Особенности и принципы работы с детьми с ОВЗ. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности и принципы работы с детьми с ОВЗ.

2020-07-07 118
Особенности и принципы работы с детьми с ОВЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1.Целевой раздел Программы:

1.1.Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------------- 3

1.2. Особенности и принципы работы с детьми с ОВЗ--------------------------------------------- 4

1.3. Направления деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья------------------------------------------------------------ 5

1.4.Цели, задачи реализации Программы ------------------------------------------------------------ 7

1.5. Принципы и подходы к формированию Программы ----------------------------------------- 7

1.6. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей – инвалидов --------------------------------------------------------------------------------------------------12

1.6.1. Характеристика особенностей развития дошкольников с ОВЗ (ОНР) --------------- 18

1.6.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанниками коррекционно – развивающей Программы дошкольного образования ------------------------ 22

1.6.3.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы ----------------------- 23

1.6.4. Психолого – педагогические особенности детей с ЗПР ---------------------------------- 24

1.6.5. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников с ЗПР --------- 28

1.6.6. Особенности развития воспитанников с ОВЗ (ЗПР) ------------------------------------- 29

1.6.7. Планируемые результаты освоения Программы воспитанниками с ЗПР ----------- 33

1.6.8. Учет индивидуальных особенностей детей с ЗПР ---------------------------------------- 38

2. Содержательный раздел Программы:

2.1.Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям -------- 41

2.2.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 51

2.3. Реализация образовательной Программы ----------------------------------------------------- 51

2.4. Направления работы. Модули Программы ---------------------------------------------------- 55

3. Организационный раздел Программы:

3.1. Психолого – педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ------------ 60

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ------ 61

3.3. Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ и детьми – инвалидами ------------------------------------------------------------------------------------------------ 64

3.4. Материально – техническая база, оснащение специальным оборудованием ------- 64 3.5. Организационно – педагогическое обеспечение --------------------------------------------- 66

3.6. Психолого – медико – педагогическое сопровождение ------------------------------------ 66

3.7. Кадровое обеспечение ----------------------------------------------------------------------------- 67

3.8. Условия реализации Программы ---------------------------------------------------------------- 67

3.8.1. Специальные условия реализации Программы --------------------------------------------- 71

3.9. Программно-методическое обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ ---------------------------------------------------- 71

3.9.1. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 72

Приложения 1 -------------------------------------------------------------------------------------------- 95

Приложение 2 -------------------------------------------------------------------------------------------- 98

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Адаптированная коррекционная образовательная программа для детей с ОВЗ и ребенка-инвалида Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 101 г. Липецка (далее по тексту Программа) - это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№ 273 – ФЗ гл. 1 ст. 28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:

· в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

· с учетом Основной образовательной программы ДОУ

· с учетом Адаптированной образовательной программы ДО ДОУ № 101 г. Липецка

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику образования.

Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется:

- на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;

- на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.

В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Цель реализации Программы ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Программа формируется как программа психолого - педагогическойподдержки позитивной социализации и индивидуализации, коррекции развития личности детей с ОВЗ и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена

- на создание оптимальных условий для коррекционно - образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями дошкольного детства;

- на создание коррекционно-развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ОВЗ.

Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Нормативно-правовая база

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

· ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г)

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин» 2.4.3049-13).

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

· Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № аф-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

· Письмо Минобрнауки РФ от 07.06.2013 № ИР-535/о7 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

· Устав ДОУ № 101 г. Липецка

Адаптированная коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ и детей-инвалидов в возрасте от 3 до 8 лет и обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);

-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка.

В данный момент наше учреждение посещают один ребенок со статусом «ребенок-инвалид». Этот ребенок не имеет видимых нарушений и отклонений в развитии, сохранена интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии. 3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).

С момента поступления ребенка-инвалида и получения протокола ПМПК в наше учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанной и действующей программе. 

Образовательная область «Речевое развитие»

Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из 2-3-х звеньев. Способен к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. Расширяется запас пассивного словаря: понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные

глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами. Включается в диалог – отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма, используя не только отдельные слова, но и простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут дополняться жестами. Строит простые распространенные предложения несложных моделей. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых

слогов, с ударением на гласном звуке.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе). Обращается к воспитателю по имени и отчеству. Умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Может общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляет доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеет опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимает, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка. Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. l Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Музыкальная деятельность. Пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.

Конструктивно – модельная деятельность (конструирование из различного материала). Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала. Располагать кирпичики, пластины вертикально. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. Собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета; собирать картинку из 4 частей. Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов).

Театрализованные игры. Следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры). Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

4-5 лет.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математически представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, величина, форма). Считает до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количеств. Сравнивает два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху —внизу, впереди — сзади; далеко - близко); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.

Образовательная область «Речевое развитие». Развитие речевого (фонематического) восприятия. Умеет воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности. Дифференцирует слова, близкие по звучанию. Умеет выделять определенный звук из звукового ряда. Различение неречевых и речевых звуков. Выделяет гласный звук из ряда звуков.

Формирование целостной картины мира и развитие речи. Знает свое имя и фамилию, возраст, гендерную принадлежность, имена членов своей семьи, кем работают. Называет город, домашний адрес. Называет домашних животных, растения, времена года, игрушки, сказки. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Объясняет функциональное назначение предметов. Понимает и употребляет простые и сложные предлоги. Понимает и преобразовывает в активной речи единственное и множественное число существительных. Имеются в активном словаре существительные, прилагательные, глаголы. Умеет правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род, число. Составляет связный рассказ по картинке, пересказывает тексты с помощью вопросов педагога. Понимает и употребляет слова- антонимы. Образует форму мн. числа существительных, употребляет эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму мн. числа родит. падежа существительных (вилок, яблок).

Социально-коммуникативное развитие. Выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут.

Художественно-эстетическое развитие. Эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства; с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

5 – 6 лет

Речевое развитие

-проявляет речевую активность, способность взаимодействовать окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

-понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

-понимает и выполняет элементарные словесные инструкции.

-воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Познавательное развитие:

-составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

-создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

-показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

-выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

-усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах;

-знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

-обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности. Художественно-эстетическое развитие:

-эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

-знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства;

-с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

6 – 8 лет

Речевое развитие:

-обладает мотивацией к школьному обучению; -усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; -составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого); -владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом).

Познавательное развитие:

обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область Цель Задачи
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ЗПР в общественную жизнь -формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе -формирование навыков самообслуживания -формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним -формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основная цель - овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к общественную жизнь.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ предполагает следующие направления работы:

1. Формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира

людей и рукотворных материалов;

2. Воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;

3.Обучение способам поведения в обществе, отражающим желания,

возможности и предпочтения детей («хочу — не хочу», «могу — не могу»,

«нравится — не нравится»).

На основе формирования представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, накопление ими словарного

запаса.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ступени

обучения по следующим разделам:

1. Игра

2. Представления о мире людей и рукотворных материалах

3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе

4. Труд

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. Освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка складываются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению.

На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ и детям-инвалидам занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников. Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•   в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Развитие игровой деятельности проходит через различные виды игр:

Педагоги при организации деятельности с детьми используют следующую классификацию детских игр, применяют в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, создают условия для самостоятельной деятельности детей. Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ и детей-инвалидов важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни: развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в ОУ и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие чёткой работе организма.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Общие задачи:

− формировать первичные трудовые умения и навыки: формировать интерес и способность к самостоятельным действиям с бытовыми предметами-орудиями (ложка, вилка, нож, совок, лопатка и пр.), к самообслуживанию и элементарному бытовому труду (в помещении и на улице); поощрять инициативу и самостоятельность детей в организации труда под руководством взрослого;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам: развивать способность проявлять себя как субъект трудовой деятельности; предоставлять возможности для самовыражения детей в индивидуальных, групповых и коллективных формах труда;

− формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: поддерживать спонтанные игры детей и обогащать их через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых и организацию содержательных сюжетно-ролевых игр; формировать готовность к усвоению принятых в обществе правил и норм поведения разными видами и формами труда, в интересах человека, семьи, общества.

− развитие социального интеллекта на основе разных форм организации трудового воспитания в дошкольной образовательной организации;

− формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, связанных с организаций труда и отдыха людей.

Общие задачи

− формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;

− приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения,

формирование готовности к усвоению принятых в обществе правил и норм безопасного поведения в интересах человека, семьи, общества;

− передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

− формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям.

Музыкальная деятельность

Развитие музыкально-художественной деятельности: развивать восприятие музыки, формировать интерес к пению и певческие умения, развивать музыкально-ритмические движения, умения и навыки игры на детских музыкальных инструментах;

Приобщение к музыкальному искусству: формировать основы музыкальной культуры, элементарные представления о музыкальном искусстве и его жанрах; развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; поддержка инициативы и самостоятельности, творчества детей в различных видах музыкальной деятельности.

Формирование представлений о музыкальной сокровищнице малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения музыкальной культуры разных стран и народов мира.

Направления работы.

Программа коррекциивключает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее содержание.

Концептуальный модуль.

Определяет стратегию построения индивидуальной программы, ее направленность на реализацию задач коррекционно-развивающей работы с учетом психолого- педагогической неоднородности детей с ОВЗ и организацию комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум.

 Его главная задача: реализация индивидуального образовательного маршрута и оказание коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи ПМПк сопровождения:

- установление контакта с родителями;

- коррекция речевых нарушений;

- развитие познавательных процессов и коммуникативных навыков ребёнка;

- установление психологической защищённости ребёнка;

- подготовка ребёнка к школе;

- выбор оптимальных методов, приёмов.

ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии.

 Участниками комплексного сопровождения являются:

- воспитатель

- родитель (законный представитель)

- учитель-логопед

- педагог- психолог

- педагог дополнительного образования

- музыкакльный руководитель

- инструктор по ФК

- медицинские работники.

Диагностико - консультативный модуль.

Данный модуль направлен на всестороннее динамическое изучение и комплексную оценку уровня развития ребенка. Реализация этого модуля обеспечивается комплексным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПК): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя, медицинской сестры, присутствия одного из родителей ребенка (законного представителя). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни, педагогическое изучение.

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Каждый из педагогов образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистам являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: определяется прогноз развития ребенка, выявляются трудности при освоении ООП, даются рекомендации родителям, проектируется индивидуальная образовательная программа по коррекции и развитию данного ребенка на следующий период коррекционной работы.

Система мероприятий по обследованию и диагностике развития, представленная в таблице, позволяет изучить уровень актуального развития ребёнка с ОВЗ, установить возможные причины нарушений, сделать заключение и определить перспективы развития ребёнка.

Изучение ребёнка. Содержание работы Где и кем выполняется работа.
Медицинское Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история развития ребёнка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние ребёнка; изменения в физическом состоянии (рост, вес и т.д.), нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипичные и навязчивые движения); утомляемость, состояние анализаторов. Медицинский работник, учитель- логопед, педагог-психолог, воспитатель. Наблюдения на занятиях, в игровой деятельности, прогулках и т.д. Обследование ребёнка врачом. Беседы с родителями, анкетирование.
Психолого-логопедическое Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика; Речь. Педагог- психолог. Наблюдение за ребёнком в разных видах деятельности. Тестирование. Беседы с ребёнком, родителями. Учитель-логопед. Наблюдение за речью ребёнка на занятии и в свободной деятельности. Обследование речи ребёнка.  

Коррекционно-развивающий модуль.

Основываясь на результатах комплексной диагностики и оценки уровня психофизического развития ребенка, данный модуль обеспечивает выбор наиболее оптимального содержания образования, эффективных средств и технологий обучения, предупреждений нарушений в развитии, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

Коррекционно-развивающий модуль включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-

развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

-коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,

познавательной и речевой сфер;

-формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

-развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,

коммуникативной компетенции.

Эффективность в коррекционной работе может быть достигнута в результате тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса при условии совместного планирования работы. Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи.

Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые педагогом – психологом.

Виды труднос

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.