Общеграмматическая правильность речи — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общеграмматическая правильность речи

2020-07-07 146
Общеграмматическая правильность речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правила современной орфографии и пунктуации имеют разную степень соотношения с морфологической и синтаксической системами русского язы­ка. Чисто орфографические и чисто пунктуационные правила, опираясь на формально-морфологические и формально-синтаксические принципы, реализу­ются только в письменной речи. Кроме таких правил в русской орфографии и пунктуации существуют правила, которые можно определить как грамматико-орфографические и грамматико-синтаксические, поскольку они самым тес­нейшим образом связаны со свойствами грамматической системы русского языка. Владение этими правилами лежит в основе грамматико-синтаксической грамотности, или точнее общеграмматической правильности речи. В от­личие от чисто орфографических и чисто пунктуационных правил грамматико-синтаксические правила действуют как в письменной, так и в устной речи. К разряду таких правил можно отнести, например, правила употребления падежных форм существительных с различными предлогами: благодаря друзьям, но благодаря помощи друзей, вести расчеты согласно договору, но действовать согласно условиям договора, по условиям договора, по прибытии, по приезде, по предъявлении документа и т. п. Сюда же относятся и правила выбора в соответствии со стилем и условиями общения вариант­ных окончаний существительных (отпуски – отпуска, рапорты – рапорта). К числу нарушений синтаксической грамотности можно отнести часто встречающиеся в устной и письменной речи ошибки в построении синтаксических конструкций. Например, очень часто вместо правильного памятник Пушкину, Толстому, Глинке и т. д. говорят и пишут памятник Пушкина, Толстого, Глинки и т. д., не замечая того, что форма родительного падежа существительных в этих словосочетаниях имеет значение принадлежности и указывает на создате­ля памятника. Или рассказывая по радио о работе Совета Федерации, кор­респондент А. Коростошевская сказала: Вопрос снят из повестки дня, не заметив, что соединила в одну две разные синтаксические конструк­ции: «вопрос снят с повестки дня» и «вопрос исключен из повестки дня».

Общие правила употребления предложно-падежных форм существи­тельных, правила координации подлежащего и сказуемого, правила постро­ения синтаксических конструкций описаны, например, в словаре-практику­ме «Культура устной и письменной речи делового человека» [М., 1998].

Если оценивать влияние подобных грамматических и синтаксических ошибок на уровень речевой культуры пишущих и говорящих на русском языке, то следует сказать, что в письменной и устной речи носителей элитарного типа речевой культуры им нет места вовсе, и их отсутствие даже может служить отличительным признаком этой культуры. Так, в одном из телевизионных интервью М. Касьянов сказал: «...по прилетЕ президента в Москву...», употребив правильную форму «по прилетЕ» вместо часто употребляемой формы по прилету, по приезду. И форма по прилете в речи М. Касьянова явилась именно таким знаком его высокой речевой культуры.

У представителей среднелитературного типа речевой культуры нарушения общеграмматических норм и правил могут быть допустимы в очень редких случаях только при наличии грамматической вариант­ности. В пока еще формирующихся разговорных типах речевой культуры уровень общеграмматической правильности речи, безусловно, значительно ниже, чем в элитарном или даже среднелитературном, и объясняется это, на наш взгляд, несколькими причинами. Прежде всего это связано с тем, что в современной средней школе при обучении русскому языку общеграмматической грамотности и правильности уделяется гораздо меньше внимания, чем собственно орфографии и пунктуации. Кроме того, выделяя общеграмматическую правильность речи, мы с уровня грамотности, то есть соответствия речевого употребления определен­ному правилу, переходим на уровень нормативности, то есть соответствия выбранного варианта нормам литературного языка, а проблемы граммати­ческой нормативности в общеобразовательных школах пока практически не затрагиваются.

Впервые о существовании системы разнообразных норм русского литературного языка, которые каждый культурный человек обязан соблюдать в своей речи, молодые люди, да и то, если они студенты вузов, узнают из недавно включенного в вузовский образовательный стандарт курса «Русский язык и культура речи». Поэтому освоение грамматических норм требует самостоятельных, сознательных и постоян­ных усилий со стороны всех, желающих как можно правильнее и лучше владеть русским литературным языком.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.