Глава XXI Пророки Дана в Мекке, сто двенадцать стихов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава XXI Пророки Дана в Мекке, сто двенадцать стихов

2020-07-07 119
Глава XXI Пророки Дана в Мекке, сто двенадцать стихов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого. 3221. Приближается время, когда люди дадут отчет свой, а они в беспечности удаляются. 2. Ни одно новое поучение от Господа не приходит к ним без того, чтобы не слушали


его, насмехаясь 3. от суетности сердец своих. Нечестивые говорят втайне: разве он не простой человек, подобный вам? Станете ли вы присутствовать при его чародействах, видя ясно, в чем дело? 4. Отвечай: Господь мой знает все, что на небе и на земле. Он слышит и знает все. 5. Они говорят даже: это — набор слов; это он сочинил его (Коран); он — поэт. Пусть он нам покажет чудо, как это делали прежние посланные. 6. Ни один из разрушенных Нами городов не верил тоже прежде их. И они не поверят. 7. И прежде тебя Мы не посылали иначе как обыкновен­ных людей, получавших откровение. Спросите об этом получивших писание, если не верите. 8. Мы им не дали плоти, которая могла бы не питаться; они не были вечны. 9. Мы сдержали данное им обещание и спасли их и тех, кого хотели спасти, и истребили отступников. 10. Мы ни­спослали вам книгу, содержащую поучение для вас. Разве вы не размыслите?

32311. Сколько преступных городов разрушили Мы и во­дворили на местах их другие народы? 12. Когда они почув­ствовали гнев Наш, они бросились бежать из городов сво­их. 13. Не бегите, возвратитесь к вашим удовольствиям и жилищам. Может быть, вы будете спрошены. 14. Они отве­чали: горе нам, мы были нечестивы. 15. И эти жалобы не

прекратились, как только тогда, когда Мы их положили, как засохшие колосья.6"6 16. Мы не создали небо, землю и все, что между ними, для забавы Нашей. 17. Если бы Мы хотели забавляться, то нашли бы забаву у Нас Самих, если бы Мы непременно хотели этого.607 18. Но Мы противу-ставляем истину лжи, и первая уничтожает вторую. Вот — она уже исчезает, и горе вам за то, что вы приписываете Богу. 19. Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Те, которые около Него, не гордятся и не устают покло­няться Ему. 20. Они восхваляют Его ночью и днем и не вымышляют ничего против Него. 21. Разве они взяли с


 


603 Вот что рассказывает Абу-Рафи': однажды я пришел в гости к Пророку; у
него ничего не оказалось съестного, и он отправил меня к одному еврею,
чтобы попросить у него немного муки, прибавив, что заплатит ему деньги в
начале реджеба. Я пришел к еврею и передал ему поручение Пророка, но
еврей отвечал, что он не даст муки, пока ему не принесут залога. Я вернулся
с этим ответом, и Пророк, послав в залог свою кольчугу, получил муку. Стих
этот был ниспослан для утешения благородного сердца Пророка.

604 Человек, принесший этот Коран, никогда не видал посланных с неба
других писаний, ни у кого не учился и был безграмотен; а самые ученые и
красноречивые из арабов не в состоянии были сочинить и одной главы
Корана; разве это не великое чудо?

605 Это относится к Пророку, который и сам нашел дорогу, и другим указал
прямой путь.


606 Полагают, что эти стихи относятся к жителям одного йеменского города по имени Холура. Бог послал им одного пророка, который стал призывать их к вере, но они возмутились и умертвили его; Бог в гневе Своем послал на них Навуходоносора, который, покарав их, многих предал смерти, а других увел в плен. Тогда им послышался глас с неба, говоривший: это вам возмез­дие за убиение пророков! Когда они услышали это, они сказали: о горе нам!— и раскаялись в грехах, но это уже не принесло им пользы, и они все погибли.

(lf)7 Толкователи говорят, что слово ляхв (игра, развлечение, забава) на йе­менском наречии значит жена и дети, а слова мин лядунна (у нас самих) будто надобно понимать так, что Бог мог бы забавляться с черноокими райскими левами—т. е. хуриями (хюр).


254


Коран


Сура 21


Пророки (Эль-Энбия)


255


 


земли божества, которые могли бы воскрешать мертвых? 22. Если бы на небе и на земле был другой бог, кроме Бога, и земля и небо погибли бы. Слава Владыки престола далека от того, что Ему приписывают. 23. У Него не спросится о делах Его, а у них спросится. 24. Разве они (ангелы) при­нимают другого бога, кроме Его? Скажи им: представьте доказательства ваши. Это — поучение тем, которые со мною, и тем, которые были прежде меня. Но большая часть из них не понимают истины и удаляются.

32425. Мы не послали прежде тебя ни одного пророка без того, чтобы не дать ему откровение, что нет бога, кроме Меня. Поклоняйтесь Мне. 26. Они говорят: у Милосердого есть дети. Какое богохульство, они — только Его уважае­мые рабы. 27. Они никогда не произносят слова прежде Его и исполняют Его повеления. 28. Он знает все, что впе­реди их и позади их, и они не могут заступиться, иначе как за того, за кого Ему угодно; они дрожат пред Ним от стра­ха. 29. Кто из них скажет: я—такой же бог, как и Он, тот получит в награду геенну. Так награждаем Мы нечестивых. 30. Неверные разве не знают, что небеса и земля составля­ли сплошную массу и что Мы разделили их и дали жизнь всему посредством воды? Разве они не уверуют? 31. Мы воздвигли на земле горы, чтобы укрепить ее ими; Мы про­ложили дороги на ней, чтобы люди могли направляться. 32. Мы сделали небеса прочною крышей, а они удаляются от чудес неба. 33. Это Он создал ночь и день, солнце и луну, каждое движется в своей орбите. 34. Мы ни одному челове­ку прежде тебя не дали вечной жизни. Если ты умрешь, то они думают ли жить вечно?608 35. Всякая душа вкусит смерть. Мы вас испытаем злом и добром, и вы к Нам воз­вратитесь.

32536. Когда неверные видят тебя, они насмехаются над тобою. Это ли тот человек, который говорит о богах ваших? А сами они не верят в учение Милосердого. 37. Человек создан из скорости; но Я покажу вам знамения Мои, и вы не пожелаете ускорить их.609 38. Они говорят: когда же исполнятся угрозы? Скажите сами, если вы искренни. 39. Если бы неверные знали тот час, когда они не в состоянии

608 Непокорные неверующие ожидали смерти Пророка, рассчитывая, что с его смертью рассеются и все его сподвижники. Стих этот нисшел в утешение

Пророку.

6(19 Толкователи полагают, что здесь под словом человек надобно разуметь Адама. Когда, при его сотворении, дух вошел в его голову и глаза, Адам, увидя, что солнце близко к закату, сказал: Господи, поторопись окончить мое создание прежде, нежели закатится солнце.


будут отвратить огонь от лиц и спин и когда они ни в ком не найдут помощи! 40. Наказание придет к ним внезапно и ошеломит их; они не в состоянии будут ни удалить его, ни получить отсрочку. 41. И прежде тебя посланные служили предметом насмешек; но наказание, над которым они на­смехались, охватило насмешников. 42. Скажи им: кто мо­жет защитить вас ночью или днем от Милосердого? А они отворачиваются от учения Господа их. 43. Разве у них есть божества, способные защитить их от Нас? Они не могут дать помощи самим себе, и их товарищи не помогут им против Нас. 44. Мы допустили этих людей и отцов их поль­зоваться благами этого мира, пока будет длиться жизнь их. Разве они не видят, что Мы вошли в землю (неверных) и стесняем ее со всех сторон1' Разве они — победители?

32645. Скажи им: я проповедую вам откровение; но глу­хие не слышат проповеди. 46. Если до них достигнет дуно­вение наказания Господня, они воскликнут: о горе нам! Мы были нечестивы. 47. Мы поставим в день воскресения весы справедливости, и ни одн;| душа не будет обижена ни на вес горчичного зерна. Мы покажем весы, и Нашего сче­та будет достаточно. 48. Мы дали Моисею и Аарону разли­чие, и свет, и предупреждение боящимся Бога; 49. тем, которые втайне боятся Господа их и дрожат при мысли о часе. 50. Эта книга есть благословенное поучение, которое Мы ниспослали вам. Будете ли вы отрицать его? 51. Уже прежде того Мы дали Аврааму направление; Мы знали его. 52. Когда он сказал отцу своему и народу своему: что такое эти подобия, которым вы поклоняетесь?— 53. они отвеча­ли: мы нашли отцов наших поклоняющимися им.— 54. И вы, отвечал он, и отцы ваши были в явном заблуждении.—

55. Говоришь ли ты истину, возразили они, или шутишь?—

56. Нет, сказал он. Господь ваш есть Господь небес и зем­
ли, которые Он создал, я в этом свидетельствую. 57. Кля­
нусь Богом, я устрою козни вашим кумирам, как только вы
уйдете.

32758. И он разбил их в куски, кроме самого большого, чтобы они подумали, что это сделал он. 59. Они сказали: кто этот нечестивый, поступивший так с нашими божест­вами? 60. Мы слышали, что один юноша, по имени Авра­ам, дурно говорил о них. 61. Приведите его пред глаза лю­дей, чтобы они были свидетелями. 62. Они спросили его: ты ли это, Авраам, так поступил с нашими богами?— 63. Нет, отвечал он, это сделал самый большой из них; спроси­те их, если они умеют говорить. 64. Они тогда стали гово-


256

Коран

рить самим себе: вы по истине нечестивы. 65. Потом они вернулись к прежним заблуждениям и сказали Аврааму: ты хорошо знаешь, что идолы не говорят.— 66. Так вы покло­няетесь вместо Бога тому, что не может вам сделать ни пользы, ни вреда? 67. Стыд на вас и на то, чему вы покло­няетесь вместо Бога. Разве вы не образумитесь?—610 68. Сожгите его, воскликнули они, и помогите богам вашим, если хотите наказать его. 69. Мы сказали: огонь, будь холо­ден; мир да будет Аврааму! 70. Они хотели ему сделать коз­ни, но Мы уничтожили их.611 71. Мы спасли его и Лота и перевели их в страну, которую Мы благословили навеки.612 72. Мы даровали ему Исаака и Иакова, как особую ми­лость, и обоих сделали праведными.

32873. Мы их поставили вождями, чтобы направлять лю­дей по повелению Нашему, и открыли им делание добра.

610 Немиродиты во время праздников своих выходили обыкновенно на один
день в поле и забавлялись там до вечера; потом, возвратившись, входили в
капище и, исполнив обряды поклонения своим идолам, уходили домой.
Однажды, показав Аврааму своих истуканов, они сказали ему: завтра у нас
праздник, пойдем вместе, ты увидишь, как хороша наша вера и обряды.
Авраам не ответил ни да. ни нет; но когда на другой день они зашли взять
его с собою, он притворился больным и остался. Когда они ушли, он тайно,
взяв топор, вошел в капище и, разбив 72 идола, оставил целым только од­
ного, самого большого из них, которому и повесил на шею топор. Цель его
была сказать язычникам: спросите у тех, кому вы поклоняетесь, пусть они
скажут вам, кто это сделал; они знали, что идолы их не могли говорить, и
цель Авраама была пристыдить их и привести в смущение?

Вернувшись с празднества и увидя в таком положении идолов, язычники были поражены и удивлены; они начали разузнавать, кто это сделал. Один из них слышал, как Авраам сказал однажды: клянусь Богом, я разобью ваших идолов; слова эти, переходя из уст в уста, дошли до Немвродовых сановников, и Авраама потребовали к царю, где после споров и прений приговорили его к смерти.

611 Немврод велел перед горой обнести кругом стеной место, пространство
внутри стены целый месяц наполняли дровами, потом, полив их маслом,
подложили огонь и, связав Авраама по рукам и по ногам, бросили его в этот
костер посредством метательной машины. Летя в воздухе, он был встречен
Джебраилом, который спросил его: имеешь ли ты во мне нужду?— Нет,
отвечай Авраам, я не нуждаюсь в тебе.— В таком случае проси, что тебе
нужно у Госпола твоего, продолжал Джебраил. Мне достаточно, возразил
Авраам, что мой Господь знает, в каком я нахожусь положении.

Когда Авраам упал в середину огня, мгновенно руки и ноги его развяза­лись, около него выросли розы и нарциссы и потекли ключи холодной воды. Семь дней он наслаждался в своем саду, а кругом его пылал страшный огонь. Немврод, видя из своего дворца, что Авраам наслаждается в саду и разговаривает с ангелом тени, закричал ему: Авраам! Я теперь вижу, сколь могуществен Бог твой, я хочу Ему принести жертву,— Пока ты останешься в своей вере, отвечал Авраам, Он не примет жертвы твоей.

Предание прибавляет, что Немврод оставил преследование Авраама и принес в жертву Богу 4000 быков.

('12 Авраам пошел в Палестину, а Лот — в города, бывшие на месте Мертвого моря, между Авраамом и Лотом было расстояние всего одни сутки.


 

257

Сура 21

Пророки (Эль-Энбия)

исполнение молитвы и раздавание милостыни. Они покло­нялись Нам. 74. Лоту дали Мы мудрость и знание и спасли его из города, который предавался разврату. Жители его были нечестивы и грешны. 75. Мы распространили на него милосердие Наше, потому что он был из праведных. 76. Когда Ной воззвал к Нам, Мы приняли молитву его и спасли его и его семейство от великого бедствия. 77. Мы дали ему помощь против народа, который не верил в Наши знамения; это был злой народ, и Мы потопили всех их. 78. Упомяни о Давиде и Соломоне, когда они произносили суд о пашне, потоптанной стадом одного народа. Мы были свидетелями суда их.613 79. Мы объяснили Соломону дело это и обоим им дали мудрость и знание. Мы заставили горы и птиц восхвалять Господа в песнях, вместе с Дави­дом. Мы действовали. 80. Мы научили его делать для вас брони, чтобы предохранять вас от взаимных насилий. Разве вы признательны за это? 81. Мы подчинили Соломону бурный ветер, который по приказанию его переносился в страну, благословенную Нами. Мы знали все.614

32982. Мы ему подчинили демонов, которые для него спускались на дно моря и исполняли и другие поручения. Мы наблюдали за ними. 83. Вспомни об Иове, когда он воззвал к Господу своему: меня постигло несчастие, но Ты — милосерднейший из милосердых.615 84, Мы исполнили

613 Давид сидел обыкновенно в судилище, а сын его Соломон стоял у дверей;
Давид судил и решал тяжбы народа. Однажды пред судилище предстали
некто Илия, занимавшийся хлебопашеством и садоводством, и некто Иохан-
на, занимавшийся овцеводством; Илия жаловался, что одна из овец Иохан-
ны зашла ночью на его землю, поела его хлеб и потоптала его виноградник.
Иоханна, спрошенный в свою очередь, подтвердил показание. Давид сооб­
разно закону велел Иоханне отдать овец своих Илии. После произнесения
решения они вышли вон, и слух об этом решении дошел до Соломона.
Соломон, войдя к своему отцу, сказал ему, что было бы лучше, если бы он
решил вопрос другим образом. Каким же образом?— спросил Давид. По-
моему, отвечал Соломон, овец надобно отдать Илии в залог, а сад и пашню
передать Иоханне, который должен работать, пока не приведет их в прежний
вид, а Илия будет покуда пользоваться молоком, маслом и шерстью овец.
Когда сад придет в первобытный вид, Илия получит его обратно, а сам
отдаст овец. Давид сейчас же принял это новое решение.

614 Легенда говорит, что ветер переносил Соломона вместе с его троном в
день на месяц пути.

615 Иов был сын Амоса, сына Разеха, сына Рума, сына 'Иса, сына Исаака.
Бог дал ему дар пророчества, большое богатство и много детей; Иов прово­
дил дни и ночи в повиновении Богу, служении Ему и в исполнении добрых
дел. Бог послал ему всевозможные несчастия: семь сыновей его и три дочери
были задавлены упавшей стеной, верблюды были убиты молнией, стада овец
были истреблены наводнением, пашни уничтожены ураганом и, наконец.
тело его все покрылось ранами, в которых явились черви и которые издавали
гнилой запах; окружавшие его правоверные все отступились от истинной


258


Коран


Сура 21


Пророки (Эль-Энбия)


259


 


молитву его и избавили его от несчастия; Мы возвратили ему семью и даже удвоили ее, по милосердию Нашему и в пример тем, которые Нам поклоняются. 85. Упомяни об Измаиле, Идрисе (Енохе) и Дулькифле; они все выносили терпеливо страдания свои.616 86. Мы их объяли милосерди­ем Нашим, потому что они были праведны. 87. Вспомни о Дуннуне (Ионе), который ушел гневный, думая, что Мы не имеем власти над ним. Но потом средь мрака он восклик­нул: нет Бога, кроме Тебя. Слава Тебе! Я был из числа не­честивых. 88. Мы приняли молитву его и спасли его от скорби. Так спасаем Мы верующих. 89. Вспомни о Заха-рии, когда он воззвал к Господу своему: Господи, не оставь меня одиноким, Ты — лучший из наследников. 90. Мы приняли молитву его и даровали ему Яхью (Иоанна) и сде­лали жену его способною родить детей. Они один перед другим старались делать добро, молились Нам с рвением и страхом и смирялись перед Нами.

33091. Мы вдохнули дух Наш в ту, которая сохранила девственность свою, и Мы сделали ее и сына ея знамением для вселенной. 92. Все эти религии ваши суть одна религия. Я — Господь ваш, поклоняйтесь Мне. 93. Они распались между собою на расколы; но все возвратятся к Нам. 94. Кто, делая добро, будет в то же время верующим, того уси­лия не останутся втуне, они будут записаны. 95. Проклятие

веры, его нигде не принимали, и при нем никого не осталось, кроме жены его Рахмэ, дочери Эфраима, сына Иосифа. Иов оставался в этом положении 7 лет, 7 месяцев, 7 дней и 7 часов и выносил все это с таким терпением, что даже поднимал упавших из его ран червей и клал их опять на свое тело. Для объяснения слов его молитвы меня постигло несчастие существует множест­во толкований, вот некоторые из них в сокращенном виде: говорят, что к нему явился Сатана и сказал, если ты преклонишься передо мною, я тебя спасу от этих страданий. Вышеприведенная фраза Иова не относится к его страданиям, а выражает жалобу на искушение Сатаны. Говорят также, что веровавшие в Иова начали толковать, что если бы он был действительно праведный, то его не постигли бы эти несчастия; слова эти раздирали его сердце, и он жаловался Богу на это несчастие, а не на физическое страдание. Еще говорят, что черви, точившие тело Иова, стали добираться до его языка, органа славословия Бога, и до его сердца, органа признания единства Божия; Иов, испугавшись этого, обратился с жалобой к Богу. Наконец, еще это толкуют так: Джебраил, однажды явившись к Иову, сказал ему: что же ты молчишь?— Да какое же, отвечал Иов, есть средство еще, кроме терпения?— У Бога в запасе есть еще много несчастий, сказал Джебраил, ты их всех не в состоянии будешь выдержать, проси у Бога выздоровления. Тогда будто бы Иов произнес слова молитвы. Толкователи прибавля ют еще, что, когда вещественный язык Иова произносил слова: меня постигло несчастие, ду­ховный язык его прибавил: Ты—милосерднейший из милосердых.—т. е. что первый жаловался, а второй восхвалял Бога.

616 Дулькифль значит, как полагают, или Илия, или Иисус Навин, или Захария.


будет тяготеть над городом, который Мы истребим, и жите­ли его не возвратятся, 96. пока не откроется выход Яд-жуджу и Маджуджу; они тогда быстро спустятся с каждой горы. 97. Тогда будет близок срок исполнения истинного обещания, и взоры неверных выразят удивление. Горе нам, воскликнут они, мы были беспечны к приходу часа и были нечестивы. 98. Вы и те, которым вы поклонялись вместо Бога, сделаетесь топливом геенны и будете ввержены в нее. 99. Если бы идолы ваши были боги, то они не были бы ввергнуты в ад. Все останутся там навеки. 100. Они будут там вздыхать и не будут ничего слышать. 101. Те, которым Мы прежде обещали благую награду, будут удалены от этого.617

331102. Они не услышат ни малейшего шума и вечно бу­дут наслаждаться предметами желаний своих. 103. Великий ужас не опечалит их, и ангелы скажут им: это — день ваш, который был обещан вам. 104. В этот день Мы свернем небеса, как Сиджиль (один из ангелов) свертывает писаные листы. Подобно тому как Мы произвели творение, так Мы его возьмем обратно. Нас обязывает к этому обещание, и Мы исполним его. 105. Мы уже написали в псалмах, после закона (данного Моисею), что земля будет наследием пра­ведных рабов Моих. 106. В этой книге содержится доста­точное поучение для поклоняющихся Нам. 107. Мы посла­ли тебя только по милосердию Нашему к вселенной. 108. Скажи им: мне дано откровение, что Бог ваш есть Бог еди­ный. Покорны ли вы воле Его (т. е. мусульмане ли вы)? 109. Но если они отвернутся, скажи им: я воззвал ко всем вам одинаково, и я не знаю, близка ли или далека обещан­ная вам угроза. ПО. Бог знает и слова ваши, произнесен­ные громко, и то, что вы скрываете. 111. Я не знаю, но эта отсрочка, может быть, дана только для того, чтобы испы­тать вас и допустить вас наслаждаться благами этого мира до известного времени. 112. Бог велел тебе говорить: Гос­поди, суди по справедливости. Господь наш милосерд, мы

617 Когда многобожники услышали 98-й стих: вы и те, которым вы поклоняе­тесь будете топливом для геенны,—они очень рассердились. Ибн Эззагра сказал им: не печальтесь, я сейчас же пойду к Мухаммеду и вступлю с ним в спор. Пришел к Пророку, он сказп ему: Мухаммед, ты говоришь, что и поклоняющиеся другим, кроме Бога, и те, которым поклоняются, будут ввержены в ад; но иудеи поклоняются 'Озайру. христиане — Иисусу, а бену мел и к — ангелам, неужели же 'Озайр. Иисус и ангелы будут служить топли­вом для геенны? Мухаммед отвечал ему: поклонение jto им внушено Сата­ной, он велел им это, следовательно, они поклоняются Сатане. В подтвер­ждение слов Пророка сошел настоящий стих.


260


Коран


Сура 22



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.