная динамика познавательного развития детей с задержкой психического развития (Приложение 1):

Группа детей

Дата  обследования

сентябрь 2008 г. май 2009 г. сентябрь 2009г. март 2010 г.
Первая группа        
Вторая группа 62.5%      
Третья группа 37.5% 62.5% 87.5% 37.5%
Четвертая группа 0% 37.5% 12.5% 62.5%

 

На итоговом обследовании выяснилось, что у 62,5% детей отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зритель­ной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного разви­тия и имеют сформированные предпосылки к учебной де­ятельности.

 37,5% детей заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные за­дания. В процессе выполнения познавательных задач они при­меняют в основном практическую ориентировку — пере­бор вариантов, а после диагностического обучения исполь­зуют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструи­рование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они мо­гут только после обучения. У них фразовая речь с аграмматизмами.

За 2008 – 2010 г.г.

Список использованной литературы

1. Арнаутова, Е.П.  Педагог и семья {текст}. / Е.П. Арнаутова  – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 264 с. - ISBN 5-8403-0429-8.

2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй {текст}. / Е.П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2002. - №4. – С.10.

3. Волков, Б.С. Методика решения психолого-педагогических ситуаций {текст}./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.49.

4. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры {текст}./ Т.М Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 64 с. – ISBN 5 – 89814-141-3.

5. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход {текст}./ Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника).

6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития {текст}: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/Т.Н. Доронова {и др.}.- М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. – 224 с.- ISBN 5-8252-18-5.

7. Дубовицкая, Л.А. Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими нарушения развития {текст}: учебно-метод. Пособие / Л.А. Дубовицкая, Т.Ф. Новосельцева. – Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2008. – 108 с..- ISBN 978-5-96411-067-9.

8. Евдокимова, Е. С. Новый взгляд на родительские собрания {текст}. / Е. Евдокимова Е. С. Кудрявцева. //Дошкольное воспитание. - М., 2007. - № 5.

9.  Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями {текст}: пособие для педагогов и родителей. / Е. С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 144 с. -     ISBN 978-5-86775-441-9.

10. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекции, консультации, мониторинг {текст}./ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

11. Лукина, Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении {текст}./ Л.И. Лукина. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - №5. – С.40.

12. Майер, А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ {текст}: методическое пособие/А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). – ISBN 978-5-9949-0015-4.

13. Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа {текст}./ Л.Е. Осипова– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64 с.

14. Осипова, Л.Е.Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа {текст}./ Л.Е Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 56 с.

15. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей {текст}./ Л.Е. Осипова– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

16. Поваляева, М.А. Справочник логопеда {текст}./ М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с. -  ISBN 5- 222-01541-6.

17. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития {текст}: книга 1 / С. Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова {и др.};; под общ. ред. С. Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. – ISBN 5-9219-0309-4.

18. Подготовка к школе детей с задержкой    психического развития {текст}: книга 2, тематическое планирование занятий / С. Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова {и др.}; под общей ред. С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с. – ISBN 5-9219-0310-8.

19. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья {текст}. / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарева, Н.Н. Матвеева; под ред. Е.Я. Коган, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – ISBN 295. 978-5-473-00421-2.

20. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй {текст}: практическое пособие/ О.В. Солодянкина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006 – 80 с.- (Управление образованием). – ISBN 5-89415-359-Х.

21. Степанова, О.А. Взаимодействие ДОУ, семьи и школы в процессе подготовки к школе детей риска {текст}./ О.А. Степанова //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №4. – С.77.

22. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста {текст}: (метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»). / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина {и др.}; под общей ред. Е.А. Стребелевой. – 3-е изд., - М.: просвещение, 2007. – 164 с.: прил. 268. с. ил. – ISBN978-5-09-016416-0.

23. Трегубенко, Л.А. Клуб успешного родителя {текст}./ Л.А. Трегубенко. //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.86.

24. Черникова, Т.В. Школа и детский сад: Лицом друг к другу {текст}: (организация образовательной среды для выпускников детского сада)./ Т.В. Черникова.// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №4. – С.32

25. Филатова Л.В. Организация тематических дней и недель в ДОУ {текст}. / Л.В. Филатова. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007. - №2. – С.25.

 

 

Содержание

1. Паспорт программы ….…………………………………………………......3

2. Пояснительная записка …………………………………………………….5

3. Цели и задачи программы………………………………………………………7

4. Содержание программы ……………………………………………………9

4.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития старшего дошкольного возраста………………….9

4.2. Условия реализации программы ……………………………………………12

4.3. Критерии познавательного развития детей ………………………………...13

4.4. Учет возрастных, половых, психологических особенностей детей

в организации образовательного процесса……………………………………..19

4.5. Планирование игр и упражнений…..………………………………………..19

4.6. Система работы с родителями ………………………………………………21

4.7. Ожидаемые результаты ……………………………………………………...24

4.8. Средства диагностики познавательного развития детей ………………….24

4.9. Результативность образовательной работы ………………………………..26

 

Список использованной литературы …………………………………................29

Приложение:

Приложение 1. Методика обследования познавательного развития,

диагностическое обучение, качественная и количественная оценка

действий ребенка 5 – 7 лет ………………………………………………………..............1

Приложение 2. Конспекты познавательных занятий с детьми

с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста..............13

Приложение 3. Программа работы с родителями детей группы

компенсирующей направленности ………………………...................................24

 

Паспорт программы

Наименование программы «Развивайка» - направлена на повышение уровня познавательного развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, через использование инновационных технологий на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Организация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №31 «Медвежонок»
Юридический адрес 628615 Россия, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра,              г. Нижневартовск, ул. Нефтяников 74-а, 7 мкр.
Телефон (8 – 3466) 46 – 21 – 48; (8 – 3466) 65 – 16 - 67
Автор опыта Учитель – дефектолог Сидорова Ирина Николаевна
Координатор программы Методический совет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №31 «Медвежонок» г. Нижневартовска
Целевые группы Воспитанники группы компенсирующей направленности (дети с  задержкой психического развития старшего дошкольного возраста). Родители детей группы компенсирующей направленности.
Сроки реализации программы   1. Этап организационный, сентябрь - октябрь 2008 года: подбор диагностического материала и выявления уровня развития детей. 2. Этап практический - октябрь 2008 – май 2010 года, апробация следующих  технологий: информационно- коммуникационная технология, «Песочная игротерапия» (Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Австигнеева), «Педагог и семья» (Е.П Арнаутова). 3. Этап итоговый - май 2010 года. Диагностика  с целью определения правильности применения технологий для решения обозначенных противоречий.
Противоречия на основании которых разработана программа ¨ между необходимостью повышать уровень познавательного развития детей с задержкой психического развития и недостаточной технологической разработкой в программе С.Г. Шевченко процесса познавательного развития детей и сотрудничества с родителями. ¨ между социальным заказом родителей на подготовку ребёнка к обучению в школе в условиях детского сада и низкой мотивацией, недостаточной активностью родителей во взаимодействии с педагогами, низким уровнем компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребёнка; ¨ между стремлением педагога добиться позитивных результатов в познавательном развитии ребенка и использованием традиционных методов и форм работы с детьми и семьёй, в то время как необходим поиск инновационных решений задач познавательного развития детей в современных условиях.
Краткая характеристика программы Идея программы направлена на  поиск эффективных технологий работы

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.